Последней комнатой в покоях пантификов является Зал Константина.
Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, и до последнего времени считалось, что художник успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет. Сам зал был расписан его учениками.
Использовали зал,в первую очередь для торжественных случаев-банкетов,церемоний бракосочетания родственников Папы или больших полуофициальных аудиенций.
Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года.
В момент моего визита зал выглядел приблизительно так, что было следствием заканчивающейся реставрации.
Начнем с потолка. Триумф христианской религии
Деревянный потолок Льва X (понтифик с 1513 по 1521 год) был заменен во времена Григория XIII сводом, который был украшен фреской. Работа была поручена сицилийскому художнику Томмазо Лаурети, который начал работу в 1582 году, доведя их до конца в 1585 году при папе Сиксте V (понтифике с 1585 по 1590 год). По углам свода изображены подвиги Григория XIII, а на фризе над четырьмя эпизодами жизни Константина изображены геральдические символы Сикста V. В центре изображен Триумф христианской религии, что намекает на разрушение языческих идолов и их замены с изображением Христа по велению Константина во всех частях империи. Вокруг центрального пространства художник нарисовал восемь регионов Италии, представляя два в каждом из четырех сегментов и три континента: Европа, Азия и Африка.
Росписи в основном повествовали о жизни императора Константина
Крещение Константина
Фреска приписывается Джованни Франческо Пенни.
Дарение Рима
Битва между Константином и Максенцием
И,наконец, последняя фреска
Видение Креста
Константин обращается к войскам перед решающим сражением против языческого императора Максенция,и подняв глаза к небу,видит сверкающий крест с греческой надписью "С этим знаком победишь".
Как выяснилось, перед смертью Рафаэль пробовал писать масляными красками в одном из залов Папского дворца, но не успел закончить работу.
Дилия Галагер:
«Рафаэль, художник эпохи Ренессанса, известен своими фресками в Ватикане, но оказалось, что он начал расписывать и другую комнату Папского дворца. Две другие настенные картины маслом были обнаружены только сейчас. В так называемом Зале Константина в те времена проходили роскошные банкеты для высших церковных иерархов. Сейчас в помещении проходит уборка и реставрация, в процессе которой и было сделано это уникальное открытие. На одной из стен были обнаружены две женские фигуры, написанные кистью Рафаэля и символизирующие Правосудие и Дружбу. Живописец планировал расписать масляной краской всю стену, хотя традиционной техникой для него были фрески. К несчастью, художник скончался, так и не успев закончить работу. За века фигуры Рафаэля затерялись среди поздних дополнений к настенной росписи. Первое свидетельство того, что где-то в Папском дворце существуют потерянные работы мастера, было обнаружено в работах историка XVI века Джорджо Вазари. Там говорилось, что перед смертью Рафаэль начал экспериментировать с масляными красками. В процессе реставрации зала стало ясно, что Справедливость и Дружба могут принадлежать только его кисти. Об этом говорила уверенность мазков автора, использование характерных цветов и отсутствие каких-либо признаков подготовительных эскизов под изображениями. Догадки удалось окончательно подтвердить с помощью инфракрасного снимка работы».
Рафаэль. Аллегория Правосудия. Зал Константина в станцах Рафаэля в Ватикане. Фото: Vatican Museums
Рафаэль, фрагмент фигуры Дружбы в Зале Константина. Музеи Ватикана
В книге Джорджио Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих» 1550 года сказано, что Рафаэль начал работу над двумя фигурами, экспериментируя с масляными красками. Это и стало ключом к разгадке. Когда реставраторы начали очищать стены Зала Константина в 2017 году, они поняли, что две женские фигуры были написаны именно маслом, тогда как остальные рисунки на стенах выполнены техникой фрески.
Ультрафиолетовые и инфракрасные снимки подтвердили подозрения учёных: эти две картины не были похожи на остальные, а роспись маслом явно демонстрировала применение новых в то время технологий.
Реставратор Фабио Пьячентини говорит, что основной уверенности стали мазки, характерные для Рафаэля. «То, как движется кисть, — объясняет он, — и даже едва различимые штрихи, которыми написаны маленькие пряди волос».
По словам Пьячентини, Рафаэль также создал необычные оттенки цвета, которые начали проявляться во время очистки
Тот факт, что на подготовительных рисунках этих двух фигур внизу нет знака, который мог бы поставить младший художник, стало ещё одним признаком руки мастера.
Начатую художником настенную роспись завершали его ученики, а информация об авторстве двух фигур была утеряна.