Евгений Онегин в театре Маяковского
Постановка «Евгения Онегина» режиссёра Егора Перегудова — пожалуй, одна из самых талантливых драматических интерпретаций «нашего всего», которые я видела.
Главный успех этой версии в том, что Перегудов освободил авторский текст от громоздких, маститых интерпретаций и «звёздных» актёров, которые обычно заслоняют своим великим «я» скромное пушкинское слово. На главные роли — Татьяны(Варвара Бочкова), Ольги (Алена Васина), Онегина (Мамука Патарава,которого Гугл зовёт «кавказским Тимоти Шаломе»



) и Ленского (Никита Языков) — он пригласил молодых, почти неизвестных вчерашних выпускников театральных вузов и дал им редкую свободу: быть собой. Ленский немного даже передурачивается, на мой взгляд. Ольга чудо как хороша: очень современная такая «пустышка» в ампирных нарядах. Татьяна в первой сцене, кажется, переигрывает с наивностью, но дальше выдает такую сильную сцену юношеской влюбленности, что захлестывает до последнего ряда балкона. И после этого веришь уже всему.
На сцене — не бронзовые персонажи, а живые, пульсирующие люди. Их горячка, влюблённость, поспешность, наигранная надменность, попытки казаться взрослыми — всё это настолько органично, настолько просто, что даже удивительно, что пришли к этому только сейчас. Онегин в исполнении Мамуки Патарава — это откровение. Его герой колеблется между позой и болью, он обаятелен и невыносим, как сама юность. Его качает, шатает, он чувствует себя умнее и опытнее других, но боится, что кто-то сковырнет легкий лак его надменности и обнаружит закомплексованного подростка.

Отдельное восхищение — сценическое пространство. Почти никаких привычных декораций, но вместо них — лёд, вода, движение, шум потоков, треск мороза. Всё это не просто визуальный приём, а отражение внутреннего состояния героев: холод, хрупкость, растаявшие чувства, мгновения, застывшие в кристалле памяти.
Меня особенно порадовал тот факт, что в зале было много молодёжи — не приведённой строем учительницами литературы, а той, что пришла сама. На классику. На Пушкина. Разве не этого мы ждём от театра — чтобы он снова становился живым разговором поколений?
Знакомые с детства строки актёры читают не только от своего лица: они словно вместе рассказывают эту историю — о дружбе, о любви, о том, как смерть Ленского стала их общей травмой, заставившей каждого повзрослеть и выбрать свой путь.
Браво, Егор.
Bloomington, Спасибо еще раз за промо и за рекомендацию вообще. Честно, мне понравилось больше Туминаса. Хотя, мб это восприятие через 12 лет, сложно сравнивать, «я тогда моложе и лучше, кажется, была»