В древние времена возле египетского города Фивы стояла огромная статуя - Колосс Мемнона (персонаж древнегреческих мифов). Она держала в руках Эолову арфу. Каждое утро, на рассвете, арфа издавала звук "ля", по которому фиванские музыканты настраивали свои инструменты. Несколько тысяч лет служило людям это чудо, пока не было разрушено. Но и до сих пор все камертоны настраивают по ноте "ля" первой октавы.
Непонятно как родилась эта нелепая история. Но выглядит романтично
Колоссы Мемнона
В действительности эти каменные статуи изображают фараона Аменхотепа III, а не Мемнона (защитник Трои, царь эфиопов, погиб от руки Ахилла, убившего его сразу после оплакивания Патрокла на картине Твомбли). Находятся по другую от Луксора сторону Нила в Египте.
Эос поднимает тело своего сына Мемнона. Краснофигурный сосуд, Капуя, начало V века до н. э.
По легенде, капли росы, появляющиеся по утрам, — это слёзы богини, скорбящей по погибшему сыну Мемнону. Но не расстраивайтесь. После гибели Мемнона Зевс, видя безутешное горе Эос, вернул его к жизни и наделил бессмертием.
В 27 году до н. э.землетрясение разрушило северный колосс.
Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, были вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.
В нижней части колосса находятся ряд щелей и отверстий с расположенными за ними камерами сложной формы. Летом статуя звучит после 5 часов утра, зимой — после 7 часов. Звучание вызывается восходящими потоками воздуха, будучи нагретыми утренним солнцем. Однако установить точную физическую картину звукообразования не удалось.
Сомнительна версия о том, что звук от расколовшейся статуи египетского фараона был эталонным для античного мира, например греков. С учетом средств передвижения и расстояний версия прямо скажем не очень.
Сегодня симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.
Международный стандарт «правильного» Ля — 440 герц.
Но не всегда Ля звучало именно так, как сегодня. Оно и сегодня не всегда звучит именно так.
Во времена Страдивари, например, «правильное Ля» было примерно на тон ниже сегодняшнего — т.е. звучало почти так, как сегодня звучит «правильное Соль»!!
С тех пор жизнь всё ускорялась, и на судьбе Ля это отразилось тоже. Скрипачи всё сильнее натягивали струны, игра становилась всё более напряженно-яркой, количество колебаний в секунду (герц) в Ля постепенно росло, звук становился всё выше…
Сегодняшнее Ля, впрочем, не самое высокое в истории. Оно бывало даже на четверть тона выше, чем сейчас.
И сейчас в сольных классах часто настраивают инструмент выше, чем 440 герц (442, например). Для скрипача, играющего в концертной сольной манере, несколько завышенное Ля выигрышнее: скрипка звучит звонче, технические элементы — пассажи и прочее — ярче и острей, и вообще игра кажется более техничной и блестящей…
Низкое звучание
Высокое звучание
Нас интересует отметка с 6:18
Чем ниже число биений, тем ниже камертон. Ну, разница между 440 и 442 почти не слышна. Разница между 440 и 430 — то есть между современным строем и строем эпохи Моцарта — уже слышна. Но это все еще нота «ля», которая просто звучит чуть темнее. А вот когда сталкиваешься со строем Баха — 415 — тут опускаешься уже на полтона. А если ты уходишь на запад во Францию и еще чуть-чуть дальше, в эпоху короля Людовика XIV, то при Люлли и Рамо строили вообще 392. Но при этом Монтеверди в Неаполе играл свою «Коронацию Поппеи» в строе 445. А у Бибера, который служил в Зальцбурге органистом и капельмейстером и писал свой Реквием (его Жорди Саваль недавно записал), строй 465.
Сейчас самый высокий строй в Вене. Там строят 444—445. Наверное, к концу спектакля, когда инструменты разогреваются, разбухают и строй у струнных естественным образом ползет вверх, там бывает 448.
Когда-то в Советском Союзе был очень высокий строй. Сразу после войны. Потому что в советских оркестрах в основном играли на духовых инструментах немецкой системы — кларнетах, гобоях, трубах. А немецкие инструменты, особенно деревянные духовые, склонны к завышению строя.
Существует такая легенда, будто Антонина Нежданова сделала выговор своему мужу Николаю Семеновичу Голованову за то, что петь стало невозможно, слишком высоко. Если в Большом театре они еще как-то сдерживали строй, то на радио, где Голованов был главным дирижером, строй был в районе 448. Это слышно по старым записям. Опять же, по легенде Голованов написал письмо Жданову, и приказом сверху было велено строй понизить! Но это само по себе разрулилось в начале шестидесятых годов, когда в консерваториях повсеместно стали вводить французскую систему гобоев и кларнетов, — строй более-менее устоялся и стал таким как сейчас, 442—444. В нынешнем оркестре Большого театра — строй 442.
Во времена И С Баха строй вообще был плавающим. Переехав из одного города в другой, можно очутиться в совершенно другом строе. Кроме того, в баховские времена помимо камертона существовал еще оргельтон. Камертон — это была настройка для камерной инструментальной музыки, а оргельтон был для органной настройки. Орган очень часто звучал выше. Иногда аж на терцию.
И у Баха в кантатах голоса и basso continuo* выписаны в одной тональности, а остальные инструменты — скажем, флейты — в другой. Дело было именно в том, что Бах должен был писать для органа определенной церкви, который был настроен по определенному оргельтону. А музыканты, которые приходили к нему играть, настраивались по камертону. И поскольку Бах хотел избежать какофонии на концерте, а репетиций толком не было, то он сразу писал партии флейты в другой тональности.
Оргельтон, он же хортон или церковный тон — прибор, который использовался для настройки органов, духовых инструментов и хора. На полтона выше камертона.
Камертон соответственно камерный тон. Использовался преимущественно для настройки камерных инструментов. Камерный оркестр обычно состоял из струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабаса, нередко дополнялся клавесином и в качестве генерал-басса часто брался фагот.
*Basso continuo (с итальянского – «непрерывный бас»), или генерал-бас – одно из ведущих понятий в музыке барокко. Так называется особый принцип, сложившийся в музыкальном искусстве XVII – первой половины XVIII вв. и подразумевавший способ записи и «расшифровки» многоголосного музыкального произведения: композитор записывал нотами не всю музыкальную ткань, а лишь ее басовый голос, сопровождая его цифрами, особым образом обозначающими созвучия и аккорды. Таким образом, записывалась только общая «канва» произведения, а исполнитель строил его фактуру со всеми ее тонкостями согласно своему вкусу и мастерству. Особенно искусные и опытные музыканты обладали умением играть партию basso continuo без предварительной подготовки, «в реальном времени», так что их игра была настоящей импровизацией. Этот принцип музыкальной организации был в эпоху барокко настолько всеохватным, что за ней также закрепилось название «эпоха генерал-баса».
Текст скомпилирован из источников практически без редактуры. Это заметно в том числе по форме кавычек. Для удобного отображения авторский текст не взят в цитирование, но источники вроде бы все указал.
Колоссы Мемнона
Мемнон (мифология)
https://www.belcanto.ru/12010328.html
Orgelton
https://www.bolshoi.ru/about/press/arti ... hall/5392/
https://musicseasons.org/general-bas-basso-continuo/
https://brain-chain.livejournal.com/3275.html
Продолжение видимо позже.