Четвертый раз на Фашинозе - из Киля до Нордкапа и обратно на Costa Fascinosa
Добавлено: 03 сен 2023, 10:08
Выбор и бронирование круиза
Еще во время пандемии мы с женой планировали отправиться в круиз по Исландии (поскольку я боюсь летать, для меня это по сути единственный вариант), но отмена британской визовой уступки в конце прошлого года и наличие британских портов почти во всех доступных круизах с Исландией заставили нас подыскать план Б – не Исландия, так хотя бы Норвегия, благо наш первый совместный круиз с женой в 2018 был именно по Норвегии. От подачи на британскую визу удержала почти полная пустота наших банковских счетов, которая явно бы не понравилась визовому офицеру.
В основном рассматривали уже знакомые Косту и MSC, от других компаний заманчивых предложений не нашлось, кроме разве что NCL из Тромсё в Исландию или на Шпицберген, но до Тромсё из Вены без самолёта добраться было бы весьма непросто (хотя, как оказалось впоследствии, коллега в феврале поедет именно так – смотреть на северное сияние – на поездах и паромах). У Косты сразу приглянулся маршрут на Фашинозе на 13 дней из Киля до Нордкапа и обратно с заездом на Лофотены. Как раз в июне, после нашего возврата из недельного круиза на Опере по греческим островам, у Косты появилась акция на олл-инклюзив, но все равно было довольно дорого, тем более что жена настаивала хотя бы на каюте с окном. В итоге, в последний день акции, когда я уже принял решение бронировать, на сайте случился какой-то обвал – и цена снизилась сразу на 800 евро.
Поскольку с гражданством РФ забронировать напрямую на сайте Косты нельзя, я позвонил в австрийский офис (где меня еще спросили, на каком рынке я хочу бронировать – австрийском, немецком или швейцарском) и менеджер сделал бронирование, причем прошли даже промокоды на 10% с прошлого круиза (вокруг Европы в октябре 2022) и на 50 евро с сайта. Никаких вопросов про ВНЖ не было – видимо, у них в системе еще с прошлого круиза стояла какая-то отметка или потому что у меня в аккаунте Коста Клуба австрийский адрес. В итоге получилось 2820 евро за каюту с балконом (с окном стоила дешевле всего на 150 евро) и пакетом напитков MyDrinks – я считаю, что это хорошая сделка - при нынешней-то инфляции за круиз по Норвегии в разгар сезона. Для жены вообще все порты (кроме Киля) были новыми, я же был на Лофотенах 10 лет назад (и очень хотел вернуться туда снова) и проездом в Трондхейме. Но Нордкап и Ольден (а также Тромсё и Хёгесунн) еще только предстояло исследовать.
Посадка на корабль (17.08.2023)
Переночевав в Гамбурге и посетив местный музей миниатюр, в день посадки мы приехали в Киль на поезде. Наши чемоданы были весьма тяжелыми (понабрали теплых вещей, чтобы не околеть на Нордкапе), поэтому пешком идти не очень хотелось, и я даже рассматривал такси. Но в итоге мы запрыгнули в городской автобус у вокзала, билет у водителя стоил 2,40 с носа – и через минут 7 вместе с еще парой таких же экономных вышли на остановке рядом с круизным терминалом. Регистрация на посадку прошла рекордно быстро – никаких ковидных справок, никаких проверок британской уступки – как это было в прошлом году в том же Киле; даже посадочные формы не собирали, и фрукты и воду из сумки не отобрали.
