Морские пейзажи Этрета
Скалы Этрета в Нормандии рисовали многие, но именно
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) своими пейзажами вдохновил на посещение этих мест бесчисленное количество более поздних художников.
Будучи родоначальником реализма, он связал уходящий романтизм и зарождающийся импрессионизм.
Гюстав Курбе находился в Этрета в течение августа и сентября 1869 года. Всего за два месяца Курбе создал серию морских пейзажей — не менее 30 картин с изображением моря и скал в Этрета в разном ракурсе, в разное время дня.
Скалы Этрета после шторма — The Cliffs at Etretat after the Storm (La falaise d’Etretat après l’orage), 1870 (Музей Орсе Orsay, Париж).
Это самая известная картина из серии La Porte d’Aval.
Все семь работ с аркой La Porte d’Aval практически идентичны по сюжету и отличаются только количеством лодок на пляже и уровнем отлива. Делать реплики картин было во многом обусловлено коммерческим успехом его работ. Очевидно, что многие варианты скалы La Porte d’Aval были нарисованы художником по заказу и закончены в парижской студии. В Нормандии Курбе создал несколько культовых пейзажных циклов, среди которых - «Скалы Этрета»
Скалы Этрета — Falaises d’Étretat (частная коллекция) 1869.
Эта реплика утеса La Porte d’Aval была продана в 2013 году на аукционе Sotheby’s за 725 000 долларов.
Гюстав Курбе виртуозно
владел ножом! Курбе стал первым активно
рисовать мастихином — специальным ножом (шпателем), которым художники до него только смешивали краски на палитре, считая лезвие ножа слишком грубым для рисования. Если под рукой не было мастихина, Курбе использовал обычный кухонный нож и любые подручные средства (ветошь, тряпки, собственный большой палец).
Благодаря использованию ножа, пейзажи Курбе — удивительно живые, телесные, рельефные и предметно осязаемые.
Художник усмехался: «Попробуйте написать кисточкой без ножа эти утесы, которые время и дожди покрыли ржавыми расщелинами сверху донизу!».
Сегодня десятки тысяч художников пишут картины мастихином, благодаря новаторскому приему Гюстава Курбе.
Картины Курбе очень многослойные.Так Курбе достигает удивительно реалистичного эффекта «мраморности» скал и рельефности галечного пляжа. В отличие от следующего поколения импрессионистов, которые упивались яркими, сильными и чистыми цветами, палитра Курбе более темная и землистая. Однако за счет многослойности у него получались очень мягкие градации тонов и цветовые оттенки невероятной сложности.
Курбе восторгался морем, как художник и упивался морем, как пловец.
Эдуард Мане писал: » Когда дело доходит до воды — он Рафаэль воды. Он знает любое ее движение — на глубине или на мелководье, в любое время суток».
Море у Этрета The Sea-Arch at Etretat (The Trustees of the Barber Institute of Fine Arts, Бирмингем, Великобритания), 1869
Эжен Буден в Этрета
С Эженом Буденом Курбе познакомился в 1859 году и встречался во время всех своих нормандских поездок.
Глядя на его работы, Курбе восклицал: «Черт побери, вы — как ангел-серафим! Лишь вы один знаете небо!».
Эжен Буден (Eugène Boudin) —
Étretat: la Porte d’Aval, 1890 (Thyssen-Bornemisza Museum, Madrid)
В свою очередь Буден вспоминает о Курбе: «Если верить ему, я должен считать себя одним из самых талантливых людей нашей эпохи. Ему правда, кажется, что моя живопись несколько слаба по тону, в чем он, конечно прав».
Эжен Буден - "
Лодки на берегу и утёс", начало 1890-х.
Эжен Буден.
Прачки на пляже в Этрета, 1894
Клод Моне в Этрета
Клод Моне неоднократно бывал в Этрета. Он жил здесь в 1868 году с женой Камиллой и их сыном. Потом возвращался 1883, 1885 и 1886 годах.
Когда Моне в 1883 году посетил Этрета с целью создания серии морских пейзажей (через год после ретроспективного показа в Школе изящных искусств композиций Курбе с видами Этрета),
он писал: » Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе…»
Клод Моне (Claude Monet)
Скалы в Этрета — The Cliffs at Etretat, 1885 (Clark Art Institute, USA) (L’Aiguille et la falaise d’Aval)
Клод Моне (Claude Monet) -
Шторм в Этрета - Mer agitée à Etretat, 1883-88 (Musée des beaux-arts de Lyon, France), 1883
Клод Моне (Claude Monet) —
Закат -The Cliff, Étretat, Sunset, 1883 ( North Carolina Art Museum, Raleigh)
В Этрета Моне встречался с
Мопассаном, который в 1886 года записал: «…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений. На самом деле он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении…»
Клод Моне
Арка Manneporte возле Étretat 1885-86
Клод Моне.
Лодки на берегу Boats on the Beach at Etretat, 1883.
Клод Моне -
Скала с просветом под Этрета, 1883
Василий Поленов в Этрета
Не остался в стороне и Василий Поленов. В середине семидесятых годов XIX века Поленов вместе с Ильей Репиным провел несколько недель в Нормандии.В отличие от французских художников, Поленов не поместил скалы в центр композиции, а сделал их фоном для изображения рыбацкой лодки.
Василий Поленов —
Рыбацкая лодка в Этрета. Нормандия, 1874 (Частная коллекция)
Гюстав Луазо в Этрета
Гюстав Луазо –
Этрета Etretat, 1902
Гюстав Луазо –
Этрета Etretat,частная коллекция,1092
Использованы материалы: Альберт Сафиуллин "ПЕЙЗАЖИ ПРИРОДЫ", Вячеслав Сапунов "Нормандия. Этрета. Импрессионизм"