А теперь немного о нашем пути между Аурланном и Лердалом...
В Норвегии нам встречалось большое количество туннелей, прорубленных в горной породе. А ведь раньше, пока не было этих тоннелей, чтобы добраться от одного города до другого, приходилось пользоваться горными перевалами летом и паромами зимой (а дороги на перевалах из-за обилия снега закрывались).
Нам повезло прокатиться по Лердальскому тоннелю, о нем и расскажу (и покажу).
Лердальский тоннель (Lærdalstunnelen) в Норвегии на данный момент является самым длинным автодорожным тоннелем в мире. Его общая длина 24,5 км, а среднее время, которое требуется для проезда по тоннелю – 20 минут. Горы, сквозь которые проходит тоннель, достигают высоты 1600 метров. Тоннель является частью европейской автомобильной дороги E16 между Осло и Бергеном, и непосредственно связывает города Аурланд и Лердал.
Период строительства: 1995-2000
Длина тоннеля: 24,5 км
Вентиляционный тоннель/тоннель доступа: 2,1 км
Повороты: 15
Пункты экстренной остановки: 48
Максимальный траффик в час: 400 автомобилей
Среднегодовой траффик в день: 1000 автомобилей
Стоимость строительства 113 миллионов долларов.
Фиксируется количество автомобилей, въехавших в туннель, и выехавших из него, для того, чтобы при возникновении экстренной ситуации точно знать, сколько транспортных средств (и людей в них, разумеется) необходимо эвакуировать.
Вот разрез тоннеля в горе:
Особенностью конструкции тоннеля является наличие в нём трёх значительных по размерам искусственных пещер (гротов), расположенных на приблизительно равном расстоянии друг от друга (примерно 6км) и делящих, таким образом, тоннель на четыре примерно одинаковые по длине секции. Сделаны они умышленно, чтобы хоть немного разнообразить маршрут и снять напряжение у водителей, возникающее при длительном движении в однообразных условиях, а также для того, чтобы дать им возможность передохнуть. У каждого грота - свой цвет подсветки.
Также эти большие пещеры служат для того, чтобы машины могли разворачиваться. В том числе даже очень большие и длинные.
Норвежцы позаботились и о безопасности в тоннеле. Так, через каждые 250 метров вдоль дороги установлены аварийные телефоны, а через каждые 125 метров - огнетушители. Особое внимание уделено вентиляции: воздух здесь еще и очищают при помощи специальных установок.
Масштабы строительства впечатляют!..
Было произведено около 5000 взрывов. Для каждого взрыва требовалось пробурить 100 отверстий 45-51 мм в диаметре и 5,2 м длиной для закладывания взрывчатки. Каждый взрыв освобождал около 5 куб. м породы при затратах 500 кг взрывчатки. За неделю на всех участках работ проходили около 60-70 м таким методом. В общей сложности при строительстве тоннеля было выработано 2.5 миллиона куб. м породы.
Большое внимание уделили пожарной безопасности – риск возгорания, учитывая материалы, использованные при строительстве, минимален. Тем не менее, тоннель обеспечен большим количество оборудования для экстренных ситуаций: телефоны для экстренной связи каждые 250 м, оборудование для действий в случае пожара на расстоянии 125 м, 15 мест для разворота крупногабаритного транспорта, подсветка знаков, небольшие участки «обочины» каждые полкилометра, а также несколько систем поддержки мобильной связи и видеонаблюдения. Тоннель постоянно находится под мониторингом служб спасения и экологов.
Я не страдаю клаустрофобией, но, честно говоря, при мысли о том, что над тобой нависает более полутора километров камня, а до выхода - еще ехать и ехать, было стремновато...
Кому интересны инженерные подробности - следуйте по этой ссылке
https://www.engineering.com/Library/Art ... unnel.aspx
Ну, и чтобы два раза не вставать, покажу еще один тоннель, он находится в местечке Kinsarvik - размах и глобальность тоннеля просто поразительны! даже фурам в нем свободно...