Казачинский порог в нашем круизе
теплоход "Максим Горький" проходил дважды: по пути на север к Енисейску и обратно, по возвращении в Красноярск. Если в первом случае мы спустились через Порог практически незаметно по течению реки (да и дело было ранним утром), то преодоление естественного препятствия против течения зрелищем явилось интересным, для непосвященного глаза - даже захватывающим.
Енисейский горный кряж пересекает реку по всей ширине выше по течению от
села Казачинского (отсюда, собственно, и название Порога). Фарватер реки здесь сужается до 350-ти метров, а ширина судового хода составляет всего 70 метров! Скорость потока - от 18 до 22 км/ч. Общая высота падения реки - 3,8 метра. Казачинский порог состоит из двух больших перекатов и двух сливов и его длина - около 4 километров.
Понятно, что при таких условиях наш гигант "Максим Горький" подняться вверх по реке через Казачинский порог своими силами не может.
Максимальная скорость судна всего 22 км/ч. Плюс ко всему велика и опасность сноса и даже опрокидывания теплохода.
Для таких случаев на Казачинском пороге работает уникальное, единственное в России, судно-туер - четырехвинтовой дизельэлектроход "Енисей", владельцем и оператором которого является Енисейское речное пароходство.
Точно следуя по проложенной по дну реки цепи,
туер-буксир "Енисей" при помощи специальной лебедки без особого труда придерживается фарватера, вписываясь в сложные изгибы реки, проводит пассажирские и грузовые суда через Казачинский порог.
К Порогу мы подошли около половины третьего дня. Приблизительное время было обозначено в программе, но вот объявления по внутресудовой трансляции по какой-то причине не было. О том, что мы приближаемся сообщил наш официант удивленно-испуганным голосом:
- А вы разве Порог смотреть не пойдете?
Конечно же, мы пошли.
Приторно-ярко рубил в глаза киловатник солнца. Особого бурления за бортом пока не наблюдалось. Но команда была уже наготове.
Наготове были и мы. Конечно - пропустить такое зрелище и в голову никому прийти не могло!
Русло Енисея сузилось. Река как-то очень неожиданно заволновалась. Появился шум. А ветер - стих. И стало видно движение воды.
Туер нас уже ожидал - правда на его палубе, как я ни силился, разглядеть никого не мог.
Я думал, что "Горький" остановит машину ну или, по крайней мере, замедлит ход. Нифига подобного!
(Нет, ну он, наверное, что-то там снизил/убавил, но, честно говоря, не особо заметно). Короче, перед самым сближением с буксиром (на палубе которого наконец стали видимы матросы) я, было, даже решил, что вот щас-то мы в него впилимся и тогда, уж, веселье, пойдет по-настоящему!
Холодный штурманский расчет посмеялся над моей убогой лирикой: два корабля шли, не снижая хода. То ли мы на "Енисей", то ли нам с "Енисея" перебросили какую-то несерьезную веревочку (тут я вообще в осадок выпал).
Ну, ладно-ладно, не веревочку - конец.
Потом (мой глаз не успевал перелистывать кадры) веревка
(ну, ок, конец) превратилась в металлический трос. Все как-то быстро, на автомате, красиво! И вот мы сзади, туер впереди, чешем по бурлящему потоку Казачинского порога!
Мне кажется, и свободные от вахты члены экипажа также вышли на палубу запилить пару-тройку замечательных фоточек.
По левому борту шум воды перешел в грохочущий рев. Картинка соответствовала звуковой дорожке.
Мне кажется, будь я палубным матросом в такой ситуации, я бы обязательно выпросил у капитана разрешение стать впередсмотрящим, забрался бы на нос, держался бы одной рукой за флаг, вторую ладонью поднес бы ко лбу на манер козырька, смотрелся бы гордо и эффектно (ну, потом, скорее всего, меня бы забрали в дурдом).
Наши настоящие матросы к прохождению Порога относили совершенно просто, я бы даже сказал - буднично. Стояли, переговаривались между собой. Распространяли флюиды покоя и уверенности.
Шум за бортом стихал. Бурление прекратилось. Видимая скорость потока ощутимо замедлилась. Справа по борту показались первые дома какой-то до невозможности красивой деревни.
Так же практически незаметно мы отцепились от "Енисея", который, протрубив нам вслед ободряющим гудком, остался у деревни. А мы продолжили свой путь к Красноярску.
Прохождение Казачинского порога - несомненно очень крутая фишка круиза "Енисейская экспедиция". И я очень рад, что такой интересный опыт случился в моей жизни
(при том, что не пришлось мокнуть на рафтинге).