В 2017ом году круизная индустрия не только Норвегии праздновала 50-летие возрождения на новом уровне массового развлекательного круизинга с современными инновациями и новой философией отдыха на круизных кораблях.
И Кнут Клостер был именно тем человеком, который стоял у истоков создания круизной индустрии.
Knut Kloster in November 2016 holding a photo of the ss Norway - courtesy of the Kloster family
Круизы существовали всегда, хотя ещё 50 лет назад - корабли были скорее средством передвижения на воде, а не массовое развлечение во время отпуска. Круизная индустрия находилась в зачаточном состоянии, когда Кнут Утштейн Клостер, норвежский судоходный магнат в третьем поколении, принял решение полностью изменить свой семейный бизнес. Он заложил основу современной круизной индустрии, основав Norwegian Caribbean Lines, позже переименованную в Norwegian Cruise Line. Клостер имел твердые гуманистические убеждениями и видел в мечтах большой потенциал круизной индустрии выйти далеко за рамки создания беззаботных праздников на воде.
Кнут Утстейн Клостер был в возрасте 30 лет, когда умер его отец и он, молодой выпускник инженерного факультета Массачусетского технологического института, внезапно оказался управляющим директором норвежской семейной судоходной компании Klosters Rederi A / S.
Клостер тут же ухватился за возможность запустить первое в своем роде еженедельное пассажирское и автомобильное паромное сообщение между Англией, Испанией и Гибралтаром. Это было рискованное вложение, но Клостер считал, что в отпуске на воде со своим автомобилем или без - есть огромный неиспользованный потенциал и для отпускников и для работников корабля.
Введенный в эксплуатацию в июне 1966 года, корабль Sunward был революционным судном водоизмещением 8666 тонн. Разработанный специально для паромных перевозок на дальние расстояния, он отличался новым уровнем удобств для пассажиров, включая размещение 558 пассажиров в каютах с отдельными ванными комнатами, ресторанами, барами, ночным клубом, театром и торговыми пассажами, а также системой кондиционирования воздуха, способной справляться с тропической жарой.
Sunward - был «счастливым кораблем» благодаря новой философии бизнеса Клостера. Он сразу же стал известен благодаря прекрасной рабочей обстановке на его кораблях. На «Санворде» работали тридцать женщин-членов экипажа, двенадцать из которых были замужем и работали на корабле вместе со своими мужьями. Клостер считал что от настроения работников на корабле, от их самочувствия и хороших условий труда зависит всё остальное. И он был прав.
Kloster's first cruise ship the pioneering Sunward seen in Miami in 1970
Однако успех Sunward был недолгим - осенью Великобритания ввела валютные ограничения на поездки за границу, а в геополитическом споре Испания закрыла границу с Гибралтаром. С неопределенным будущим Sunward вернулся в Норвегию для гарантийной работы перед запланированными зимними рейсами из Англии в Касабланку и Гибралтар.
Knut Kloster at his country house in Norway in 2016 - courtesy of Kloster family
Именно тогда произошло, возможно, одно из самых удачных событий в зарождающейся круизной индустрии. Судоходный бизнесмен по имени Тед Арисон, предложил Клостеру и кораблю Sunward прибыть в Майами. «Мои первые впечатления от Майами и порта были обнадеживающими, - вспоминал Клостер. - Я был впечатлен директором порта адмиралом Стивенсом и его планами развития. Время было подходящим. Всё должно было получиться".
Была заключена сделка и соглашение между Arison Shipping Company и Klosters Rederi и это заложило основу для сотрудничества между американскими отделами продаж и маркетинга и норвежскими судоходными компаниями.
19 декабря 1966 года «Санвард» отправился в свой первый рейс в Нассау, и хотя он не был ни первым круизным лайнером Майами, ни первым регулярным судном на Багамы, он сразу же добился успеха.
«Я проснулся утром, выглянул в окно и меня захватила красота зеленовато-голубой багамской воды за окном», - вспоминал Клостер, и вскоре множество отдыхающих будут наслаждаться тем же опытом. «Санворд» был настолько успешным - за первый год он перевез почти 40 000 пассажиров - что всего через шесть месяцев был заказан второй автомобильный паром, который в 1968 году спустили на воду под названием «Звездный путь».
