Страница 99 из 113

Re: Искусство и время

Добавлено: 18 апр 2021, 14:28
VSR
The Little Mermaid писал(а): Что такое "экспрессивный мазок " в картинах художников?
Спасибо, что собрали в одном месте. А то кусочек в интернете там, другой сям. И формулировки неоднозначные.


Изображение
The Little Mermaid писал(а): Что необычно тут?
Японцы не знали линейной перспективы и перспективного сокращения. Поэтому фигуры на заднем плане на этой росписи того же размера, что и на переднем. И вы не найдёте единой точки схода: изображение состоит из нескольких отдельных сцен
Мне кажется тут закралась ошибка. Японские художники отлично владели приемами, которые европейцы открыли как раз в японских ксилографиях. Как раз тут художник изобразил равенство всех сцен, а не расставил их по шкале. Из европейцев первым догадался делать подобные композиции Матисс. Это то, что позже назовут коллаж.

Изображение
8 век, перспектива присутствует
The Little Mermaid писал(а): В «Большой Волне» мы видим привычную нам композицию. Волна и лодки на переднем плане, гора — на заднем. Последняя — уменьшенного размера, как и полагается вести себя тому, что вдалеке.
Есть, правда, одна особенность. Хокусай не стал изображать средний план! Поэтому иллюзия глубины получается ошеломляющая.
Изображение

На мой взгляд особенность как раз в том, что главное действо перемещено с переднего на средний план. Лодки плывут на волну, которая представляет из себя "ожившую" Фудзи, которая тянется к лодке множеством рук, а кипень как будто превращается в снег. Передний план волна противопоставлена заднему плану как большая Фудзи малой, а средний план волна — ожившая Фудзи против статичной маленькой сзади. Композиция не просто не типичная для европейской, а практически крамольная. Поскольку часть ее "отрезана" и тем самым очерчен круг персонажей. Люди тянут на себя взгляд какими бы маленькими они не были на картине. Ну и три Фудзи, динамичная, свирепая и неподвижная.

Глубина имхо достигнута вертикалями воды, а пространство нарезано на горизонтальные участки лодками с людьми и "впадинами" волн. Фон похоже представляет собой театр теней, где волна проецируется облаком на небо. Пустое пространство неба и "тень" волны логичное завершение композиции и взгляда.

Конечно, европейцы выпали в осадок, увидев схематичное изображение природы и людей динамичным, рассказывающей свою историю, с колористикой, которую только только открыли в Европе, метафизикой и черт знает чем еще. Изображение гораздо реалистичней, а история вполне могла случиться, а может быть и мифом, и притчей. Увлечение японскими гравюрами было похлеще, чем кубиком Рубика.

Изображение

12 век. Казалось бы плоское изображение, но вдруг пространство за женщиной проваливается в глубь. Проекция прически отражена горами в верхней части, круги на платье перекликаются с кругами на шерсти овцесобаки. А на самой собаке контраст большой круг к маленькому. Что поразительно вся картина представляет из себя сочетание простых геометрических фигур: треугольники, круги, овалы. Ритм (повторяющийся элемент) похоже достигается овалами. За ними можно следовать взглядом снизу вверх по фигуре женщины, далее к верхушкам гор в тумане и раствориться в сером небе. Или можно от шаров на юбке к собаке и далее по реке. Вот они и пригодились для того, чтобы картину сделать глубокой внизу, а горы вверху. На женщине наряд с яркими, привлекающими внимание красными и желтыми деталями

В Японии к 600 году сложилась следующая система 6 основных цветов в Японии: черный, белый, красный, сине-зеленый, фиолетовый и желтый.

Изображение

Фиолетовый символ высокого положения

Картина похоже в духе импрессионизма, но только не впечатления, а момента. Обратите внимание на позу женщины. Я чесгря до конца не понимаю двойственность ситуации. То ли женщину окликнули и она начинает оборачиваться. Или наоборот она прекращает разговор и собирается уходить.