Первые впечатления
Для меня это был девятый круиз, при этом аж четвертый на Фашинозе (поскольку для меня всегда основными критериями являются маршрут и цена, это просто совпадение). В октябре 2022 ходили тоже на ней – так что все было очень знакомо, даже почти все представления в театре не поменялись, наш любимый певец Росс и иллюзионист Начо Убеда продолжали устраивать бенефисы. Разве что по сравнению с тем круизом количество русскоязычных резко сократилось – но два-три раза мы все-таки слышали родную речь, и поменялся круизный директор на более молодого, который, в отличие от предыдущего, не развлекал публику своим замечательным русским. Газеты в каюту приносили на английском (я при бронировании указал как предпочитаемый язык), приложение Косты работало на русском, но меню в ресторанах показывало все равно на английском. Еще одно изменение, которое бросилось в глаза – на завтраке в ресторане блюд на заказ теперь нет, никаких норвежских/мексиканских/бельгийских и т. д. завтраков, зато буфет открытый, в то время, как на 9 палубе еду из буфета выдают сотрудники (на всех приемах пищи). Официанты на завтраке только разливают «стоковый» кофе, можно было еще попросить принести платный эспрессо/капучино, и как я понял ближе к концу круиза, вафли (в буфете их не было). И куда-то пропали все официанты из Латинской Америки, которые были осенью.
Из-за напряженного рабочего графика времени и сил на детальное планирование маршрута в каждом порту практически не было (основную информацию почерпнул с форума - спасибо ему за это). Я был морально готов к Коста-турам, которые просила жена (ей не нравится мой стиль хождения по 20к шагов в день с прибытием к кораблю за пару минут до «все на борт»). Но при этом, несмотря на весьма кусачие цены, все туры оказались очень быстро забронированы. Еще за два-три дня до посадки на сайте уже нельзя было забронировать ни один тур по Лофотенам, а после посадки нам предложили только не самый интересный, с деревней викингов, последние два места на немецком. Поэтому пришлось импровизировать уже на борту.
Лекнес, Лофотенские острова (20.08.2023)
Лекнес был первым портом – а перед ним аж два дня в море. Во второй морской день пересекали полярный круг, и по этому поводу утром бассейна организовали представление и «крещение морем» (всем желающим один из аниматоров, наряженный в Одина, поливал на макушку воду), а вечером всем принесли в каюте сертификаты о том, что мы пересекли полярный круг.
Иногда ловила мобильная связь, я попробовал забронировать тур от местного агентства Lofoten Lights - но и сказали, что свободных мест у них нет. В итоге подумал, что единственным вариантом остается прокат машины (несмотря на 5 лет за рулем, раньше я никогда не брал в прокат машину). Сайт SIXTa показал минимальную цену в 450 евро. В итоге я позвонил в AVIS, и мне обозначили цену в 2500 NOK (примерно 220 евро) за электрическую тачку (я просил «самую дешевую на автомате»); сказали, что пригонят машину в порт (хотя в воскресенье они официально закрыты), просили позвонить, когда сядем в тендер.
На тендер билеты выдавали во второй морской день в одном из баров, начиная с 8 утра (об этом было объявлено в газете). Я поставил будильник на 7:50, но в 7:35 кто-то пустил по громкой связи объявление об учебной тревоге, которое хоть и быстро прервалось, но успело меня разбудить. Я решил сразу пойти за билетами – и не прогадал, их уже вовсю выдавали, и нам достался номер «47». Как оказалось в день высадки, самый первый (не считая экскурсий, которые отчалили раньше) был «45». При этом хоть первые тендеры поплыли к берегу где-то в 8:45 (официальное время прибытие было 10:00), но наш отчалил только в 11 с копейками. Кто-то грустно стоял в проходе с номером «79», а какие-то итальянцы пытались о чем-то скандалить, но в целом, процесс тендерной высадки был организован четко. Как потом сказала британская хостес, нам вообще повезло – потому что в на аналогичном маршруте в июле были волны выше полутора метров, тендерная высадка была небезопасной, и порт в итоге просто пропустили оО
Какая именно будет машина – оставалось сюрпризом до последней минуты. В итоге дали очень крутой мерседес (полный привод, 300 л.с., все новейшие системы-ассистенты). Даже права или паспорт не смотрели, просто нужно было подписать контракт. Жена, которая сейчас как раз учится на права, внимательно осмотрела машину на предмет повреждений – но было ясно, что она почти новая, пробег всего 11 тысяч. Так что 220 евро оказалось вполне адекватной ценой (Коста тур стоил бы 185 евро с человека, а тур от местной компании 115), от самого вождения я тоже получил удовольствие. Только напрягали некоторые любители ехать посреди дороги – благо что разметки между направлениями движения на большей части дороги не было. Несколько раз нужно было разъезжаться в узких местах с автобусами или кемперами, но с этим проблем не возникло, в целом, несмотря на воскресенье в разгар сезона даже по австрийским меркам трафика было немного.
