В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Как понятно Вы рассказали про картоны Рафаэля и искусство ткачей. Большое спасибо!
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
litmenu! Рада, что Вам было интересно читать. Это действительно очень интересная. история. Когда я впервые увидела гобелены и картоны у меня тоже возникли эти вопросы. Поэтому и разбиралась в этом вопросе. Очень много полезной информации почерпнула из книги Савицкой В. Превращения шпалеры.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Я вчера прослушала лекцию своего любимого искусствоведа Тани Быковской о Рафаэле Санти. С удовольствием! Теперь более осознанно буду отзыв читать, с таким же удовольствием!
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
А мне кажется, когда Санти, то Рафаэлло, а не Рафаэль.
Круиз — это дегустация, а не экспедиция. Мои планы и отчёты
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Если на итальянском, то Рафаэлло СантИ, а при переходе на русский можно и так, и так, по-моему.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Рафаэль Санти
итал. Raffaello Sanzio
итал. Raffael S. Da Urbino
итал. Raffaello Sanzio
итал. Raffael S. Da Urbino
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Во всяком случае в учебниках пишут так! Но я думаю главное, что художник божественный!
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Заканчивая разговор о шпалерах, хочу упомянуть об уникальном событии, в котором, к сожалению, мне НЕ пришлось участвовать.
Ватиканские музеи, к приурочена к 500-летию со дня смерти художника, выставили в феврале 2020 года в Сикстинской капелле все 10 шпалер, созданных по рисункам Рафаэля. Она всего на два месяца "отстала" от другого юбилея - 500-летия первого выставления семи гобеленов из этой серии, заказанной Папой Римским Львом Х (1475-1521). Впервые они были вывешены в главной папской капелле - ко дню Святого Стефано 26 декабря 1519 года. Буквально через несколько месяцев Рафаэль умер, так и не увидев всю серию законченной.
Это событие уникально тем, что вся серия появлялась там на публике лишь раз — на неделю в 1983 году, когда праздновалось 500-летие со дня рождения Рафаэля.
Последний раз четыре гобелена выставлялись в Сикстинской капелле на несколько часов 14 июля 2010 года.
На то, что бы повесть шпалеры у сотрудников музеев Ватикана ушло 13 часов!
Фото:здесь и далее Reuters
Были проблемы и самой развеской, так как никто не знал точно, как именно, по авторскому замыслу, они должны располагаться.
В капелле сохранились старые крепления только для нескольких гобеленов — «Проповеди апостола Павла в Афинах», «Исцеления хромого», «Чудесного улова» и «Передачи ключей».
Это уникальное событие происходило с 17 февраля 2020 года по 23 февраля 2020 года.
Столь непродолжительный срок объяснялся тем, что условия экспозиции могли повлиять на сохранность шпалер.
Боюсь, что ничего подобного мы больше не увидим, увы!
Ватиканские музеи, к приурочена к 500-летию со дня смерти художника, выставили в феврале 2020 года в Сикстинской капелле все 10 шпалер, созданных по рисункам Рафаэля. Она всего на два месяца "отстала" от другого юбилея - 500-летия первого выставления семи гобеленов из этой серии, заказанной Папой Римским Львом Х (1475-1521). Впервые они были вывешены в главной папской капелле - ко дню Святого Стефано 26 декабря 1519 года. Буквально через несколько месяцев Рафаэль умер, так и не увидев всю серию законченной.
Это событие уникально тем, что вся серия появлялась там на публике лишь раз — на неделю в 1983 году, когда праздновалось 500-летие со дня рождения Рафаэля.
Последний раз четыре гобелена выставлялись в Сикстинской капелле на несколько часов 14 июля 2010 года.
На то, что бы повесть шпалеры у сотрудников музеев Ватикана ушло 13 часов!
Фото:здесь и далее Reuters
Были проблемы и самой развеской, так как никто не знал точно, как именно, по авторскому замыслу, они должны располагаться.
В капелле сохранились старые крепления только для нескольких гобеленов — «Проповеди апостола Павла в Афинах», «Исцеления хромого», «Чудесного улова» и «Передачи ключей».
Это уникальное событие происходило с 17 февраля 2020 года по 23 февраля 2020 года.
Столь непродолжительный срок объяснялся тем, что условия экспозиции могли повлиять на сохранность шпалер.
