Страница 9 из 24

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 26 авг 2020, 20:45
viktorina
litmenu! Спасибо за внимание и поддержку!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 26 авг 2020, 22:16
viktorina
Но вернемся к выставке Рафаэля.
Большое спасибо кураторам проекта, которые подготовили несколько замечательных фильмов о выставке. меня всегда привлекал сам процесс формирования экспозиции и мне хотелось бы поделиться фрагментами из фильма "За кулисами выставки".

Изображение

Как известно, Рафаэль похоронен в Пантеоне.

Изображение

Кураторы выставки создали копию надгробия Рафаэля при входе на выставку. Монтаж экспозиции.

Изображение

А вот так доставляли в зал картоны к ватиканским гобеленам.

Изображение

Изображение

После распаковки работы осматриваются рестарвторами и экспертами. Страховая стоимость работ это десятки миллионов евро, поэтому страховые компании всегда присылают своих экспертов.

Изображение

Изображение

Изображение

Затем еще раз проверяются размеры картин, креплания и идет развеска

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Теперь можно оценить работу

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 27 авг 2020, 07:47
Лариса Погорелова
спасибо за Ваш рассказ! :irinka:

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 27 авг 2020, 21:16
viktorina
Ровно в 12-00 по европейскому времени я присоединилась в поклонникам творчества Рафаэля. Меня очень удивили две вещи. Во-первых, не смотря на то, что СМИ италии круглосуточно передавали статистику заболеваемости и смертности от короновируса и просили соблюдать осторожность, среди посетитеоей выставки в маске и перчатках я была одна!

Изображение

Во-вторых, желающих попасть на выставку было немного! С электронными билетами нас было человек 10-15, а в "живой" очереди было приблизительно двадцать человек или чуть больше.

Изображение

Как-то я , в последнее время, привыкла к большему числу посетителей на таких топовых выставках.
По сведениям организаторов, на 5 марта было продано 60 тыс. билетов. Но, видимо, посетители предполагали использовать более поздние сроки. Все же март не самый туристический месяц.
Но, как говорят, кто не успел, тот опоздал.
Уже 8 марта выставка была закрыта с не ясной перспективой! Это была самая настоящая культурная катастрофа для организаторов выставки. Ведь сумма страховки всех работ этой выставки тоже перекрыла все рекорды — €4 млрд ($4,4 млрд).
Выставка, по планам организаторов, должна идти три месяца, с 5 марта по 2 июня 2020 года, однако никто не мог дать гарантий, что насладиться работами Рафаэля можно будет в обозримом будущем.

Как понимаете, все это время я, мысленно, себя хвалила, что не поленилась и купила билеты на первый день работы выставки.
Я несказанно рада, что мировое музейное сообщество не подвело итальянцев и музеи не отозвали свои работы с выставки, как это произошло с выствкой Ван Эейка в Генте, когда пришлось демонтировать выставку в связи с пандемией.
Но, к счастью, ровно 2 июля выставка открылась вновь и будет открыта до 31 августа.
И что интересно, уже черех пару недель билеты стремительно заканчивались , о чем появилось объявление на сайте!

Изображение

Пришлось увеличить часы работы.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЧАСЫ ПОСЛЕДНЕЙ НЕДЕЛИ ШОУ (24 АВГУСТА-30 АВГУСТА)
- С понедельника 24 августа по четверг 27 августа с 8.00 до 1.00 (последний вход в 23.30)
- открыт всегда, без закрытия, с
8.00 пятницы 28 августа до полуночи (последний вход в 22.30) воскресенья 30 августа.


Выставка организована новаторски, предлагая путь, который начинается с 6 апреля 1520 года и идет в обратном направлении, прослеживая весь творческий путь Рафаэля, от Рима до Флоренции, от Флоренции до Умбрии и оттуда к ее городским корням. Воодушевляющее воспоминание, которое начинается с впечатляющей репродукции в натуральную величину монументальной гробницы Рафаэля в Пантеоне, созданной специально для выставки.

Изображение

Divin Pittore - божественный художник, именно так называли Рафаэля современники. Его главный дар заключался в том, что он любил жизнь и умел ей наслаждаться. Рафаэля любили все вокруг: Римские Папы, кардиналы, придворные, художники из его мастерской и даже те, кто мог бы его ненавидеть, как противника и конкурента.

6 апреля 1520 года Рафаэлло Санцио, величайший художник эпохи Возрождения, умер в Риме в возрасте тридцати семи лет.

