Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Отчёты о сухопутных путешествиях, отзывы, рассказы
Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Один из главных претендентов на основной шедевр Бреры "Обручение Девы Марии" Рафаэля.

Сюжет понятен из названия.
Занятно, что он абсолютно не евангельский.
Когда Марии в 12 лет выбирали будущего жениха, все претенденты оставили свои посохи в Храме.
И тут посох Иосифа расцвел, что и сочли знаком.
Справа видно, как неудачливый жених ломает свой посох о колено.
Рафаэль тут совсем ранний (21 год), это его первое подписанное произведение.

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Абсолютная гармония «Обручения» - плод не только вдохновения, но и точного расчета, архитектурной выверенности композиции.

Расстояние от верха картины до порога Храма (А) относится к расстоянию от порога до низа картины (B), так же как  расстояние В - к общей высоте картины (С).

Рафаэль использует принцип золотого сечения: меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине (А:В = В:С).
Волшебные свойства золотого сечения, лежащего в основе гармоничных пропорций, были заново открыты европейским искусством на рубеже 15-16 веков благодаря исследованиям Леонардо да Винчи: он ввел сам термин «золотое сечение».

Не могу ответить на вопрос:почему мы смотрим на эту картину и нас охватывает восхищение?
Почему в музее после созерцания творений Рафаэля трудно переключиться на осмотр других произведений?
Ну, не из-за золотого сечения же…

«Обручение» - одна их тех картин, что сродни стихам или музыкальному произведению.

Это первая работа, которую молодой художник решился подписать.
На центральной оси, прямо над аркой храма, мы читаем: "RAPHAELURBINAS" (Рафаэль Урбинский), а по бокам, чуть ниже, римскими цифрами обозначен год создания картины - MDIIII (1504).

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

«Алтарь Монтефельтро" Пьеро делла Франческа.
Этот художник еще отметиться в моем дальнейшем маршруте, наверное, более основательно, чем в Брере.

Пьеро делла Франческо был натурой весьма разносторонней, писал научные трактаты,
участвовал в общественно-политической и церковной жизни, был городским советником,
возглавлял духовное братство Св. Варфоломея,
и успел поработать при дворах многих сильных мира сего, в частности герцогов Римини и Урбино.

Изображение

Это образ алтарный, то есть это очень большая картина. Сейчас она находится в музее, но изначально этот образ был создан для алтаря церкви, для алтаря церкви Сан-Бернардино в Урбино, то есть это изначально произведение, которое создавалось для определенной архитектуры и было вписано в эту архитектуру.

Такой иконографический тип часто называется «Святым собеседованием».

Это обычно выглядит так: в центре изображена Дева Мария с младенцем, вокруг обычно бывают разные святые, в зависимости от заказчика, в зависимости от задачи, которая ставится перед художником.

Часто в таких композициях изображают еще и донаторов или, собственно говоря, заказчиков, тех, кто заказывает подобные произведения.
В принципе, здесь мы все это видим: и Деву Марию, и младенца у нее на коленях, и шесть святых, есть еще там архангелы.
Все это помещено в архитектуру той церкви, для которой создается этот алтарный образ.

На переднем плане мы видим коленопреклоненного герцога Урбинского, Федериго да Монтефельтро, который в полном доспехе стоит, преклонив колена, перед Девой Марией и совершает свою молитву.

За обычной сценой Святого Собеседования (Мадонна на троне в окружении святых) скрывается история герцога  Федерико да Монтефельтро.
Он на картине стоит на коленях в рыцарских доспехах. Повернут к нам левой стороной, т.к. правая сторона его лица была обезображена ранами.

Герцог в 37 лет женился на 13 летней Баттисте Сфорца. Несмотря на разницу в возрасте брак оказался очень удачным, как говорится, "жили душа в душу".
Омрачало только, что у пары рождались только девочки. После пятой девочки, Баттиста наконец родила наследника... но, увы, умерла вскоре после родов.
Так что тут и радость о наследнике, и скорбь по умершей любимой жене.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Всех обычно тут будоражит страусиное яйцо, которое висит на веревочке в центре полотна.

Изображение

Это атрибут легенды о чудесном рождении Христа, поскольку в средневековье существовала легенда о том, что страусы зачинают парфеногенно (т.е. девственно).

По другой версии, яйцо имеет отношение к смерти жены Монтефельтро: страус откладывает яйца в песок и оставляет его, и страусёнок растет один — точно так же сын герцога будет расти без матери.

