Но я не был тем кого могли бы впечатлили разговоры о принадлежности к ...
В Киеве я дружил с детьми многих известных людей и детьми очень высокопоставленных чиновников, руководителей города и республики.
В Москве была аналогичная ситуация ...
Ещё в старших классах я дружил с С. Параджановым, бывал у него в гостях и писал уже много об этом...
А Серёжа, вне сомнения, самый яркий и безусловно один из лучших, даже не грузинских, а всесоюзных режиссёров.
Для меня он реально не только любимый режиссёр.
Уже много раз упоминал его мой любимый фильм и он стал моим культовым ... я часто его пересматриваю.
А почему так неформально - Серёжа, а потому что я его так называл при жизни и мы у него на кухне и яичницу жарили и ели и не только яичницу ... не один раз ... в его квартире в Киеве на площади Победы с окнами и балконом выходящими на цирк.
Сергей Параджанов.
Саргис Овсепи Параджанян
9 января ему исполняется 100 лет... вот время бежит!
Он моложе моего папы всего на два года...
Тени забытых предков 1964 - это фильм достойный звания легенды кинематографа.
https://www.youtube.com/watch?v=WKVbGhUyL58
Как он снимал фильм ... ходили легенды ... вот было бы здорово попасть на съемки ...
Красотища и к тому же ... и тебе лето и зима и прочие времена года ... в красивейших местах Австро-Венгрии.
Сергей Иосифович Параджанов (Саркис Овсепович Параджанян) родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа (Овсепа) Сергеевича (1890—1962) и Сиран (Сирануш) Давыдовны (в девичестве Бежанова, 1894—1975) Параджановых. Он был третьим ребёнком в семье после сестёр Анны и Рузанны.
В 1932—1942 годах Параджанов учился в средней русской школе № 42. Учился плохо, однако проявлял склонность к некоторым предметам (история, естествознание, химия, рисование). Увлекался музыкой и пением («Травиата», «Евгений Онегин»), литературой («Ашик-Гариб» и «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина). После окончания школы некоторое время работал на тбилисской фабрике «Советская игрушка». Это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество — он часто использовал кукол. Отец Сергея Параджанова занимался торговлей антиквариатом, в результате чего тот с детства хорошо разбирался в старинных вещах и приобрёл определённое эстетическое восприятие. Атмосферу своего детства Параджанов отразил в нереализованном сценарии «Исповедь», а также в фильме «Цвет граната».
Википедия.
Хотел дождаться юбилея ... но раз уж речь пошла о нём ... то уж сейчас.
В 1942 году Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако вскоре он оставил этот вуз и в 1943 году поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории. В это же время брал уроки танца при Тбилисском оперном театре имени Палиашвили.
Во время Второй мировой войны в составе концертной группы выступал в военных госпиталях.
После войны в 1945 году Параджанов перевёлся в Московскую государственную консерваторию, учился вокалу у известного педагога Н. Л. Дорлиак. Но его привлёк кинематограф, и в 1946 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. А. Савченко. В период обучения Параджанова во ВГИКе этот вуз имел славу «окна в Европу». В институте преподавали такие кинематографисты, как С. М. Эйзенштейн, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм и др. Курс Параджанова считается одним из наиболее успешных за всю историю ВГИКа, на нём учились М. М. Хуциев, В. Н. Наумов, А. А. Алов, Ю. Н. Озеров, Г. С. Габай, Г. Г. Мелик-Аваков и др. В 1948 году ученики И. А. Савченко приняли активное участие в съёмках его фильма "Третий удар". В этом же году ученики И. А. Савченко вместе с учителем приступили к работе над фильмом «Тарас Шевченко». По воспоминаниям Г. Г. Мелик-Авакова, именно Параджанов предложил на роль Шевченко тогда ещё молодого актёра С. Ф. Бондарчука.
Во время съёмок фильма Параджанов в августе уехал в Тбилиси, где был арестован по делу главы Грузинского общества культурных связей (ГОКС) Н. М. Микавы. По свидетельству Г. Г. Мелик-Авакова, это произошло в рамках разгрома этой организации, члены которой обвинялись в «идеологическом отступлении», а сам Параджанов якобы попал в поле зрения МГБ из-за предложения разрисовать стены ГОКСа фресками с изображением святых. Однако формально обвиняемым вменялись однополые отношения. Параджанов свою гомосексуальность на допросах не отрицал. 8 октября 1948 года вместе с семью другими обвиняемыми он был осуждён на закрытом судебном заседании Военным трибуналом войск МВД ГССР на 5 лет за «мужеложство». За Параджанова вступился его учитель И. А. Савченко, он также привлёк А. Е. Корнейчука, В. Л. Василевскую и Н. С. Рыбака. В результате после рассмотрения кассационной жалобы Военной коллегией Верховного суда СССР молодой режиссёр был освобождён в декабре 1948 года.
Википедия.
В конце 1950 года И. А. Савченко внезапно умер. Фильм «Тарас Шевченко» оказался незаконченным, и руководством было принято неожиданное решение позволить ученикам режиссёра закончить работу учителя. Фильм вышел в 1951 году. Курс Параджанова во ВГИКе возглавил А. П. Довженко. Он предложил молодому режиссёру в качестве дипломной работы экранизировать молдавскую сказку «Андриеш». Под его руководством в 1952 году был снят несохранившийся короткометражный фильм, за который Параджанов получил диплом с отличием. Это этнографическая история, отличавшаяся декоративностью изобразительного ряда, во многом определила и отразила стиль нового режиссёра. После окончания ВГИКа Параджанов был распределён в Киев.
«Андрие́ш» — советский дебютный художественный фильм Сергея Параджанова по одноимённой сказке Емилиана Букова.
https://www.youtube.com/watch?v=CEjywkCLGHg
Сказка о юном пастухе Андриеше, мечтавшем стать витязем, о волшебной свирели, которую ему подарил богатырь Вайнован, и борьбе со злым волшебником Чёрным Вихрем, ненавидящим всё живое.
Киев
В 1952 году в Киеве Сергей Параджанов начал работать в качестве ассистента режиссёра В. А. Брауна на съёмках фильма «Максимка». Жил в общежитии при киностудии в одной комнате с А. А. Аловым, В. Н. Наумовым и Г. Н. Чухраем. Режиссёрский дебют Параджанова состоялся для тех времён рано: в 1954—1955 годах вместе с таким же начинающим кинематографистом Я. Л. Базеляном он снял на Киевской киностудии свою первую полнометражную картину «Андриеш», повторив сюжет дипломной работы. Однако картина не получила признания публики и критиков. В последующие годы Параджанов снял ряд документальных фильмов («Думка» (1957), «Наталия Ужвий» (1959), «Золотые руки» (1960)), а также художественных картин («Первый парень» (1958), «Украинская рапсодия» (1961), «Цветок на камне» (1962)). Однако эти киноленты, выдержанные в стиле соцреализма, не получили известности. Киноведы упрекали режиссёра в конформизме, идеологической сервильности в отношении партийного и студийного руководства, а также в поверхностности и трафаретности творческой составляющей.
Википедия.
«Максимка»
https://www.youtube.com/watch?v=w_gUZ9VJJzk
«Думка» (1957),
https://www.youtube.com/watch?v=ChxdoEsRXq4
«Наталия Ужвий» (1959),
https://www.youtube.com/watch?v=fzqgS3E6wd4
«Золотые руки» (1960)),
https://www.youtube.com/watch?v=qTWYjs- ... e=emb_logo
Художественных фильм («Первый парень» (1958),
https://www.youtube.com/watch?v=XVEuaYX7_-o
«Украинская рапсодия» (1961),
https://www.youtube.com/watch?v=O3ScsXmrRWM
«Цветок на камне» (1962).
https://www.youtube.com/watch?v=s9-R9On5h38
В январе 1951 года Параджанов женился на татарской девушке Нигяр Сераевой. Однако 13 февраля он сообщил друзьям, что его жена была убита своими родственниками за вероотступничество. По свидетельству друзей Параджанова, это событие стало одним из сильнейших потрясений в его жизни.
В ноябре 1955 года Сергей Параджанов женился на семнадцатилетней дочери советского дипломата Светлане Щербатюк. 10 ноября 1958 года у них родился сын Сурен (1958—2021). В доме супругов Параджанов открыл своеобразный интеллектуальный салон, где бывали в гостях самые разные люди. Здесь режиссёр играл свои импровизированные спектакли, показывал отечественные и зарубежные фильмы. Тут же происходило откровенное, без идеологических купюр обсуждение художественных и общественно-политических вопросов. Уже тогда Параджанов попал в поле зрения КГБ. Жизнь супругов не заладилась. Параджанов, по наблюдениям друзей, был деспотичен в отношениях. Регулярные ссоры закончились в 1961 году разводом, хотя в последующие годы бывшие супруги продолжали сохранять близкие отношения.
Семья Параджанова.
Первый раз в первый класс.
Ведут сына Сурена в школу.