Изображение
Пьер-Ноласк Бержере . Посмертные почести Рафаэлю, 1806, Мальмезон.

Именно эта работа рассказывает нам о кончине великого художника.

Изображение

После его неожиданной и преждевременной смерти была «тревога и печаль, которые его кончина вызвала в душах всех, но особенно в сообществе гуманистов, которое одновременно вдохновляло и способствовало экспоненциальному развитию дизайнерского потенциала и культурных амбиций Рафаэля во времена Римской империи. лет » (из эссе Маттео Лафранкони« La morte di Raffaello nelle parole dei contemporanei »).

Город словно остановился в волнении и сожалении, в то время как весть об исчезновении с невероятной скоростью распространяется по всем европейским дворам.

Дальше мы идем в траурном шествии за гробом художника.

Изображение

Папа Лев X, который очень любил Рафаэля и исполнил его желание быть похороненным в Пантеоне. На его похороны собралась огромная толпа.

Изображение

Изображение

Знаменитая эпитафия «на гуманистической латыни, которая усиливает творческую силу Рафаэля именно через опустошение, порожденное его кончиной» (из эссе М. Лафранкони «La morte di Raffaello nelle parole dei contemporanei») сопровождает нас в путешествии. наоборот, как сказано в самом названии выставочного плаката, который переворачивает даты, от его смерти к изяществу и «элегантности» уникального художника.
«Это Рафаэль, из-за которого в его жизни великая мать Природа боялась побежденной, а после его смерти она тоже боялась умереть» .

В 1833 году Папа Григорий XVI приказал вскрыть могилу, чтобы проверить существование тела. Был найден скелет, и присутствующие определили, что он принадлежит Рафаэлю.

Изображение

Событие было зарегистрировано Франческо Диофеби, написавшим картину «Открытие могилы Рафаэля в Пантеоне 1833 года».

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 28 авг 2020, 19:17
viktorina
Конечно, может возникнуть вопрос, почему возникла необходимость эксгумации тела Рафаэля? Дело в том, что в начале 19 века по Италии пошли слухи о том, что в следствии череды захоронений в Пантеоне останки художника были похищены.
Связано это было с чудовищным слухом, распущенным антикварами еще несколько веков назад, будто в Академии в Луке появился и изучается череп Рафаэля.
Было принято решение об эксгумации тела. При вскрытии гробницы были обнаружены останки нескольких человек, в том числе и предполагаемого тела Рафаэля.
Власти приняли решение поместить останки в мраморный саркофаг, заодно и подновили усыпальницу гения.
Перед повторным захоронением тела живописца в Пантеоне Камилло Торренти сделал слепок его (предположительно) черепа.

Однако эксперты не были уверены, что останки принадлежали именно Рафаэлю, поскольку при вскрытии в могиле были обнаружены и другие скелеты, а также отдельные кости. Часть останков принадлежит ученикам художника, но некоторые фрагменты остались неопознанными.

Изображение

Трехмерная реконструкция лица Рафаэля подтвердила, что в Пантеоне действительно был перезахоронен именно Рафаэль.
«Мы знаем, что Рафаэль часто рисовал себя моложе своих лет, однако, эта модель позволяет нам увидеть его таким, каким он был на самом деле». Обратите внимание на форму носа на автопортрете и на реконструкции. Исследователи говорят, что он был снисходителен к своему носу и менял на автопортретах его форму!

Изображение.




.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 28 авг 2020, 19:25
Vitaminka69
viktorina, спасибо большое за ваш отчёт! Мне очень трудно рассуждать об искусстве, потому что все мои познания на уровне нравится или не нравится, поэтому я молча читаю и набираюсь ума-разума.
Очень интересно!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 28 авг 2020, 19:29
TGSable
Vitaminka69 писал(а): Мне очень трудно рассуждать об искусстве, потому что все мои познания на уровне нравится или не нравится, поэтому я молча читаю и набираюсь ума-разума.
Очень интересно!
Полностью поддерживаю. А ещё отчёт очень мотивирует!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 28 авг 2020, 20:47
viktorina
Рим обязан Рафаэлю не только чудесными полотнами и фресками, но его усилиями по спасению античного Рима. Как мы уже знаем, Рафаэль был назначен инспектором римских памятников древности. Он запустил целую серию геодезических исследований и раскопок, чтобы реконструировать план древней части города, и считал это одним из главных дел своей жизни.