Собственно птица страус является геральдическим символом рода Монтефельтро.

Занятная деталь (она встречается в Брере на добром десятке картин): на шее у младенца Иисуса, на минуточку Бога-Сына, коралл - амулет от сглаза.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Карло Кривелли.» Алтарный триптих».

Изображение

Впервые услышала об этом художнике, когда начала готовиться к поездке.
Это нечто невообразимое!

Родился Кривелли в Венеции  и подписывая картины, всегда это указывал.
Был ровесником Беллини и Мантенья.
Покинул Венецию в 1458 и больше никогда туда не вернулся.
Жил и работал в области Марке.
На задворках.
Может быть поэтому оставался неизвестным, пока в 1811 наполеоновские комиссары не привезли для  Миланского музея  Брера 13 картин (досок ), 2 алтаря из города Камерино.
Но идея сделать собрание музея разнообразным толкнула организаторов продать (обменять ) часть картин никому неизвестного художника. 
Теперь Благовещение находится в Национальной галерее Лондона, Вручение ключей Петру в Берлине.
В Брере осталась часть алтаря  из монастыря Сан Доменико в Камерино.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Поражает все.
Реалистичные портреты. Сочные цвета и много золота. Объемные предметы: ключи, меч, посох.
Очень необычно! 
От рассматривания деталей не можешь оторваться.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Святой Петр  и Святой Доменико. 
У Петра ключи в технике 3Д.
Еле сдерживалась,  чтобы не пощупать.
А ткани: парча,  дамаск, прозрачная вуаль? Наряд у Петра- это же иконостас готовый.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Мадонна нежно держит сына на коленях, касаясь его своими длинными и тонкими руками.
Сын держит в руках маленькую птичку, вероятно, иволгу, символ страстей.
Платье Марии роскошно ,оно ярко выделяется своим золотистым цветом и ярким сложным узором. 
Розы, которые можно увидеть здесь и там, - это типичные  цветы Марии, в то время как плоды символизируют различные атрибуты Марии, такие как смирение, плодородие и девственность.

Изображение

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Рядом еще один Карло Кривелли «Мадонна делла Канделетта (фрагмент)» (1492)!!!

Изображение

Фирменным знаком стали его любовно выполненные изображения растительности, фруктов и цветов, которые выходят за рамки устоявшейся религиозной символики, превращаясь в мистическое прославление изобилия земли и виртуозные упражнения в натюрморте задолго до того, как этот жанр стал считаться значительным в Италии.
Пишут, что на всех картинах Кривелли изображен огурец ;) , проверим. В этой поездке я насмотрелась Кривелли вдоволь :)

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Среди шедевров Брера не обошлось и без Караваджо.

Изображение

Изображение

Напомню сюжет.
После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили по дороге, разделить с ними ужин.
Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб.
В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. "Ужин в Эммаусе" и показывает этот краткий миг озарения.

Это уже зрелый Караваджо, чувствуется рука мастера. Здесь ничего не отвлекает от сцены и эмоций апостолов. А если присмотреться, то и детали хороши.
Сравните на столе грубую руку апостола и изящную кисть Христа.
А какие лица у второстепенных персонажей!

Около этой картины опять долго сидели школьники и внимали рассказу учителя, не хотелось им мешать, пару раз возвращалась, чтобы поближе рассмотреть.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Визитная карточка Бреры - "Поцелуй" Франческо Айеца, который был директором Академии Брера.
Не совсем поняла выбор именно этого произведения.
«Поцелуй» везде: на рекламных проспектах, буклетах, на баннерах в метро…

Изображение

Целующаяся пара представляет собой аллюзию на Ромео и Джульетту Шекспира.

Кроме того, в персонажах картины Айец стремился показать зарождающуюся итальянскую нацию.

Так он объединяет в одном сюжете любовь личную с любовью к родине.
Цвета, использованные художником намекают на Пломбьерский пакт между Италией и Францией (военный конфликт между Францией и Сардинским королевством с одной стороны и Австрийской империей с другой. Для Италии эта война являлась национально-освободительной. Франция в этой войне стремилась расширить своё влияние в Италии и вытеснить с Апеннинского полуострова австрийцев), ознаменовавший рождение итальянской нации.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Еще немного работ и фрагментов, которые оставили след.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Очень понравилась организация пространства, подсветка, мягкие диванчики в залах! И нет надсмотрщиков, стоящих за спиной, как часто бывает в наших музеях.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Аватара пользователя
Alisia
Сообщения: 10804
Зарегистрирован: 25 фев 2017, 20:53
Откуда: Норвегия