Кто же перед нами? Гейша (развлекающая ... без так сказать проникновения) или таю (куртизанка)

Таю более нарядные и сверху кимоно надевают богато вышитую накидку. Передний пучок прически украшен восемью кандзами-шпильками. В прическе три гребня против одного у гейш. Наша дама носит деревянные сандалии "гэта" с тремя "ножками". Носят их на босу ногу; гейши же носят таби. Также таю повязывали шитый золотом пояс спереди, а гейши сзади.

Вуаля.

Исода Корюсай (Isoda Koryusau)
Куртизанка гуляет недалеко от реки с собакой.

Re: Искусство и время

Добавлено: 18 апр 2021, 16:52
The Little Mermaid
VSR,
Спасибо,интересно, у Вас, как всегда , неординарное мнение,
но это даёт мне стимул внимательнее и больше прочитать об японском искусстве.

Re: Искусство и время

Добавлено: 18 апр 2021, 16:58
VSR
The Little Mermaid, перечитал еще раз о стилях и разновидностях мазка. Большое спасибо. К сожалению у меня не получается воспринимать совершенно не понимая, поэтому с удовольствием перечитал несколько раз. Мне кажется женщины в этом плане более восприимчивы и открыты. По поводу японской живописи я написал свое мнение как альтернативное, а не более или менее правильное. Жаль, что когда был в Японии мне все эти гравюры не казались выдающимися. Теперь мне видится, что искусство Востока не уступает Западному. Просто оно другое

Вы правы по поводу влияния западной культуры на проникновение и широкое использование линейной перспективы, светотени. Путаница наверное из-за обобщения искусство. Я где-то имел ввиду гравюру, где-то печать на шелке. Все в кучу.

Re: Искусство и время

Добавлено: 18 апр 2021, 17:25
The Little Mermaid
VSR писал(а): мне видится, что искусство Востока не уступает Западному. Просто оно другое
С этим абсолютно согласна и об Японии пока мечтаю .

VSR,

Видимо о перспективе я написала не совсем ясно .

Разберёмся в перспективе, я писала, что до открытия Японии миру голланцами, японские художники не пользовались приёмами линейной перспективы, т.е.

Изображение
Изображение
А не вообще перспективы
Цитирую:
" Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.

В японской живописи ямато-э с эпохи Хэйан (794–1185) для изображения сцен в дворцовых покоях использовался прием «интерьера со снятой крышей», когда художник и зритель смотрели на происходящее в дворцовых залах сверху, словно заглядывая в кукольный домик и видя фрагмент помещения со скошен­ными балками, занавесями и сидящими в них героями.

Изображение

Иллюстрация к одной из глав «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу. Около 1130 года

Этот прием, появившийся еще в ХII веке в иллюстрированных свитках (так называемых эмакимоно), позднее широко применялся в росписи ширм или по­движных перегородок фусума в дворцовых и замковых интерьерах. Японские мастера вообще любили взгляд с высоты птичьего полета, открывавший перед зрителями широкую картину празднеств, военных действий или городских видов. Чтобы подчеркнуть эту высокую точку зрения, удаленность объектов и их отделенность друг от друга, использовался прием ункин. Купы деревьев, показанных как бы сверху, или декоративные позолоченные стилизованные облака позволяли разделить плоскость изображения на регистры и планы. Сам термин ункин состоит из иероглифов «облако» и «парча»: это отсылка к пыш­ным облакам цветущей сакуры и парче осенних краснеющих кленов, сквозь которые показаны пейзажи.

Изображение

Монах Юкинаги. Императорское шествие в Охару (иллюстрация к «Повести о доме Тайра»). Период Эдо, начало XVII века

Отделенные друг от друга фрагменты императорской процессии кажутся раз­не­сенными в пространстве, и каждое из них обладает собственной перспек­ти­вой. Художник следует принципу «подвижного ракурса», когда в одном произ­ведении действует множество точек зрения и точек схождения перспек­тивы.

В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначен­ные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональ­ны­ми акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаива­ются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.

Изображение

Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года

В горизонтальных свитках, рассчитанных на медленное рассматривание по ходу чтения справа налево, этот «временной» аспект живописи еще более очевиден."

Источник "Путеводитель по японскому искусству" Автор Анна Егорова

Re: Искусство и время

Добавлено: 18 апр 2021, 17:38
VSR
The Little Mermaid писал(а): В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов.
Поздно сообразил, что нет однозначного ответа на этот вопрос. А в рамках вашего контекста нет противоречия

Кстати о глубине. Если куртизанку закрыть рукой или еще чем, картина потеряет глубину и станет плоской

Re: Искусство и время

Добавлено: 18 апр 2021, 19:55
The Little Mermaid
VSR,


Мне очень понравилось  Ваше описание " Волны ," гейша.

. Вообще интерпретаций при  попытке приблизиться к пониманию японской культуры может быть много.

Тут много причин и мне кажется, что даже читая объяснения искусствоведов, что пытаюсь делать я, нужно, видимо, более глубокое  погружение с изменением восприятия.
Ведь наше сознание и познание европейского искусства  требует ясной логики, четких формулировок, а японское скорее погружает свои понятия в тень, относится к ним более потаенно, интимно, т. е. , видимо,все наши предположения и интерпретации будут на уровне неразгаданных загадок.
Вот смотрим  графику, роспись на шёлке, но никак не познать и почувствовать  моно-но аварэ(очарование вещей) и  мудзё  ( бренность ),ваби (печаль одиночества), нарэ (следы  времени), югэн (скрытую красоту), фуэки-рюко(вечное в текущем), да многое...


 Что остаётся? Созерцание.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Тут просто иногда и не надо объяснений ..

Re: Искусство и время

Добавлено: 19 апр 2021, 05:43
The Little Mermaid
LaSer61 писал(а): День подснежника (The Day of Snowdrop)

У нас, в Германии ,подснежники отцвели ..



Изображение

Название подснежников Drooping heads (Опущенные Головы) возникло от внешнего вида цветка и его особенности никогда не поднимать головку вверх. Люди считали, что цветок боится поднять свою головку вверх из-за стыда за какой-то поступок либо из-за застенчивости.
На самом деле цветок старается сохранить свою пыльцу сухой и сладкой, чтобы привлечь тех немногих насекомых, которые появляются ранней весной. Бабочки еще не летают, а маленькие жучки-паучки находятся внизу, на земле. Для них подснежники и держат головку вниз.
Другие названия подснежников - Christ's Flower (Цветок Христа), Dew-drops (Капли росы), Fair Maids of February (Февральские феи), Snow-bells (Снежные Колокольчики), White Ladies (Белые дамы), White Queen (Белая Королева) и еще, по крайней мере, пара десятков названий.

"Снежная капля, робкое дитя Зимы,
Пробуждается к жизни со слезами;
Она распространяет вокруг себя мягкий аромат,
И там, где не цветут никакие другие цветы,
Среди голого и леденящего мрака,
Появляется прекрасный драгоценный камень!..."

Из романа Мэри Робинсон 'Walsingham', 1797 год

Изображение

Эдвард Аткинсон Хорнел — шотландский художник-постимпрессионист. Из серии "Весна и дети"

Изображение

Подснежники Данте Габриэль Россетти, 1873 год и Портрет женщины, держащей подснежники, Берил Фаулер, 1905 год.

Изображение


Изображение

Шуберт Альбина. Подснежники

Изображение

Еськов Павел Васильевич Подснежники 2009 г.


Изображение

Johan Laurentz Jensen Crocii and Snowdrops on Marble Ledge.

phpBB [media]


Пусть вместе с первыми цветами в сердце распускается радость…
Пусть вместе с солнечными лучами жизнь согревается счастьем…
И пусть эта весна принесет исполнение заветной мечты!