Боюсь, что ничего подобного мы больше не увидим, увы!
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Потрясающе...
Огромное Вам спасибо. Я про шпалеры, по рисунками Рафаэля, вообще не знала.
Шпалеры видела, но эти особенные...
Огромное Вам спасибо. Я про шпалеры, по рисунками Рафаэля, вообще не знала.
Шпалеры видела, но эти особенные...
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Вазари в своем "Жизнеописании..." рассказывал, что когда Рафаэль увидел шпалеры в капелле, он был страшно разочарован, так как они , конечно же, проигрывали по сравнению с росписью Микельанжело. Но, во -первых, не известно, видел ли художник шпалеры; а потом , вряд ли ему стоило переживать, так он-то писал картоны!
В любом случае, именно как шпалеры они великолепны. А, к сожалению только по фотографиям и чужим видео, в капелле на стенах смотрятся они очень достойно и , на мой взгляд, формируют ее законченный образ.
В любом случае, именно как шпалеры они великолепны. А, к сожалению только по фотографиям и чужим видео, в капелле на стенах смотрятся они очень достойно и , на мой взгляд, формируют ее законченный образ.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Продолжаю свою неспешную прогулку по Пинакотеке. Как старого знакомого встречаю Св. Иеронима Леонпрдо да Винчи, с которым мы встречались совсем недавно, в октябре, когда он гостил в Лувре. Святой Иероним - религиозный мыслитель, переводчика Библии на латинский язык, аскет и подвижник, который несколько лет провел в молитвах и покаянии в пустыни.
На переднем плане лежит лев, по легенде, сопровождавший святого с тех пор, как тот, встретив больного зверя в пустыне, вылечил его.
необыкновенная картина, как и все, что написал Леонардо! И так же окончена.
Передала привет от litmenu ангелам Бернини.
В конце концов разобралась в истории их создания. Эти модели из глины, смешанной с соломой, на железной арматуре были заготовками для бронзовых фигур кафедры св. Петра в соборе Святого Петра в Ватикане.
Папа Александр VII пригласил Джованни Лоренцо Бернини для создания Кафедры Святого Петра. Кафедра содержит в себе древнюю христианскую реликвию — деревянный трон св. апостола Петра, который по церковному преданию принадлежал апостолу. Реликвия была подарена папе Иоанну VIII Карлом Лысым в 875 году.
По церковным канонам, реликварий, содержащий святыню, должен в той или иной степени повторять её форму. Поэтому центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви, причём двое западных учителей, Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин, находятся с внешней стороны и изображены в западных митрах; а двое восточных, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий находятся с внутренней стороны трона и изображены с непокрытой головой
Модели для кафедры включают головы св. Афанасия и св. Иоанна Златоуста,
а так же фигуры ангелов
Грандиозный памятник из мрамора, штукатурки и золоченой бронзы, был выполнен Бернини и его сотрудниками в 1658-1666 годах .
Сохранился эскиз Трона Св. Петра Бернини
Этот монумент считается вершиной творчества Бернини, так сочетает в себе скульптуру, архитектуру и изобразительное искусство.
Кафедра считается своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики
Александр VII умер в 1667 году и похоронен в гробнице, сооруженной по проекту Джованни Лоренцо Бернини, в базилике Святого Петра.
Надгробие было заказано самим папой Александром VII,но выполнено оно было через 11 лет после смерти папы. Бернини к этому времени было уже 80 лет.
На переднем плане лежит лев, по легенде, сопровождавший святого с тех пор, как тот, встретив больного зверя в пустыне, вылечил его.
необыкновенная картина, как и все, что написал Леонардо! И так же окончена.
Передала привет от litmenu ангелам Бернини.
В конце концов разобралась в истории их создания. Эти модели из глины, смешанной с соломой, на железной арматуре были заготовками для бронзовых фигур кафедры св. Петра в соборе Святого Петра в Ватикане.
Папа Александр VII пригласил Джованни Лоренцо Бернини для создания Кафедры Святого Петра. Кафедра содержит в себе древнюю христианскую реликвию — деревянный трон св. апостола Петра, который по церковному преданию принадлежал апостолу. Реликвия была подарена папе Иоанну VIII Карлом Лысым в 875 году.