«Самой большой проблемой при построении бизнеса в те первые годы, было убедить будущих, потенциально счастливых пассажиров круизников - захотеть путешествовать на кораблях», - вспоминал Клостер. Компания широко рекламировала круизы по Средней Америке как привлекательную альтернативу для отдыха, позиционируя их как «хорошее соотношение цены и качества». И это сработало.
Первые два корабля-парома работали с загрузкой 90 процентов, а третий корабль NCL, Skyward, был введен в эксплуатацию в 1970 году, и кабины заменили его автомобильные палубы, чтобы увеличить вместимость до 920 пассажиров. В следующем году за ней последовал четвертый корабль NCL, водоизмещением 16 600 брутто-тонн на юг, который отправился в 14-дневные круизы в десять портов Карибского моря.
Всего за пять лет NCL построила флот, способный перевозить более 150 000 пассажиров в год, но финансовый спор с итальянской верфью заставил их отказаться от незавершенного сестринского корабля Southward. Затем партнерство переросло в ожесточённую конкурентную борьбу, что привело к уходу Арисона в конце 1971 года. Он взял свою команду, чтобы начать Carnival Cruise Lines, а Клостер переехал в Майами, чтобы контролировать операции своей NCL.
«Кнуту Клостеру понравилась репутация NCL как инновационной компании, - вспоминает Брюс Ниренберг, который пришел в компанию в 1973 году в составе новой группы продаж, в основном представителей авиационной отрасли. «Кнут позволил людям освоиться и дал нам возможность опробовать новые идеи». Результатом стала серия инициатив, которые снова произвели революцию в круизном бизнесе.
Как и многие другие компании в круизной индустрии, NCL экспериментировала с "перелётными" круизами, используя чартерные рейсы и дополнительных перевозчиков из крупных городов. Опираясь на свой опыт работы в авиалиниях, новая команда NCL запустила первую в отрасли комплексную национальную программу воздушного и морского транспорта с использованием регулярных перевозчиков, метко названную «Cloud 9 Cruises», и открыла офис продаж в Лондоне, чтобы продавать "перелётные" круизы из Европы.
Клостер также первым начал экспериментировать с новыми направлениями. Летом 1975 года «Саутворд» начал первые регулярные семидневные круизы на Косумель и на Большие Каймановы, а к 1977 году плавал круглый год на Карибы. Пассажирам особенно понравилась пляжная вечеринка NCL Grand Cayman, и это помогло стимулировать еще одно новшество - «Bahamarama Cruises», запущенное на недавно приобретенном Sunward II с остановкой на необитаемом острове Багамских. Частный остров был настолько популярен, что был добавлен к маршрутам как Southward, так и Starward, а позже эти круизы были скопированы многими другими круизными линиями.
По мере того, как круизная индустрия росла, в странах Карибского бассейна обсуждались новые направления круизного туризма. Эти диалоги, и особенно работа Рекса Неттлфорда, ямайского ученого и социального критика, нашли отклик у социально сознательного гуманиста Клостера: «В первые дни нам напомнили о том, что 150-летняя Нью-Хейвенская железная дорога принесла пользу. Мы должны видеть в своем бизнесе связь народов, а не просто транспорт ». И хотя сегодня эта идея может показаться фантастически-неправдивой, в начале 1970-х Клостер начал пропагандировать «круизные лайнеры как связующее звено для установления международных связей» между пассажирами кораблей, экипажем и жителями острова.
Первой среди инициатив была программа общения между людьми, направленная на укрепление культурного взаимопонимания. Херб Хиллер, который был вице-президентом NCL по связям с общественностью, вспоминает, как возвращался из круиза на борту Starward: «Я слышал этот разговор, рассказывающий пассажирам, что можно "ожидать", когда они достигнут нашей первой остановки в Порт-Антонио».
Граждански настроенный Хиллер отреагировал разработкой программы New Experiences для Starward, которая принимала ямайские семьи на корабле и предлагала членам экипажа на Ямайке предлагать пассажирам пешеходные экскурсии. Программа, которая нашла отклик у Клостера, со временем расширилась, включив в нее Гаити и Багамы. Сорок лет спустя Клостер по-прежнему гордится этой программой, предшественницей современного экотуризма.
