В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Отчёты о сухопутных путешествиях, отзывы, рассказы
viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Лично мне очень понравился раздел выставки, посвященный керамике с использованием мотивов работ Рафаэля

Изображение

Например, "Избиение младенцев" по гравюре Раймонди по работе Рафаэля

Изображение

Изображение

Наиболее часто цитируемая работа Рафаэля, это "Суд Париса"

Изображение

Изображение

Изображение

Рисунки по мотивам гравюр рахмещались на самы различных предметах: блюда, солонка...

Изображение

Изображение

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Продолжим линию "Суда Париса"
Вот так интерпетировал работу Рафаэля немецкий художник классичской школы Антон Рафаэль Менгс

Изображение

Художник неоднократно бывал в Риме и изучал творчество старых мастеров, в том числе Рафаэля. Благодаря протекции кардинала Алессандро Альбани герцог Нортумберлендский заказал Менгсу для своей галереи копии произведений Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Рафаэля, в том числе фрески последнего «Афинская школа».

Изображение

Картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, яркое воплощение борочного стиля.

Изображение

Жан-Гийом Муатт. «Проект барельефа суда Парижа».

Изображение

Анжелика Кауфман.Суд Париса.
Ангелика (Анжелика) Мария Анна Катарина Кауфман (1741 – 1807) немецкий художник,график, представительница неоклассицизма и одна
из талантливейших женщин эпохи Просвещения.
Очень рано приобрела широкую европейскую известность,была членом флорентийской Академии художеств, членом Академии Св. Луки в Риме,
Французской и Британской Королевской академии,Венецианской академии

Все эти художники внимательно изучали работы Рафаэля и, конечно, его влияние отразилось в их творчестве.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Еще одна популярная тема в "линии Рафаэля", это три грации.

Изображение

На картине изображены три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства. Иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые Геракл в своем 11-м подвиге должен был получить из сада Гесперид.

А вот так увидел трех Граций Ф.Фурини

Изображение

Фурини, Франческо – Три Грации

Фурини сформировался в академическом кругу Биливерти и Маттео Росселли, а его образование завершилось путешествием в Рим. В 1633 он стал священником, но не оставил занятий живописью, которой он занимался в своем приходе Сант-Ансано ин Муджелло. Однако из-за обилия заказов на мифологические и религиозные сюжеты, в которых преобладали женские обнаженные фигуры, представленные в томных позах, он вскоре возвращается во Флоренцию. Томная и окутанная голубоватой дымкой живопись Фурини не вписывается в рамки тосканского реализма того времени; ей присущ рафинированный, полный эротики идеализм.

А это уже П.Рубенс

Изображение

М.Раймонди, по мотивам росписи на вилле Фарнезина (предположительно сделаны Дж.Романо по рисункам Рафаэля), так же сделал гравюры

Изображение
Вилла Фарнезина

Изображение

А это работа Керубино Альберти.

Изображение

Керубино Альберти (1553-1615), также называемый Боргезиано, был итальянским гравером и художником. В конце своей жизни был директором Академии Святого Луки, ассоциации художников.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Лично меня очень заитересовала подборка портретов, которые, по мнению кураторов выставки, отражают влияние стиля портретной живописи Рафаэля на творчество художников 17-18 веков.

Ну, во-первых, это отличная копия знаменитой работы Рафаэля "Автопортрет с другом", неизвестного художника, предположительно фламандской школы. Об этом свидетельствует замена нейтрального фона на картине Рафаэля колонной и драпировкой, характерных для фламандских художников.

Изображение
Рафаэль. Автопортрет с другом. (Увы, ее нет на выставке!)