В витрине первого зала — знаменитое письмо Рафаэля папе Льву Х, второму из двух понтификов, которым «служил» Рафаэль, с призывом о сохранении древнеримских памятников. Портрет папы Льва Х занимает центральное место на выставке. Именно благодаря Льву X Рафаэль сыграл такую важную роль в визуальной культуре города и всего мира в 1500 году. Эта работа не могла быть пропущена, это центральная работа в концепции выставки, и без нее это было бы невозможно. понять особые отношения между Рафаэлем и папой Медичи.

Изображение

В письме описаны методы составления чертежей зданий, которые должны быть взяты за основу при археологических работах.

Сколь многие, святейший отец, измеряя на свой малый разум величайшие вещи, сообщаемые о римлянах по поводу их военных подвигов, и городе Риме по поводу его удивительного искусства, богатства, украшений: и величия его построек, считают эти рассказы скорее выдумкой, чем истиной. Но иначе происходит обычно со мной, да и обстоит иначе. Ибо, усматривая в реликвиях, которые еще можно видеть среди развалин Рима божественность тех древних умов, я не считаю невероятным убеждение, что многие вещи, кажущиеся нам невыполнимыми, были чрезвычайно легки для них. Т

И поскольку почитательное отношение к родителям и родине есть. долг каждого, то я считаю себя обязанным напрячь все мои малые силы, чтобы на сколько возможно сохранить живым облик хотя бы тень того города который поистине есть общая родина всех христиан и который некогда был так пышен и могуществен, что люди уже начали верить что в поднебесной он один не подвластен был действию судьбы; и что вопреки обычному течению вещей он был освобожден от смерти и предназначен существовать вечно.


Осуществить многое из этих планов помешала смерть художника, но письмо до сих пор важный источник археологической информации. Почему ему нужно было спасти Древний Рим? Античность — главный источник вдохновения для Ренессанса. Рафаэль, как и все его современники, черпает из него.

На выставке представлены рафаэлевские рисунки-копии античных статуй.

Изображение

Изображение

Спустя недолгое время зарисовки антиков и использование этих наработок станут одной из главных ступеней в обучении художников на долгое время. Но каким же «ответственным потребителем» надо быть уже в XVI веке, чтобы кинуться это сохранять.

Точные формулировки в письме Рафаэля, возможно, заслуга Кастильоне Бальтассаре — итальянского гуманиста, автора труда «Придворный» и друга художника. «Портрет Бальдассаре Кастильоне», один из поздних шедевров Рафаэля в зале рядом с письмом.

Изображение

Кастильоне родился близ Мантуи. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче д’Эсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле д’Эсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В 1503 году впервые побывал в Риме; в составе свиты герцога Мантуанского сражался во франко-итальянских войнах; в октябре того же года участвовал в битве при Гарильяно. С 1504 года — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).

В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. В 1515 году королём Франции становится Франциск I; Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере.

С 1519 года на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. В мае 1523 года в составе свиты Изабеллы д’Эсте путешествует в Падую и Венецию.

После избрания римским папой Климента VII (ноябрь 1523 года) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525 года.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 29 авг 2020, 22:39
viktorina
Во время римского периода, который длился чуть более десяти лет, главными заказчиками и покровителями Рафаэля были Святой Престол и, время от времени кредитовавший Юлия II и Льва X, банкир Агостино Киджи. Написал бы Рафаэль свои великие работы, если бы у него не было таких заказчиков, — кураторы отвечают на этот вопрос названиями залов.
К примеру, тот, что с большими алтарными образами и римскими мадоннами — «Большие заказы времени Льва X».

Изображение

Дева Мария держит младенца Христа на руках. Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei» (с лат. «Агнец Божий»), святой Иосиф на заднем плане наблюдает за происходящим.
Великолепная «Мадонна с Розой» из музея Прадо очаровывает своей нежностью. Интересно, что ее прототип – это скульптура нимфы II века, которая была найдена при раскопках на вилле Адриана, что неподалеку от Рима.
Название картины происходит от цветка на столе, хотя розы, считается, была добавлена позже.

Еще одна картина "Мадонна божественной любви".

Изображение

Вместо традиционной пирамидной композиции группа изображена в инновационной диагональной схеме. Сидя на полупротянутой правой ноге Богоматери, Христос, кажется, тянется к кресту Иоанна Крестителя, подтверждая принятие веры.
Слева изображено арка, в которой видно фигуру Иосифа Обручника, стоящего в стороне от действия, на фоне пейзажа, изображающего, возможно, Рокка-ди-Мельдола.
Под ногами Иоанна Крестителя и Девы Марии можно заметить траву и римскую мозаику, изображающие пол неизвестного храма.
Картина приехала в Рим из Неаполя.

