Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Отчёты о сухопутных путешествиях, отзывы, рассказы
Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение Катя Мур »

Честно говоря начало выставочно-познавательных вылазок планировала ещё на январь, но обстоятельства всегда вносят коррективы в наши планы.
Московские музеи вошли в Новый год закрытыми, подмосковные хоть и были открыты, но весь скучающий в каникулы народ кинулся окультуриваться именно туда.
Наш местный музей в каникулы собирал такие выручки от продажи билетов, о которых даже и не мечтал.
С толпой посещать выставки не хотелось.
К концу января открылись московские музеи и народ более- менее рассредоточился.
Пришло время осуществить мою первую выставочную хотелку этого года - беспрецедентный проект в музее Нового Иерусалима « Младшие Брейгели и их эпоха».
Но захотеть - это не значить осуществить!
Посетить выставку хотелось обязательно с экскурсией, и как оказалось в дальнейшем, это было супер правильным решением.
К сожалению билетов на январь и первую середину февраля в продаже уже не было. Максимальное количество человек в группе всего лишь 5, поэтому ухватить билеты было задачей не из простых.
Мне удалось оплатить экскурсию только на 23 февраля!
Время даром не теряла, читала, погружалась в Эпоху Брейгелей, предвкушая удовольствие от будущей встречи с прекрасным!

Изображение
Последний раз редактировалось Катя Мур 24 фев 2021, 18:30, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
TatianaIv
Сообщения: 23940
Зарегистрирован: 23 май 2016, 12:11

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение TatianaIv »

Катя, очень рада что удалось попасть!
с удовольствием еще раз виртуально вернусь на выставку
"Ночь темнее всего перед рассветом". Бенджамин Дизраэли

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Добирались мы на машине, оказалось, что расстояние от моего подмосковного Серпухова до Истры - 162 км :shock: , не думала, что так много.
Группа состояла из 5 человек: трое взрослых, школьница и студент, причём любителей живописи было всего лишь двое, остальные ехали, потому что заводилы сказали - НАДО! Особенно недовольными были наши мужчины, что и понятно - ехать куда-то 23 февраля совсем негуманно :D
Да ещё 23 февраля оказалось самым холодным днём этой зимы :shock: :evil: , утром у нас было минус 25 :shock:

Добраться до музейно-выставочного комплекса Новый Иерусалим из Москвы можно так:

НА АВТОМОБИЛЕ
ВОЛОКОЛАМСКОЕ ШОССЕ 41 км от МКАД, перед Ново-Иерусалимским монастырем поворот направо (Бужарово), через 500 м поворот налево (Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»). НОВОРИЖСКОЕ ШОССЕ 47 км — съезд на трассу А-107 в сторону Ленинградского шоссе, через 9 км поворот налево в сторону г. Истра, далее 7 км по Волоколамскому шоссе, поворот направо (Бужарово), через 500 м поворот налево (Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»).

НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
ЭЛЕКТРИЧКОЙ Вы можете доехать до музея электричками рижского направления (с Курского или Рижского вокзалов) до станции «Истра», далее пересадка на автобусы маршрутов № 32, № 33 до остановки «Музей» или на автобусы маршрутов № 4, № 40, № 46, № 48 до остановки «Музей», далее 10-15 минут пешком в сторону Бужарово.

Если бы не удалось уговорить кого-то с машиной, я бы конечно все равно поехала, но это было бы не очень комфортно и затратно по времени.
Последний раз редактировалось Катя Мур 24 фев 2021, 20:37, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Ну и февраль выдался в этом году! Студёный, снежный...
Попалась на глаза теория, объясняющая любовь русских к Питеру Брейгелю: на работах гения часто много снега, он вообще первый, кто изобразил падающий снег... Вот такой парадокс, снега нам видимо не хватает :D в жизни, подавай ещё и на картинах :D

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Катя Мур 24 фев 2021, 20:38, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Вообще эта выставка выглядит настоящим чудом, особенно на фоне постоянных переносов проектов. И вот здесь, в подмосковном музее - настоящее европейское искусство!
Тут надо заметить, что младшие Брейгели, в отличие от Брейгеля-отца, есть в российских музеях - в Пушкинском, в Эрмитаже, но на этой выставке мы увидим 70 работ и это не только Брейгели.
Это их современники, их последователи, художники, которые развивали идеи и младших Брейгелей и старшего, то есть мы получим некое понимание об искусстве Нидерландов того периода.

