SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Личные страницы участников форума, поздравления
Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Сель в Алматы 1921 год.
8-9 июля 1921 года. Селевые потоки заполнили практически все реки Заилийского Алатау. Как обычно, самые мощные сели были отмечены на реках Малая и Большая Алматинка, Талгар, Иссык. Общий объем выноса селя из рек Малая и Большая Алматинка оценивается в 7,0–10 млн. м3.

Очевидцы вспоминали:

"Рев воды, гул перекатываемых камней, треск разрушаемых зданий, грохот сдираемых железных крыш, огромные искры, вероятно, от сталкивающих камней, еще издали предупреждали о приближении селя. И вот лавина, состоящая из воды, грязи, гальки, огромных валунов, стволов деревьев и обломков разрушенных зданий, ринулась на город, снося попадавшиеся на ее пути постройки".

"Затем волны высотой до шести метров начали регулярно повторяться через промежутки от полминуты до минуты, и число их насчитывалось до восьмидесяти. По улицам города плыли целые дома, и крики о помощи уносимых водой людей придавали жуткость картине всеобщего разрушения".

В течение пяти часов значительная часть Алма-Аты была превращена в руины и залита грязекаменной массой. Погибли более 500 человек.

Так выглядела улица К.Маркса (ныне — Кунаева) после селя 1921 года… (Фото из книги В.Проскурина Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий)

Изображение

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

7 июля 1963 года.
Сель образовался в жаркий солнечный день в результате прорыва моренно-ледникового озера Жарсай в верховьях реки Иссык. В течение 3–4 часов из ущелья в долину было вынесено до 6–7 млн. кубометров грязекаменной массы. Отдельные валы достигали высоты 7 м, двигаясь к озеру со скоростью 5–6 м/с и перемещая на своем пути огромные валуны. Все это вызвало на озере резкий подъем уровня воды.

В течение 5–6 часов естественная плотина была разрушена, а невероятно красивое озеро Иссык уничтожено.

«О трагедии руководство СССР узнало 15 июля 1963 года, со слов очевидца, члена Политбюро Д.А.Кунаева,когда в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, — вспоминает известный алматинский краевед Владимир Проскурин. — Однако разговор на совещании был о другом, о взаимоотношениях с руководством Компартии Китая.

В городе тем временем поползли слухи, что работа Пленума и селя взаимосвязаны. Мол, «на Иссыке совершили диверсию «маодзедуновцы», погибло много людей».

Под непосредственным впечатлением от иссыкской катастрофы, в Алма-Ате во второй половине 60-х были проделаны беспримерные в мировой истории работы по защите от селей. В 1966 и 1967 годах на Медео двумя направленными взрывами была насыпана гигантская плотина.

Через три года эта плотина сдержала сель, многократно превосходивший по силе все прежние потоки. Плотина защитила восточную часть центра города, где в «очевидной зоне поражения проживало более 300 000 человек.


Казахстанская открытка нач. 60-х годов ХХ века с видом прекрасного озера Иссык.

Изображение

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

15 июля 1973 года.
Сель сформировался от прорыва моренного озера Туюксу. В Алма-Ате тогда шли обильные дожди, а в зоне морен и ледников — обильный снег. В начале июля в горах началось интенсивное таяние снегов и ледников, приведшее к переувлажнению верхней толщи морены. 14 июля на морене произошла закупорка подземного грота, в результате чего произошел прорыв.

Через 9 минут сель достиг плотины «Мынжилки», расположенной в долине в верховьях реки Малая Алматинка на высоте 3000 метров. Наполнение селехранилища (объемом 36 тыс. м3) произошло за 3 минуты. После этого плотина рухнула.

Далее — до селехранилища «Медео» — сель шел со скоростью 10–12 м/с, перемещая огромные валуны размером 5–6 м весом до 300 тонн. Он мгновенно разрушил на своем пути все мелкие противоселевые сооружения и здания, приведя к большим человеческим жертвам.


Заполненное селехранилище на Медео, 1973 год

Изображение

К селехранилищу плотины «Медео» поток подошел в 18 часов 17 минут и продолжался около 3 часов. За время прохождения селя было отмечено 3–4 крутых селевых вала. Самым крупным был первый вал высотой 12–15 м и шириной 40–50 м. За 3 часа селехранилище заполнилось почти полностью. После прохождения селя в селехранилище осталось всего лишь 30% свободного объема…

Правительством республики было принято срочное решение о наращивании плотины на 40 м и создании новой емкости селехранилища до 12,6 млн. м3.

Изображение
Изображение

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 13 апр 2024, 17:33, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

3–4 августа 1977 года.
Главной причиной образования селей явился прорыв моренного озера в верховьях реки Кумбельсу. Мощные грязекаменные потоки вышли в долину реки Большая Алматинка и проходили почти в течение месяца — в горах было зарегистрировано до 400 селевых валов. Максимальная высота отдельных валов достигала 10–12 м. Этот сель также ворочал камни размером 5–6 м.