По церковным канонам, реликварий, содержащий святыню, должен в той или иной степени повторять её форму. Поэтому центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви, причём двое западных учителей, Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин, находятся с внешней стороны и изображены в западных митрах; а двое восточных, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий находятся с внутренней стороны трона и изображены с непокрытой головой
Модели для кафедры включают головы св. Афанасия и св. Иоанна Златоуста,
а так же фигуры ангелов
Грандиозный памятник из мрамора, штукатурки и золоченой бронзы, был выполнен Бернини и его сотрудниками в 1658-1666 годах .
Сохранился эскиз Трона Св. Петра Бернини
Этот монумент считается вершиной творчества Бернини, так сочетает в себе скульптуру, архитектуру и изобразительное искусство.
Кафедра считается своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики
Александр VII умер в 1667 году и похоронен в гробнице, сооруженной по проекту Джованни Лоренцо Бернини, в базилике Святого Петра.
Надгробие было заказано самим папой Александром VII,но выполнено оно было через 11 лет после смерти папы. Бернини к этому времени было уже 80 лет.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Огромное спасибо за передачу "привета"! Очень люблю всех его ангелов. Историю создания этих вы рассказали великолепно. И где только ее раскопали?viktorina писал(а): ➡ Передала привет от litmenu ангелам Бернини.
А Бернини просто неисчерпаем. Очень рада, что в нашем Эрмитаже есть его небольшие терракотовые модели и с ними можно повидаться, не выезжая за пределы страны. Но тоже, видимо, не сейчас - боюсь, что 2 проложенных в Эрмитаже маршрута могут не пройти по залу, в одной из витрин которого они находятся. Но в начале этого года я их там навестила.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
А я их видела только в Вашем отчете. В каком зале они выставлены?
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
А Папе Александру мы должны быть благодарны за многие, сегодня нами очень любимые, места в Риме! Его проектами в Риме являются церковь и площадь перед Санта-Мария-делла-Паче, улица Корсо, Площадь Колонны, перепланировка Порта-дель-Пополо, Пьяцца-дель-Пополо и Санта-Мария-дель-Пополо, Площадь Святого Петра, интерьер Ватиканского дворца, Сант-Андреа-аль-Квиринале, часть Квиринальского дворца, обелиск и слон на площади Пьяцца-делла-Минерва.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Ну и, конечно, Караваджио! "Положение во гроб"
Гвидо Рени. Распятие Святого Петра
И еще приблизительно 460 картин XII—XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке. По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы.
Но я все еще в поисках Рафаэля! Поэтому спешу в тишине и гордом одиночестве посмотреть комнаты , расписанные Рафаэлем, Станцы Рафаэля.
Четыре комнаты, получившие это название,это часть покоев, расположенных на втором этаже Папского Дворца, который был выбран Юлием II делла Ровере (папа с 1503 по 1513)
в качестве собственного места жительства. Живописное украшение было сделано Рафаэлем и его учениками между 1508 и 1524 годами.
Надо сказать, что это здорово, когда в этих довольно маленьких залах нет никого! Жаль только, что из-за реставрационных работ изменен порядок осмотра комнат. Я вспоминаю свое первое посещение Ватикана. В Станцы Рафаэля мы пришли как-то неожиданно и нам навстречу шли Платон и Аристотель. Фреска, которую я полюбила с детства, купив свою первую книгу по искусству . Это была книжка, точнее даже брошюра, "Рафаэль", на чешском языке! Прочитать я ее не могла, но смотрела до дыр.
«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества.
Про Станцы Рафаэля уже так много писали, в том числе и здесь, на форуме, что я не буду повторять известные сюжеты.
Для полноты картины просто перечислю их.
«Станца делла Сеньятура»
Зал получил свое название от верховного двора Святого Престола, который возглавлял понтифик. Рафаэлю предложили начать росписи с комнаты, которая сейчас называется Станца Подписей или Stanza della Segnatura.
Афинская школа (Философия, 1509-1511)
Автор поставил свою подпись на тунике Евклида,написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.",Рафаэль Урбинский своей рукой.
Сохранился эскиз Рафаэля к этой фреске.
В настоящее время он экспонируется в Амброзианской пинакотеке в Милане. Это полноформатный картон, писать которые так, видимо, любил Рафаэль. Несколько лет он находился на реставрации. В залы Пинакотеки Амброзиана он вернулся в октябре прошлого года: чтобы поднять работу, защищенную листом стекла площадью 24 кв м, потребовался кран! И вот теперь рисунок снова открыт для публики в обновленном выставочном пространстве, разработанном итальянским архитектором Стефано Боэри (Stefano Boeri).
