Re: Искусство и время
Добавлено: 29 янв 2021, 06:22
Фаюмские портреты.
Когда ещё школьницей, бывала в Пушкинском музее, меня всегда почему-то поражал один портрет
Фаюмский портрет юноши. II век н.э. Пушкинский музей, Москва
Ничего, конечно, мне не говорило в слове "фаюмский", но портрет поражал, смотрела на дату II век н.э. и никто мне не мог ответить, почему тогда писались такие портреты.
Когда, уже будучи в Германии, впервые поехала в Париж, то до Лувра не дошла, не успели просто, но во второй раз, путешествуя с семьёй знакомого художника, он буквально остановил нас бежать сразу к Леонардо, что делают многие и многие, а спросил:"А видела ли ты начало всех начал?" -"Что же?",-спросила я и он повёл нас в зал, где мы увидели
Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж
И вновь "фаюмский"
Портрет поразил, но и тогда ещё, ничего не читая о фаюмских портретах, просто при взгляде на неё, становилось понятно,насколько эта работа уникальна для мировой культуры.
Так что не упустите возможности взглянуть на неё.
Интересуясь историей и историей искусств, стала искать, что же такое, фаюмские портреты.
Фаюмские портреты – уникальное явление. Если вы любите живопись, вы не пройдёте мимо них.
Ведь созданы они 2000 лет назад. А по уровню шедевральности не уступают портретам европейским, которые начали создавать в 15 веке.
Так как этот феномен возник?
На самом деле ещё древние греки занимались живописью. Вот только почти ничего из их творений не сохранилось. По пальцам пересчитать оставшиеся росписи.
Одна из них сохранилась в гробнице Казанлыка. Очевидно, что греки уже в 4 в. до н.э. знали, как создать объемное изображение с помощью светотени и тонких цветовых переходов
Неизвестный греческий мастер. Роспись гробницы в Казанлыке. Конец 4 – начало 3 в. до н.э. Болгария.
Посмотрите, насколько реалистичны кони. И как проработан рисунок мужчины, с четким разделением на светлые и темные участки.
Конечно, занятие живописью у греков переняли римляне. Достаточно посмотреть на эту фреску, на которой женщина-художник создаёт картину. На холсте!
Женщина, рисующая картину (фреска, найденная в Помпеях). 50-79 гг. Исторический музей Неаполя
Как видите, вновь возвращаюсь к фреске!
Рим завоевал Египет незадолго до рождения Христа. На его территории обосновалась римская аристократия. А вместе с ней и многие традиции. Римская одежда, римские прически … и живопись.
Но римляне не гнушались перенимать и египетские традиции. Посчитав уместными, например, погребальные обряды покорённой страны.
Произошло невероятное сплетение традиций. Погребальный ритуал в виде мумифицирования. Но вместо египетской маски стали создавать портреты. Так началась история фаюмского портрета.
Такие портреты впервые нашли в Фаюме, провинции Египта. Отсюда и пошло название. Но их находили не только там.
В Пушкинском музее хранится погребальная пелена, которая наглядно демонстрирует смешение египетской и греко-римской традиции.
Погребальная пелена молодого мужчины. II век н.э. Пушкинский музей, Москва
На фаюмских портретах мы видим не придуманных персонажей. А настоящих людей, которые жили 2000 лет назад.
Всего в Египте найдено около 900 таких портретов. И все они уникальны, так как каждый из них – это портрет конкретного человека.
Эти работы притягательны ещё по нескольким причинам.
Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей эры. В то время их писали в основном восковыми красками.
Поверхность получалась пастозной, мазки были хорошо различимы. Но за счёт этого добавлялась изменчивость образа.
На некоторых работах это особенно заметно, как, например, на портрете «Женщина в голубой накидке».
Фаюмский портрет. Женщина в голубой накидке (фрагмент). 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Этот приём гипертрофированной пастозности 15-20 веков спустя будут использовать европейские художники. Рембрандт, Ван Гог. Они понимали, что густая фактура добавляет жизни, эмоций.
Ещё есть одна важная особенность у фаюмских портретов. Они создавались для ритуала погребения. С тем, чтобы потом портрет поместить на саркофаг в районе головы.
То есть с самого начала ни художник, ни заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков. Его должны были увидеть лишь боги.
И вот это очень важное отличие от привычной нам живописи. Поэтому нас так поражают их глаза. Они понимают, что их ждёт неизбежный конец. Но они верят в вечную жизнь по ту сторону.
Кажется, что смерти они не боятся. Они открыты этому миру.
Вам может показаться странным, что на подавляющем большинстве портретов изображены молодые юноши и девушки.
Но нужно понимать, что в то время умирали по нашим меркам рано. Только 25% мужчин доживали до 40 лет. И всего лишь 2 % женщин (из-за высокой смертности во время родов) до этого же возраста!
Поэтому портреты делали в возрасте 15-25 лет, понимая, что конец близок.
Встречаются и детские портреты. Скорее всего, они создавались уже после смерти ребёнка.
Фаюмский портрет Евтихия. 100-150 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Встречается немного портретов людей за 40. Возможно, это люди, которые смогли себе позволить портрет только в зрелом возрасте. По материальным соображениям.
Фаюмский портрет мужчины. 95-100 гг. н.э. Бруклинский музей, Нью-Йорк
И ещё раз посмотрим на портрет девушки
У многих портретируемых глаза явно увеличены. Эта тенденция начинается со II века нашей эры. До этого, как правило, люди изображались с глазами адекватного размера. Очевидно, что это влияние египетской культуры.
Египтяне верили, что душа выходит изо рта. Но возвращается она через глаза. А вернуться в мумию она может в любой момент. Поэтому и до прихода римлян у саркофагов всегда была маска с большими глазами.
Фаюмский портрет женщины в красной тунике. II век н.э. Королевская шотландская галерея, Эдинбург
Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.
Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.
Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.
Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.
Я очень люблю этого Ангела!
Люди на фаюмских портретах, сохранили себя для потомков. На целых 20 веков. И продолжат жить дальше.
Они превратили мгновение в вечное.
Источники https://artchive.ru/de/encyclopedia/359 ... _Portraits
https://yourwo.com/2014/05/фаюмские-портреты/
Когда ещё школьницей, бывала в Пушкинском музее, меня всегда почему-то поражал один портрет
Фаюмский портрет юноши. II век н.э. Пушкинский музей, Москва
Ничего, конечно, мне не говорило в слове "фаюмский", но портрет поражал, смотрела на дату II век н.э. и никто мне не мог ответить, почему тогда писались такие портреты.
Когда, уже будучи в Германии, впервые поехала в Париж, то до Лувра не дошла, не успели просто, но во второй раз, путешествуя с семьёй знакомого художника, он буквально остановил нас бежать сразу к Леонардо, что делают многие и многие, а спросил:"А видела ли ты начало всех начал?" -"Что же?",-спросила я и он повёл нас в зал, где мы увидели
Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж
И вновь "фаюмский"
Портрет поразил, но и тогда ещё, ничего не читая о фаюмских портретах, просто при взгляде на неё, становилось понятно,насколько эта работа уникальна для мировой культуры.
Так что не упустите возможности взглянуть на неё.
Интересуясь историей и историей искусств, стала искать, что же такое, фаюмские портреты.
Фаюмские портреты – уникальное явление. Если вы любите живопись, вы не пройдёте мимо них.
Ведь созданы они 2000 лет назад. А по уровню шедевральности не уступают портретам европейским, которые начали создавать в 15 веке.
Так как этот феномен возник?
На самом деле ещё древние греки занимались живописью. Вот только почти ничего из их творений не сохранилось. По пальцам пересчитать оставшиеся росписи.
Одна из них сохранилась в гробнице Казанлыка. Очевидно, что греки уже в 4 в. до н.э. знали, как создать объемное изображение с помощью светотени и тонких цветовых переходов
Неизвестный греческий мастер. Роспись гробницы в Казанлыке. Конец 4 – начало 3 в. до н.э. Болгария.
Посмотрите, насколько реалистичны кони. И как проработан рисунок мужчины, с четким разделением на светлые и темные участки.