Медеу — высокогорная селезащитная плотина, перекрывающая реку Малая Алматинка в урочище Медеу в Алма-Ате. Построена в 1966—1980 годах на высоте 1750 метров над уровнем моря для защиты города от селевых потоков.

Изображение

Строительные работы на Медео.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 13 апр 2024, 14:04, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Ночью снилось много всякой билеберды, о которой уже успел подзабыть.
Потом снился кент, с Лазурного берега, который изрядно под опустился (в моём сне) и был с какой-то ... непонятной шмарой в ресторане (?) ...
А вскоре я уже "попал" ... в Нью Йорк ... наверное никогда там и не был во сне ...
Я ездил там на разном транспорте и ходил пешком.
Ходил с обнажённым торсом по городу и беспокоился, а можно ли так ... подходил к людям спрашивал и заходил в разные странные места и даже на стройку...
В конце концов оказался в туристической части города, к слову сказать, мне не знакомой.
Там зашёл в типа тур инфо офис где стал рассматривать буклеты, проспекты и газеты.
И вот тут и начинается удивительное и непонятное ... а именно ... я листал страницы и даже читал текст, было много разных картинок и фото ... но все они были мне совершенно незнакомы.
Получается так что мозг сам смоделировал все тексты и зрительные образы в виде картинок и фото, да и всего вокруг в городе.
Не перестаю удивляться как можно неожиданно и мгновенно моделировать красочные изображения, да ещё совершенно необычные, никогда не виденные ранее, часто с мельчайшими деталями.
Каким образом могут появляются зрительные образы столь неожиданно и не предсказуемо, не думаю что есть некая программа сновидений ... перевернулся с боку на бок и всё чаще меняется во сне.
Как такое удаётся...

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

С папиными родственниками всё несколько по проще.
Его предки были крепостными крестьянами и жили в центральной России.

Изображение

Изображение

С моими предками наверное было где-то так...

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Где жили мои предки по папиной линии ... в той же деревне или ... где...
Где был особняк помещика и церковь я так и не узнал...
Короче ни хрена я так и не узнал...


Изображение

Изображение

Крестьянки на Руси.

Изображение

Изображение


Мои предки, во всяком случае по отцовской линии, были крепостные крестьяне.
А это означает их очень, мягко говоря, скромное благосостояние.
Я думаю что все(?) дети появились у моего деда Андрея и бабушки Прасковьи уже после революции (1917 года)... хотя ...
Вот я точно не уверен только в отношении тётки Машки- она была старшая из всех и могла появиться на свет ещё до революции.
Первой умерла, ещё относительно молодой, моя бабушка Прасковья ... вроде от заражения крови...
Потом погиб на войне Георгий- брат отца, а затем умер мой дед Андрей ... по моему в 1956 или 57 году, после уже мой папа, потом сестра Маша, затем брат Николай и последней тётя Аня.

Я знаю что у них был дом где они жили уже в начале ХХ-го века и потом, ещё до войны, построили другой- тот что на фото.
Там я часто жил, с раннего детства и куда любил приезжать летом даже из Крыма.
До сих пор помню многие деревенские звуки и запахи того времени.
Помню вкус домашнего сальца и грибочков, огурчиков с грядки и кислых незрелых яблок украденных в чужом саду, вкус своего крыжовника и вишни, клубнички виктории, малинки, колхозной чёрной смородинки и безумный аромат земляники из соседней ложбины, тепло русской печи, зимние катания в санях по морозцу да в овчинном тулупе и потом чаи с малинишным вареньем.
Ах развежжж обо всём поведаешь в нескольких строках ...
А васильки во ржи и пение жаворонка над головой летним солнечным деньком, а ночные гулянки с деревенскими девчатами под луной у костра, а ночи на душистом сеновале ...
Поймёт это только тот кто сам всё прошёл ...
Как же я богат и морем и деревней с лесом и большим городом с его жизнью.
В довершении всего я ещё практически весь мир объездил и пожил в разных странах, так что и сравнить могу и приоритеты расставить!
А главное у меня есть корни и Родина, моя родимая сторона и это, безусловно, моё основное богатство и счастье!
Останусь я по любому, на веки, на русской земле ... в ней родимой или в море или же прахом развеянный... но никуда от неё не денусь уже!
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 14 апр 2024, 16:04, всего редактировалось 5 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Одно сохранившееся фото моей бабушки Прасковьи, которую я никогда не видел.
На втором фото две сестры и мой папа с дедом Андреем.
Деда Андрея я видел живым, но не помню ничего.


Изображение

На верхнем снимке дом где последнее время жила моя тётка и куда часто привозили меня.
Он был и до войны, но вот когда его построили я так и не узнал.
На втором фото хоронят деда Андрея.
Слева на фото мой отец, за ним какой-то ребёнок ... на меня он похож мало, затем брат Николай и две сестры, муж сестры Николай и брат деда Андрея, Илья (прожил он долго и жил по соседству) и его сын Иван с женой и разные неизвестные мне люди.