Необычный сюжет имеет следующая работа. Встреча Девы Марии и Праведной Елизаветы, которая сотоялась после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк. 1:39-56).

Изображение

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39). Евангелие описывает встречу так:
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.(— Лк. 1:41-45)
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Слова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария. В

Изображение

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

На втором плане видно картина крещения Христа Иоаном крестителем.
Картина приехала из Мадрида.

В эти годы, а это буквально последние семь лет жизни, Рафаэль показывает себя универсальным творцом, который способен выполнять как заказы церкви, так и светских вельмож, работать в станковой и монументальной живописи, руководить постройкой собора, составлять и классифицировать коллекцию римских антиков.
И именно тогда к нему выстраивается очередь богатых заказчиков, все хотят, чтобы было как у папы.

Здесь же портрет папы Юлия II.
Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 году было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444—1514). В 1512 году были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор.

Изображение

Юлий II обычно изображается с бородой после появления на знаменитом портрете Рафаэля. Тем не менее, папа носил бороду только с 27 июня 1511 года по март 1512 года в знак траура в связи с потерей Болоньи. При этом он стал первым папой со времен античности, который носил бороду. Юлий снова сбрил бороду незадолго до смерти, а его ближайшие преемники были гладко выбриты.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 30 авг 2020, 10:31
viktorina
Конечно же я не ставлю передсобой задачу рассказать обовсех экспонатах выстаки. Но не упомянуть об эрмитажной (а теперь вашингтонсокой) "Мадонне Альба" было бы не справедливо. То, что именно она приедет на выставку в Рим, было одной из причин моей поездки на выставку. Из трех титанов эпохи Возрождения мне ,все же, ближе Леонардо да Винчи. Рафаэль для меня слишком красив и безукаризненен! Но, прочитав еще много лет назад, книгу "Эрмитаж , который мы потеряли", я мечтала увидеть эту картину.

Изображение

Название «Мадонна Альба» картина получила в XVIII веке, когда она висела в севильском дворце наследников Оливареса — герцогов Альба.
Из рук последней представительницы испанского рода, герцогини Альба, семейная реликвия перешла к доктору, который занимался её лечением. Хотя впоследствии он попал под суд за попытку отравить герцогиню, ловкий лекарь успел продать полотно датскому послу, графу де Бурку.
От него «Мадонна Альба» попала в руки лондонских дельцов, о чём услышал царский эмиссар Франц Лабенский. По наказу Николая Павловича он в 1836 году за 14 тысяч фунтов приобрёл одну из самых знаменитых мадонн Рафаэля, считавшегося в ту пору величайшим художником в истории. После прибытия в Россию картина в связи с её неважной сохранностью была переведена на холст, при этом была повреждена часть пейзажа справа.
В России «Мадонна Альба» пробыла почти столетие. Воспитанникам Императорской Академии художеств внушали, что это идеал изобразительного искусства. Копия с оригинала, выполненная академистом Ф. Бруни, до сих пор висит в Михайловском замке. По воспоминаниям художника, когда он занимался реставрацией полотна, императрица Александра Фёдоровна выразила желание повесить тондо в своём кабинете. Император, хотя и редко в чём ей отказывал, заметил в шутку: «Жирно будет». По его указанию Бруни изготовил для императрицы копию.


Изображение

Изображение

С началом эрмитажных распродаж 1931 года «Мадонну» продали за рекордные 1,1 миллиона долларов. американскому магнату Эндрю Меллону. Вместе с нею Меллон приобрёл и второго эрмитажного Рафаэля, «Святого Георгия», за половину её цены. Третья и последняя картина кисти Рафаэля в СССР, «Мадонна Конестабиле», из-за крохотных размеров, ранней даты и плохой сохранности была сочтена «сомнительной» и оценена более чем в 10 раз дешевле, чем «Мадонна Альба» (в 245 тыс. руб.); её вывезли за границу, но не смогли найти покупателя и на такую цену (Викип.)
Правда, в 2004 году ее ненадолго привозили в Эрмитаж, но тогда ноги не пошли! Мне было как-то очень стыдно за державу! Как то мне не хотелось видель нашу чужую "Мадонну" в нашем Эрмитаже. В Италии на крупной международной выствке - это другое дело!