Конечно, занятие живописью у греков переняли римляне. Достаточно посмотреть на эту фреску, на которой женщина-художник создаёт картину. На холсте!
Женщина, рисующая картину (фреска, найденная в Помпеях). 50-79 гг. Исторический музей Неаполя
Как видите, вновь возвращаюсь к фреске!
Рим завоевал Египет незадолго до рождения Христа. На его территории обосновалась римская аристократия. А вместе с ней и многие традиции. Римская одежда, римские прически … и живопись.
Но римляне не гнушались перенимать и египетские традиции. Посчитав уместными, например, погребальные обряды покорённой страны.
Произошло невероятное сплетение традиций. Погребальный ритуал в виде мумифицирования. Но вместо египетской маски стали создавать портреты. Так началась история фаюмского портрета.
Такие портреты впервые нашли в Фаюме, провинции Египта. Отсюда и пошло название. Но их находили не только там.
В Пушкинском музее хранится погребальная пелена, которая наглядно демонстрирует смешение египетской и греко-римской традиции.
Погребальная пелена молодого мужчины. II век н.э. Пушкинский музей, Москва
На фаюмских портретах мы видим не придуманных персонажей. А настоящих людей, которые жили 2000 лет назад.
Всего в Египте найдено около 900 таких портретов. И все они уникальны, так как каждый из них – это портрет конкретного человека.
Эти работы притягательны ещё по нескольким причинам.
Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей эры. В то время их писали в основном восковыми красками.
Поверхность получалась пастозной, мазки были хорошо различимы. Но за счёт этого добавлялась изменчивость образа.
На некоторых работах это особенно заметно, как, например, на портрете «Женщина в голубой накидке».
Фаюмский портрет. Женщина в голубой накидке (фрагмент). 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Этот приём гипертрофированной пастозности 15-20 веков спустя будут использовать европейские художники. Рембрандт, Ван Гог. Они понимали, что густая фактура добавляет жизни, эмоций.
Ещё есть одна важная особенность у фаюмских портретов. Они создавались для ритуала погребения. С тем, чтобы потом портрет поместить на саркофаг в районе головы.
То есть с самого начала ни художник, ни заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков. Его должны были увидеть лишь боги.
И вот это очень важное отличие от привычной нам живописи. Поэтому нас так поражают их глаза. Они понимают, что их ждёт неизбежный конец. Но они верят в вечную жизнь по ту сторону.
Кажется, что смерти они не боятся. Они открыты этому миру.
Вам может показаться странным, что на подавляющем большинстве портретов изображены молодые юноши и девушки.
Но нужно понимать, что в то время умирали по нашим меркам рано. Только 25% мужчин доживали до 40 лет. И всего лишь 2 % женщин (из-за высокой смертности во время родов) до этого же возраста!
Поэтому портреты делали в возрасте 15-25 лет, понимая, что конец близок.
Встречаются и детские портреты. Скорее всего, они создавались уже после смерти ребёнка.
Фаюмский портрет Евтихия. 100-150 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Встречается немного портретов людей за 40. Возможно, это люди, которые смогли себе позволить портрет только в зрелом возрасте. По материальным соображениям.
Фаюмский портрет мужчины. 95-100 гг. н.э. Бруклинский музей, Нью-Йорк
И ещё раз посмотрим на портрет девушки
У многих портретируемых глаза явно увеличены. Эта тенденция начинается со II века нашей эры. До этого, как правило, люди изображались с глазами адекватного размера. Очевидно, что это влияние египетской культуры.
Египтяне верили, что душа выходит изо рта. Но возвращается она через глаза. А вернуться в мумию она может в любой момент. Поэтому и до прихода римлян у саркофагов всегда была маска с большими глазами.
Фаюмский портрет женщины в красной тунике. II век н.э. Королевская шотландская галерея, Эдинбург
Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.
Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.
Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.
Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.
Я очень люблю этого Ангела!
Люди на фаюмских портретах, сохранили себя для потомков. На целых 20 веков. И продолжат жить дальше.
Они превратили мгновение в вечное.
Источники https://artchive.ru/de/encyclopedia/359 ... _Portraits
https://yourwo.com/2014/05/фаюмские-портреты/