Кошек не всегда любили
В 1484 г. папа Римский - Иннокентий VIII заявил, что кошки — это "языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом", и издал указ, обрекающий еретиков, ведьм и их кошек на пытки и муки в застенках инквизиции по всей Европе. Ужасные, разнообразные мучения постигли бедных кошек, их сжигали на кострах, топили, сбрасывали с башен, кошек сжигали заживо на зловещей Гревской площади в Париже, которая была местом публичных казней, собиравших многотысячные толпы зрителей во времена средневековья.
Фанатическое и безжалостное уничтожение кошек привело к уменьшению их численности в Европе на 90%, в результате чего в городах и поселениях Европы размножилось огромное количество крыс. Крысы являлись распространителями страшной болезни — бубонной чумы, которую в средневековье называли "Черной смертью".
Но люди средневековья не сразу поняли в чём проблема, в средневековье полагали, что Черная Смерть вызвана колдовством и обвиняли в ее появлении еретиков, ведьм и их кошек.
В ХIV веке бубонная чума уничтожила от четверти до половины населения в странах Европы. Истребление кошек разными способами продолжалось еще несколько столетий, и эпидемии чумы неоднократно опустошали страны Европы. Переломным моментом в отношении к кошкам явился отказ кардинала Жана дю Плесси Ришелье (1585–1642, кардинала с 1622 г.) от средневековой доктрины, связывавшей кошек с дьявольскими силами.
Во дворце кардинала Пале-Кардиналь жили более 20 кошек, он их любил. Они были единственными живыми существами, которым Ришелье полностью доверял и был искренне к ним привязан. Причем самым любимым животным у фактического правителя Франции был черный кот Люцифер. Обладая железным характером, кардинал Ришелье с юности не мог похвастать крепким здоровьем - его преследовали депрессии, головные боли и болезнь суставов, которые приковывали Ришелье на многие недели к постели, несмотря на все старания придворных медиков. Только его кошки, тишина и полутьма были способны облегчить физические страдания кардинала.
Одежда Ришелье всегда была покрыта кошачей шерстью и это обстоятельство явилось причиной разрыва Ришелье и королевы Анны Австрийской, у которой была аллергия на шерсть животных. Ришелье не забыл о своих пушистых друзьях перед смертью, он оставил им - полное содержание. Однако, сразу же после смерти кардинала все его кошки были уничтожены по приказу короля. В 1648 году, уже после смерти Ришелье, король Людовик XIV, ненавидевший кардинала и кошек вообще, собственноручно разжег огромный костер на Гревской площади, в котором уничтожили десятки черных кошек, после чего принялся танцевать вокруг огня.
Своенравные и независимые кошки всегда вызывали противоречивые чувства у различных классов общества. В XVII-XVIII веках в богатых домах Франции кошки пользовались привилегиями хозяйских любимцев, а простолюдины часто жили в худших условиях, чем домашние животные у богачей и переносили на них свою классовую ненависть. В конце 30-х годов ХVIII в. в Париже на улице Сен-Северен произошло великое кошачье побоище. Бунт подняли двое печатников по имени Жером и Левейе, протестовавшие против того, что с ними обращались хуже, чем с кошками. И все же, отношеник к кошкам во Франции постепенно менялось к лучшему. В XVII веке кошки начинают появляться на картинах французских живописцев, как полноправные члены семьи.
Кошек стали наделять - философскими, мистическими и поэтическими символами. Фурор среди французской публики сделала черная кошка, появившаяся на картине Э. Мане (1832—1883) «Олимпия», выставленная в парижском Салоне в 1865 году.
Большой вклад в пропагандирование любви к кошкам внес необычайно популярный в свое время сборник Шанфлери (Champfleury) «Кошки. История, нравы, наблюдения, анекдоты » (Les Chats, histoire, moeurs, observations, anecdotes), выпущенный в 1869 году.