Когда я только еще готовилась к написанию этого отзыва мне попался какой-то сайт, где были представлены фото залов музея Мармоттан. Но потом, как-то однажды переполненный открытыми окнами компьютер сбросил все, как ему показалось, лишнее, и теперь я не могу найти тот сайт. Поэтому решила просто выставить те фото, пока их хранит память электронного друга. Любуйтесь этой красотой.
Этот зал я помню. Кажется именно он был первым помещением, куда попадаешь, входя в музей.
Часть фото все же с сайта
https://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=10173&p=29
и автор приводит их без подробностей описания по размещению в залах.
Я попробую пойти немного другим путем. Вот здесь, например, четко видна хорошо знакомая картина.
Это портрет Клода Моне, написанный Огюстом Ренуаром
Его дружба в молодые годы с Ренуаром не сравнима ни с какой другой, часть жизни первых мастерских, где надо было подчиниться догматизму учителя, затем выезды в лес Фонтенбло и, позднее сеансы живописи в доме в Аржанте. От того времени сохранилось несколько картин, портрет Моне за чтением.
ОГЮСТ РЕНУАР
"КЛОД МОНЕ ЗА ЧТЕНИЕМ", 1872г.
Идем дальше.
Здесь узнаваемы портреты. На стене прямо "Портрет молодой женщины", Жерар Франсуа Паскаль Симон, 1880г
Вот и подошло время рассказать историю завещания сыну Клода Мане его наследия, которое он в свою очередь завещал музею Мармоттан, а последний построил для большеформатных картин специальный зал.
Младший сын Клода Моне, после смерти своего брата Жана в 1914 году, стал единственным прямым потомком художника. Дом Живерни и все работы отца достались ему после смерти художника в 1926 году. Помимо картин и рисунков Эжена Делакруа, Эжена Будена, Йохана Бартольда Йонгкинда, Гюстава Кайботта, Ренуара, Моризо..., Мишель унаследовал прежде всего последние работы своего отца. Большинство из них входит в комплекс монументальных картин на тему водяных лилий. Между 1914 и 1926 годами Клод Моне выполнил сто двадцать пять больших панно. Их выставка вызвала скандал. Мишель, которому принадлежала большая часть этого обширного наследия, будучи бездетным, затем выбрал музей Мармоттан в качестве своего универсального наследника и завещал свою коллекцию этому музею. Когда он умер в 1966 году, более сотни картин Клода Моне, в том числе беспрецедентный набор больших водяных лилий, присоединились к собственности
этого учреждения. Так как залы особняка Поля Мармоттана были слишком малы, чтобы представлять работы такого масштаба, под садом этого особняка было специально спроектировано особое помещение. В 1970 году эти полотна, большей частью неизвестные, были показаны впервые.
А здесь в центре висит картина Фабра Франсуа Ксавье "Портрет герцогини Фельтре и ее детей, 1810
А в этом красивом зале "Портрет мадам Моне", написанный Огюстом Ренуаром в 1873 году. Слева от зеркала уже названным портрет самого Клода Моне
Здесь узнаваемо полотно Гранпьера Деверзи "Салон Авеля де Пужоля", 1722
И в этом зале можно легко узнать две картины. Прямо, между окон полотно Берты Моризо "Девушка в синем платье", 1886.
А над диваном ее же работа "Вишневое дерево", 1891
Об этой художнице стоит сказать особо. На сайте музея о ней написано так:
в 1993 году семья Руар завещала музею первую в мире коллекцию произведений своей бабушки Берты Моризо – двадцать пять картин и уникальный набор графических работ – а также рисунки и картины Мане, Эдгара Дега, Жана -Батист Камиль Коро…
Густав Джеффров:
«(…)никогда еще душа и дух не проявили с большей интенсивностью глубину своей внутренней мысли, силу своей духовной воли, как эта живая и хрупкая художница, стремящаяся покорить сложность реального и поэзию истины…»
Собрание произведений Моризо, яркой представительницы импрессионизма, было подарено родственниками художницы (1993 г.). В нем 81 экспонат: картины маслом, акварели, пастели, рисунки, семь блокнотов с набросками. Через 3 года выставка пополнилась еще тремя картинами и образцами мебели в стиле ампир из гостиной художницы.
Берта Моризо с ранних лет посвящает себя живописи. Ведомая своими лучшими учителями, такими, как Камиль Коро, который помог ей открыть прелесть живописи на природе. Берта будет мужественно переживать свою страсть, в то время, когда мир искусства полностью принадлежал мужчинам.
У нее много друзей: Пюви ди Шаван, Моне, Ренуар, Дегп, Маламе, с которым она активно поддерживала переписку. Большинство ее друзей принадлежит к движению импрессионизма, получившего свое имя во время первой выставки бунтарей в 1874г.., в которой она сама принимала участие.
Будучи женой Эжена Мане, брата знаменитого художника Эдуарда Мане, она производит на свет малышку Жюли, которая станет ее любимой моделью.
Периоды полной удовлетворенности и периоды сомнений сменяли друг друга, но Берта Морзо на протяжении всей своей короткой жизни умела сочетать искусство живописи и жизнь женщины. Это ее автопортрет и фотография
Эдуар Мане написал ее портрет.
Оказывается, она венчалась с его братом именно в Пасси. От этого брака в 1878г. у них рождается дочь Жюли. Мужские работы редки в творчестве Берты Моризо. Однако, она изображает несколько раз своего супруга в компании дочери, как, например, в саду в Бужевиль.
Мне нравятся ее работы, такие нежные и полные света.
create minus one online
Ну а мне пора дальше, в другие залы этого великолепного музея.
Но о картинах Клода Моне в этом музее я еще, конечно, расскажу как о небольшом происшествии со мной, виной чему стало мое любопытство, которое хотя и дало пищу для размышлений, но остается для меня загадкой до сих пор.
А пока добавляйте, если кто-то желает, свои впечатления от этого музея, как и в целом об импрессионистах.