Re: Искусство и время

Добавлено: 19 апр 2021, 15:28
The Little Mermaid
Виолетка, увидела только что, что у меня 4000-ное "спасибо", именно Вы сегодня поблагодарили меня. ;)

Мне очень приятно!


Изображение

Спасибо всем читателям темы, за поддержку и внимание!

Re: Искусство и время

Добавлено: 20 апр 2021, 05:24
The Little Mermaid
marull  post_id=1111963 писал(а): Сообщение  marull » 20 апр 2021, 06:27

LaSer61 писал(а): ➡
(Пробуждение русалок)
Свят, свят, свят!
Спаси и помилуй!
 Прелестно...
 Почему-то, прочитав это, вспомнилась картина Михаила Александровича Врубеля


Изображение

Врубель - Утро (1897)


Видимо, недаром Врубеля считают таинственным гением, недаром он так волнует , недаром абсолютно, казалось бы простой сюжет, превращается в абсолютно неизведанное...
 Вот посмотрим на его Утро".Картина удивительна тем, что тут , в соединении природы и человеческих фигур, так много смыслов.. Видите? В сплетении веток, будто бы не один образ, а множество. Кого изобразил художник? Русалок ли, лесных нимф, но какое необыкновенное соединение леса, человеческих лиц. В этом сплетении веток, листьев, образ необыкновенной красоты и пробуждения природы. Всё вместе:тянущиеся ветви деревьев и абсолютно аллегорическая фигура, тут можно из-за палитры красок, какая-то настороженность, ведь краски холодные, будто бы художник в сюжете видит не покой и не совсем пробуждение, а противостояние вечного-зла и добра, как и сама природа лесных и водных дев двойственная, таинственная . А может, это то, что видим так часто у Врубеля:конгломерат сказки и реальности, фантазии и полёта души, тут таинственность и реальность, мечта и особенный мир гения.

 Видимо, немного иное настроение вот тут

Изображение

Primavera - Михаил Врубель

И в  его "Жемчужине"

Изображение

Михаил Александрович Врубель - Жемчужина,1904. Картон, пастель, гуашь, уголь. 35 х 43,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Сохранилось предание, что Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром.
Он увидел в ней..русалочку.

Но тут же и иное, не знаю, как зрители, но я просто "слышу", то ли шум волн, а может музыку... Какую? По описанию жизни Врубеля, он любил оперы  Римского-Корсакова.
 Что будило воображение гения?
 Быть может это

phpBB [media]

 
 Источник

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_ ... rtiny.html

Re: Искусство и время

Добавлено: 21 апр 2021, 05:34
The Little Mermaid
И вновь любимые мною прерафаэлиты и последний среди них -Джон Уильям Уотерхаус .
Он родился на севере Италии в семье известных художников и первые годы жизни прожил в этой прекрасной солнечной стране.

Изображение
Флора и зефиры.

Ранние работы Уотерхауса наполнены ностальгией по Италии – рынки, руины, итальянские дворики… Впоследствии он нередко писал своих героинь на фоне итальянских пейзажей, одевал их в тонкие античные платья.

Изображение

"Ариадна".

В двадцать один год Джон поступил в Королевскую Академию художеств Великобритании,где не был замечен ни в бунтах, ни в особой тяге к экспериментам.
Однако Уотерхаус довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение.
Изображение

Офелия, лежащая в траве.

Одной из самых известных его картин стала «Леди из Шалот», написанная по мотивам легенды артурианского цикла. Бледная рыжеволосая девушка плывет по заросшей реке в старинной лодке, ее лицо исполнено страдания, а пейзаж проникнут тревогой.

Изображение

"Леди из Шалот", Джон Уильям Уотерхаус.

Изображение

"Леди Шалот"(слева), "Моя сладкая роза"

В отличие от большинства прерафаэлитов, не ввязывался он и в сомнительные истории с натурщицами – он приглашал позировать нескольких женщин, и все они отмечали его вежливость и корректность. Он никогда не флиртовал с женщинами, которых писал, и относился к ним с глубоким уважением.

Изображение

Волшебница.

Изображение

Миранда.
Любимые героини Уотерхауса – леди Шалот, Офелия, Цирцея, Психея.

Изображение

Офелия (варианты разных лет).

Изображение

Леди Клэр (слева), Джульетта (справа).

Сочетание жестокости и невинности, сила личности, фатализм и загадка отличают героинь Уотерхауса.

Изображение

Психея открывает дверь в сад Эрота(слева), Нимфы находят голову Орфея (справа).

Изображение

Борей (слева), Ветреницы (справа).

Он никогда не писал «красиво», украшательски, искренне восхищаясь и любуясь красотой природы, полевыми цветами и зарослями камыша. Он предпочитал писать цветы и пейзажи с натуры.


Я уже писала о его "русалочьих циклх" картин.
Но вновь

Изображение

Сирена (слева), Русалка (справа).

Изображение

Гилас и нимфы.

В работах Уотерхауса женщины – не абстрактные образы, запечатленные «для красоты», они не кокетливы, но всегда прекрасны

Изображение

Марианна перед зеркалом (слева), Тристан и Изольда (справа).

Изображение

Женщина с розами"(слева), эскиз к картине Офелия (справа).

В 1992 году его изображение появилось на британской почтовой марке. Многие молодые художники и фотографы, наши современники, вдохновляются живописью Джона Уотерхауса – и интерес к творчеству этого загадочного художника только возрастает.

phpBB [media]



Источник: https://kulturologia.ru

Re: Искусство и время

Добавлено: 22 апр 2021, 05:12
The Little Mermaid
Вернусь к русской живописи. Как, видимо, многие  читающие ветку заметили, мне наиболее близок  импрессионизм. Я бы хотела немного остановиться на русских импрессионистах. В Москве теперь есть Музей русского импрессионизма, непременно , кто любит живопись, посетите его. Там я увидела работу Горбатова Константина Ивановича.

Изображение

Горбатов Константин. Летний день. 1915 г. Музей русского импрессионизма, г. Москва.

Летний день, написанный широкими мазками, как-то не отпускал щемящей грустью.. Заинтересовавшись биографией художника, познакомлю с ним, а может кто-то и знает его творчество и дополнит мой рассказ Родился в Ставрополе   в 1876 году. По натуре странник. Учился и жил в разных городах. В разных странах. Но везде оставался русским пейзажистом.

Русские древние города. Псков. Новгород. Ростов. Россыпь деревянных и каменных домиков. Купола. Волга.

Изображение
Горбатов Константин. Вид на старый город. 1914 г. Частная коллекция.

На первый взгляд Горбатов может показаться сказочником. Изображающим нереальные города и корабли. Как, например, на картине “Беляны”.
Изображение
Горбатов Константин. Беляны. 1914 г. Чувашский художественный музей.
На самом деле художник ничего не выдумывал. Такие корабли на самом деле плавали по Волге каких-то 100-150 лет назад. Выстраивали их на один навигационный сезон. Переправляли на них срубленный лес.

Единственное, Горбатов их разукрасил. На самом деле они были цвета отесанного светлого дерева. Так как они служили недолго, то их не красили и не смолили. Поэтому их и называли белянами.

В Советской России Горбатову было тяжело. Его праздничные пейзажи в одночасье стали старомодными. В 1922 он уехал в Европу и не вернулся.

Сначала жил в Италии. С 1926 год – в Берлине. Он по-прежнему писал русские города. Купола. Волгу.

Европейцам нравились его позитивные светлые работы. Их охотно покупали. Даже издавали открытки с репродукциями его работ.

“Потерянный город” был написан как раз в эмиграции.

Изображение

Горбатов Константин. Потерянный город. 1933 г.

Одинокая фигура смотрит на полусказочный город Китеж. Картина символична. Так художник выразил, насколько он скучает по родине. Которая была для него потеряна уже навсегда.

Конец жизни художника совпал с самым страшным периодом в истории 20 века.

Представьте, каково жить русскому человеку во время Второй Мировой войны в Берлине. Его с женой не выпускали из города. Страшная нищета. Душевные муки. Это подорвало здоровье художника. Он умер в 1945 году. Спустя 2 недели после входа русских войск в Берлин.

Они были неразлучны с женой. Она не смогла пережить горя от потери любимого мужа. Покончила жизнь самоубийством спустя месяц.

Русский офицер нашел в квартире Горбатовых завещание. В нем художник просил переслать все его работы в Россию.  

Изображение

Изображение

Изображение


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 В завещании было написано:

Константин Горбатов
"Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным "


 Всё было исполнено.



Судьба распорядилась так, что произведения Константина Горбатова, более 100 живописных и графических работ, и архив художника были переданы из ГДР в музей «Новый Иерусалим» (в то время Московский областной краеведческий музей).

У любителей искусства Константина Горбатова   появилась возможность встретиться с его работами , помнить и восхищаться....

Источник
https://njerusalem.ru/vystavki-i-ekspoz ... -strannik/

Лекции О.Копенкиной

Re: Искусство и время

Добавлено: 23 апр 2021, 05:04
The Little Mermaid
Продолжим о русских инпрессионистах в собрании Музея русского импрессионизма в Москве.



Изображение

Константин Коровин. В парке. 1880 г. Музей русского импрессионизма.

О Константине Коровине уже писала,интересно то, что как он пришёл к этому стилю.
Как-то его учитель Василий Поленов воскликнул “А вы, оказывается, импрессионист!” Коровин сильно удивился такому определению. Ведь он никогда до этого работ импрессионистов не виделКартина “В парке” создана, когда Коровин ещё был студентом Московского училища живописи. В ней уже прослеживается импрессионистская манера. Написана она широкими мазками. А фигура “не растворяется” в атмосфере лишь за счёт яркой одежды. Послечего будет написана его знаменитая"Хористка", которую показывала.

Изображение
Валентин Серов. Окно. 1887 г. Музей русского импрессионизма, Москва

“Окно” Валентина Серова – это этюд. Так художник готовился к созданию картины “У окна” – портрета своей возлюбленной Ольги Трубниковой.

Картина получилась невероятно воздушной и свежей. Она напомнила мне работы Берты Моризо, одной из самых выдающихся женщин-импрессионистов. Она тоже писала в таком этюдном стиле. Милая небрежность и незаконченность только радует глаз. Как будто мы смотрим на окно, а все остальное размывается, так как мы видим это периферийным зрением.

Изображение

Константин Юон. Ворота Ростовского Кремля. 1906 г. Музей русского импрессионизма, Москва.

Константин Юон был всегда успешен. Уже на студенческих выставках его работы хвалили. Их охотно покупали. На вырученные деньги он путешествовал по Европе. Там он и познакомился с работами Моне, Сислея и Писсарро.

Его Ростовский кремль заполняет все пространство картины. Стены выложены крупными мазками. И он как будто немного не в фокусе. Всем этим он напоминает Руанский собор Клода Моне.

Удивительно, что в зрелые годы Юон, наоборот, будет недолюбливать импрессионистов. И высмеивать тех, кто стремился писать на французский манер, когда по его словам “на Волге рисуется розовая почва, похожую на ту, что на Гаити рисовал Гоген”.


Изображение

Борис Кустодиев. Венеция. 1913 г. Музей русского импрессионизма.

Бориса Кустодиева нельзя назвать чистым импрессионистом, но вот эта работа выполнена в стиле импрессионизма.

На картине “Венеция” этот волшебный город изображен ночью. Но даже ночная тьма не затмевает праздника. Салют, огни, толпы людей. Праздник жизни. Радость бытия.