Изображение

Сохранилось несколько эскизов к картине. Эти хранятся в Лиле (Франция), Дворец изящных искусств, Кабинет рисунков

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение заключено в круг диаметром 94,5 см. (форма тондо). Центром композиции служит небольшой крест из тростника, который юный Иоанн Креститель протягивает младенцу Христу. Именно на крест — символический образ крестной жертвы — устремлены все взгляды. В отличие от неподвижно-иератичных мадонн средневековья, фигуры гармонично вписаны в пейзаж и взаимодействуют друг с другом, образуя композиционное единство.
В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Все же эпоха Возрождения!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 30 авг 2020, 10:41
litmenu
Какое замечательное исследование истории картины Рафаэля! Большое спасибо!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 30 авг 2020, 14:42
viktorina
К сожалению, новые правила посещения выставки не позволяют зрителям в полной мере насладиться работами мастера.

В соответствии с правилами, изложенными в Постановлении Премьер-министра от 18 мая 2020 года, утвержденными с учетом характеристик самих Квиринальских конюшен и для обеспечения надлежащей безопасности, посещение Квиринальских конюшен будет организовано в заранее определенное время (5 минут для каждой комнаты) в сопровождении сотрудника, который поможет всем посетителям понять и соблюдать правила, которые необходимо соблюдать в интересах всех.
Необходимо строго соблюдать выбранное время, которое будет указано в билете, чтобы всем было хорошо. Это продлится в общей сложности 80 минут, включая 5-минутный перерыв в середине.
.

Вот что пандемия с любителями искусства делает! Как можно рассмотреть 5-10 картин и рисунков на 5 минут мне не понятно, в принципе. А какое удовольствие от такого марафона можно получить?
Читаем дальше:

Посетителей просят прибыть за 5 минут до времени, указанного в билете, чтобы обеспечить возможность проведения всех подготовительных операций к посещению и необходимых для обеспечения всеобщей безопасности. Мы не можем гарантировать доступ на выставку тем, кто прибывает позже времени, указанного в билете.

- Температура тела будет измеряться при входе в конюшню. Доступ будет запрещен при температуре тела выше 37,5 ° C.

- Посетители должны носить маску на все время пребывания в конюшне.

- Внутри конюшен всегда должно соблюдаться межличностное расстояние 2 метра, даже между людьми, принадлежащими к одной семье. Указатели на земле помогут каждому визуализировать правильное расстояние: посетитель найдет на полу специальный график, который укажет маршрут посещения в один конец, отмеченный точным указанием отдельных точек остановки и наблюдения. Эти указатели помогут посетителям ориентироваться на выставке, сохраняя при этом правильную межличностную дистанцию.

- В целях соблюдения всех мер гигиены служба гардероба не работает. Всем посетителям рекомендуется не приносить шлемы, дорожные сумки или большие сумки, а также громоздкие или потенциально опасные предметы на работы внутри конюшен;


- Использование лифта в целях безопасности и вежливости предназначено для людей с двигательными нарушениями или ограниченными возможностями и их спутников.
Ну и : буфет не работает; аудиогид не выдвется; все сотрудники в масках и перчатках.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 31 авг 2020, 18:25
viktorina
Еще одна любимая работа из Флоренции "Мадонна дель Импанната" (название происходит от занавеса (итал.: panno), который закрывает изображенную на заднем плане стену)

Изображение

На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина.
«Мадонна дель Импанната» показывает нового Рафаэля. Обычно в его образах Мадонны только мир и покой, неземная красота и умиротворенность.
В это картине больше душевной силы, в движениях Марии чувствуется энергия и уверенность. В сильном движении представлен и младенец Христос.
По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, "художник отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий, и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического".
А вот картина "Экстаз Святой Сесилии" как раз написана в характерной для Рафаэля спокойной манере.

Изображение

Святая Цецилия, покровительница музыкантов, смотрит на небо и в состоянии экстаза слушает пение ангелов. Её руки опущены. Трубки органа выпадают из основы. На земле – сломанные инструменты. Вокруг главной героини – святые. Они не видят того, что видит святая Цецилия. Лишь ей открылась возможность услышать небесную музыку.

Самое интересное, что реальная Цецилия, жившая в 3 веке н.э. к музыке не имела никакого отношения.
Но с легкой руки Рафаэля она стала официальной покровительницей музыкантов. Ее стали изображать с музыкальными инструментами.

Изображение

Гвидо Рени " Святая Цецилия"


Изображение

Артемизия Джентилески "Святая Цецилия"

Святая Сисилия была девушкой целомудренной. В тайне от семьи она крестилась и поклялась Богу сохранить свою невинность, а также помогать всю жизнь бедным. Однако её семья о её планах не знала и вряд ли бы их одобрила.
Как полагается, девушку решили выдать замуж. Девушка смогла уговорить новоиспеченного мужа (впоследствие – святой Валериан) оставить её невинной. Заодно обратила его в христианство. Когда об их вере узнал правитель Рима, то повелел их казнить через отсечение головы.

Изображение

Музыку она слышала во время брачной церимонии и в это время она обратилась за помощью к Богу с просьюой дать ей сил сохранить невинность.
Художники интерпретировали этот сюжет и изображают Святую, слышащую небесную музыку.
Именно этот момент и изобразил Рафаэль.
У ее ног лежат музыкальные инструменты, уже не нужные, когда звучит небесная музыка! Это вполне соответствует церковным канонам.

Существует такая легенда.
Жил в Болонье художник Франческо Райболини (по прозвищу Франча).

Изображение Он много слышал о Рафаэле, но никогда не видел его работ.
Однако такая возможность у него однажды появилась. Кардинал заказал картину со святой Цецилией для одной из церквей Болоньи. Готовую картину Рафаэль выслал как раз Франче, чтобы тот помог её разместить в храме.

Когда Франча распечатал картину, он был изумлён. Он такого не ожидал. Будучи уверенным в своём мастерстве, он тут же понял, насколько заблуждался относительно самого себя. Все его достижения, слава, почести в одночасье померкли. Это было похоже на падение с высокой вершины самолюбования в болото осознания своей несостоятельности.

Изображение
Николя Антуан Таунай. Смерть Франча перед картиной “Святая Цецилия” Рафаэля. 1808 г. Частная коллекция.

Вот что пишет Вазари, биограф живописцев эпохи Возрождения: “Франча, полумертвый от ужаса и красоты картины, представившейся его глазам…, совсем растерялся… А через несколько дней слег в постель, все еще вне себя. Так как ему казалось, что для него в искусстве вроде как ничего не осталось по сравнению с тем, что он сам о себе думал и за что его почитали. И так он и умер, как некоторые думают, от горя и от тоски”.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 04 сен 2020, 18:14
viktorina
На выставке помимо картин представлены рисунки Рафаэля,

Изображение
Моисей стоящий перед горящим кустом. 1514г.

Изображение
Святая Екатерина.

а также его картоны – огромные эскизы для создания фресок, гобеленов и других произведений. Картоны накладывали, например, на грунт, подготовленный для фресковой живописи, прокалывали по контуру и таким образом получали очертания изображений, по которым уже работали краской.

Изображение

Привезли на выставку и копию цветного картона для одного из гобеленов, созданных для украшения Сикстнинской капеллы. На нем изображен сюжет из Нового Завета – «Жертвоприношение в Листре».

Изображение

Изображение

Апостолы Павел и Варнава приходят в город Листра, где они проповедуют и лечат тяжело больных. Люди принимают их за богов Олимпа и готовятся принести им в жертву животных, от чего апостолы отговаривают язычников. Сам гобелен тоже представлен в зале и теперь можно их сравнить.
Я уже "плакалась", что не смогла посмотреть эти гобелены в Сикстинской капелле и уж тем более было интересно сраснить картон и гобелен вживую. Конечно рядом с картоном гобелен проигрывает, но все же работа потрясающая! В Пинакотеке"щадящее"освещение и поэтому трудно оценить всю красоту .
Но есть информация, что в Ватикане установят новое освещение в зале Рафаэля, что даст посетителям возможность оценить всю красоту гобеленов!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 06 сен 2020, 14:15
viktorina
В том же зале можно увидеть небольшую. но очень мощную по восприятию картину Рафаэля «Видение Иезекииля» (1515-1518).

Изображение

Вот, что написал про эту работу Вазари:
«Написал он еще вскоре после этого небольшую картину с маленькими фигурами, которая ныне тоже находится в Болонье в доме графа Винченцо Эрколани и на которой изображен Всевышний, парящий в небе подобно Юпитеру и окруженный четырьмя евангелистами, согласно описанию Иезекииля, а именно в виде человека, льва, орла и быка, а внизу - крохотный пейзаж, не менее ценный и прекрасный в своих небольших размерах, чем иные произведения, гораздо большие по величине» (Вазари).

Напомню сюжет.
В Книге пророка Иезекииля описано видение славы Божьей:
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.."

Изображение

В самом же видении Бог изображен с фигурами, которые символизируют в изобразительном искусстве четырех Евангелистов (Марка, Иоанна, Матфея и Луку).

Изображение


Фигура Бога - отца напоминает мощные и грозные фигуры Микеланджело.
Здесь ярко выражена, на мой взгляд, одина из особенностей Рафаэля, которая, возможно , помогла ему стать великим художником. Он умел учиться! И брать от всоих "учителей" все самое лучшее, и с помощью нового знания подниматься на качественно новый уровень мастерства.
в одной из умных книг я прочла следующую сентенцию:

Сам Рафаэль считал себя представителем умбрийской школы, опиравшейся на римскую античность. Исследователи считали, что он склонен к подражаниям, но сам художник всегда учился - у Перуджино - идеальному типу красоты, у Леонардо - пространственному мышлению, Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он не обладал ни интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником, много и напряженно работал.
Поняв, что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела невозможно, он стал красиво драпировать свои фигуры; композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями Джорджоне. Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, что он создал стиль, понятный и приятный всем без исключения. Его искусство - это в полном смысле слова "золотая середина" в сравнении с его вечно ищущими, мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по живописи.


Здесь художник решает сложную задачу, как передать движение , силу ветра, стремительный полет. Ракурс фигуры Бога-отца, расположение фигур , жеты рук, все работает на решение этой задачи.

Изображение

Движение передано настолько совершенно, что на репродукциях кажется что это большая массивная работа. но реальные размеры полотна всего 40 x 30 см.!

Внизу картины видна крошечная фигура самого Иезекииля, выхваченного из тени ярким лучом света.
Картина обладает совершеено невозможной энергетикой! Она очень неудачно располагалась в Галереи Палаццо Питт во Флоренции, но, надеюсь после этой невероятной выставки ее разместят более удачно.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 06 сен 2020, 21:36
viktorina
Еще одна работа римского периода это "Иоанн Креститель в пустыне"

Изображение

Описание внешнего облика Иоанна Крестителя дают лишь Матфей и Марк: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4).

Как правило, Иоана изображают в зрелом возрасте, изможденным, запущенного вида, облаченным в тунику из звериной шкуры, с кожаным поясом. Он может держать медовые соты (указание на то, чем он питался в пустыне). Атрибутом Иоанна Крестителя является тростниковый крест, иногда он держит купель — символ его миссии Крестителя.
Еще одним его атрибутом является Агнец.
Рафаэль изобразил Крестителя юным, полным сил, но не по годам мудрым. Его жест - символ "Перста указующего" (Перст Бо́жий — библейское выражение, обозначающее Божественное действие, силу или знамение) как бы указывает на его Божественное предназначение. Портрет Иоанна Крестителя кисти Рафаэля ассоциируется с картиной Леонардо "Иоан Креститель"

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 08 сен 2020, 19:01
viktorina
Еще один зал посвящен архитектурным проектам Рафаэля,

Изображение

поскольку он занимал официальную должность архитектора и руководил реконструкцией собора Святого Петра.
Здесь представлены большие гипсовые копии фасадов дворцов, построенных по его проектам.

Изображение

Проведение раскопок для выявления артефактов и руин; изучение и сохранение городских останков Древнего Рима; совершенствуя изучение и метод живописи, любимый и востребованный самыми престижными клиентами за его естественность и беспрецедентную гармонию - вот каким мы видим Рафаэля на протяжении всего римского периода.

Изображение

На выставке античные скульптуры соседствуют с произведениями Рафаэля и сложно не уловить явное сходство между ними.

Изображение

Действительно, античность была очень важна для Рафаэля, как в общем-то и для всей эпохи Возрождения. Ведь что возрождали в этот период? Конечно, античные идеалы: культ тела человека, силы его разума и мышления. Человек, со своей творческой силой снова занимает центральную позицию в Мироздании.

Например, Святой Иоан Креститель, о котором я писала выше, в позе, напоминающей самую известную античную скульптуру – Лаокоон. Ее миниатюрная копия тоже выставлена рядом.

Изображение

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 сен 2020, 22:17
viktorina
Самый красивый зал выставки это зал под названием «Поэзия и живопись: женский идеал». зал посвящен одной единственной женщине, Маргарите Лути.