Наш маршрут более-менее повторял туры, только в Нусфьорд не успели заехать. Сначала отправились в О (Å), там немного пофоткались в конце дороги («дальше нет ничего») и сходили в музей-рыбацкую деревню https://www.museumnord.no/en/our-venues ... ge-museum/ (при этом там есть еще отдельный музей, посвященный сушеной треске – основному местному продукту). Особенно интересно было посетить этот музей, так как в прошлом году я руководил студенткой, которая изучала социально-экономические причины нарушений правил рыболовства на Лофотенах в 20е-30е годы прошлого века – в период Великой Депрессии на Лофотены в поисках заработка с помощью рыбной ловли хлынули люди со всей Норвегии.
Затем мы заехали в Рейне (на самом деле, можно было туда не заезжать; на наш взгляд, самый красивый вид открывается с моста по пути к деревне, а в самой деревне не так красиво, зато есть супермаркет…в котором в воскресенье не продают пиво).
На обратном пути быстро заехали в другой магазин, купили той самой сушеной трески и чипсов из лосося (очень вкусно – но очень дорого), да рыбий жир на зиму – вот такой странный сувенир…И еще осталось время на посещение двух замечательных пляжей – Rambergstranda и Skagsanden. На первом кто-то даже купался, на втором были серферы. У нас времени оставалось только, чтобы насладиться видом, послушать шум волн, да попробовать-таки местное пиво и рыбные закуски. За 10 минут до объявленного отправления последнего тендера мы вернулись в порт и сдали машину – хотя по факту, тендеры сновали туда-сюда еще больше получаса.
Еще во время пандемии мы с женой планировали отправиться в круиз по Исландии (поскольку я боюсь летать, для меня это по сути единственный вариант), но отмена британской визовой уступки в конце прошлого года и наличие британских портов почти во всех доступных круизах с Исландией заставили нас подыскать план Б – не Исландия, так хотя бы Норвегия, благо наш первый совместный круиз с женой в 2018 был именно по Норвегии. От подачи на британскую визу удержала почти полная пустота наших банковских счетов, которая явно бы не понравилась визовому офицеру.
В основном рассматривали уже знакомые Косту и MSC, от других компаний заманчивых предложений не нашлось, кроме разве что NCL из Тромсё в Исландию или на Шпицберген, но до Тромсё из Вены без самолёта добраться было бы весьма непросто (хотя, как оказалось впоследствии, коллега в феврале поедет именно так – смотреть на северное сияние – на поездах и паромах). У Косты сразу приглянулся маршрут на Фашинозе на 13 дней из Киля до Нордкапа и обратно с заездом на Лофотены. Как раз в июне, после нашего возврата из недельного круиза на Опере по греческим островам, у Косты появилась акция на олл-инклюзив, но все равно было довольно дорого, тем более что жена настаивала хотя бы на каюте с окном. В итоге, в последний день акции, когда я уже принял решение бронировать, на сайте случился какой-то обвал – и цена снизилась сразу на 800 евро.