Изображение

Отец и дед Илья, его дядя.
Помню когда я заходил к нему в хату и сидел за столом ... дед Илья всегда выпивал сотку самогонки перед едой.
А вот он в отличие ото всех прожил довольно долго.

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 14 апр 2024, 20:53, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Как жили славяне.

Изображение

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 15 апр 2024, 14:14, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Крепостные крестьяне – это зависимые от землевладельца люди, которые жили на земле, принадлежащей помещику и находились в полной личной зависимости от него. Последний получал земельные наделы вместе с крестьянами за службу – так формировалось служилое сословие. Крестьянин обязан был работать на землевладельца (выполнять барщину) и платить ему оброк.

Крепостное право в России — существовавшая в России система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

Вопреки устоявшемуся ошибочному мнению, крепостные не составляли большинства населения Российской империи, со Второй по Восьмую ревизию их было 45% от общего населения Российской империи.

Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого(1866; Москва, Третьяковская галерея)

Изображение

Продажа крепостных с аукциона, картина Клавдия Лебедева (1910)

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 15 апр 2024, 16:13, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Распространение получила и так называемая «месячина». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне-«месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от невольников на плантациях Нового Света.


Хронология закрепощения крестьян в России

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.
1581 год — отмена крестьянского выхода в определённые годы — «заповедные лета».
1590-е годы — Повсеместная отмена Юрьева дня. Временная мера в связи с тяжёлым положением.
1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».
1637 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 9 лет.
1644 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 10 лет, а насильно вывезенных другими помещиками — до 15 лет.
1649 год — Соборным уложением 1649 года царя Алексея Михайловича было установлено окончательное закрепощение крестьян. Были отменены урочные лета, введён бессрочный сыск, объявлена вечная и потомственная крепость крестьян. При этом устанавливалась и обязанность помещика-укрывателя заплатить за незаконное использование труда чужого крепостного. По закону 1675 г. царь разрешил продавать владельческих крестьян без земли. От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика.
1718—1724 годы — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.
1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.
1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.
1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.
1783 год — восстановление крепостного права на Левобережной Украине.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

В советской историографии отношения помещиков с крестьянами оценивались преимущественно отрицательно. При этом упускалось из виду, что у помещиков были определённые законом обязательства перед крестьянами. Некоторые авторы, хотя и затрагивали вопрос о помещичьем патернализме, но при этом начисто отрицали альтруистические побуждения дворян. Между тем даже в «Русской правде» Пестеля отмечалось: «Весьма различно положение, в котором находятся различные дворянские крестьяне. У самых добрых господ они совершенным благоденствием пользуются. У самых злых они в совершенном злополучии обретаются. Между сими двумя крайностями существует многочисленное количество разнообразных степеней злополучия и благосостояния». Денежный оброк иногда был дифференцированным, в зависимости от финансового положения крестьянина или даже распределялся крестьянами самостоятельно. В некоторых местностях крестьяне занимались ремесленничеством и торговлей. Вопреки насаждавшегося в советской историографии мнению, крестьяне далеко не всегда и не везде стремились освободиться от крепостной зависимости, и в числе этих причин была и боязнь лишиться покровительства своих помещиков. Так по наблюдению современника, они отказывались переходить на положение обязанных по указу 1842 года, «потому что более страшатся полицейской власти, нежели помещичьей, и боятся притом потерять в помещике не только покровителя, но и лицо, обязанное пещись об их продовольствии и нуждах». Помещики в сложных ситуациях помогали крестьянам выдачей хлеба, скота и денег. Расходные ведомости, хранящиеся в Государственном архиве Курской области свидетельствуют о том, что наиболее часто безвозмездно или в ссуду крестьянам предоставлялся скот. В то же время историки знают немало случаев жестокой эксплуатации крестьян и произвола помещиков.
В 1861 году в России была проведена крестьянская реформа, отменившая крепостное право. Основной причиной данной реформы явился глубокий кризис крепостнической системы и самого российского государства. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство во главе с Александром II пошло на отмену крепостного права.

А.Д. Кившенко. Чтение манифеста 1861 года А

Изображение

Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года

Изображение

Мировой посредник зачитывает со ступеней господского дома Положение об освобождении крестьян

Изображение

На Руси и в Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В Московском царстве крепостничество широко распространилось в XVI веке, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года, отменено 19 февраля 1861 года (3 марта 1861)

Изображение

Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Явилась первой и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II, за что он был удостоен особого эпитета в русской историографии — Освободитель; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Факсимиле манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 16 апр 2024, 10:42, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Как же питались крестьяне.


Изображение

Крестьянская кухня — блюда, характерные для конкретной культуры, которые готовятся из местных, доступных и недорогих ингредиентов. Это еда крестьян, которые являлись одними из самых бедных слоёв населения. Соответственно, такие блюда, как правило, отличает простота приготовления и сытность, поскольку изначально такой едой необходимо было накормить небогатых людей, занятых физическим трудом в сельском хозяйстве.