Изображение

Две картины и античная скульптура. Прекрасная Форнарина! Последняя и самая известная любовь Рафаэля.
Вазари, автор жизнеописания Рафаэля, пишет, что однажды Рафаэль создал портрет женщины невиданной красоты. И что это была женщина, которую Рафаэль любил до конца своих дней.
Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозвищем она была обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornaio).

Достоверной информации о Форнарине совсем немного.
Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea 20). Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana).

Изображение

Изображение

Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 сен 2020, 22:48
viktorina
Рафаэль писал свою возлюбленную бесконечно. Это и Галатея на фресках на вилле Форнезина, и знаменитая "Сикстинская мадонна", и «Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле».
Но самый знаменитые ее портреты представлены на выставке.
Это знаменитый портрет "Форнарина" из Палаццо Барберини (Рим)

Изображение

На руке Форнарины раслет с надписью "Рафаэль из Урбино".

Их связь обросла легендами. Предполагается, что любовной связью ее отношения с Рафаэлем не ограничивались. Во время чистки картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо. На безымянном пальце левой руки. Очевидно, оно обручальное. К тому же в волосах женщины – украшение с большой жемчужиной. Такие броши могли носить только замужние женщины.

Вместе с тем, извесно,как пишет Вазари, могущественный кардинал Биббиена предложил Рафаэлю жениться на своей племяннице Марии.
Рафаэль не мог отказать такому человеку. Однако сумел отложить помолвку. Он сказал кардиналу, что не против такого союза, но хотел бы 3-4 года подождать. Возможно, он надеялся, что за это время ситуация разрешиться сама собой.
Но кардинал вернулся к этому вопросу через отведённый срок. Рафаэлю ничего не оставалось, как объявить себя официальным женихом Марии Биббиена.

Изображение
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена. 1813-1814 гг. Музей искусств Уолтера, Балтимор, США

Однако день свадьбы постоянно откладывал. Девушка так и не дождалась замужества. Она умерла ещё до кончины Рафаэля.
Возможно, что поведение рафаэля как раз и было продиктовано тем обстоятельством, что он был тайно женат на Маргарите.
На втором портрете, знаментитой ""Донне Велати" или "Даме с покрывалом", мы видим ту же Форнарину, но со всеми атрибутами замужней женшины.

Изображение

В волосах женщины то же украшение, что и на первом портрете. Только написано оно было на 2-3 года раньше.
Покрывало на голове, и украшение жемчугом, все это пристало носить замужней женщины.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 12 сен 2020, 21:35
viktorina
Как истиный человек эпохи Возрождения Рафаэль писал стихи.
Один из его сонетов посвящен Форнарине.

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Ни ветер с гор и ни морской прибой

Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт

И жить рабом, закованным цепями,

А их лишиться — равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти.


Изображение

Это работа Жана-Огюста-Доминика Энгра Рафаэль и Форнерина.

Как сложилась судьба Форненрины достоверно неизвестно.

Вазари пишет:
"Когда Рафаэль почувствовал приближение смерти,он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентийцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также неким священником из Урбино, своим родственником".

Изображение

По одной из версий Маргарита ушла в монастырь и постриглась в монахини.
В конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин.
В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года (через 4 месяца после смерти Рафаэля) себя обозначила как “Маргарита Лути, вдова Рафаэля”. Так стало известно настоящее имя девушки с портрета. И ещё один факт, указывающий на то, что Рафаэль был женат на ней.

Изображение

При реставрации на портрете Форнерины было обнаружено закрашенное обручальное кольцо. Предполагается, что его закрасил любимый учение Рафаэля Джулио Романо, желая скрыть факт, который мог бы бросить тень на имя художника.
Есть версия, что она ушла в монастырь не добровольно, но по принуждению, что бы скрыть факт женидьбы Рафаэля. Ведь в Пантеоне, рялом с Рафаэлем похоронена его невеста, полемянница кардинала Мария Биббиена.

«В заключение я рассматриваю девицу Марию Биббиена, которую я из-за множества дел и хлопот не смог повести к алтарю, как мою супругу. Она может имено­вать себя – если ей это благоугодно – супругой нашего чистого союза»

Дата смерти возлюбленной Рафаэля не известна.

Образ Форнарины вдохновил не только Рафаэля. Его ученик Джулио Романо написал свой портрет девушки.

Изображение

Так же не остался равнодушен к прекрасной итальянке и знаменитый французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр. Он написал несколько полотен с этой парой.

Изображение

Его знаменитая “Большая одалиска” также была написана под впечатлением от “Форнарины”.