А это копия с выставки

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

А вот гравюра Пауля Понтиуса по картине Рафаэля

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Интересна история, связанная со знакомством Рембрандта с творчеством Рафаэля
Во время своего ученичества Рембрандт отказался от поездки в Италию. Он посчитал, что это напрасная трата времени, так картин много и в Голландии. Но, тем не менее с творчеством Рафаэля он был знаком. У его учителя Питера Ластмана, предположительно, были рисунки Рафаэля. Кроме того, согласно имеющихся документов, у самого Рембрандта было 4 альбома гравюр с оригиналов Рафаэля и, возможно, две его работы : мужской портрет и образ Мадонны.
Так известно, что он был знаком с работой Рафаэля "Портрет Бальдассаре Кастильоне"
9 апреля 1639 года в Амстердаме на аукционе продавался портрет Бальдассаре Кастильоне. Рембрандт сделал эскиз картины во время аукциона и впоследствии использовал увиденную композицию в нескольких автопортретах. Эскиз сейчас хранится в музее Альбертина в Вене. На нем сохранилась надпись: "Граф Бальдассаре Кастильоне Рафаэля, продан за 3500 гульденов. Весь груз принес 59456 гульденов у Луки ван Нуффелена. 1639г."

На выставке представлена гравюра с портрета Рейнера ван Персейна. Он был учеником Корнелиса Блумаерта и научился искусству публикации титульных листов книг у Теодора Матама, сына Джейкоба Матама . Находясь в Италии, он гравировал изделия из галереи Джустиани, сделал знаменитую гравюру Baldassare Castiglione.

Изображение
Портрет Бальдассаре Кастильоне

А это известный автопортрет Рембранта

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

И, наконец, утонченный и изящный автопортрет Антониса ван Дейка

Изображение

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.
В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником. Там он не только получил дворянское звание, но и женился на аристократке Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы.

Ван Дейка и Рафаэля объединяло многое. И рано открывшийся талант, и умение выстроить свою карьеру, и стремление вести аристократический образ жизни! Рафаэль всегда изображал себя как утонченный вельможа, такую же тенденцию мы можем увидеть в автопортретах ван Дейка.


Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Лиричность и гармония, свойственные работам Рафаэля, нашли продолжение в творчестве урбинского художника-маньериста Федерико Бароччи. Именно Рафаэль был выбран Бороччи в качестве как художественного так и нравственнного идеала. Да и место обязывало!
На выставке представлена очень тонкая и, я бы сказала, нежная работа художника "Святое семейство"(Мадонна с кошкой).

Изображение

Федерико Бароччи очень часто писал кошек в религиозных сценах, другие мастера даже подражали ему в этом. Кошки на картинах Бароччи не вызывают негативных ассоциаций у зрителя и негативных эмоций у персонажей картин.
По преданию кошка успокоила и согрела младенца Иисуса. Новорожденный божественный младенец долго и громко плакал, пока кошка не согрела его своим теплом и не убаюкала мурлыканьем. В благодарность от Девы Марии у кошек на лбу будто бы остались полоски, складывающиеся в букву М.

Картина была написана для графа Антонио Бранкалеони из Пьоббико .
Святое семейство, состоящее из Иосифа , Марии, юного Иоанна Крестителя и младенца Иисуса у груди Марии, изображено в домашней обстановке. Иоанн, кажется, дразнит кошку пойманным щеглом, аллегорическим символом страстей Христовых.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Дорогие друзья! Всех с Новым годом! Хорошего настроения и новых удивительных и увлекатнльных путешествий!

Аватара пользователя
Margo
Сообщения: 20231
Зарегистрирован: 30 ноя 2016, 16:05
Откуда: юг России

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение Margo »

viktorina,
Большое спасибо Вам за удивительную и интереснейшую тему.
Наслаждаюсь чтением.
Иногда даже комментарии неловко писать дилетантам, но столько всего интересного Вы нам открыли! Спасибо еще раз и продолжайте.

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение litmenu »

Всех с отступившим старым годом и наступившим Новым! Пусть он будет милосерднее к нашим увлечениям путешествиями.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Спасибо всем за добрые слова! Надеюсь, что новый год принесет нам новые интересные темы и отчеты! Счастье и здоровья всем!

