Страница 74 из 141

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 09 июл 2020, 11:36
NatalyaAst
VSR писал(а): Звучит как фанлэр -- буква а нечто среднее между О и А (ссылка на переводчик гугл)
Это носовой А. Откуда О?
Риторически. :)

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 09 июл 2020, 12:00
VSR
Думал как бы описать носовой [ɑ̃] и решил, что конкретно для этого слова или скажем on attend un instant проще написать среднее между О и А без упоминания недоЭн. Конечно, кощунство с точки зрения фонетики. Осознаю :D

Re: Бесполезные знания. Пирам и Фисба.

Добавлено: 09 июл 2020, 20:13
VSR
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Ветхий Завет. Книга Екклесиаста.

Всё это было и повторится вновь.
Звездный крейсер Галактика.



Пирам и Фисба.

Слово «Вавилон» наводит нас на мысли о ближневосточной цивилизации, что славится распутностью и злоупотреблениями. Висячие сады были одним из Семи чудес света, а сам Вавилон — крупнейшим городом на Земле (1). Вавилонская империя подмяла под себя большую часть Малой Азии, и некоторые считали, что наша история на самом деле происходила в Киликии, царстве, которое основал Килик, до того, как присоединился к Кадму и другим сыновьям Агенора в поисках Европы. Овидий, однако, в этой версии запросто определяет место действия посреди Вавилона, и потому там же определил его и я.

Ну и вот, жили-были в Вавилоне два семейства, враждовавших не одно поколение подряд, никто не помнил, почему. Великие дворцы этих семейств располагались на главной улице города стенка в стенку, но детей из соответствующих дворов растили во вражде к соседским, им запрещали разговаривать друг с другом, переписываться или даже подавать друг другу знаки.

В одной семье был сын по имени ПИРАМ, а в другой — дочка ФИСБА, и они как-то ухитрились влюбиться друг в друга вопреки всем преградам на их пути. Они обнаружили маленькую брешь в общей стене между домами. Через это отверстие они шептались, обменивались взглядами на жизнь, поэзию и музыку, пока не поняли, что влюбились по уши. Дырка в стене была слишком маленькой, друг к другу не прикоснешься, зато это милосердное отверстие позволяло дышать жаром юной пылкой страсти друг другу в рот, а запретность чувств и волнующая недосягаемая близость эту страсть лишь подогревали.

Обмен горячим юношеским дыханием так воспламенил их, что однажды ночью, обезумевшие до невыносимости, они решили удрать каждый из своего дома и встретиться во тьме на могиле предка Пирама — ассирийского царя НИНА, основателя великого города Ниневии.

И вот на следующий вечер гибкая и сообразительная Фисба проскальзывает мимо стражников своей опочивальни и часовых у отцова дворца и вскоре оказывается за городскими стенами, возведенными много лет назад ее праматерью, царицей СЕМИРАМИДОЙ. Добравшись до условленного места, Фисба натыкается там не на возлюбленного Пирама, а на дикого льва, чьи челюсти истекают кровью недавней добычи — вола. Напуганная львиным ревом, Фисба сбегает с кладбища. В спешке и страхе побега роняет вуаль. Лев приближается к вуали, обнюхивает ее, хватает зубами и мотает туда-сюда, пачкая воловьей кровью, размазанной по морде, после чего бросает ткань на землю, взревывает напоследок и трусит в ночь.

Чуть погодя Пирам оказывается на том же месте и устраивается ждать возлюбленную под высокой шелковицей, усыпанной тяжким летним бременем белоснежных плодов. Столп лунного света пробивает крону дерева и озаряет лежащую на земле вуаль Фисбы, замаранную и пропитанную кровью. Пирам подбирает ее. Охваченный ужасом, видит он вышитый герб семьи Фисбы на окровавленном льне — более того, он узнает запах девушки, с которой столько раз обменивался необоримой горячностью любовного дыхания. Отпечатки лап на земле говорят о визите льва.

Кровь, отпечатки лап, семейный герб, неповторимый запах самой Фисбы — ясный трагический смысл всего этого ослепляет Пирама. С криком отчаяния он вынимает меч и закалывает себя в живот, ширит рану, торопится воссоединиться с погибшей возлюбленной. Кровь брызжет из него фонтаном, красит плоды белой шелковицы в красный.

— Вы отняли у меня мою возлюбленную Фисбу прежде, чем успели мы соединиться на недолгий срок нашей жизни! — кричит Пирам небесам. — Так пусть же мы будем вместе в бескрайней ночи вечной смерти! — С этими благородными словами он падает замертво. (2)

Входит Фисба. В руках у мертвого Пирама она видит свою вуаль, замаранную кровью. Видит отпечатки львиных лап и совершенно отчетливо считывает, что тут произошло. — О боги, как можно быть такими завистливыми к нашей любви, чтобы не дать нам даже и одного мгновения счастья? — вопиет она. Видит меч Пирама. Он еще горяч и влажен от его крови. Она бросается на меч, погружает его в свою плоть с криком торжества и восторга — в самом фрейдистском самоубийстве в истории. Когда оба семейства оказываются на месте трагедии, они, рыдая, вешаются друг другу на шеи и молят о взаимном прощении. Вражда исчерпана. Тела влюбленных сжигают, а прах смешивают в одной урне. Духи же их… ну, Пирама превратили в одноименную реку, на тысячи лет, а Фисбу — в ручей, чьи воды впадают в Пирам. Русло Пирама (ныне — Джейхан) перегородили дамбой и построили на ней гидроэлектростанцию, и страсть возлюбленных ныне питает электросети в турецких домах.
Более того, в честь любви и самопожертвования этой пары боги постановили, что плоды шелковицы отныне должны быть глубокого багряного цвета — цвета их страсти и крови.


1) Развалины Вавилона размещаются под песками Ирака или торчат из-под них примерно в пятидесяти милях южнее Багдада.

2 В фарсовом спектакле «Сон в летнюю ночь» Пирам (в исполнении Основы), закалывая себя, кричит вот что: И вот я мертв, ах, ах! Мой дух уж в небесах! На небо улетаю, Лишь кости здесь слагаю. Язык, свой свет сокрой!.. Луна, лети долой! Несчастный, умирай! Ай-ай-ай-ай-ай-ай! [Пер. Т. Щепкиной-Куперник, акт V, сцена 1. — Примеч. перев.]

Стивен Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 10 июл 2020, 05:01
La gaviota
В Геликон-опере уже много лет идет
ПИРАМ И ФИСБА
Издевательская опера с прологом, эпилогом и английским юмором
История, конечно, трагическая, настоящая "Ромео и Джульетта", но спектакль смешной невероятно, очень рекомендую ;)

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 10 июл 2020, 05:25
La gaviota
La gaviota писал(а): История, конечно, трагическая, настоящая "Ромео и Джульетта"
Неточно выразилась)) Конечно, это предтеча "Ромео и Джульетты".
VSR писал(а): Всё это было и повторится вновь.
Интересно, а Шекспир (или кто бы это ни был) читал Овидия?

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 10 июл 2020, 06:21
VSR
La gaviota писал(а): Интересно, а Шекспир (или кто бы это ни был) читал Овидия?
Шекспир уверен существовал как отдельный человек и писатель. В Британии неплохо воссоздана его биография. Где жил, учился, работал, семья. И так далее. Поводом для альтернативных историй является то, что нет ни одного изображения Шекспира. Какой-то портрет приписывается ему, но честно говоря, логика там такая же как со Святым Граалем. Типа Шекспир в этом месте был и другого портрета нет. Значит это мог быть Шекспир.

Овидий полагаю для людей творческих был как Азбука. Писатели, художники, музыканты в обязательном порядке обращались к Овидию. Бытописание тогда в искусстве вроде было немыслимо, а религиозные сюжеты и так составляли львиную долю создаваемых произведений.

(Публий Овидий Назон)
(Publius Ovidius Naso, 43 до н. э. - 18 н. э.)
римский поэт. Шекспир был прекрасно знаком с его творчеством и при создании своих произведений использовал его "Метаморфозы" как в оригинале, так и в переводе Артура Толдинга. Источником *"Обесчещенной Лукреции" послужили "Фасты" Овидия, тогда еще не переведенные на английский. "Метаморфозы" появляются на сцене в *"Тите Андронике" (IV.i). Образцовым исследованием на тему влияния Овидия на творчество Шекспира является "Шекспир и Овидий" Джонатана Бейта (Jonathan Bate, Shakespeare and Ovid, 1993).


Шекспировская энциклопедия. — М.: Радуга. Под редакцией Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу. Перевод А. Шульгат. 2002.

http://endic.ru/enc_shakespeare/Ovidij-282.html
Всё это было и повторится вновь.
Думаю Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда и многие другие. Все это "современные" прочтения греческих мифов для своего времени. Типа как ставят сейчас шекспировские, чеховские пьесы с оглядкой на сегодняшний день. Проблемы одни на протяжении веков.

Re: Бесполезные знания. Московский пляж.

Добавлено: 10 июл 2020, 06:35
VSR
Обычный городской пляж недалеко от Кремля.

Изображение
Фото 20-х годов.

Женщин не наблюдается. Кажется в это время все еще циркулировала свободная любовь, беспорядочные половые связи в коммунах. Лишь эпидемия сифилиса и других венерических заболеваний подстегнула советскую власть взять курс на формат, который нынче называется "традиционные ценности".

Re: Бесполезные знания. ЕГЭ.

Добавлено: 11 июл 2020, 10:14
VSR
Вчера обсуждал с племянником его сочинение на ЕГЭ. Суть задания по русскому зыку. Выявить главную проблему, описанную в тексте. Описать какие аргументы привел автор. Высказать свое мнение по этой проблеме.

Достался ему нижеследующий текст. С трудом продрался сквозь это творение и констатировал, что к сожалению проблему он установил ошибочную со всеми вытекающими.

Однако подумалось мне. Велика вероятность, что и проверяющих текст поставит в тупик. Имхо проблема надуманная, аргументация инфантильная.

Как вы думаете о чем текст, какую "проблему" поставил писатель?
Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув к ней, даже не замечали ее постоянно и незримо давящего на сознание пресса, мы сжились с ним и просто не могли себя ощущать иначе. И только 9 мая 1945 года, когда этот пресс вдруг исчез, мы не столько поняли, сколько неожиданно для себя почувствовали, от чего избавились. Прежде всего от неопределенности нашей судьбы. Впервые за годы войны жизнь обрела для нас значение смысла и избавилась от власти случайного. Но ведь многие не дожили до этого дня, не дошли до Победы и — что меня давно поражает — не то, что они погибли, это слишком банально на войне — а то, что, погибнув, они так и не узнали об окончании этой войны. Погибли в неведении. И до сих пор пребывают в оном. Никогда не узнают, о, может быть, самом важном из всего, что в течение ряда лет занимало на земле умы миллионов людей.

Говорят, что культура — это память человечества. Это правильно. Все дело, однако, в том, что следует помнить, — ведь человеческая память избирательна, а искусство уже в силу своей природы избирательно тем более. Например, что касается войны, то один из ее участников из всего пережитого наиболее ярко запомнил, как его догоняли, хотели убить, но промахнулись, и он до сих пор вскакивает по ночам в холодном поту. Другой — как его награждали орденом, и он спустя годы не перестает переживать радостные волнения по этому поводу. Третьему не дает покоя случай, когда рассерженное начальство назвало его «дураком».

Теперь нередко можно услышать от наших читателей, в том числе и ветеранов, суждения вроде: «Ну сколько можно перелопачивать одно трудное да кровавое, ведь были же на войне и веселые моменты, и шутка, и смех». То есть на первый план выходит все то же желание развлечься. Но ведь во все времена жаждущие развлечений шли на торжища, в скоморошный ряд, но никогда
— во храм. Боюсь, что смешение жанров и особенно забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба, средством, стоящим в ряду с продукцией мебельщиков — не более.

Я думаю также, что, хотя мы, допустим, и не гениальные писатели, но уж, во всяком случае, квалифицированные читатели. То есть относительно хорошо знаем жизнь, чтобы разбираться в ее запутанных эмпириях и кое-что смыслим в литературе. И тут возникает любопытный парадокс: почему мы, люди, в силу своего воспитания и образа жизни зачастую далекие от крестьянских низов, от жизни «неперспективных» деревень, быта древних стариков и старух, мало или вовсе неграмотных отшельников в зачастую никогда не виданной нами дремучей тайге с их размеренным, однообразным и часто примитивным укладом, почему мы частенько с куда большим интересом и участием читаем о их делах и заботах, нежели о блестящих научных или служебных успехах тех, кто гораздо ближе нам по опыту жизни, мировоззрению, мироощущению — высокообразованных жрецов науки, искусства, руководителей, генералов, начальников главков. Почему безграмотный дед на колхозной бахче куда интереснее изъездившего мир дипломата, определяющего судьбы народов, в то время как наш дед не может удовлетворительно определить судьбу единственной своей буренки, оставшейся на зиму без сена. О том печаль его, и она нас трогает больше, чем драматические переживания упомянутого дипломата перед уходом на вполне заслуженный отдых с солидной пенсией и статусом пенсионера союзного значения. Почему солдат в окопе для меня как читателя во многих (если не во всех) отношениях предпочтительнее своей судьбой удачливому маршалу в блеске его снаряжения, штаба и его маршальского глубокоумия? Почему так? — хочу я задать вопрос уважаемым коллегам, хотя и предвижу их скорый ответ: все дело в таланте автора. Да, но не совсем. Истинность таланта великолепно проявляется уже в выборе героя, который и внушает нам вышеизложенные чувства. Исчерпывающий же ответ на этот вопрос мне, однако, неведом.

Василь Быков. Пулицистика.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 10:26
NatalyaAst
Мамммма...Это детям дают такое на сочинениях?
Как хорошо, что я закончила школу 35 лет назад.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 10:31
VSR
NatalyaAst писал(а): Это детям дают такое на сочинениях?
Да. Это реальное задание ЕГЭ по русскому языку в этом году.
Почему безграмотный дед на колхозной бахче куда интереснее изъездившего мир дипломата, определяющего судьбы народов
Вырвиглазная, псевдоинтеллектуальная, высосанная из пальца белиберда.

Он написал, что проблема что-то там связанное с войной. Полный набор клише и штампов. Война - это плохо. Мир - хорошо. Все пострадали. Давайте так больше не будем делать.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 10:48
дядя Рома
Напоминает лепет форумной англичанки. :D

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 11:35
VSR
Ладно начну я. Тут действительно такой полет шмеля явно крепкостью не менее 40 градусов.

Сначала мне показалось, что тут о проблеме подмены ценностей. Вечные темы для советских писателей -- истинные ценности и патриотизм как квинтэссенция. Потом подумалось о проблеме сохранения и реализации высоких задач литературы. Видимо тех, что еще на съездах КПСС утверждены.

Остановился на роли выбора героя для постановки и выполнения высоких задач литературы, чтобы это ни значило.

И все-таки не все части текста отвечают этой "проблеме".

В итоге сейчас думаю, что проблема объективного отражения исторических событий в искусстве.

Правда так я и не понял вот это предложение. И оно не вписывается в концепцию
Но ведь многие не дожили до этого дня, не дошли до Победы и — что меня давно поражает — не то, что они погибли, это слишком банально на войне — а то, что, погибнув, они так и не узнали об окончании этой войны. Погибли в неведении. И до сих пор пребывают в оном. Никогда не узнают, о, может быть, самом важном из всего, что в течение ряда лет занимало на земле умы миллионов людей.
Выше моего разумения, о чем это он.

Умерли и пребывают в неведении. Если автор не полный кретин, то возможно он намекает, что без Веры смерть всех этих людей бессмысленна?
Или наоборот война стала для миллионов погибших в какой-то мере смыслом жизни. Родились, чтобы в итоге оказаться на войне и погибнуть. Но не узнать был ли от этого толк и чем все закончилось.

Гниение диалектического материализма в корчах экзистенциального суебесия.

Re: Бесполезные знания. Цитаты.

Добавлено: 11 июл 2020, 12:16
VSR
„Что падает, то нужно ещё толкнуть!“

Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»

Цитата часто изменяется как «Падающего — толкни.» Was fällt, das soll man auch noch stossen! И приписывается Геббельсу.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 12:35
NatalyaAst
VSR писал(а): Почему солдат в окопе для меня как читателя во многих (если не во всех) отношениях предпочтительнее своей судьбой удачливому маршалу в блеске его снаряжения, штаба и его маршальского глубокоумия?
Из всей этой зАуми я могу ответить только на этот вопрос. Потому что мне, как обычному человеку, гораздо важнее и интереснее знать, как выживают и ведут себя обычные люди. Их судьба затрагивает меня гораздо больше, потому что "каждый примеряет по себе".

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 12:49
VSR
Не знаю. Смотря о чем текст и какие задачи поставлены. Если оценить со всех сторон, то и окоп, и генштаб и с обеих сторон имхо.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 13:14
The Little Mermaid
А что непонятного в анализе текста?
 Во-первых:Василь Быков писатель, который всё своё творчество посвятил Войне, потому как именно она его "ранила" на всю жизнь.
 Посмотрим на даты жизни-год рождения 1924, т.е. когда началась Война, ему-16. О чём же он пишет? О том, что его поколение, кроме Войны и не знало ничего, не было опыта мирной жизни, не было нормальной юности и Война отобрала у людей именно его поколения, самую главную, видимо, эпоху в жизни человека, когда из ребёнка в юности формируется личность человека. Многие и не узнали ту, мирную жизнь, а многие выжившие, долгое время не могли себя найти после Войны, а найдя..не смогли вспоминать страшное, пережитое ими. Почему? Да, так устроена человеческая психология:вспоминается смешное, а страшное память старается стереть.
 Что до второго отрывка, он спорный, тут позиция человека, накрепко связавшего себя с СССР и его идеологией. Вспомним Л.Н. Толстого "Война и мир", где нет для него ни генерала, ни солдата, а есть одна беда-Война на всех, есть счастье-Мир для всех.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 13:26
NatalyaAst
The Little Mermaid,
В том и дело, что отдельные предложения имеют вполне понятный смысл, но в целом посыл теряется.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 13:27
Margusha
VSR писал(а): С трудом продрался сквозь это творение
Ой, а мне вообще сложным не показалось. Я очень люблю такого рода публицистику. Почитать с оттяжечкой, а некоторые места несколько раз, подумать, что автор хотел сказать-то. А еще круче поболтать с кем-нибудь на эту тему, прям глубоко, с рассуждениями якобы заумными и философскими, а на самом деле простыми, волнующими тебя. И чтоб услышать другое мнение и поудивляться, как другие люди всё совсем по-другому понимают.
Жаль, что времени на это нет совсем, все реже бывают такие посиделки, с определенным настроем.
Я, кстати, за это англичанку люблю, очень она мне этой своей двинутостью философской импонирует.
И, считаю, именно поэтому я не умею коротко писать, прям бью себя по рукам, кромсаю и уменьшаю предложения, как могу. Уверена что никому это неинтересно и читать долго сейчас никто не любит на форумах.
И это правильно - длинные тексты сама или по диагонали, или вообще пропускаю. Поэтому стараюсь хоть на абзацы разбить, не знаю, помогает ли))

Итак, к заданному вопросу)))

Быков же признанный авторитет в плане произведений о войне. И это ведь не просто так. Многоплановость, многослойность - отличие хорошего писателя от заурядного. Всё, что он написал в этом тексте, очень мне близко, кроме выводов о юморе на войне. В этом месте горько мне стало. Читала как сильно гнобили "Женю, Женечку и Катюшу" вот такие непризнанцы юмора. А в том месте где умершие не узнали о Победе прям дрожь в душе, до печенок. О, это мой философский камень на протяжении всей жизни. Немного в другой интерпретации, но все же. Не разгадать мне его никогда, и при попытках тщательного осмысления падаю просто в нору алисину. Ухмыляетесь, когда читаете такие откровения? Да, я тоже, ржу над собой, но это же прикольно раздумывать над такими штуками.

А вот выявить глобальную проблему в тексте для меня сложно. Как по мне, так там их много. И все глобальные. И мне подумалось, что это еще одна грань отличного писателя: кратко, образно и очень точно обозначить столько всего в таком коротком тексте. А когда прочла вывод VSR
VSR писал(а): проблема объективного отражения исторических событий в искусстве
подумала, что да, эта самая глобальная. Но неразрешимая. И потому что по Быкову война так проехалась, что оставила очень глубокую психологическую рану, настолько глубокую, что его шоры никогда не дадут ему понять это.
VSR писал(а): Полный набор клише и штампов.
Ооооо, обалдеть. Мне вообще даже близко не показалось. Для меня страдающий, думающий и переживающий дядька, который несчастен прежде всего потому что самые простые вещи его мозгу неподвластны, хоть он и крут.

VSR, за Вашей страничкой стараюсь следить, мне интересно, спасибо!
Спасибки мало ставлю, потому как захожу на работе, во время обеда, там не с руки авторизовываться.
Чаще соглашаюсь с Вашими выводами и взглядами на жизнь, а тут, надо же противоположность конкретная.
Ну и бомбануло поэтому, бросила все дела, на одном дыхании наваяла текст :D

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 13:41
VSR
Margusha писал(а): Ну и бомбануло поэтому, бросила все дела, на одном дыхании наваяла текст
А я думал вы не заходите. Спасибо. Приятно, что кого-то тоже удивляют вещи, которые тронули меня
VSR писал(а): Он написал, что проблема что-то там связанное с войной. Полный набор клише и штампов. Война - это плохо. Мир - хорошо. Все пострадали. Давайте так больше не будем делать.
Это я написал о сочинении племянника. Он мне своими словами пересказал. С его слов стало понятно, что сочинение для ЕГЭ в его исполнении -- полный набор клишированных банальностей.

У Быкова мне не понравилась стилистика. Такое впечатление, что он специально сделал "нечитабельным" текст, чтобы его пришлось изучать вдумчиво.

Часть с войной мне понятна. Она перекликается с Ремарком. Неопределенность, не принадлежишь самому себе, вечный страх, вши, тиф все прелести. Бытие в котором ты винтик и нет твоего я. Вернее оно все время подавляется.

О юморе не согласен. На то он и писатель, чтобы текст не становился пошлым.

Последняя часть как по мне не просто высосана из пальца. Наглядный пример ксенофобии гегемонов. По советской привычке подчеркнуть, что все настоящее -- соль земли, а всякие "жрецы науки" и в один ряд с ними начальники главков это так пыль на сапогах истории.

Re: Бесполезные знания

Добавлено: 11 июл 2020, 14:17
Margusha
Елки, я не поняла, что это о сочинении племянника, вот дурында))
Ну и пусть у него клишированные банальности. Они дети еще. Что для нас оскомина, для них открытие. Тоже надо им осмыслить банальности.
VSR писал(а): которые тронули меня
Много что трогает, ответить не успеваю, у меня не обед, а прием пищи.
Да может и к лучшему, я бы простынями извращалась, высказывая мысль. А позже смотрю, люди кратко, доходчивей меня изложили мое понимание. Вот и славно.

У тезки в картинах, хотела, правда, за квадрат вступиться, да пока я собиралась, она вовремя разъяснила что не о том тема. Ну и тоже славно.
А вообще, конечно, на палубе надо сидеть и эти разговоры вести. Эх. Вот где страдания :cry: