Побывала в Этнографическом музее культуры и быта народов Забайкалья. Это музей под открытым небом, где собраны памятники деревянного зодчества. Быд дождь и выходной день в в музее, неудачно попала. Но дождь ленинградцев не смущает, больше 300 лет льёт у нас, поэтому я отправилась на прогулку по дорожкам. Сосновый воздух вдохновлял, хотелось пить каждый глоток его.
Сразу на входе возвышается деревянная церковь, она перевезена из окрестностей Улан-Удэ и входит в городской комплекс зданий. Старообрядческая Никольская церковь — самое красивое строение музея. Церковь построена в начале XX века в селе Никольском Верхнеудинского уезда на средства прихожан.
Построена в 1905-1906 гг. Особенностью планировки Никольской церкви является постепенное нарастание ширины. Основа церкви состоит из двух поставленных рядом Т-образных срубов (куба с трапезной), каждый из ко- торых покрыт двускатной крышей с металлической кровлей. Стены имеют 23 венца, рублены «в лапу», отесаны с внутренней стороны. Церковь стоит на бутовом фундаменте. Внутри храма имеется иконостас площадью 46 кв. м., в котором размещены 6 ярусов икон, написанных для церкви в начале ХХ века.
Городской комплекс посвящен Верхнеудинску (ныне столице Бурятии городу Улан-Удэ). Возникший в 1666 году при впадении Уды в Селенгу как острог, очень быстро разросся и стал именоваться городом.
Усиленное развитие г. Верхне- Удинск, наступившее после после закладки Транссибирской железно- дорожной магистрали, потребовало освоения новых территорий под жилые кварталы
Построен в 1903 г. по заказу горного инженера А.А. Левицкого. С 1912 г. в доме проживала семья известного верхнеудинского врача М.В. Танского.
А это практически общага
Дом коридорного типа (1909), получившего распространение в городе с прокладкой Транссибирской магистрали и притоком новых жителей. Предназначался для сдачи комнат в наём.
Очень мило выглядит Дом с мезонином с очень богатой деревянной резьбой оконных наличников, ставней, карнизов
В музее я впервые столкнулась с понятием "старожильцы". Кто же это?
Первыми поселенцами в этих краях были казаки и промышленные люди, обеспечивавших охрану вновь присоединенных земель и её индустриализацию. Казаки содержались за счет казны. Отсутствие земледелия приводило к огромным расходам на доставку продовольствия. Поэтому сюда были заселены в принудительном порядке «крестьяне на пашню» из беглых помещичьих крестьян и рекрутов . Фрагмент такого посёлка и представлен здесь.
Но надо помнить, что Сибирь - это ещё и каторга. На всем пути прохождения ссыльных и каторжан по Московскому тракту (продолжение знаменитой Владимирки) из центра России в глубь Забайкалья до Нерчинских заводов стояли через каждые 25 верст этапы и полуэтапы для ночлега каторжан. Здесь представлен этапный амбар. Даже по внешнему виду не хотелось бы в нем оказаться.
Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением «семейскими», представляют одну из интересных этнических групп края. Пришедшие сюда в середине XVIII в., они принесли с собой и здесь. сохранили яркие элементы древней русской национальной культуры. История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII в. Раскольники- старообрядцы - это та часть русского населения, которая отказалась принять нововведения патриарха Никона в 1653 г. Восставая против реформ и притеснений, многие приверженцы старой веры вынуждены были бежать на окраины государства и за его пределы. Во время царствования Екатерины II встал вопрос о заселении Сибири и других окраин России. Так, в 1735 и 1764 гг. царское правительство предпринимает две выгонки староверов из тогдашних пределов Польши, сослав их за Байкал. Вероятно, здесь, в Сибири и называли их «семейскими», потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями. Переселившись в Забайкалье, старообрядцы стали жить крупными обособленными группами, и вскоре составили основное ядро земледельцев.
Старообрядческий, или «семейский», комплекс музея представляет собой типичную улицу односторонней застройки конца 19 начала 20 вв. Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом «связь» зажиточного крестьянина со всеми надворными постройками, изба крестьянина- ремесленника, двухэтажный дом богатого старообрядца, в некотором отдалении расположена часовни беспоповцев.
Кроме того, реконструированы уникальные въездные ворота, вывезенные из с. Новая Брянь. Все строения деревянные, из лиственничных и сосновых бревен. Усадьба зажиточного крестьянина с постройками, перевезенными из разных сел Бурятии, экспонируется как наиболее полная структура деревенской усадьбы семейских Усадьба состоит из трех основных частей: ограды, скотного двора и огорода. В ограде, обнесенной глухим расположены амбар, сарай, завозна и зимовье. В скотном дворе имеются загоны, которые разделены изгородью с целью автономного содержания скота, сеновал засадка для откорма свиней. В огороде расположена баня «по-черному» с печью каменной и колодец с «журавлем».
Буряты - коренные жители этих мест - занимались первоначально скотоводством. Сокращение пастбищных угодий и занятие земледелием способствовать постепенной утрате кочевого быта. Содержание скота в XIX веке сводилось к следующему: с наступлением весны скот пасли на сенокосных лугах .
Здесь буряты строили летники восьмиугольные деревянные юрты. Перекочевка с зимников на летники совершалась одновременно всем улусом. Перевозили самые необходимые предметы быта деревянную утварь для молочного хозяйства, небольшой запас муки, постель и пр. Основное оставалось на зимниках, являвшихся главным хозяйственным центром.
Постепенно господствующим типом жилищ бурят становятся деревянные срубные дома по русскому типу.
Ну и как не обойтись без дацана.
B 1741 году указом царицы Елизаветы Петровны Тамчинский дацан был официально объявлен центром буддизма в России, а с 1809 года приобрел статус Хамбын урез, т.е. резиденции хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром буддизма и буддийской мысли.
В комплексе Тамчинского дацана дуган «Деважин» являлся дним из 17 малых храмов и занимал место в западной части двора, в самом ее углу. Он был построен в 1890-х годах для размещения в нем модели «Рая Сукавати». В начале 1970-х годов «Деважин» был перевезен в Этнографический музей народов Забайкалья. Здание представляет собой квадратное помещение с загнутыми кверху углами крыш, с фасадной стороны которого пристроено крыльцо с навесом и перилами. Преобладание желтого цвета неслучайно: именно этот цвет считается священным в ламаистской символике.
Хочу отметить, что на сайте
www.izi.ru есть неплохой аудиогид по музею
Очень жалею, что не попала в эвенкийскую часть комплекса и - дождь усиливался, да ещё и ветер поднялся. Перед выходом из автобуса я посмотрела расписание - он ходит в раз в полтора часа. Поэтому я поспешила на остановку.