Поскольку с гражданством РФ забронировать напрямую на сайте Косты нельзя, я позвонил в австрийский офис (где меня еще спросили, на каком рынке я хочу бронировать – австрийском, немецком или швейцарском) и менеджер сделал бронирование, причем прошли даже промокоды на 10% с прошлого круиза (вокруг Европы в октябре 2022) и на 50 евро с сайта. Никаких вопросов про ВНЖ не было – видимо, у них в системе еще с прошлого круиза стояла какая-то отметка или потому что у меня в аккаунте Коста Клуба австрийский адрес. В итоге получилось 2820 евро за каюту с балконом (с окном стоила дешевле всего на 150 евро) и пакетом напитков MyDrinks – я считаю, что это хорошая сделка - при нынешней-то инфляции за круиз по Норвегии в разгар сезона. Для жены вообще все порты (кроме Киля) были новыми, я же был на Лофотенах 10 лет назад (и очень хотел вернуться туда снова) и проездом в Трондхейме. Но Нордкап и Ольден (а также Тромсё и Хёгесунн) еще только предстояло исследовать.
Посадка на корабль (17.08.2023)
Переночевав в Гамбурге и посетив местный музей миниатюр, в день посадки мы приехали в Киль на поезде. Наши чемоданы были весьма тяжелыми (понабрали теплых вещей, чтобы не околеть на Нордкапе), поэтому пешком идти не очень хотелось, и я даже рассматривал такси. Но в итоге мы запрыгнули в городской автобус у вокзала, билет у водителя стоил 2,40 с носа – и через минут 7 вместе с еще парой таких же экономных вышли на остановке рядом с круизным терминалом. Регистрация на посадку прошла рекордно быстро – никаких ковидных справок, никаких проверок британской уступки – как это было в прошлом году в том же Киле; даже посадочные формы не собирали, и фрукты и воду из сумки не отобрали.
Первые впечатления
Для меня это был девятый круиз, при этом аж четвертый на Фашинозе (поскольку для меня всегда основными критериями являются маршрут и цена, это просто совпадение). В октябре 2022 ходили тоже на ней – так что все было очень знакомо, даже почти все представления в театре не поменялись, наш любимый певец Росс и иллюзионист Начо Убеда продолжали устраивать бенефисы. Разве что по сравнению с тем круизом количество русскоязычных резко сократилось – но два-три раза мы все-таки слышали родную речь, и поменялся круизный директор на более молодого, который, в отличие от предыдущего, не развлекал публику своим замечательным русским. Газеты в каюту приносили на английском (я при бронировании указал как предпочитаемый язык), приложение Косты работало на русском, но меню в ресторанах показывало все равно на английском. Еще одно изменение, которое бросилось в глаза – на завтраке в ресторане блюд на заказ теперь нет, никаких норвежских/мексиканских/бельгийских и т. д. завтраков, зато буфет открытый, в то время, как на 9 палубе еду из буфета выдают сотрудники (на всех приемах пищи). Официанты на завтраке только разливают «стоковый» кофе, можно было еще попросить принести платный эспрессо/капучино, и как я понял ближе к концу круиза, вафли (в буфете их не было). И куда-то пропали все официанты из Латинской Америки, которые были осенью.
Из-за напряженного рабочего графика времени и сил на детальное планирование маршрута в каждом порту практически не было (основную информацию почерпнул с форума - спасибо ему за это). Я был морально готов к Коста-турам, которые просила жена (ей не нравится мой стиль хождения по 20к шагов в день с прибытием к кораблю за пару минут до «все на борт»). Но при этом, несмотря на весьма кусачие цены, все туры оказались очень быстро забронированы. Еще за два-три дня до посадки на сайте уже нельзя было забронировать ни один тур по Лофотенам, а после посадки нам предложили только не самый интересный, с деревней викингов, последние два места на немецком. Поэтому пришлось импровизировать уже на борту.
Лекнес, Лофотенские острова (20.08.2023)
Лекнес был первым портом – а перед ним аж два дня в море. Во второй морской день пересекали полярный круг, и по этому поводу утром бассейна организовали представление и «крещение морем» (всем желающим один из аниматоров, наряженный в Одина, поливал на макушку воду), а вечером всем принесли в каюте сертификаты о том, что мы пересекли полярный круг.
