С Праздником, читательницы странички!
Сегодня я хотела бы написать о Зинаиде Серебряковой.
Почему именно сегодня, в праздничный день о ней? Да просто потому, что она была не только выдающимся художником, но и настоящей Женщиной...
Зинаида Серебрякова. Перед зеркалом (автопортрет). 1910 г.
Зинаиду Серебрякову (1884 – 1967 гг.) ждала счастливая жизнь. Вышла замуж по большой любви. Родила четверых здоровых детей.
Радостные будни счастливой матери и жены. У которой была возможность реализовываться. Ведь она, как и многие дети в роду Лансере-Бенуа, рисовала с раннего детства.
«Девушка со свечой», автопортрет
1911 г.
«Портрет Б.А. Серебрякова»
1900-е годы. Бумага, темпера. 255х260 мм. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.
На картине «Портрет Б. А. Серебрякова» — муж Зинаиды, Борис. Пожалуй, это одна из самых нежных ее работ.
На лугу. Нескучное»
Сцены простой деревенской жизни — творческая любовь Серебряковой. Художница родилась и выросла в селе Нескучное Харьковской губернии, в имении прославленных деятелей искусства Бенуа-Лансере.
«За завтраком» (или «За обедом»)
1914 г.
На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.
В 1910-ые Серебрякова создаёт цикл работ с крестьянами. Которые работали в ее поместье. Она вставала очень рано и бежала с красками в поле. Чтобы сделать этюды с натуры.
Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917 г.
Семья, любовь, творчество.. Но все начало рушиться в 1917 году. Ей было 33 года. Прекрасный мир обернулся чередой лишений и страданий.
Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург
Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.
Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф.Борис часто путешествовал по стране с заказами на строительство железных дорог. В 39 лет он скончался от тифа на руках у жены. В 1919 году художница осталась одна с четырьмя детьми. Только что отгремела революция, надвигались мрачные перемены.
Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.
В 1920 году из разоренного фамильного гнезда Зинаида Серебрякова с семьей вынужденно перебирается в Петроград и живет в бывшей квартире Бенуа. На ее удачу сюда же по распределению попадают артисты МХАТ, и жизнь на недолгий миг снова наполняется атмосферой искусства и радости.
«Автопортрет с дочерьми»
1921 г
Старшая дочь Татьяна поступает в балетное училище, и с 1920 по 1924 год Серебрякову часто приглашают за кулисы Мариинки.
Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург.
«В балетной уборной Лебединое озеро»
1924 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Нищета преследовала семью.В 1924 году Серебрякову приглашают в Париж для выполнения дорогостоящего декоративного панно. Зинаида готовит документы, прощается с детьми и уезжает на заработки во Францию.
Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.
Художница тоже с тоской вспоминала об этом периоде жизни во Франции: «Как мечтаю и хочу уехать. Мой заработок такой ничтожный. <...> Вся жизнь моя прошла в ожидании, в щемящей досаде и упреке себе, что я рассталась с вами».
Между СССР и западным миром постепенно опускался «железный занавес», и надежда снова увидеть детей угасала с каждым днем. Серебрякова все еще пыталась как-то устроиться в Париже, но ее стареющей матери, оставшейся в России с детьми, уже требовалась помощь. Да и возвращение на отвергнувшую ее Родину не сулило приятной встречи. Поэтому при содействии Красного Креста художница выписывает во Францию двоих детей: Сашу и Катю. Большей поддержки сложно было пожелать. Саша все время берет заказы и пишет интерьеры богатых домов Парижа. Катя полностью отвечает за хозяйство и максимально разгружает мать.
«Коллиур. Катя на террасе»
1930 г. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В Париже она оказывается никому не нужной. Небольших денег, заработанных за проданные с трудом полотна, едва хватает, чтобы хоть как-то связывать концы с концами.
Автопортрет. 1930
Катя, 1929 , 1930
Портрет дамы в розовом. Ида Велан. 1926
Художница обладала врожденной застенчивостью, стесняясь внимания окружающих ее незнакомых людей. Поэтому сеансы ее были кратки, а рисунки – почти всегда наброски. Она стала работать преимущественно пастелью и темперой, стремясь к быстроте исполнения, и достигла в этой технике мастерства и виртуозности.
Среди произведений французского периода особое значение имеет цикл марокканских работ, исполненных в 1928 и 1932 годах во время поездок в Марокко. Это было погружение в совершенно новый для нее экзотический мир северной Африки, освоение новой натуры.
Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).
Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.
Зинаида Серебрякова. Автопортрет с палитрой. 1938. Частное собрание.
Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.
Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет). Слева: Автопортрет. 1922 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Liveinternet.ru. Справа: Автопортрет. 1946 г. Государственный Русский музей.
Этот автопортрет стал одной из последних работ Зинаиды Серебряковой. В период хрущевской оттепели дети художницы, остававшиеся в России, наконец смогли с ней встретиться. В 1960 году дочь Татьяна отправилась во Францию и впервые за 36 лет обняла маму.
Единственная прижизненная выставка картин Серебряковой на Родине состоялась в 1965 году, незадолго до ее смерти. К сожалению, сама Зинаида уже не чувствовала сил приехать, но была счастлива этому событию, которое, словно ниточка, соединило ее с давно покинутыми краями и людьми.
«Карточный домик» ее жизни действительно рухнул. Прекрасные дети выросли без нее, хоть и стали художниками и архитекторами, как всегда происходило в семье Бенуа-Лансере.
Серебрякова навсегда стала одной из выдающихся художниц России. Сразу же после выставки 21 ее работу приобрел Русский музей. Зинаида была рада, что часть картин вернулась в Россию.
Источник
https://vtbrussia.ru/culture/gtg/zhizn- ... kartinakh/