Материалы для статьи об испанских цыганах в далеком 2005 году я собирала по крупицам.
В Испании, как и в любой другой стране, живет много цыган, об истории, традициях и культуре которых мы знаем очень мало. А иногда наши сведения о них и вовсе ошибочны.
Опять читаю мнение соотечественника о том, что испанцы – это цыгане. Статья, правда, о действительно цыганском виде музыкального искусства – фламенко. Но, это живя в Андалуcии, можно считать его родным, а вот считают ли фламенко символом своей культуры и признаком национальной принадлежности жители Астуриас, Кастилии, Арагона? Про Страну Басков с Каталонией и говорить не приходится: фламенко там исполняют разве что в заведениях для туристов. И уж, конечно, баски и каталонцы не цыгане, как, впрочем, и все остальные испанцы.
Возможно, нам, славянам-европейцам до мозга костей, все испанцы кажутся одинаковыми: маленькие, чернявые, грязные (это я в Интернете прочитала), ленивые (оттуда же), вороватые и с ленцой (это уже я и сама заметила) и большие любители повеселиться.
Но не совсем положительные качества испанского характера и принадлежность к самому удивительному и самому рассеянному по карте мира народу – две большие разницы!
Всем умникам и умницам, знатокам этнографии и географии, предлагаю ответить «верно» или «неверно» на следующие вопросы.
Надеюсь, что высказываний о том, что испанцы – это те же цыгане, станет заметно меньше.
Итак, вопросы:
1. Цыгане жили в Испании всегда, поэтому являются основой испанской нации?
2. Больше всего цыган, живущих в Европе, в Испании?
3. Цыган во всем мире насчитывается 12 миллионов?
4. В Испании цыган всего около 600–700 тысяч (менее 2% населения)?
5. Лингвистические исследования продемонстрировали, что цыгане являются выходцами из Гималаев?
6. В Испании не существует официального признания цыган как народа, название «цыгане» используется лишь в обыденной речи?
7. Большинство испанских цыган живет в лачугах и в нищете, т.е. являются маргиналами?
8. Цыганки занимаются воровством и гаданием, а мужчины-цыгане - воровством и распространением наркотиков?
9. 25% взрослых цыган не умеют читать и писать?
Правильные ответы:
1. Неверно. Цыгане впервые появились в Испании около 1417-1425 годов.
2. Неверно, больше всего цыган в Румынии –2,5 миллиона. В странах Восточной Европы цыган 6 миллионов. Много их в Болгарии, Словакии, Чехии, Венгрии и Польше.
3. Верно.
4. Верно. Причем половина всех испанских цыган проживает в Андалусии.
5. Верно.
6. Верно.
7. Неверно, таковых всего 10%.
8. Неверно. 50% цыган занимаются передвижной торговлей, заняты в сельском хозяйстве и собиранием утиля. 10-20% имеют свой бизнес.
9. Верно. Правда, неграмотными являются и 10% всех испанцев.
А теперь немного любопытных фактов из жизни испанских цыган.
Цыгане традиционно вступают в
браки с родственниками. 30% цыганских браков заключаются между кровными родственниками. В целом по Испании 2% таких браков.
В 1941 году цыганам
запретили использовать
родной язык – калo (гибрид самого распространенного цыганского языка романo и испанского). Тогда же «кастельяно» объявляется единственным общенациональным языком страны. Все остальные языки (в их числе баскский и каталонский) также запрещаются. Но язык цыган при этом объявляется... жаргоном преступного мира.
Символом цыган является
колесо и костер, а вовсе не пестрая юбка и серьга в ухе или гитара. У них есть даже свой
флаг –
Флаг цыган
Развод у цыган был разрешен более 100 лет назад, а в Испании – только в 1981 году. Главой семейного клана является самая уважаемая женщина, как правило, самая старшая по возрасту. Роль и место женщины в цыганском обществе очень важны.
Для цыганки главными ценностями в жизни являются семья, непорочность и уважение. Только 12% женщин являются домохозяйками (общеиспанский показатель – 54%). 13% цыганок работают приходящими уборщицами. Замуж цыганских девочек выдают очень рано, в среднем в 15 лет. Но это – в маргинальных слоях цыганского общества. В семьях без экономических трудностей со свадьбой не торопятся, да и отношения супругов строятся на равных.
В бедных цыганских семьях
количество детей значительно больше среднеиспанского показателя. Очень много семей имеют 5-6 детей. Но среди цыганских женщин, получивших образование, среднее количество детей уже меньше: 1-2 на семью, что все равно вдвое больше, чем в среднем по Испании.