Изображение

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Дружное, талантливое и плодовитое семейство Брейгелей целый век (примерно с 1550 по 1650 год) находилось в центре внимания тогдашних любителей живописи.
В истории фламандского, а потом и голландского искусства они составили целую эпоху.
Начало династии положил великий Питер Брейгель Мужицкий, имевший обыкновение изображать сценки из сельской жизни, за что и получил свое грубоватое прозвище (есть версия, что он и сам происходил из крестьян).
За ним последовали два его сына, а затем еще трое внуков. Семейство свято блюло художественное наследие основателя рода и много десятилетий стояло во главе гильдии Святого Луки — главной художественной мастерской Антверпена XVI–XVII веков.

Дети и внуки Брейгелей женились на дочерях коллег по художественному цеху, таким образом скрещиваясь с другими славными фамилиями живописцев. В общей сложности на протяжении столетия дом Брейгелей породил примерно дюжину знаменитых художников, что теперь составляет немалую проблему для экспертов. Ужас в том, что все Брейгели честно популяризировали фамильное творчество и в массовом порядке копировали друг друга.

Эта схема - Родословное древо семьи Брейгелей, здесь она очень усеченная, потому что представлены только те художники, которых мы увидим на выставке.

Изображение
Последний раз редактировалось Катя Мур 24 фев 2021, 20:40, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Итак, Питер Брейгель-старший, отец, основатель, его нет на выставке, но без него невозможно обойтись ;)
Постоянно ловила себя на мысли, что хочется все время сравнивать: старшего с сыновьями, сыновей с внуками :D

Два сына Питера Брейгеля старшего - Питер Брейгель - младший и Ян Брейгель- старший, которого называют старшим, потому что у него самого тоже был сын Ян Брейгель-младший. Да, с именами в семье как-то не было разнообразия :D
Кроме сына у Яна Брейгеля- старшего были ещё дочери, одна из которых, Пасхия, вышла замуж за художника( девушка, родившаяся в семье художника в те времена не могла выйти замуж за какого-нибудь кузнеца, сапожника :D ) и у неё родился сын - Ян ван Кессель- старший.
А вот дочь Анна вышла замуж за художника Давида Тенирса- младшего, который сам был из семьи художников и женитьбой увеличил свой творческий запас :), получив хорошее приданое и тоже представлен на этой выставке.
Я сделала это :D , осилила все эти родственные связи :D

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Тут надо сказать про нашего гида. Нам несказанно повезло - молодой человек, Сергей, умничка и кладезь информации!
Последнее время мне больше импонируют молодые гиды, от них исходит энергия, их знания ещё свежи, а сами они порой бывают непосредственны.
Заявленное время экскурсии было 1 час, по выставке нас водил Сергей 2,5 часа :shock: , которые пролетели как один миг :)

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Хотели снег - получите!
Начинаем с работы, которая была переатрибутирована, она долгое время считалась работой Питера Брейгеля- младшего или его мастерской, но в какой-то момент выяснилось, что это все- таки Мартен Ван Клеве- старший.
« Избиение младенцев»

Изображение

Избиение младенцев»— это измененная в деталях копия с полотна Питера Брейгеля Старшего, созданная примерно в 1566 году. Брейгель перенес евангельский сюжет в типичную нидерландскую деревню и свел его конфликт к противостоянию между напуганными простолюдинами и военным отрядом. Ван Клеве уменьшил число персонажей и изменил пропорции: из-под его кисти вышли крупные фигуры, вписанные в пейзаж, а не брейгелевские люди-песчинки, затерянные в окружающем мире. Полотно долгое время считалась одной из 14 копий картины, выполненных Питером Брейгелем Младшим.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы...и далее по всем остановкам.

