Женские дуэли были беспощаднее мужских, погибали в них чаще (и зачастую оба бойца).
Вероятнее всего, культура женских дуэлей (и дуэлей вообще) берет свою основу в средневековой традиции судебных поединков. В те времена правосудие решало особо запутанные дела, назначая так называемый «Божий суд», во время которого истец и ответчик с оружием в руках доказывали собственную правоту самым жестоким образом. Считалось, что высшие силы защитят правого, и он обязательно победит даже более сильного соперника.
Подобный обычай бытовал и у скандинавов, у которых для подобных развлечений выделялись небольшие безлюдные острова. Даже название такого поединка, «Хольмганг», дословно переводится как «прогулка по острову».
Сразу же стоит оговориться: хотя судебный поединок и дуэль похожи, они имеют серьезное различие. Дуэли проходили вдали от людских глаз, без извещения правительства и, так или иначе, по согласию обеих сторон. Судебная же битва проводилась при максимальном скоплении народа, и ответчик привлекался по решению суда; никаких претензий после ее завершения предъявлять было уже нельзя, как нельзя было противиться божьей воле.
Несмотря на то, что традиции дуэлей восходят к чисто мужскому Хольмгангу, женщинам тоже приходилось отстаивать свою честь в судебных поединках
Чтобы все было по-честному, женщине давалась поблажка: ее противник по пояс опускался в узкую яму, из которой не мог самостоятельно выпрыгнуть, а иногда ему просто привязывали левую руку за спиной.
Средневековые жители немецких княжеств переняли этот обычай, причем особенно расцвел он в городах. Практика, судя по всему, была настолько популярной, что дотошные немецкие бюргеры выпустили несколько фехтбухов — книг, где именитые мастера давали советы по налаживанию семейных отношений таким вот радикальным способом.
Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках.
Мужчина был вооружен деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещен увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме.
Как видно из этих источников, в Средние века в Европе семейные споры были действительно опасным занятием. Самое интересное, что во время судебного поединка супругам приходилось драться безжалостно и с полной самоотдачей. Ведь проигравшего казнили — мужчину вешали или отрубали голову, а женщину сжигали живьем. Лишь позже, когда нравы стали помягче, обязательная казнь проигравшего была отменена.
Наши предки не слишком уступали в плане женских дуэлей европейцам. Например, как указывалось в статье 119 Псковской судебной грамоты от 1397 года, в судебных поединках вполне могли биться и женщины. Однако если их противником был мужчина, разрешалось выставить вместо себя наемника, а вот если женщина — тогда даме предоставляли самой защищать себя. Бились женщины на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную.
У Бриенны Тарт из Игры престолов похоже были реальные прототипы. Возможно речь об истории Длинной Мег из Вестминстера, которая в середине 16 века, во времена правления английского короля Генриха VIII, победила сэра Джеймса Кастильского в поединке на мечах. Опозоренный, но верный кодексу рыцарства, он прислуживал ей во время обеда как честному победителю.
Хосе Ривера, «Женская дуэль», 1636
Во время другого поединка, состоявшегося в 1552 году в Неаполе, две знатные дамы — Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла — дрались в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Схватка валькирий так поразила неаполитанцев, что даже в следующем столетии они обожали вспоминать эту историю. Именно со слов старожилов художник Хосе Ривера в 1636 году создал полотно «Женская дуэль», которое можно увидеть в галерее Прадо.
Но время шло, наступила эпоха Ренессанса, и дамы, готовые драться на дуэлях, проявили себя во всей красе. Несмотря на все запреты властей, дуэли были невероятно популярны среди дворян, и женщины благородного происхождения принимали в них активнейшее участие. При этом их жестокость поражала современников, ведь по статистике восемь из десяти женских поединков заканчивались смертью, тогда как у мужчин погибали всего лишь четверо из десяти.
Иногда бой проходил с обнаженным торсом
Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.
Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.
Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.
В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.
Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.
К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.
Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.
https://disgustingmen.com/history/women-duel-history