Приведу цитату из интервью авторов проекта:
«Вся постановка и окружение призваны подготовить зрителя к лицезрению шедевра Рафаэля, который сам по себе далеко неоднозначен, поскольку является одновременно и законченной работой, и черновой подготовкой к основному произведению, — говорит архитектор Стефано Боэри. — Поэтому мы разработали большой стол из массива дуба, который изготовила для нас фабрика Riva1920, и поставили в тот же зал. На нем собраны тексты и сопроводительные документы, посвященные истории создания шедевра и его тесной связи с фреской в Станца делла Сеньятура Музеев Ватикана».
«Для нас действительно большая честь принять участие в оформлении выставочного зала, целиком посвященного картону Рафаэля, в проекте Stefano Boeri Architetti, — говорит Маурицио Рива (Maurizio Riva), один из основателей фабрики. — «Мы изготовили для него стол почти 4,5 метра в длину и 1,5 метра в ширину, состоящий из двух монолитных дубовых частей толщиной 7,5 см. Их разделяет центральный металлический профиль, где проходят провода к планшетам». Оформление зала дополняют дубовые скамьи на железных ножках.
Парнас (Поэзия, 1510-1511)
За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций,чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля. Найдем мы здесь и изображение Микеланджело.
Милость и Правосудие (Юриспуденция, 1511)
“Диспут” (Богословие)
Гвидо Рени. Распятие Святого Петра
И еще приблизительно 460 картин XII—XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке. По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы.
Но я все еще в поисках Рафаэля! Поэтому спешу в тишине и гордом одиночестве посмотреть комнаты , расписанные Рафаэлем, Станцы Рафаэля.
Четыре комнаты, получившие это название,это часть покоев, расположенных на втором этаже Папского Дворца, который был выбран Юлием II делла Ровере (папа с 1503 по 1513)
в качестве собственного места жительства. Живописное украшение было сделано Рафаэлем и его учениками между 1508 и 1524 годами.
Надо сказать, что это здорово, когда в этих довольно маленьких залах нет никого! Жаль только, что из-за реставрационных работ изменен порядок осмотра комнат. Я вспоминаю свое первое посещение Ватикана. В Станцы Рафаэля мы пришли как-то неожиданно и нам навстречу шли Платон и Аристотель. Фреска, которую я полюбила с детства, купив свою первую книгу по искусству . Это была книжка, точнее даже брошюра, "Рафаэль", на чешском языке! Прочитать я ее не могла, но смотрела до дыр.
«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества.
Про Станцы Рафаэля уже так много писали, в том числе и здесь, на форуме, что я не буду повторять известные сюжеты.
Для полноты картины просто перечислю их.
«Станца делла Сеньятура»
Зал получил свое название от верховного двора Святого Престола, который возглавлял понтифик. Рафаэлю предложили начать росписи с комнаты, которая сейчас называется Станца Подписей или Stanza della Segnatura.
Афинская школа (Философия, 1509-1511)
Автор поставил свою подпись на тунике Евклида,написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.",Рафаэль Урбинский своей рукой.
Сохранился эскиз Рафаэля к этой фреске.
В настоящее время он экспонируется в Амброзианской пинакотеке в Милане. Это полноформатный картон, писать которые так, видимо, любил Рафаэль. Несколько лет он находился на реставрации. В залы Пинакотеки Амброзиана он вернулся в октябре прошлого года: чтобы поднять работу, защищенную листом стекла площадью 24 кв м, потребовался кран! И вот теперь рисунок снова открыт для публики в обновленном выставочном пространстве, разработанном итальянским архитектором Стефано Боэри (Stefano Boeri).
Приведу цитату из интервью авторов проекта:
«Вся постановка и окружение призваны подготовить зрителя к лицезрению шедевра Рафаэля, который сам по себе далеко неоднозначен, поскольку является одновременно и законченной работой, и черновой подготовкой к основному произведению, — говорит архитектор Стефано Боэри. — Поэтому мы разработали большой стол из массива дуба, который изготовила для нас фабрика Riva1920, и поставили в тот же зал. На нем собраны тексты и сопроводительные документы, посвященные истории создания шедевра и его тесной связи с фреской в Станца делла Сеньятура Музеев Ватикана».
«Для нас действительно большая честь принять участие в оформлении выставочного зала, целиком посвященного картону Рафаэля, в проекте Stefano Boeri Architetti, — говорит Маурицио Рива (Maurizio Riva), один из основателей фабрики. — «Мы изготовили для него стол почти 4,5 метра в длину и 1,5 метра в ширину, состоящий из двух монолитных дубовых частей толщиной 7,5 см. Их разделяет центральный металлический профиль, где проходят провода к планшетам». Оформление зала дополняют дубовые скамьи на железных ножках.
Парнас (Поэзия, 1510-1511)
За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций,чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля. Найдем мы здесь и изображение Микеланджело.
Милость и Правосудие (Юриспуденция, 1511)
“Диспут” (Богословие)
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Я специально прошлась с виртуальным туром по Эрмитажу и уточнила, что две терракотовые модели Бернини выставлены в стеклянной витрине в Итальянской кабинете. В том самом зале, где находится картина Караваджо "Юноша с лютней. " Так что они и здесь вместе.viktorina писал(а): ➡ А я их видела только в Вашем отчете. В каком зале они выставлены?
Удивительное рядом! Пошла немного другим путем по виртуальному туру и, если сразу нажать на зал 232
https://pano.hermitagemuseum.org/3d/htm ... n/#node221
то в витрине можно увидеть три модели Бернини - там в центре превосходная модель римской скульптуры "Экстаз святой Терезии". Эту терракотовую модель я видела на выставке в Вене в декабре 2019 года, а теперь она, видимо, вернулась. Или напротив, тур составлялся до того, как ее передали на выставку в Вене. Вобщем, надо сходить в Эрмитаж и посмотреть.
Последний раз редактировалось litmenu 16 июл 2020, 22:37, всего редактировалось 2 раза.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
А можно уточнить, где именно его изобразил Рафаэль?viktorina писал(а): ➡ Найдем мы здесь и изображение Микеланджело.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Гераклит Эфесский(Микеланджело)
Говорят, что Микеланджело с кем-то из своих людей побывал в зале Подписей,он долго рассматривал фрески,и по выражению его лица можно было понять,что увиденным он остался доволен,а узнав себя в образе Гераклита,хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует,что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев.
Говорят, что Микеланджело с кем-то из своих людей побывал в зале Подписей,он долго рассматривал фрески,и по выражению его лица можно было понять,что увиденным он остался доволен,а узнав себя в образе Гераклита,хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует,что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев.
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
Фреска "Парнас"
Это, по мнению исследователей творчества Рафаэля Аристо Вергилико.(1474 - 1533)-итальянский поэт.
Автор комедий нравов ("Шкатулка", 1508 - 25; "Чернокнижник", 1520). Главным творением является "Неистовый Роланд" (1516).
Как видно, Рафаэль неоднократно использовал выразительную внешность Микеланджело в своих работах. На Парнасе он оказался в связи с тем, что Рафаэлю очень понравились стихи гения Возрождения!
Это, по мнению исследователей творчества Рафаэля Аристо Вергилико.(1474 - 1533)-итальянский поэт.
Автор комедий нравов ("Шкатулка", 1508 - 25; "Чернокнижник", 1520). Главным творением является "Неистовый Роланд" (1516).
Как видно, Рафаэль неоднократно использовал выразительную внешность Микеланджело в своих работах. На Парнасе он оказался в связи с тем, что Рафаэлю очень понравились стихи гения Возрождения!
Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020
viktorina, если позволите, а может быть я бегу вперёд, но пока ваше повествование остановилось на Афинской школе:
Там можно увидеть не только Микеланджело, но и в Гипатии найти черты сходства с возлюбленной Рафаэля Маргеритой и в Апеллесе - черты лица самого Рафаэля.
Мне понравилось рассматривать Афинскую школу, жалко наяву пока не удалось увидеть...
Ещё раз прошу прощения, что вклинилась.
Там можно увидеть не только Микеланджело, но и в Гипатии найти черты сходства с возлюбленной Рафаэля Маргеритой и в Апеллесе - черты лица самого Рафаэля.
Мне понравилось рассматривать Афинскую школу, жалко наяву пока не удалось увидеть...
Ещё раз прошу прощения, что вклинилась.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт: