Дорогие Православные Христиане!
С Праздником Светлой Пасхи Вас!!!
Счастья и радости, благополучия и уверенности!
В 2023 году Пасхальная неделя начнется 16 апреля — на Пасху — и закончится 23 апреля — на Красную горку.
Светлая седмица, также Светлая неделя, Пасхальная неделя, Святая неделя — в христианстве период продолжительностью семь дней, включающий в себя Пасхальное воскресенье и шесть последующих дней до Недели Фоминой (Антипасхи), т.е. до начала вечера следующей после Пасхи субботы (когда начинается празднование Антипасхи).
В школьные годы, на Пасху, я болтался у Владимирского собора, в Киеве.
На ночную службу таких как я не пускали и мы смотрели из за ограды.
Кафедральный Богоявленский Собор стал местом где я бывал на Пасху в Москве.
В Пасхальную ночь туда пускали по пропускам, мне это организовывал мой друг Валера, из Патриархии.
Был в храме и на тысячелетие Крещения Руси, осталось сувенирное яйцо.
Праздновали в июне 1988 года.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР ГОРОДА МОСКВЫ
Кое что из его истории.
Кафедральный Богоявленский Собор является одним из важнейших центров духовной жизни России.
Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.
До 1717 г. храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения.
В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г.
В 1837-1845 гг. по проекту архитектора Е.Д.Тюрина прошла реконструкция тесного и обветшавшего храма, после которой в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Храм был освящен 18 окт. 1853 г. митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).
В 1857-1858 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. по проекту архитектора П.П.Зыкова были выстроены большой граненый купол над трапезной и ступенчатые аттики на боковых фасадах.
В 1970-х гг. было расширено помещение главного алтаря. На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX в. живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.
Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м. Такая же высота колокольни. В храме могут молиться до трех тысяч верующих.
С Богоявленским Собором связано имя А.С. Пушкина. В этом храме 8 июня 1799 г. был крещен будущий великий русский поэт. Восприемниками при Крещении были граф А.И.Воронцов и О.В.Пушкина.
Спустя 100 лет – 26 мая 1899 г. в храме отмечался юбилей А.С. Пушкина. Панихиду совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне прославленный священномученик, Владимир (Богоявленский).
С 1992 г. на Богоявленском Соборе у входа установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.
В начале 1930-х гг. в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи и закрытых в то время московских церквей. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тысяч человек.
В 1926 г. решением комиссии отдела народного образования Моссовета здание храма было отнесено к памятникам церковной архитектуры I категории.
Но уже 1 марта 1930 г. Московский облисполком принял постановление о закрытии церкви.
Прихожане собрали 4 800 подписей под заявлением во ВЦИК о сохранении храма, и 30 июня Президиум ВЦИК отменил решение московских властей.
Начиная с 1934 г. власти делали неоднократные попытки закрыть храм. Его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена. А в 1935 г. райсовет хотел переделать его под кинотеатр. Однако эти проекты не осуществились.
В июне 1941 г. над Богоявленским Собором вновь нависла угроза закрытия. 22 июня, в воскресенье, после окончания Литургии власти предполагали закрыть Собор.
Начало Великой Отечественной войны не дало этому осуществиться. В этот день Митрополит Сергий составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный народ на защиту Отечества.
Обращение было вскоре оглашено в Богоявленском Соборе. На закрытие Собора власти более не покушались.
26 июня 1941 г. на молебне в Соборе о победе русского воинства Митрополит Сергий вновь обратился к пастве с горячим призывом защитить родную землю.
У свечного ящика организовали сбор пожертвований на нужды обороны. Первым свою лепту внес Митрополит Сергий, пожертвовавший бриллиантовый крест с клобука и драгоценный наперсный крест.
С июля 1941 по июль 1944 г. духовенством и верующими прихода Богоявленского Собора было внесено в фонд обороны 835200 р. И на подарки бойцам Красной Армии 535100 р.
На храмовой колокольне во время войны разместились боевые расчеты зенитчиков, защищавших город от авиабомб. В условиях осадного положения в ночь с 4 на 5 апр. 1942 г. городские власти разрешили проведение Пасхальной службы в затемненном соборе, на которую собралось более шести с половиной тысяч москвичей.
Празднование 800-летнего юбилея Москвы в 1947 г. ознаменовалось важнейшим событием – перенесением из алтаря Кремлевского Успенского Собора в Богоявленский Собор мощей Святителя Алексия митрополита Московского.
Святые мощи были приняты в Кремле по особому акту протопресвитером Николаем Колчицким 14 октября 1947 г., в 5 часов утра. И спустя 40 минут доставлены в Собор, где их встретил Патриарх Алексий I в сопровождении небольшого числа священнослужителей.
Мощи Святителя Алексия были положены в алтаре Никольского придела. 17 октября на Всенощном бдении их перенесли в специально приготовленную раку. 18 октября у раки Святителя Алексия был совершен первый молебен. Ныне мощи находятся справа перед алтарем.
В июле 1948 г. собор стал местом церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, на них присутствовали делегации от девяти автокефальных Православных Церквей, представители заграничных экзархатов, епархий и благочиний Московской Патриархии.
5 июня 1988 г. Божественной Литургией в Богоявленском Соборе началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Так начиналось возрождение Русской Церкви.
Незадолго до этой даты, 26 мая, состоялась передача Собору православных святынь, хранившихся в Государственных музеях Московского Кремля: частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресвятой Богородицы, десницы апостола Андрея Первозванного, главы Святителя Иоанна Златоуста и частиц мощей других угодников Божиих.
В Московский Богоявленский Собор не раз привозились для поклонения великие святыни.
В 1991 г. Елоховский Богоявленский Собор в течение нескольких месяцев был местом пребывания вновь обретенных святых мощей Преподобного Серафима Саровского.
3 октября 1993 г., во время вооруженного конфликта В Москве, в Собор из Третьяковской галереи была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед которой православные москвичи вместе со своим архипастырем Патриархом Алексием II на коленях молились о спасении Отечества во времена смут и распрей.
В 1991 г. статус Патриаршего получил открытый для литургической жизни Успенский собор Московского Кремля.
Богоявленский храм стал Кафедральным Собором Москвы. Праздничные службы здесь возглавляет Патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы.
При соборе действует Воскресная школа с изучением церковного пения.
В апреле 2020 г. настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове города Москвы назначен викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Павлово-Посадский Фома.
В ночь с 15 на 16 апреля 2023 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.
Я горд быть православным и как же прекрасно что моя тетка, тайком от родителей, отвела меня к батюшке крестить.
Итак я самого раннего возраста крещёный православный христианин.
Вполне возможно, что именно это и уберегло меня, не раз, от смерти.
И живу я по совести не пред страхом от кары божьей, а согласно со своей совестью и достоинством.
Наконец я понял важность и главенство Пасхи.
Нет, это не чудо, а закономерность просветления и озарения.
Мне всегда казалось что Рождество важнее, хотя я и знал значение праздников.
Рождество не праздновалось (широко и всеми) в СССР, в отличии от Пасхи.
Дошло и до меня, наконец, что торжество справедливости и правды - самое важное.
Конечно рождение яркий и значимый факт в жизни, но всё же важнее то кем мы станем впоследствии и как будем жить.
Вот Иисус стал тем о ком помнят и кого почитают тысячелетиями...
И вот ещё истинное торжество справедливости - его воскресение!
Меня переполняют чувства и необыкновенное состояние, пожалуй впервые так ... как будто всё было со мной.