Сообщение Катя Мур »

Смотрите какая история... Я очень часто буду употреблять слова - копия, подражание, но эти работы датированы 15-16 веком, тогда к этому было другое отношение и действительно копий работ Питера Брейгеля- старшего - великое множество!
Питер Брейгель- старший умирает в очень раннем возрасте, около 40 лет, его сыновья совсем маленькие, одному - четыре, другому - два и продолжать его дело они пока не могут...
При этом художник очень популярен, его работы пользуются колоссальным спросом и поэтому рынок готов покупать продукцию, которая на него похожа.
На этот спрос тут же отвечают его современники и начинают создаваться работы в подражание Брейгеля.

Это ни в коем случае не подделка, так называемые работы по мотивам. Они нужны заказчикам, они нужны покупателям, они пользуются спросом, это - настоящий художественный рынок, так почему бы и нет!

Мартен ван Клеве « Возвращение стада».

Изображение

Аватара пользователя
The Little Mermaid
Сообщения: 12017
Зарегистрирован: 12 окт 2017, 10:26
Откуда: Stuttgart

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение The Little Mermaid »

Катя Мур,
 Я ждала Ваших впечатлений  от Выставки, спасибо, что не просто впечатления, а целая экскурсия!
Как это важно и ценно для всех, кто любит живопись, тем более такой прекрасный рассказ!

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение Катя Мур »

Конечно главным копиистом Питера Брейгелей- старшего был его сын Питер Брейгель-младший.
Профессиональное художественное образование он получил под руководством своей бабки, миниатюристки Марии Верхюлст, в Брюсселе, затем обучался у Гиллиса ван Конинкслоо в Антверпене. Работал преимущественно в этом городе, где в 1585 году стал мастером гильдии св. Луки. На протяжении нескольких десятилетий возглавлял мастерскую, в которой не только работали многочисленные ассистенты, но и обучались молодые художники, среди которых было немало выдающихся творческих индивидуальностей — например, прославленный мастер натюрморта Франс СнейдерсДо 1616 года свои картины подписывал Brueghel, после Breughel. Многократно копировал работы своего гениального отца, Питера Брейгеля Старшего, привнося в их интерпретацию много нового и индивидуального; его работы занимательны в деталях, камерны и декоративны.

На выставке представлено 19 его работ.
Конечно все исследователи обожают искать что он сделал не так, тем более картины дают почву для этого, потому что очень много деталей и персонажей.
Это прямо как детская игра «Найди ... отличий»!

Изображение

Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя. 1566

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение Катя Мур »

А вот перед нами реплика на ту же тему Питера- младшего.

Изображение

Первое, что бросается в глаза - цвет плаща слушателя на первом плане. Он здесь такой яркий, голубой, насыщенный! Кажется, что автор где-то нашёл пару банок с голубой и красной красками :D и использует их везде и всюду.
Оказывается, провели анализ и выяснили, что на работе Старшего плащ тоже был такой-же голубой, просто картине больше лет и со временем краски потускнели :shock:
Но всё- таки на работах сына краски ярче! Это такой немножечко Инстаграм, чуть подвыкрученный :)
Дело тут ещё и в том, что покупатели хотели работ поярче, попроще, не таких глубоких.
И художник старался этому соответствовать. Понятие о каком-то призвании, творчестве, вдохновении появляется ближе к нашему времени, а тогда это было больше ремесло.
Тут ещё важный момент - Питер - младший никогда не подписывался своим отцом!

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение Катя Мур »

Кроме этой реплики было «еще не менее 14 вариантов, исполненных в мастерской Питера Брейгеля Младшего.

Во времена Питера Брейгеля Старшего приверженцы кальвинизма, которым было запрещено собираться в городах, устраивали проповеди в чистом поле. Картина Брейгеля отца «Проповедь Иоанна Крестителя» изображает именно такую сцену.

В довершение аналогии, святой Иоанн был казнен (как во времена Брейгеля – многие кальвинисты) за то, что распространял еретическое учение, которое в те времена считалось христианство.

Пустыня здесь напоминает типичный ренессансный пейзаж - с извивом реки, рощицей и едва различимой группкой людей на одном берегу, крышами города на другом, и бледным силуэтом горы, увенчанной развалинами замка, вдали… Впереди же, на первом плане, - плотная толпа любопытствующих, пестрое сборище , характерное для такого космополитического торгового города, каким тогда был Антверпен. Возможно – справа, на пригорке Брейгель Мужицкий( так часто его называли из-за изображения сцен крестьянской жизни) написал себя, а сын повторил этот портрет.

В плотной толпе слушателей одинаковых лиц практически нет. Едва ли не каждого Питер Младший наделяет характерной чертой внешности, наряда или выражения лица.

На лицах путников, выпивох с красными носами, загорелых крестьян и основательных седобородых горожан, а также благочестивых хозяек художник проявляет широкий диапазон эмоций: от поэтической завороженной рыжей девушки в розовом платье до напряженного запрокинутого лица слепого, которому сосед, видимо, описывает проповедника… В толпе вовсю работают «прорицатели» - значит, вера не так крепка.

Изображение

Собачка такая грустная на переднем плане :(

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение Катя Мур »

Питер Брейгель младший »Деревенский адвокат» (Крестьяне у сборщика налогов)

Изображение

С поклоном к сборщику десятины, облаченному в красное (красный цвет считался символом власти) идет крестьянский люд. Внимательно всматриваясь в документ и удерживая кипу бумаг другой рукой, он внимательно выслушивает крестьянина. Контора с трудом вмещает несчетное количество бумаг. На столе чернильница – непременный атрибут нотариуса, вручаемый при вступлении в должность, и песочные часы, хрупкость которых, как и короткий, отмеряемый ими интервал, напоминают о быстротечности времени. Клочки бумаг, разбросанные по полу, корзинка с яйцами, небрежно принимаемая крестьянином из рук женщины, протягивающей ее не глядя, корзина с сожженными документами, мертвая дичь, ветхая, заплатанная одежда крестьян (отдавая последнее, они мнут в руках свои шляпы) , отсутствие фрагментов оконного стекла также напоминают о бренности бытия.

viktorina
Сообщения: 1580
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение viktorina »

Катя Мур писал(а): НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Спасибо за рассказ о выставке и, особо, про транспорт. Планирую поездку в апреле из Москвы и обязательно воспользуюсь Вашим советом.

viktorina
Сообщения: 1580
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение viktorina »

Катя Мур! Спасибо за рассказ. Очень актуально в преддверии поездки. Была на выставке Брейгеля Старшего в Вене и очень хочется посмотреть работы младшеньких!

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение Катя Мур »

viktorina, вам это надо непременно! Главное - озаботьтесь заранее покупкой билетов!
Завидую, что попали на Старшего в Вене!
Представляю, какие были эмоции!

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13640
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение Катя Мур »

Питер Брейгель-младший « Крестьянская свадьба».

Изображение

С этой картиной у меня связано несколько загадок.

Загадка первая: где же невеста?

Ну, это оказалось не так трудно.

Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. Невеста изображена единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, также как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.

viktorina
Сообщения: 1580
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Картинки с выставки: голландцы, авангардисты, старообрядцы... и далее по всем остановкам

Сообщение viktorina »

Катя Мур писал(а): Главное - озаботьтесь заранее покупкой билетов!
Спасибо за совет! Но, к счастью, для меня как члена IСOM вообще не проблема. Главное выбрать момент, кошда посетителей будет немного. Предполагаю, что это утро буднего дня.

Ответить