Затем Клостер предложил создать новый, не похожий ни на какой другой, удивительный круизник: Elysian, полукатамаран водоизмещением 20 000 брутто-тонн, который повысит понимание пассажирами окружающей среды и экипажа. Широкая балка обеспечит большую устойчивость и «позволит проявить изобретательность в планировке интерьера» с множеством обеденных, развлекательных и рекреационных зон. Новый корабль включал бы - смотровые площадки со стеклянными стенами для мостика и машинного отделения, подводную обсерваторию, платформу для наблюдения за небом, пространства для взаимодействия пассажиров и экипажа в социальных сетях, а также новые технологии, такие как «автоматические переключатели столов для приема пищи».
К сожаленийю проект корабля Elysian так и не сошел с чертежной доски, но мечта внесла свой вклад в следующий шаг Клостер: «Нам нужно было как можно быстрее и эффективнее увеличивать мощность, чтобы удовлетворить растущий спрос. Мы стали рассматривать простаивающие бывшие итальянские лайнеры. Интересно, но мы приземлились в Гавре не зря. Франция была шедевром строительства и морской техники ».
И NCL приобрела бывший французский суперлайнер водоизмещением 66 000 брутто-тонн, что почти в три раза больше, чем у нынешних судов. Перевозка 2000 пассажиров в неделю, стала первым в отрасли мегакораблём, в котором был полноразмерный театр для бродвейских шоу, звездные развлечения, застекленные променады с кафе, магазинами и уличными артистами, а также спортивные площадки. Новые семидневные маршруты включали Сент-Томас и Багамы.
3 мая 1980 реновированная и переименованная "Норвегия" (бывший французский корабль) прибыла в Осло, где встретила громкий прием. В тот же день, в присутствии короля Норвегии, состоялась специальная церемония, во время которой Уэсли Самуэльс, старший стюард ямайского происхождения, который начал работать в NCL в 1966 году юнгой, поднял флаг ООН в знак особого признания видения Клостера мультикультурного интернационального профиля нового корабля. «Норвегия» стала кораблем, на котором все хотели плыть, доказав жизнеспособность концепции мегакораблей.
После успеха «Норвегии» Клостера приобрёл«Феникс» - корабль водоизмещением 250 000 брутто-тонн, вмещающий 5 200 пассажиров в четырех многоуровневых каютах с отдельными балконами. На корабле были все возможные удобства: 13 ресторанов, театр на 2000 мест, 30 магазинов, планетарий, обширный спа-салон и медицинские кабинеты, теннисные корты, каток, а также "лагуны" - места отдыха с четырьмя бассейнами и песчаными пляжами. Корабль Phoenix также включал в себя более широкое видение Клостера с университетским городком на борту и помещениями для встреч и выставок.
«После успешного расширения своих ресурсов путем преобразования традиционной норвежской семейной судоходной компании в новаторскую круизную компанию, план состоял в том, чтобы стать публичной компанией», - говорит Клостер. Однако время не подходило для финансовых рынков, поэтому в 1986 году Кнут Клостер ушел в отставку, чтобы реализовать концепцию Phoenix и различные другие проекты, которые способствовали повышению социальной и экологической осведомленности. В то время как его World City остался нереализованным, многие из его концепций были включены в круизы, и двадцать лет спустя появился Oasis of the Seas с грузоподъемностью 225 282 тонны и 4700 пассажирами. Корабль резиденция THE WORLD - был тоже проектом Клостера. [The World was the idea of Knut Kloster, a Norwegian with ties in the marine industry.]
«Круизная индустрия была палитрой художника, который ждал, чтобы его нарисовали», - сказал Ниренберг. «Кнут Клостер продвигал больше инновационных идей, чем кто-либо другой в этом бизнесе».
Кнут Клостер - Knut Utstein Kloster умер 20 September 2020 в возрасте 91 год. В память о его заслугах и вкладе в круизную индустрию был учреден ежегодний конкурс имени Клостера и награда в 10.000 евро за инновации в работе лучшему работнику круизной компании.[... the Knut Kloster Team Member Award for Innovation, a $10,000 award to be presented annually to a shipside or shoreside team member who has consistently demonstrated our Company’s ideals of innovation.”]