Характеристики крестьянской кухни:

Упор на местные продукты, характерные для натурального хозяйства.
Простота приготовления.
Широкое использование злаковых, овощей и фруктов, как доступной и привычной пищи крестьян; ограниченное использование мяса как более дорогого продукта.
Стремление к безотходности.
Очень часто крестьянская кухня — основа национальной кухни. Она могла в дальнейшем трансформироваться в более изысканную, или сохраниться и развиваться параллельно с городской, ресторанной. Историки утверждают, что в хорошие времена крестьянская кухня была относительно достойной, но хорошие времена случались нечасто.

Блюда, приготовленные "по-крестьянски", пользуются неизменной популярностью. В наши дни крестьянская кухня и крестьянские блюда часто пересекаются с явлением и понятием «комфортная еда» (comfort food). Выходцы из села обращаются к тому, что можно назвать "комфортной пищей" — едой, связанной с безопасностью, детством.

В России долгое время кухня богатых мало чем отличалась от кухни бедных, но всё изменилось в XVII веке. Сначала дворянская кухня была лишь более разнообразной за счёт ввозимых фруктов и пряностей и более сложных рецептов приготовления исконно русских блюд, но в XVII веке в рационе дворян и зажиточных горожан появились новые продукты (картофель), иностранные повара и новые европейские кулинарные приёмы, оборудование, в то время как крестьянская кухня долгое время оставалась ещё неизменной.
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 16 апр 2024, 14:20, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Простота крестьянской русской кухни объясняется бедностью крестьян.

В России кислый ржаной хлеб долгое время служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто — 1—2 раза в неделю, он изготавливался бездрожжевым способом. На основе ржи варили кисели, но кисель мог быть и овсяным, и гороховым. За хлебом шли каши: гречишная, овсяная, ячменная и из полбы. Все они тоже делались из замоченного и закисшего зерна. В основном каши делились на 2 типа по уровню густоты — «размазня» и густая. Из ржаной и пшеничной муки пекли оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, делали сушки, пекли калачи и белый хлеб. На праздник готовили пироги и пирожки со всевозможными начинками: из мяса, рыбы, птицы, ягод, грибов и овощей.

В старое время, в условиях царской России, трудовой народ всегда питался скверно. Материальные ценности, производимые народом, доставались паразитическим, эксплуататорским классам. Стол рабочего был скуден. Мясо считалось роскошью. Молочные продукты считались господским блюдом. Недаром были в ходу такие поговорки, как "щи да каша — пища наша", "ржаной хлебушко — калачу дедушка", и прочие в таком же духе.

Эти слова появились ровно 80 лет назад в "библии»" советской кулинарии — "Книге о вкусной и здоровой пище". С тех пор представление, что трудовой народ всегда питался скверно, прочно укоренилось в массовом сознании. Чтобы оценить справедливость этого тезиса, мы взяли два детальных описания повседневной пищи крестьян середины XIX века: из нечерноземной Тверской и черноземной Оренбургской губерний.

Экскурс в русскую крестьянскую кухню мы начнем с «Описания Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении» (1854) Василия Александровича Преображенского. В свое время этот фундаментальный труд был удостоен золотой медали Ученого комитета Министерства государственных имуществ.

"Пища крестьянъ состоитъ изъ хлеба, огородныхъ овощей, молока, мяса, грибовъ и ягодъ. Вотъ реестръ крестьянской стряпухи: щи, кашица, картофельная похлебка, каша, яишница, молоко, пироги, блины, лепешки, кулага, тесто, кисель, горохъ, гуща, жареный картофель, жареные и вареные грибы".
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 16 апр 2024, 17:12, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Изображение

Ф.Г. Солнцев. Крестьянское семейство перед обедом, 1824 год

Фото: из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 16 апр 2024, 21:44, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Бессменное, всегда необходимое кушанье.

Изображение

"Щи, бессменное, всегда необходимое кушанье, делаются изъ кислой серой капусты и приправляются горстью овсяныхъ или житныхъ (ячменныхъ) крупъ. <...> Говядина или баранина, а кто водитъ свиней, свинина, у бедныхъ крестьянъ кладется въ щи только по праздникамъ, зимою и осенью; а зажиточные, мясо и въ рабочіе дни. <...> Кашица есть похлебка изъ крупъ и приправляется въ постные дни лукомъ, а въ мясо дъ мясомъ или сметаною. Конопляное или льняное масло кладутъ въ похлебку, на стол, изъ экономіи. Картофельная похлебка изъ варенаго и столченаго картофеля въ постъ приправляется лукомъ, крупами и однимъ изъ техъ маслъ, а въ мясо дъ крупами и сметаною. Кашу варятъ изъ крупъ овсяныхъ, житныхъ, гречневыхъ, какія у кого есть».

Серые щи варят из крошева (кислы) — заквашенных с ржаной мукой облегающих кочан зеленых капустных листьев. Вкусовую разницу между белой и серой капустой замечательно передал Иван Шмелев в "Лете Господнем": Ваша послаще будет, а мы покрепчей любим, с горчинкой, куда вкусней... и как заквасится, у ней и дух пронзей... самая знаменитая капуста наша, серячок-то. Щи, как пишет Василий Преображенский, ели с ржаными сухарями, приправляя по сезону и вкусу репчатым луком, зеленым луком, чесноком, хреном. В постные дни подливали ложку конопляного или льняного масла, в мясоед клали «ложку или две» сметаны.

Серые щи. Фото Влада Пискунова из книги «Кухня России: региональная и современная» (2015 год) издательства Чернов и Ко.


Изображение

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Изображение


Ломоносов и московит: как в XIX веке изобретали новую русскую кухню.
При Александре II патриотический подъем преобразил даже гастрономию.

Картофельная похлебка могла готовиться с говядиной или солониной (соленой говядиной), с сушеными снетками или грибами. Преображенский не упоминает об этом, но такие рецепты приводит Екатерина Авдеева в Ручной книге русской опытной хозяйки (1-е изд. — 1842), в разделе Кушанье для служителей.

Некоторые продукты бедные крестьяне могли позволить себе только по праздникам. К ним относились православные годовые праздники; высокоторжественные дни (дни рождения и тезоименитства Императора, Императрицы и Наследника Цесаревича, а также день коронования); храмовый праздник (день святого или события священной истории, в память которого освящен храм) и другие деревенские праздники. Вместе с воскресеньями Преображенский насчитывает 95 таких дней, то есть собственно праздничными в году было около 43 дней.

Какая ж песня без баяна?
Какая ж зорька без росы?
Какая Марья без Ивана?
Какие щи и без Руси?


Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 17 апр 2024, 11:14, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Заготовка капусты на зиму, конец ХIХ века.

Изображение

Раньше ели карасей, курицу наливали яйцами, а холодец нужно было есть с квасом ... интересно ... я и не слышал про так.

"Яичница есть свареная плошка свежаго молока съ однимъ разболтаннымъ въ немъ куринымъ яицемъ. Это необходимое кушанье для жней. Молоко едятъ и пресное и кислое съ прибавленіемъ творога. Пироги пекутся везде ржаные, иногда житные, съ кашею, съ лукомъ, съ рыбою, съ творогомъ; пшеничные пироги ркдки и у богатыхъ крестьянъ. Блины пекутся изъ житной или овсяной, и у кого есть, изъ гречневой муки; едятъ ихъ тотчасъ по приготовленіи, съ саломъ, сметаною, молокомъ, а если есть достаточные запасы коровьяго масла, то съ масломъ".

Сваренную с молоком яичницу мы бы сейчас назвали омлетом, но тогда под этим словом понималось как кушанье из одних только яиц, так и с подмесом к ним молока. У Василия Левшина в "Русской поварне" (1816) "выпускной" названа яичница-глазунья, запеченная с ветчиной на топленом масле, а для «яичницы с молоком» в печи запекают разведенные молоком взбитые яйца.

Пироги тверские крестьяне делали в основном из ржаной, реже из ячменной (житной) муки. По четвергам и субботам в зажиточных семьях пекли блины из ячменной, овсяной или гречневой муки. Из ржаной или ячменной муки также пекли лепешки: "в мясоед с творогом, а в пост с толченым конопляным семенем»". Особняком стояли сочни: тонкие пресные ржаные лепешки, которые намазывали творогом, сгибали пополам и выпекали.

Современные пироги из ржаного теста в новосибирском магазине русской кухни "Добрянка"

Изображение

"Кулага и тесто приготовляются изъ муки, высеваемой изъ ржанаго солода, и составляютъ принадлежность поста. Оне различаются только темъ, что первое можно резать ножемъ, а последнее жидко какъ растворъ. Оба заквашиваются и въ оба кладутся большею частью ягоды или брусники, или калины. Кисель приготовляется изъ овсяной муки; кое-где делаютъ изъ отстаивающагося отъ ржаныхъ высевокъ крахмала; гороховый кисель едятъ те, которые сеютъ горохъ. Овсяный кисель едятъ съ какимъ нибудь масломъ, съ сокомъ коноплянаго семени, или съ молокомъ, или съ цыжемъ, или съ сытою".

Студенистый овсяный кисель — одно из знаковых русских блюд. Сырьем для его приготовления был цеж — настоявшийся раствор овсяной муки, часто заквашенный, который процеживали, варили до загустения и остужали. Аналогичным образом готовились другие зерновые кисели — ржаной и пшеничный, на воде или молоке. В отличие от кисловатого овсяного, кисель из гороховой муки был пресным.

Овсяный кисель. Фото Влада Пискунова из книги «Кухня России: региональная и современная» (2015 год)

Изображение

За справкой о кулаге вновь обратимся к Василию Алексеевичу Левшину:

"Взявъ ржаной и мелко смолоной ржанаго солоду муки, наливаютъ горячею водою въ горшечке и, накрывъ, упариваютъ въ печи. Ягоду калину развариваютъ въ воде, протираютъ оную сквозь сито въ горшокъ; туда же кладутъ изъ горшечка распаренной растворъ, доливаютъ водою; накрываютъ горшокъ крышкою, обмазываютъ по шву тестомъ и упариваютъ долго въ печномъ вольномъ духу».

Схожее описание мы находим у Екатерины Авдеевой. Со второй половины XVIII века лучший сорт кулаги, как сказано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, оформился в кулинарный специалитет — калужское тесто.

Кулага и соложеное тесто.
Фото Влада Пискунова из книги «Русская поварня — 200 лет спустя» (2016 год)

Изображение

Отменно крупный белый картофель.

Картофель жарится или на сковороде съ масломъ, или въ плошке (латке) съ молокомъ и яицами; въ последнемъ случае называется картофельною яичницею. Вареный картофель въ воде и подающійся на столъ горячій составляетъ ежедневный завтракъ: его едятъ съ однимъ хлебомъ и солью.

Грибы подаются во всехъ видахъ: соленые, сырые съ лукомъ и масломъ постнымъ или безъ масла; жареные соленые съ такою же приправою; сырые соленые со сметаною и жареные съ нею же; свежіе печеные съ солью; свежіе жареные съ теми же приправами; вареные въ воде съ лукомъ и ложкою крупъ и масла или сметаны; сушеные жареные съ теми же приправами; сушеные, отвареные съ холоднымъ квасомъ и хреномъ.

Тюря изъ размельченнаго руками ржанаго черстваго хлеба въ квасу, съ лукомъ, солью, и если есть, ложкою постнаго масла, занимаетъ немаловажную роль въ крестьянской кухне, за недостаткомъ кушанья. Прочія холодныя блюда суть: или тертая редька съ квасомъ, или рубленая вареная свекловица. Редьку едятъ также съ коноплянымъ семенемъ, съ масломъ постнымъ, нарезавъ ломтями. Соленые огурцы въ Старицкомъ и Новоторжскомъ уездахъ запасаются почти везде; въ другихъ уездахъ они встречаются реже.

Обыкновенный обедъ беднаго крестьянина состоитъ изъ трехъ блюдъ: щей, картофеля и еще чего либо, а обыкновенный обедъ зажиточнаго — изъ 5 блюдъ: холоднаго, щей, похлебки, картофеля и каши. Пироги у перваго пекутся редко; а последній естъ ихъ каждое воскресенье.

Изображение

Чаепитие в Тверской губернии. Из "Альбома народных типов России" (1878 год) Жана Рауля


Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 18 апр 2024, 01:10, всего редактировалось 12 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

С Верхней Волги перенесемся на Южный Урал и обратимся к Описанию Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях (1859) Василия Макаровича Черемшанского. Как и труд Василия Преображенского, это сочинение было удостоено золотой медали Ученого комитета Министерства государственных имуществ.

"Такъ какъ Русскіе крестьяне живутъ вообще зажиточнее инородцевъ, то и самая пища у нихъ разнообразнее и лучшаго качества. Повседневная скоромная ихъ пища состоитъ изъ серыхъ щей — этого національнаго русскаго кушанья — съ свежею говядиной, бараниной, свининой и солониной, бедные же довольствуются щами, приправленными только молокомъ или сметаной. Кроме щей варятъ лапшу — съ мясомъ или молочную, кашицу, картофельный супъ съ курицей, похлебку съ клецками, кашу разнаго рода — пшенную, гречневую, ячную и полбеную — молочную или постную, которую обыкновенно едятъ съ масломъ, саломъ или поливаютъ жирными щами; вечеромъ холодную едятъ съ молокомъ, а въ постные дни съ коноплянымъ масломъ или квасомъ; молоко съ пшеничнымъ хлебомъ или ситникомъ — пресное и кислое"

Деревенский праздник в селе Марий Турек Вятской губернии

Изображение

Тверь и Оренбург разделяют более полутора тысяч километров, однако мы наблюдаем удивительную устойчивость традиционность русского крестьянского рациона. Что изменилось? В "мясном отделе" появилась солонина. Заготовление говядины впрок — косвенное свидетельство ее большей доступности для крестьян. К щам, кашице и картофельной похлебке добавились мясная лапша, молочная лапша и похлебка с клецками, более характерная для городской и дворянской кухни. Тем не менее серые щи по-прежнему занимают главное место в крестьянском рационе.

К.Е. Маковский. Крестьянский обед в поле (1871 год)
Фото: из собрания Государственной Третьяковской галереи

Изображение

Обращает внимание упоминание пшенной и полбяной каши — полбу (эммер, двузернянку) и просо культивировали в основном в восточной части Европейской России. Более благоприятные, чем в Тверской губернии, климатические и почвенные условия способствовали выращиванию пшеницы. Поэтому наряду со ржаным ситником (из ржаной муки, провеянной через сито) на столе оренбургских крестьян был и пшеничный хлеб. Из пшеничной муки они также делали лапшу, клецки, пельмени, пироги и другую выпечку.

В. Каррик. Крестьянский обед во время жатвы (1870-е)

Изображение

Пироги готовили подовые, а пирожки — жареные в масле, пряженые. На Русском Севере, Урале и в Сибири были популярны шаньги — круглые булочки из кислого теста, ячменного или пшеничного, с поливой сверху (сметанной, творожной или картофельной). Пельмени в то время были специалитетом, характерным для Урала и Сибири. "Сибирскими" называли пельмени с говяжьим фаршем — такой рецепт приводит в «Ручной книге русской опытной хозяйки» Екатерина Авдеева, 25 лет прожившая в Иркутске.

Изображение

Изображение

Пшеничные шаньги с разными поливами в новосибирском магазине русской кухни "Добрянка".


Изображение

Заквашивание трав немцу неизвестно еще...
Обыкновенное продовольствіе въ постные дни состоитъ изъ щей съ серой или белой капустой и разнаго рода овощныхъ похлебокъ, а также капусты, огурцовъ, картофеля, свеклы, репы и грибовъ — если есть; варятъ горохъ, кашицу, кисель гороховый, овсяный и пшеничный, разводятъ толокно съ квасомъ, приготовляютъ зимою свекольники, а летомъ ботвинью, пекутъ калинники и приготовляютъ калиновый кисель и кулагу; по праздникамъ пекутъ пироги съ рыбою, грибами, морковью, картофелемъ, горохомъ, кашей, калиною и т. п.
Въ масляницу пекутъ огромные стопы блиновъ, аладьевъ, пряженцевъ, приготовляютъ здобные орешки, пироги съ рыбой и проч.

Обыкновенный повседневный напитокъ составляетъ квасъ, приготовляемый изъ ржаной муки и солода; къ праздникамъ варятъ пиво, а въ медовую пору (въ испожинки) пчеляки приготовляютъ и кислый медъ».

Картофель, как пишет Черемшанский, начали возделывать в полях, а не в огородах очень недавно: по избытку других продуктов земледелия и по затруднительности сбережения его во время зимы, он доселе не имеет достаточного употребления в хозяйстве. Еще в меньшем количестве, чем картофель, оренбургские крестьяне употребляли репу: "Репу едят большею частию сырую, как лакомство, а зимою ее варят, пекут и парят и едят обыкновенно с квасом, а сырую рубят и пекут с нею пироги".

Ранние сорта репы: Петровская и Ранняя пурпурная.

Изображение

Толокно — мука из распаренного, подсушенного и поджаренного в русской печи овса. В "Русской поварне" Левшина толокно подается, смоченное горячей водой, с добавлением моченой брусники и стертое подобием горки. Наряду с овсяным киселем оренбургские крестьяне делали пшеничный, а также варили калиновый кисель (очевидно, на картофельном крахмале) и пекли пироги с калиной — калинники. "Орешками" называли жареные в масле шарики из сдобного теста.

Толокно.

Изображение

Изображение

Мне мама часто варила толокно и было она вполне себе приятное на вкус.
С тех пор и полюбил его ... но сейчас такого нет и вообще я не вижу никакого ... странно ...

Изображение

Свекольник и ботвинья были холодными похлебками. Согласно "Ручной книге русской опытной хозяйки", свекольник готовился из квашеной свеклы: ее варили в рассоле, добавляли крошеную пареную репу, подливали квас и подержав сутки для дополнительного заквашивания, подавали в холодном виде. Ботвинья — это мелкорубленная свекольная ботва с добавлением прочей зелени и овощей (лук, огурцы, свекла), также разведенная белым кислым квасом. Зелень для ботвиньи отваривали, а иногда дополнительно заквашивали в густом квасном сусле.

А.Г. Венецианов. Очищение свеклы (1820-е)

Фото: из собрания Государственного Русского музея

Изображение

Автор-составитель «Новой полной поваренной книги» (1-е изд. — 1780)
Иван Навроцкий писал:

"Заквашенная по образцу Рускихъ крестьянъ снить... свекла съ листьями, брюква съ листьями, редечные листья, репа съ листьями, лесной и садовой щавель... спинатъ, всякая капуста... и проч. Изъ сихъ делаются изъ иныхъ весьма вкусныя, кислыя зеленыя травныя похлебки. Ибо заквашиванiе травъ, кроме капусты и свеклы, вообще Немцу неизвестно еще".

Как видим, местные природно-климатические условия были определяющими для разнообразия крестьянского рациона. Они играли гораздо более важную роль, чем благосостояние крестьянской семьи. Однако, несмотря на региональные различия, русская крестьянская кухня была целостным явлением и носила подлинно национальный характер.

Щи да каша в печи в чугунке и не только, там делали всё ... не было электроплит и газа ...
Я отлично помню тот чудесный вкус, а он был действительно хорош ... в печи дух огня насыщает блюда дополнительным ароматом и щи как бы томились, что тоже усиливало вкус.

Изображение

Изображение

Что-то магическое идёт от русской печи.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Так и не ясно что же ели мои предки из крестьян...
Хотя что там гадать ... картоха и капуста, хлеб ... очевидно и были основной их пищей.
Коровы скорее всего и не было, свиньи или козы - тоже мало вероятно, а вот куры ... хотя ...
Поэтому едой их было всё из "Азбуки вкуса" или из "Глобус Гурмэ"- из их огорода ...
Скорее всего там росла и репа, может и морковь ... возможно яблони.
Три мал мала брата и две сестры и их всех нужно было кормить.
Жили ли с ними дед да бабушка уже и не узнать ... но то что было минимум семеро в семье - это факт.

Мои предки были наверное похожими на крестьян с фото.
А вы знаете кто были ваши предки?

Изображение

Изображение

Разве они могли предположить что через так много времени их внимательно будут разглядывать на фото...
Сохранились бы фото ... пусть и не миллионы лет, то хотя бы на тыщёнку другую ...
Смотрел бы кто-нибудь на мои фото и говорил: вот жил же тогда такой Славок ...
Да что там неведомое далёкое будущее ... тут, блин, с ближайшим прошлым ... многим ни фига совсем не ясно ... не разобраться никак ... такую дегенеративную пургу несут, что спасу нет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Изображение

Изображение

Интересно, а их потомки вспоминают о них?

Изображение

Изображение

Крестьянство было ли "забитым" и ограниченным ... ну по типу того что рабочий класс был авангард ...
Разберёмся....
Крестьянин должен был добывать пищу своей многочисленной (как правило) семье и ещё кормить всю страну...
Забот у него за уши и больше, те хозяйство и семья ... гипермаркетов то рядом не было ...
А вот рабочий класс ходил на работу и там отбывал свой срок, получал зарплату и потом мог бить баклуши ... орать пьяные песни в переулках или сидеть в кабаке. Они были чаще в куче и чаще недовольны своим положением - оттуда вся их авангардность и пошла...


Изображение

Изображение

Особенно мне нравятся старики и дети.

Изображение

Наверное поэтому мне и нравятся крестьянские дети.

Изображение

Как чудесно что меня, с моря, привозили пожить в деревню ... там я многое узнал и понял ... пропитался уважением к крестьянскому труду, любовью к этим людям.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Игра в бабки (1869-1870). Маковский

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Крестьянские дети
Некрасов

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!
П е р в ы й г о л о с
Борода!
В т о р о й
А барин, сказали!..
Т р е т и й
Потише вы, черти!
В т о р о й
У бар бороды не бывает — усы.
П е р в ы й
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Ч е т в е р т ы й
А вона на шапке, гляди-тко, — часы!
П я т ы й
Ай, важная штука!
Ш е с т о й
И цепь золотая…
С е д ь м о й
Чай, дорого стоит?
В о с ь м о й
Как солнце горит!
Д е в я т ы й
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
П я т ы й
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…
Т р е т и й
_(с испугом)
Глядит!
Ч е т в е р т ы й
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!
Т р е т и й
Прибьет…

Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…— «Услышит, молчи!»
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали.
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет"
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На Господа Бога во всем потрафлять:
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать, —
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли…»
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали, —
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора.—
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились…
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…
— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной! —
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем…
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой-тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей, —
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу: —
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! — «Фингалка, умри!»
— Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха, —
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей…
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 22 апр 2024, 21:50, всего редактировалось 21 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 22 апр 2024, 23:10, всего редактировалось 12 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29019
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Была бы машина времени и я бы тогда ... закупился всякой колбасно- деликатесной всячиной, конфетами с пирожными и лимонад водой и ... принёс бы все эти гостинцы своему ребетёнку папаньке и его братишкам с сестрёнками, деду Андрею, да Прасковье бабушке...
Вот бы все обрадовались...

Изображение

Изображение

Вот бы собрались мы все и посидели, попили чайку с чем-то вкусным ...

Изображение

Часто смотрю этот отличный и один из любимых моих фильмов.

Изображение

Испытательный срок, фильм.

https://www.youtube.com/watch?v=UgiUEXJnXBA


Где играют, прямо скажем отлично, Олег Табаков и Вячеслав Невинный и Борис Новиков, Олег Ефремов.

Изображение

Изображение

Вот молодой Табаков (в этом фильме) так напоминает моего папу ... тоже очень скромный и добрый паренёк, но в определённые моменты он становился стойким и отважным ...

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 23 апр 2024, 16:49, всего редактировалось 2 раза.

Ответить