Судьба Параджанова резко изменилась в 1964 году: на Киевской киностудии он снял фильм «Тени забытых предков» по мотивам произведений М. М. Коцюбинского. Этот «эпический сказ» повествовал о жизни гуцула Ивана, о его любви к Маричке, принадлежащей к соседнему враждебному клану. В фильме поднимаются основные философские вопросы, к которым Параджанов вернётся не раз: рок, жизнь и смерть, любовь, телесное и душевное. Идею картины подсказал режиссёру его друг — художник Г. И. Гавриленко. Для съёмок фильма Параджанов отказался от студийной сервильной политики и собрал совершенно новую команду. Например, он взял на главную роль студента И. В. Миколайчука; оператором был утверждён молодой Ю. Г. Ильенко, а главной героиней — его жена, Л. В. Кадочникова, случайно встреченная на улице; художником был приглашён Г. В. Якутович. Эта кинолента стала первым самостоятельным крупным творческим успехом режиссёра. В ней впервые в полной мере проявились многие характерные черты его творчества: этнографичность, мистичность, изобразительная выразительность, живописность, пластика, образность, тонкий психологизм, ёмкая лаконичность, поэтичность. Также были применены технические новшества: смена цветных и черно-белых эпизодов, применение фильтров, эффектов соляризации, съёмка на инфракрасной плёнке и т. д. Особенностью фильма было и то, что он был выпущен на украинском языке без русского дубляжа — случай для СССР уникальный. Хотя такое решение было продиктовано художественной необходимостью (чтобы не потерять характерный гуцульский говор и связанную с ним этническую атмосферу), оно было истолковано как националистический политический жест и партийным руководством, и оппозиционной украинской интеллигенцией.
В то же время фильм стал ярким образчиком «Новой советской волны», «поэтического кинематографа». Картина вышла в прокат в 1965 году и была представлена на многих кинофестивалях, на некоторых (в том числе международных) она удостоилась премий (Фестиваля фестивалей в Риме (1965), Мар-дель-Плата (1965), Всесоюзный кинофестиваль (1966), Салоники (1966)). Имя Параджанова приобрело мировую известность. В это время значительно расширился круг его общения: он познакомился с Лилей Брик и В. А. Катаняном, В. Б. Шкловским, В. С. Высоцким, Ю. Н. Григоровичем, Г. Л. Хачатурян (которая считала его своим учителем) и др.
Гуцульское село Верховина. Место съёмок фильма «Тени забытых предков»
Под впечатлением от фильма я тоже побывал в тех краях, которые уже полюбил заранее и ... всё подтвердилось и мне там очень понравилось ... чудесная природа и прикольные люди.
4 сентября 1965 года диссиденты И. М. Дзюба, В. М. Черновол и В. С. Стус выступили на премьере фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» с протестом против прошедшей накануне волны арестов представителей украинской национальной интеллигенции («шестидесятников»). Эта акция стала одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Их поддержали многие присутствующие, в том числе М. Ф. Коцюбинская. Поддержку арестованным открыто высказывал и Параджанов.
Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы. Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен. В конце 1965 года Параджанов подписал «письмо Дзюбы» к ЦК КПУ, в котором осуждались русификация Украины и притеснения национальной культуры.
После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов замыслил снять кино совершенно иного формата. Сюрреалистичный проект картины «Киевские фрески», которая должна была рассказать о современной режиссёру украинской столице, предполагал аскетизм во всем: отказ от динамичности, от экспериментирования с техникой, от живописности кадра, даже от диалогов актёров. Съёмки были начаты 1 июня 1965 года, однако уже 1 ноября картина была закрыта. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности». Но Параджанов не отказался от своей задумки. По совету своего друга В. Б. Шкловского он решил перенести действие нового фильма-«фрески» из современности в прошлое, а конкретно — снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. Параджанов написал предложение на киностудию в Ереван, где оно было принято.
Википедия.
Ереван
12 апреля 1966 года Сергей Параджанов уехал в Ереван и приступил к работе над фильмом «Саят-Нова». В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи. При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта.
В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками хрущёвской оттепели. В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии «Арменфильм». В ходе подготовки к съёмкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» (об армянском художнике). В августе после многих производственных проблем начались съёмки фильма «Саят-Нова».
В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма «Андрей Рублёв». Весной 1968 года он присоединился к обращению «Письма-протеста 139», в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов. При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов.
Осенью 1968 года фильм «Саят-Нова» в черновом монтаже был представлен художественному совету студии «Арменфильм», а затем Госкино СССР. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки. Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С. И. Юткевича, которая была негативно оценена автором.
Возвращение в Киев
В 1969 году Сергей Параджанов вернулся в Киев, однако снимать кино ему не давали. Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» (о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде, страстно в него влюбившейся), «Давид Сасунский» (на основе армянского эпоса о богатырях), «Дремлющий дворец» (по мотивам пушкинского «Бахчисарайского фонтана»), «Демон» (по одноименной лермонтовской поэме), «Икар», «Золотой обрез» и другие.