Цыгане всегда были гонимы отовсюду, будучи одновременно самым
миролюбивым в мире народом: они не развязали ни одной войны, ни с кем и ни разу!
В любой точке земного шара они старались приспособиться к местным условиям и публике, прижиться.
В 1539 году в Испании существовал закон, по которому все без исключения цыгане-мужчины от 20 до 50 лет приговаривались к гребле на галерах.
В социальном отношении цыганам приходится несладко: их принято
ассоциировать с преступниками. Нередки сообщения в рубриках происшествий о перестрелках, поножовщине, разборках одной семьи с другой. В конце обычно идет приписка, что участники и пострадавшие являются представителями «etnia gitana». У Дворца Правосудия в Малаге, где проводятся слушания уголовных дел, например, всегда много цыган, что бросается в глаза.
Дискриминации цыгане подвергаются в первую очередь национальной. Не так давно был оправдан полицейский, выстрелом убивший цыганского юношу в одном из баров в ходе ссоры. Суд присяжных оправдал полицейского, посчитав, что «выстрел произошел случайно». Близкие и друзья погибшего цыгана возмущены оправдательным приговором и считают его ярким примером дискриминации по национальному признаку. Как-то в прессе промелькнула заметка о двух цыганских семьях, которые не впустили в общественный бассейн. Уточнялось, что поплавать собирался небольшой табор - 3 женщины и 7 детей. Наверное, охранник просто растерялся или испугался.
В Испании
цыгане смогли вздохнуть свободно только после принятия Конституции 1978 года. С тех пор заметно
увеличилось число цыган, получивших высшее образование. Тогда же
94% цыганских детей стали ходить
в школу. Правда, очень немногие из них одолевают начальное образование, а тем более продолжают учиться дальше. Главной причиной является
частая смена места жительства. Среди цыган-студентов ВУЗов больше юношей, но они чаще бросают учебу до ее окончания.
Цыгане выдвинули
предложение внести в испанскую Конституцию
изменения относительно своего
национального статуса. Они хотели бы быть
народом (pueblо), а не этническим меньшинством.
В июне 2004 года был издан
первый учебник языка "caló". Сделано это было, чтобы язык просто не исчез, потому как на нем уже почти никто не пишет, хотя еще и говорят. Его нигде не изучают, на нем нет периодических изданий, радио- или телевещания. Первые письменные документы на calo появились только в ХIХ веке. С 1499 года в стране действовали законы, ставившие цыган вне общества. Поэтому цыгане ушли в подполье, скрывая при этом все свое самобытное и в первую очередь - язык. Тем не менее в «кастельяно» просочилось немало
слов цыганского происхождения, например, chaval (парень), chungo (сломанный, плохой-негодный), churumbel (ребенок).
Говорить об
интеграции цыган в испанское общество еще слишком рано. Во многих городах существуют целые цыганские районы, похожие на гетто. Цыганский район Альбарисас есть даже в роскошной Марбелье. Там-то у меня и произошло следующее знакомство.
В местной школе одна неправительственная организация знакомила детей и подростков с феноменом иммиграции. И к столику России, который я обслуживала (и охраняла - цыгане же вокруг!), подошел русый зеленоглазый мальчик лет десяти с массивной золотой цепью на груди. Все потрогал, изучил, а потом спросил меня строго:
- Tú quién eres? (Ты кто такая?)
- Larisa ...
- Española? (Испанка?)
- No, rusa. Y tú? (Нет, русская. А ты?)
- Miguel. Soy gitano. (Мигель. Я цыган.)
Последнее было сказано с гордостью.
***
Вывод о том, что цыгане и испанцы – даже не друзья, а не то что братья, напрашивается сам собой.
Кстати, у первых имеется пренебрежительное название для всех не цыган – «пайос». Обмануть их – долг и почетная обязанность каждого настоящего цыгана!
Поэтому и гадают женщины на улицах, совсем как в Москве у Киевского вокзала. И, гадая, воруют у любопытных и доверчивых клиентов кошельки. Правда, в Испании жертвами становятся в первую очередь туристы, к которым и сами испанцы относятся пренебрежительно. Поэтому деньги у лохов - «пайос» выманить могут одинаково профессионально как первые, так и вторые. И у испанцев есть пренебрежительное же название для не испанцев - богатые иностранцы называются «giris». А женщины-европейки – «sueсas». Все подряд, хотя sueca – это вообще-то «шведка». В это понятие испанцы вкладывают дополнительный смысл – женщина не слишком «тяжелого» поведения, но еще и не проститутка. Легкая добыча для горячего испанского мужчины, короче. И «giris», и «sueсas» испанцы с удовольствием обведут вокруг пальца, если представится возможность.