Сатори.
Что это такое?
общее представление можно получить из википедии:
Сатори
Са́тори - в медитативной практике дзэн — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы через достижение «состояния одной мысли».
* * *
я уже не помню из какой книги я почерпнула глубокую мысль, что "дети победителей будут никчёмными лузерами и наоборот: дети проигравших будут стремиться к победе" - примерно так, но конечно же не совсем - там было намного органичнее и мудрее.
поиск по словам в гугле ничего подобного не нашёл, кроме разной ерунды.
может быть это была книжка "Синухе-египтянин", автора - Валтари Мика, но тоже не нашла такой цитаты там.
* * *
На западе новым поколениям дают специальные имена-термины:
Gen Z, iGen, or Centennials: Born 1996 – 2015.
Millennials or Gen Y: Born 1977 – 1995.
Generation X: Born 1965 – 1976.
Baby Boomers: Born 1946 – 1964.
Traditionalists or Silent Generation: Born 1945 and before.
"миллениал" и "бэйби-бумеры"... и так далее.
В Японии поколение "миллениал" называют - "сатори".
При чём это название - критическое и "с сожалением".
Почему?
Опять же - сравнивая с соседним Китаем.
Люди в самом своём "расцвете сил" - 35-40 летние люди в Японии не стремятся к достижениям, не стремятся быть карьеристами, не имеют великих и больших целей - к примеру изобрести что-то и стать знаменитыми или же - объездить весь мир. Да что там говорить - они не особо стремятся даже завести семью и принять на себя ответственность за свою семью.
"Сатори" легко могут бросить работу в офисе или в банке ради спокойной, простой жизни в деревенском доме бабушки, а в Китае студент скорее отправится на учёбу в Европу или в Америку и будет заниматься своим стартапом или же бизнесом и готов выложить круглую сумму за брендовую стильную вещь, хотя большинство европейцев и американцев такие же "сатори" как и их японские ровесники.
Почему это поколение ничего не хочет?
Глобальные тенденции, менталитет, история нации, национальные травмы, возможности и потребности - что влияет на характер поколений?
Итак - В Японии людей, родившихся в конце 80-х – начале 90-х, называют поколением - Сатори.
Если слегка углубиться в дзен-буддизм, то там термин «сатори» означает - внутреннее просветление, пробуждение вследствие самопогружения.
Впервые словосочетание «поколение Сатори» было использовано в 2010 году в комментарии под описанием книги Таку Ямаока «Молодежь, которая ничего не хочет».
Анализируя поведение современных молодых людей автор выносит свой вердикт: "они лишены амбиций и желаний, не стремятся к реализации в карьере, семье, социуме. Им не нужны брендовые вещи и путешествия заграницу – они лишь в поиске собственного комфортного ритма жизни, которая не обещает ничего особенного или выдающегося. Они не станут делать ничего там, где известен результат. Они бесчувственные. Результат для них важнее процесса и они не допустят потерь".
Многие японские исследователи называют это явление в поколении молодых японцев - «откатом в прошлое».
Именно это поколение первыми стали получать образование по упрощенной школьной программе.
Когда они повзрослели - грянул кризис, вместе с которым пришла общедоступность интернета. Их знаний оказалось достаточно для того, чтобы принимать зрелые решения, но из-за застоя и кризиса в обществе молодежь потеряла ориентиры для своих стремлений.
Японские экономисты заметили, что у нового поколения стремительно падает желание покупать.
Зачем приобретать квартиру, если можно жить с родителями? Зачем нужны дорогие брендовые вещи если есть достойная альтернатива - дешёвые и удобные? Кому нужна машина, если общественный транспорт дешевый и приносит меньше вреда окружающей среде? Для чего заводить отношения, если можно просто дружить?
Рекламщики и маркетологи ломают головы над тем, чем же заинтересовать поколение Сатори.
Молодые японцы не стремятся к путешествиям и количество тех, кто выезжает за границу, упало с четырех миллионов к меньше чем двум, до пандемии.
Сатори в этом вопросе очень прагматичны: да зачем нужны такие трудности?
Всё можно увидеть в интернете, попробовать блюда разных стран мира можно и в Японии, пообщаться с незнакомыми людьми – в чате.
В своем стремлении всего лишь плыть по течению, поколение Сатори подрывает одни из главных азиатских ценностей: трудолюбие и уважение к институту брака.
"Просветленные" – не самая удачная характеристика современной японской молодежи, скорее они - инфантильные, но так ли уж плохо – пытаться жить в своем темпе, избегая напряжений в гонке за "металлом"?
Où brille l’ardent métal!
Et Satan conduit le bal!
Люди гибнут за металл!
Сатана там правит бал!