Что же это за алтарь такой? И почему туристы так стремятся попасть в Собор Св. Бовона и увидеть его именно открытым?
Гентский алтарь уникален. Это - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства.
Он явился плодом мастерства двух братьев - художников, Губерта и Яна ван Эйков и благочестивых намерений и действий богатых заказчиков.
Заказчиками алтаря были: Йодoс Вайд(Jodocus Vijd),- один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга, Изабелла Борлют. Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона).
В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и о месте в нём человека.
Гентский алтарь представляет собой большой деревянный складень. Ученые потратили немало сил и стараний, чтобы установить, кто из двух братьев сыграл главную роль в создании алтаря. Считается, что старший брат, Губерт, начал работу (потом они работали вместе), а Ян закончил её( после смерти брата).
История у алтаря бурная, где только он не побывал.
Попробуем описать эту историю:
1. с 1581 года двести лет алтарь простоял спокойно, пока храм не посетил путешествующий австрийский император Иосиф Второй.
Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали.
Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, «одетыми» в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились.
2. 1781: панели Адам и Ева сняты и хранятся в доме хозяев.
3. 1792: на алтарь «положил глаз» Наполеон, французские солдаты увозят центральные части в Лувр.
4. 1815: после свержения Наполеона их возвращают на место.
5. 1816: несколько створок были похищены и проданы в Германию.
6. 1822: во время большого пожара остальные панели удалось спасти.
7. 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств.
8. до 1942 года - Разные части алтаря похищались, вывозились, выкупались.
9. 1942-1945 - нацисты вывозят алтарь в Германию, прячут алтарь в соляной шахте и в конце концов пытаются взорвать.
10.1945:картины возвращаются в Гент, похищенная панель «судьи» заменяется копией.
11.1986: алтарь перемещаются в часовню, где он находится по настоящее время.
И вот счастье: перед нами-чудо! С алтаря льется такое лучезарное солнце, какого Фландрия никогда не знала. Братья ван Эйки сотворили то, чем природа обделила их родину.
Рассмотрим алтарь. И когда все слушают аудиогиды, мы рассматриваем и глазами пытаемся запомнить (русского нет).
В картине верхнего ряда :
В центре - Бог в одежде рубиново-красного цвета торжественно восседает на троне. Каждая деталь этой более чем полуметровой картины выполнена с ювелирной точностью и столь тщательно, что как будто ощущается мягкость тканей, холод металла и хрупкость хрусталя.
Слева от Бога-Отца расположилась Дева Мария, а справа - Cв. Иоанн Креститель.
Две группы, изображающие ангелов, играющих музыку и поющих, наиболее известные детали части алтаря.
Самые крайние створки изображают первых людей — Адама и Еву, над ними сцена ссоры их детей — Каина и Авеля.