В 1970 году Параджанов снова обратился к творчеству М. М. Коцюбинского. Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картина вначале была принята к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике со стороны как литераторов, так и украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». В это же время к власти в УССР пришёл В. В. Щербицкий, который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра. 1 декабря 1971 года на творческой встрече в Минске после показа студентам фильма «Цвет граната» Сергей Параджанов раскритиковал советское партийное и кинематографическое руководство, выступил в поддержку Тарковского и с осуждением цензуры. Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю. В. Андропову, а тем, в свою очередь, ЦК КПСС, и в феврале 1972 года подготовка к съёмкам фильма «Интермеццо» была остановлена, а сам режиссёр попал в опалу.
В 1973 году Сергей Параджанов, опять по совету В. Б. Шкловского, создал проект новогоднего фильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена. Друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Эта затея практически удалась, и в декабре 1973 года сценарий «Чуда в Оденсе» по заказу творческого объединения «Экран» был запущен на киностудии «Арменфильм» (киностудии прибалтийских республик отказались от сотрудничества с «проблемным» режиссёром). Однако работа прервалась из-за внезапного ареста Параджанова.
Вот как раз в этот момент я с ним и познакомился, когда ещё учился школе.
Я был модный парень в американских джинсах и при всех делах.
Некий шарамыжник представлявшийся Габором, околочивался в центре и был взрослым мужиком, предложил мне знакомство с режиссёром ...
Ну мне тогда все режиссёры были по фиг и уж не знаю почему согласился.
Этот тип был явно с западной Украины и говорил с их акцентом, наверняка он решил привести меня как молодого симпатичного парня ... правда об этом я и не догадывался ...
Короче, когда Серёжа начал мне предлагать польские замшевые ботинки ... я всё понял и чуть было не заехал ему в глаз, Габору я треснул уже после ... ну чтобы рамсы не путал.
Серёже я сказал (мягко говоря)что не по этой части и больше его видеть не желаю ... иначе ...
Он извинился и просил не уходить, а вскоре к нему уже вломилась большая компания интересных людей ...
Было занятно и я остался.
В этот раз я увидел у него знаменитого нашего футболиста, которого я безусловно знал внешне и сразу познакомился с ним. Я же тоже был динамовец ... занимался боксом на стадионе "Динамо"...
Когда я уходил, Серёжа ещё раз извинился и сказал что у него бывает много интересных людей и я могу тоже приходить ... мне кажется что он хотел меня (анти социального подростка) приобщить к протестному или анти сов движению ... но это только мои домыслы ... так как на прямую это никогда не прозвучало.
И действительно у него часто были очень интересные, известные люди ... а это меня привлекало уже больше чем подворотня.
Так я стал к нему захаживать ... к тому же в его доме жила моя тогдашняя любовь, Наташа Лысенко.
В первые же свои посещения я узнал много о его творчестве и увидел западные журналы с фото и статьями о нём.
У него была небольшая двушка ... а вот на каком точно этаже уже и не помню ... на 3ем или 4ом ... не важно.
На другом этаже, напротив жила Наташа.
У него дома была старинная мебель, в гостиной где все и собирались, остальное было так себе ... обычное.
На стене и на шкафу у него были отличные иконы в серебряных окладах.
Ну в иконах я уже тогда начинал разбираться.
У него дома были подписки журнала Нива где тоже много интересного ... "Нива"- был самым популярным журналом России конца девятнадцатого века; он выходил с 1870 по 1918 год и определял себя на своей мачте как "иллюстрированный еженедельный журнал о литературе".
И теперь я уже начинал гордиться знакомством с ним ...
Что мне давали походы к нему.
Я мог на равных общаться с разными занятными людьми с которыми бы в другом случае ...
Узнал много нового и полезного, чувствовал себя сопричастным к крутой тусовке и тд.
Но главное я подрос и стал просекать в кино и многом другом ... сблизился с кругом интеллигентской оппозиции ... нашему бредовому совку.
В тот момент я был западно-ориентированным и узнал многое о диссидентах ... повторю что это не шло от Серёжи ... он ядом на совок не исходил ... хотя его и "душили" как только могли.
У него было что-то похожее на светский салон, а не на анти сов. сходняк ...
Были другие более яркие или агрессивные анти совки ... но я придерживался золотой середины и в крайности особо не бросался ... а старался всё по лучше понять и осмыслить.
Понял что это всё не моё и зарабатывать лв, хорошо жить, гораздо умнее нежели бессмысленно колыхать своей метлой и чалиться по психушкам.