Дальше мой путь лежал на площадь Навона. здесь я прерполагала посидеть с чашечной кофе, отдохнуть, полюбоваться замечательным творением Бернини, фонтаном четырёх рек.
Это была запланированная передышка, так как целью моей поездки был, все же. Рафаэль. А его фреска «Пророк Исайя» находилась буквально в нескольких метрах, в церкви Сант-Агостино (Sant’Agostino).
Но пройти мимо храма Сан-Луиджи-деи-Франчези с его знаменитами картинами Караваджо было бы кощунством!
Воспользуюсь информацией из Википедии:
Церковь заложил в 1518 году кардинал Джулио Медичи (будущий папа римский Климент VII в 1523—1534 годах). Постройку завершили в 1589 году на средства, предоставленные французским королём Генрихом II, а затем Генрихом III и королевой Екатериной Медичи, супругой Генриха II, которая завещала церковь Франции и посвятила её Людовику IX Святому.
Фасад церкви создан в 1580—1584 годах по проекту Джакомо делла Порта, ученика и последователя великого Микеланджело, при содействии французских мастеров. Его композиция типична для стиля римского барокко: мощная раскреповка карнизов, пилястр и треугольного фронтона. На фасаде можно видеть изображение саламандры — эмблемы французского короля Франциска I.
В оформлении интерьера принимали участие многие художники. Его пышное убранство отражает стиль католической контрреформации и позднего барокко XVIII века: разноцветные мраморы, живопись, позолоченные стукковые рельефы.
Плафон расписал в 1754 году французский живописец Ш.-Ж. Натуар на тему «Смерть и слава Святого Людовика».
В церкви Св. Людовика захоронены знаменитые люди Франции: Полина де Бомон, возлюбленная Шатобриана, живописец К. Лоррен и другие. Во второй капелле справа (капелла Св. Чечилии) можно увидеть фрески из истории святой, созданные Доменикино (1614).
Пять капелл и свод церкви оформлены фресками знаменитых живописцев, таких как Чарльз Джозеф Натуар, Франческо Бассано, Караваджо и Доменикино.
Наиболее знамениты три картины Караваджо, выполненные в 1599–1602 годах, для Капеллы Контарелли. Все три произведения висят в Капелле Контарелли, находящейся слева от центрального алтаря.
Даже в солнечную погоду рассмотреть работы Караваджо сложно, так как в капелле достаточно темно. Поэтому , что бы рассмотреть работы, надо брость в автомат монетку и на несколько минут загорится свет. Если нет других желающих посмотреть картины эту операцию придется повторить несколько раз! Наверно это хорошо для сохранности картин, но плохо для кошелька туриста.
Полотна изображают сцены из жизни святого Матфея. Французский кардирал Маттео Контарелли пожертвовал значительную сумму на строительство капеллы и завещал украсить ее сценами из жизни своего небесного покравителя.
«Призвание апостола Матфея».
Проходя мимо, Иисус увидел Левия, сына Алфея, сидящего на таможне, и сказал ему: «Следуй за мной». И, встав, он пошел за ним.
На этой картине своей одеждой выделяются две группы фигур.
Слева, вокруг святого Матфея, они одеты, как современники Караваджо; Христос и Святой Петр, какими они могли быть в свое время. Таким образом, действие происходит вне исторического времени, чтобы привлечь зрителя к этой евангельской истории.
Христос тем же жестом, что и Адам на фреске творения Микеланджело, продолжает сотворение человека Богом в призвании следовать Его зову.
Именно эта протянутая рука пересекает «пустоту», разделяющую две группы персонажей, разделение между человеческим и божественным, грехом и благодатью. Таким образом, этот переход становится открытием союза между Богом и людьми, реализованного в даре благодати. Этим жестом Христос инициировал диалог, в котором участвовали Петр и Матфей.
Над рукой Христа открытое окно в форме креста возвещает о смерти и воскресении Христа, которым Он искупает грехи. Таким образом, призванием Матфея становится не только прощение его ошибок, но и рождение, переход от смерти к жизни, от тени к свету.
Сам Христос выходит из тени, вход его в комнату не ослепляет; точно так же, как свет, сопровождающий его зов, если он касается всех персонажей, не нарушает интереса, который молодые и старые (слева) вкладывают в счет своих денег.
Святой Петр находится между зрителем и Христом. Он тот, на ком Христос построил свою Церковь, посредник между Богом и людьми. Таким образом, Церковь, в свою очередь, повторяет жест Христа, приглашая нас следовать за Ним.
«Мученичество святого Матфея». Действие происходит в помещении церкви: видны алтарь и купель, художник следует «Золотой легенде», согласно которой святой Матфей был убит по завершении мессы. В храм неожиданно ворвался убийца, подосланный эфиопским царём, он держит руку упавшего Матфея и готов вонзить в него меч. Это смысловой и композиционный центр картины. На первом плане двое полуобнажённых калек, — апостол считался целителем душ и плоти, максимально приближены к зрителю. Ярко освещён бегущий мальчик-служка. Ангел, сверху протягивает Матфею пальмовую ветвь — знак мученичества.
В глубине слева Караваджо изобразил себя.
«Матфей и ангел». Две фигуры ярко выделяются на глухом чёрном фоне. Вдохновлённый Матфей внимает витающему над ним в вихре белых одежд небесному посланцу. Поза Матфея неустойчива — простой табурет, на который он опирается коленом, накренился над пустотой. В то же время апостол сохраняет естественность и непринуждённость, записывая слова ангела. Жест ангела, отгибающего пальцы, указывает на то, что он даёт точные указания.
Ангел является символом евангелиста Матфея. По «Золотой легенде», Матфей имеет символ в образе человека, потому что яснее других евангелистов указал на человеческую природу Иисуса