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Alisia »

Тоже не знала о таком художнике, удивительные работы! А какие лица! Вот тут наверняка золотое сечение в пропорциях лица.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Посидеть в кафе в районе Брера очень приятно.
Даже если вы не хотите есть, или не располагаете достаточными финансами, можно просто выпить чашечку кофе и полюбоваться спокойно прогуливающимися миланцами, одетыми с тонким вкусом в яркие цвета, смелое и в то же время гармоничное сочетание которых напоминает краски с картин старых итальянских мастеров :)
Особенно если вы только что посетили Пинакотеку Брера.
Так я сидела в кафе, наполненная впечатлениями от высокого итальянского искусства, и пила капучино в прикуску с очередной итальянской штучкой.

Изображение

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Конечно, у меня были планы погулять по району Брера, в прошлую поездку он мне очень понравился, показался «итальянским, итальянским».
Но проклятый дождь :evil: , промокнуть совсем не хотелось, у меня планов на целый день.

Двигаюсь к центру, к площади Дуомо, хоть отметиться там надо.

Дорого от Брера до Дуомо - всего ничего, рукой подать.
Выхожу на площадь перед театром Ласкала, который и раньше обладал довольно скромным фасадом, а сейчас, весь в лесах, идет реконструкция, совсем бледно смотрится под серым миланским небом.

А в центре площади возвышается памятник Леонардо да Винчи, установленный в 1872 году. Работа скульптора Пьетро Маньи.
Леонардо окружают четверо лучших его учеников: Чезаре де Сесто, Марко д'Оджоно, Джоантонио Больтраффио, Андреа Салаино.

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Согласно историческим данным, на решение Леонардо переехать из Флоренции именно в этот город повлиял случай.

В 1482 году Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, решил помириться с герцогом Милана Людовико Сфорца и в качестве подарка отправил ему искусно обработанную лиру в форме лошадиной головы.

Создателем инструмента был да Винчи, и работа настолько понравилась дворянину, что тот заказал мастеру сразу несколько картин и сделал всё возможное, чтобы Леонардо остался творить в Милане.

В итоге "остановка" затянулась на 22 года, и, кроме создания знаменитых на весь мир полотен, да Винчи разработал здесь проекты купола для храма и мемориала Сфорца, декорации для замка Сфорцеско и даже предложил инновационную идею благоустройства всего города, которая, однако, не была принята властями.

Аватара пользователя
KNL
Сообщения: 4420
Зарегистрирован: 03 июн 2016, 13:55
Откуда: Моск.обл.

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение KNL »

Катя Мур писал(а): «Поцелуй» везде:
И на картине Джироламо Индуно тоже на стене над кроватью девушки висит. :)
Катя Мур писал(а): Посидеть в кафе в районе Брера очень приятно.
Да, тоже заходила. И недорого там. А еще в мой приезд там был небольшой рынок типа блошиного, множество различных украшений, антикварных вещей.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

KNL писал(а): И на картине Джироламо Индуно тоже на стене над кроватью девушки висит.
Точно! Нашла «Поцелуй» на картине!

Изображение

Как это я упустила? Наверное, глаз к концу осмотра уже замылился :)
KNL писал(а): небольшой рынок типа блошиного
Возможно, при хорошей погоде и у меня был бы…, очень жалко, что Милан плакал в мои дни, по крайней мере два: этот и следующий.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13631
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: Сквозь века по Ломбардии в «мужской компании», или Моя маленькая итальянская жизнь

Сообщение Катя Мур »

Упоминания о музее, размещенном в палаццо Польди-Пеццоле, единичны, а вместе с тем его коллекция может удивить даже взыскательных туристов, особенно тех, кто предпочитает смешанные камерные коллекции, «повествующие» о роскошной жизни влиятельных аристократов.

Изображение

Экспозиция музея расположена в стенах жилого дворца 17 столетия, приобретенного одним из предков рода Польди-Пеццоли и перестроенного в неоклассическом стиле.

Джан Джакомо Польди-Пеццоли унаследовал семейное гнездо в 1846 году.
Поддержав восстание 1848 года, он был вынужден скрываться, с чем связаны его поездки во Францию, Швейцарию и Англию.
Путешествия позволили ему изучить последние тенденции в мировом искусстве и начать формирование собственной коллекции.

Изображение

Ответить