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Молодой Бароччи, в римский период, часто встречался с одиним из ярких представителей итальянской школы маньеризма Таддео Цуккари.
В 14 лет он приезжает в Рим и начинает изуччать и еопировать работы великих мастеров. Уже в 20 лет он становится можным римским художником, в творчестве которого гармонично сочетается сила Микельанджело и утонченность Рафаэля. Одним из учителей мастера был Антонио да Корреджо.
Его популярность была столь велика, что, умерев в 37 лет, он был похоронен в Пантеоне, рядом с могилой Рафаэля.

Его младший брат Федерико Цуккаро, был основателем знаменитой Академии Святого Луки, и в 1598 году был избран её первым президентом.
Как известно, легенда приписывает Святому Луке авторство первого портрета Богородицы

Увидел сон святой Лука:
«Твоя да трудится рука
Над новою картиной:
Мадонны лик запечатли,
Дабы народы всей земли
Склонились к ней, к единой».

Ответствуя на оный глас,
Лука побрел в рассветный час,
.................................

И вот уже святой Лука
Доску прознаменил слегка,
Мадонны лик наметил, -
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

И стало, как Лука предрек:
Проведал каждый человек
Слова молвы изустной, -
И пилигримы потекли
Тогда со всех концов земли
Этюд узреть искусный.

Пленялся христианский взгляд
Красою сей тысячекрат,
Назначенной вовеки
Святить и доски, и холсты,
Являть любви и чистоты
Хотя бы отсвет некий.

Однако Рафаэль святой
Был послан горней высотой
В края земной юдоли,
Чтоб сей прилежно повторил
Нам светлый лик, который зрил
На Божием престоле.
(Август Вильгельм фон Шлегель)

Своим идеалом академики провозгласили Рафаэля.

На выставке есть интересная гравюра Корнелия Блумарта, с изображением сцены святого Луки, рисующего Мадонну.

Изображение

Интересно в этой гравюре то, что за списной Св.Луки стоит Рафаэль!
Картину, по которой был а сделана гравюра и которую традиционно приписывали Рафаэлю , Федерико Цуккаро поместил в Алтарь небольшой церкви Сан-Лука-сул-Эсквилино, первой резиденции Университета, а затем она была перенесена в церковь Санти-Лука-э-Мартина на Римском форуме, а затем вПалаццо Карпенья, где она хранится до сих пор.

Изображение
Палаццо Карпенья. Во дворце Карпенья (Palazzo Carpegna) на площади Академии ди Сан-Лука (Piazza dell’Accademia di San Luca) с 1932 г. оборудована Галерея академии Святого Луки.
Сегодня эту работу относят к мастерской Рафаэля. Автор неизвестен. Предположительно, фигура Рафаэля принадлежит самому Ф.Цуккаро.
Эту работу он, впоследствии, подарил Академии.
С самого начала Академия Сан-Лука поставила перед собой цель дать художественное образование молодым итальянцам и иностранцам, которые намеревались совершенствоваться в искусстве в Риме.

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

К концу 16 века Рафаэль окончательно занял место признанного классика и идеального образца для подражания. Стремление подражать корифеям живописи весьма ярко ощущается в творчестве художников семейства Карраччи.
В 1582 году Аннибале и Агостино Карраччи основали собственную школу, получившую впоследствии название «Академия дельи Инкамминати».
Сама идея Академии предполагала синтез всех тех достижений искусства живописи, которые особо ярко проявлялись в творчестве Рафаэля.

Изображение
Аннибале Каррачи.«Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа»

Картина написана около 1600 года по заказу болонского антиквара Лелио Паскуалини, одновременно бывшего каноником церкви Санта Мария Маджоре, затем она перешла к болонскому кардиналу Джованни Баттисте Агукки (итал.)русск., далее была во владении неаполитанского архиепископа кардинала Асканио Филомарино и в конце концов оказалась в собрании племянника Филомарино герцога делла Торре.
В конце января 1799 года Неаполь был взят штурмом французскими войсками под командованием генерала Шампионне, герцоги делла Торре были убиты при обороне города, а их дворец разграблен французами, среди похищенных картин упоминаются и «Святые жёны у гроба воскресшего Христа» Карраччи.

