Приехали в музейный комплекс. Поскольку музей вечной мерзлоты одновременно могут посетить не более 15 человек, нас разделили на 2 группы, первая пошла туда, на нас повели в музей стройки 503. Что же такое эта стройка?
Цель не нова - освоение Русского Севера и развитие там транспортных путей. Еще во времена Александра II появилась идея строительства железной дороги с перспективой дальнейшего выхода к Берингову проливу и возможностью соединения с Аляской. Далее были еще несколько различных проектов, разумеется, нереализованных. В конце ВОВ Арктический НИИ обосновал необходимость строительства объектов Главсевморпути стратегического назначения. По этому поводу было много споров, но Сталин настоял и дорогу начали строить сразу с двух сторон. Стройка от Салехарда носила номер 501, от Игарки – 503. Из 1200 км построили порядка 900, но после смерти Сталина строительство было прекращено. По схеме видно, какой маленький кусочек оставался недостроенным.
Экспозиция в музее рассказывает об этапах стройки 503. Нам очень много рассказали о конкретных людях, об их судьбах. И, конечно, о начальнике стройки Василии Барабанове. Уникальный был человек, который, несмотря на свой непростой пост сохранил человеческий облик, заключенные его звали «дядя Вася».
Во время высадок я старалась по возможности поговорить с местными. Разумеется, из-за недостатка времени моими собеседниками были служители музеев, охранники, егери. Почти все являлись потомками ссыльных, но я заметила одну закономерность: конечно, о тех временах они знали по рассказам отцов/дедов, но ни у кого, ни у одного человека я не заметила ни горечи, ни злобы, наоборот, проскальзывала даже какая-то ностальгия что ли. Это, кстати, и гидов касается. О судьбе недостроенной дороги все глубоко сожалели. Говорили, что была бы дорога, жизнь здесь была бы другая, ведь недалеко Ванкор, да и в окрестных землях открыты залежи разных полезных ископаемых, но вот транспортная недоступность сводит на нет все преимущества сибирского заполярья.
Я людей очень даже понимала, жизнь там сложная, очень сложная. Ниже Енисейска дорог нет от слова «вообще», только в районе Норильск-Дудинка-Талнах, но это не считается. А в глубинке, если ближайшая деревня в 120 км, то это близко, если в 400 км, то недалеко. Передвижение летом на лодках, зимой на снегоходах, а чаще всего на лыжах. Вертолеты – дорого, ими пользуются в крайних случаях. Так что вся надежда только на себя.