Иногда ловила мобильная связь, я попробовал забронировать тур от местного агентства Lofoten Lights - но и сказали, что свободных мест у них нет. В итоге подумал, что единственным вариантом остается прокат машины (несмотря на 5 лет за рулем, раньше я никогда не брал в прокат машину). Сайт SIXTa показал минимальную цену в 450 евро. В итоге я позвонил в AVIS, и мне обозначили цену в 2500 NOK (примерно 220 евро) за электрическую тачку (я просил «самую дешевую на автомате»); сказали, что пригонят машину в порт (хотя в воскресенье они официально закрыты), просили позвонить, когда сядем в тендер.
На тендер билеты выдавали во второй морской день в одном из баров, начиная с 8 утра (об этом было объявлено в газете). Я поставил будильник на 7:50, но в 7:35 кто-то пустил по громкой связи объявление об учебной тревоге, которое хоть и быстро прервалось, но успело меня разбудить. Я решил сразу пойти за билетами – и не прогадал, их уже вовсю выдавали, и нам достался номер «47». Как оказалось в день высадки, самый первый (не считая экскурсий, которые отчалили раньше) был «45». При этом хоть первые тендеры поплыли к берегу где-то в 8:45 (официальное время прибытие было 10:00), но наш отчалил только в 11 с копейками. Кто-то грустно стоял в проходе с номером «79», а какие-то итальянцы пытались о чем-то скандалить, но в целом, процесс тендерной высадки был организован четко. Как потом сказала британская хостес, нам вообще повезло – потому что в на аналогичном маршруте в июле были волны выше полутора метров, тендерная высадка была небезопасной, и порт в итоге просто пропустили оО
Какая именно будет машина – оставалось сюрпризом до последней минуты. В итоге дали очень крутой мерседес (полный привод, 300 л.с., все новейшие системы-ассистенты). Даже права или паспорт не смотрели, просто нужно было подписать контракт. Жена, которая сейчас как раз учится на права, внимательно осмотрела машину на предмет повреждений – но было ясно, что она почти новая, пробег всего 11 тысяч. Так что 220 евро оказалось вполне адекватной ценой (Коста тур стоил бы 185 евро с человека, а тур от местной компании 115), от самого вождения я тоже получил удовольствие. Только напрягали некоторые любители ехать посреди дороги – благо что разметки между направлениями движения на большей части дороги не было. Несколько раз нужно было разъезжаться в узких местах с автобусами или кемперами, но с этим проблем не возникло, в целом, несмотря на воскресенье в разгар сезона даже по австрийским меркам трафика было немного.
Наш маршрут более-менее повторял туры, только в Нусфьорд не успели заехать. Сначала отправились в О (Å), там немного пофоткались в конце дороги («дальше нет ничего») и сходили в музей-рыбацкую деревню https://www.museumnord.no/en/our-venues ... ge-museum/ (при этом там есть еще отдельный музей, посвященный сушеной треске – основному местному продукту). Особенно интересно было посетить этот музей, так как в прошлом году я руководил студенткой, которая изучала социально-экономические причины нарушений правил рыболовства на Лофотенах в 20е-30е годы прошлого века – в период Великой Депрессии на Лофотены в поисках заработка с помощью рыбной ловли хлынули люди со всей Норвегии.
Затем мы заехали в Рейне (на самом деле, можно было туда не заезжать; на наш взгляд, самый красивый вид открывается с моста по пути к деревне, а в самой деревне не так красиво, зато есть супермаркет…в котором в воскресенье не продают пиво).
На обратном пути быстро заехали в другой магазин, купили той самой сушеной трески и чипсов из лосося (очень вкусно – но очень дорого), да рыбий жир на зиму – вот такой странный сувенир…И еще осталось время на посещение двух замечательных пляжей – Rambergstranda и Skagsanden. На первом кто-то даже купался, на втором были серферы. У нас времени оставалось только, чтобы насладиться видом, послушать шум волн, да попробовать-таки местное пиво и рыбные закуски. За 10 минут до объявленного отправления последнего тендера мы вернулись в порт и сдали машину – хотя по факту, тендеры сновали туда-сюда еще больше получаса.