В начале XIX века картина была замечена в собрании Люсьена Бонапарта, от которого она оказалась в Лондоне в собрании У. Кузвельта. В 1836 году коллекция Кузвельта была приобретена императором Николаем I, таким образом картина оказалась в Эрмитаже.
Художник умер в возрасти 49 лет. Согласно своему последнему желанию, Аннибале был похоронен в Пантеоне рядом с могилой Рафаэля.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Последователем и продолжателем идей Карраччи можно считать Гви́до Ре́ни. Девяти лет от роду поступил в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Калверту; перейдя затем в школу Лодовико Карраччи, из неё перешёл с целью усвоить себе технику фресковой живописи к Феррантини, а в 1596 году отправился в Рим, где занялся основательным изучением произведений Рафаэля..
Его можно назвать приверженцем академической школы живописи, хотя в ранних его работах чувствуется влияние живописи Караваджо

Изображение

Работа поступила в собрание Эрмитажа в 1850 г.; приобретена на аукционе собрания нидерландского короля Вильгельма II в Гааге.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Рени часто брал работы Рафаэля как композиционную основу своих работ. Это хорошо просматривается в его картине "Спор отцов церкви о христианском догмате Непорочного зачатия".

Изображение

Догмат о непорочном зачатии был выдвинут в IV в. отцами церкви, но официально утвержден лишь буллой папы Пия XII в середине XX в. Рени изображает явление Девы Марии погруженным в благочестивые размышления отцам церкви. На первом плане показаны святые Иероним и Августин, за ними Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст. В их образах художник воплощает представление о благородной и мудрой старости.
Композиция схожа с фреской Рафаэля "Диспут", в Ватикане.

Изображение

Действие, изображённое на фреске, происходит на земле и в небесах. Огромная арка, одновременно архитектурная и небесная, объединяет два мира: землю и небо.
На картине Г.Рено сходная двухуровневая композиция, типажи, характер поз, хотя и нет прямого цитирования.
Одновременно, угадывается и влияние Караваджо.

А вот гравюра Джованни Баттиста де'Кавальери является копией знаменитоф фрески.

Изображение

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Новое прочтение и развитие творчество Рафаэля получило в работах Никола Пуссена. Он приехал в Рим в 30 лет и остался в нем навсегда, не считая короткого пребывания в Париже, при дворе Людовика четырнадцатого.

На выставке представлена его работа "Святое семейство со святой Елизаветой и святым Иоаном Крестителем".

Изображение

Здесь угадывается и аналогия с работой Рафаэля "Мадонна с рыбой" (Прадо) и особенно с его картиной "Святое семейство, или Большое Святое семейство Франциска I".

На выставке есть копия работы Рафаэля "Святое семейство, или Большое Святое семейство Франциска I", художника круга Шарля Лебрена.

Изображение

Вдохновленный Рафаэлем, Пусен, внимательно изучал античное искусство.
Представление о Пуссене — провозвестнике и основоположнике академизма — было сформировано его биографом Фелибьеном и президентом Королевской Академии живописи и ваяния Лебреном вскоре после кончины художника. В 1667 году Лебрен открыл в стенах Академии серию лекций о выдающихся живописцах, первая была посвящена Рафаэлю. 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности. Именно Лебрен оединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

О влиянии, которое Рафаэдь оказывал на европейскую художественную культуру, можно судить по количнству копий - адаптаций работ Рафаэля. в частности, в нидерландском искусстве.
Причем, как прямых повторений

Изображение
Эгидий Саделер младший. Мадонна в кресле

Так и оригинальных решений, которые, например, представлены на выставке вариацией на тему одной из самых известных работ Рафаэля "Мадонны в кресле" неизвестного нидерландского художника

Изображение
Пейзаж со сценой бегства в Египет

Ответить