Изображение

Игорь Грабарь. Зимний пейзаж. 40-ые года 20 века. Музей русского импрессионизма, Москва

Игорь Грабарь был большим почитателем французского импрессионизма. Он даже целых 4 года колесил по Европе в изучении этого направления. Но по возвращении как будто заново полюбил русскую природу. Писал её с упоением. Как он сам признавался, он был ошеломлён русской зимой. Хотел рисовать сверхъестественное дерево, дерево-сказку, берёзу.

Как и импрессионисты, любил работать на открытом воздухе. Даже зимой. Даже в сильный мороз. Только так он мог передать впечатление от увиденного и изобразить прозрачный зимний воздух.


Изображение

Пётр Кончаловский. Всякие цветы. 1939 г. Музей русского импрессионизма, Москва.

Пётр Кончаловский был жизнерадостным человеком. Он стремился к самым прекрасным проявлениям природы. Поэтому у него так много натюрмортов с цветами.

От его цветов как-будто исходит запах. Настолько естественно он их изображал. Он наслаждался их красотой. И мы вместе с ним. Здесь он очень созвучен Ренуару, который тоже считал, что “боль проходит, а красота остаётся”.

Причем писал натюрморты он очень быстро. Чтобы не упустить впечатление. В этом его тоже можно назвать импрессионистом.

Изображение

Юрий Пименов. Афиши под дождём. 1973 г. Музей русского импрессионизма, Москва.

Юрия Пименова роднит с импрессионизмом стремление поймать мгновение жизни. И показать всю красоту даже самого обыденного. Как он сам говорил “За любой вещью, увиденной с душой, встанет красота жизни”.

Его картина “Афиша под дождём” чем-то похожа на работы Эдгара Дега. На ней мы видим как бы “вырванный” из происходящего кусок. Углы обрезаны. Прохожие не умещаются полностью в “кадр”. Голова идущей девушки в правом углу картины как бы едва успела появится, чтобы быть запечатленной художником.

Кстати, афиши – не случайный сюжет для Пименова. Он был признанным сценографом. Работал для Малого театра и Ленкома. Поэтому тема театра и кино ему была близка.


Источник http://www.rusimp.su Лекции О.Копенкиной

Re: Искусство и время

Добавлено: 24 апр 2021, 06:04
The Little Mermaid
Прочитав нас соседней ветке стихи, подумала :"А почему бы, в выходной день, не объединить живопись и поэзию?"

Изображение
«Туман над водой», 1890-е. Левитан Исаак (1860-1900)
Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши...
Всё — душа, и ни души.

Всё — мечта, всё — божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.

Лес — как сказочный камыш,
А камыш — как лес-малыш.
Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь.

Колыхается туман —
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман...

Как душиста, хороша
Белых яблонь пороша...
Ни души, и всё — душа!
Игорь Северянин,
Декабрь 1908

Изображение

«Лунная ночь», 1880. Крамской Иван (1837-1887)

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена -
Точно лапы паучие, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -
Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Но кого же в любовники! и найдется ли пара Вам?
Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым -
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!...


Игорь Северянин
1911 год

Изображение

«В саду». Вторая половина 1870-х. Маковский Константин (1939-1915)

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
А. Пушкин


Вы помните прелестный уголок —
Осенний парк в цвету янтарно-алом?
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?

Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки?
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?

Вы помните над речкою шалэ,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?

Вы помните... О да! забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить...
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья...

1911 Мыза Ивановка
Игорь Северянин

Изображение

«Девушка и парус», 1906. Савинов Александр (1881-1942)

Вы оделись вечером кисейно
И в саду стоите у бассейна,
Наблюдая, как лунеет мрамор
И проток дрожит на нём муаром.
Корабли оякорили бухты:
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечты об океане.
А когда придёт бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет Вам про гейзер.
И сравнит... но это так интимно!..
Напевая нечто вроде гимна.
Он расскажет о лазори Ганга,
О проказах злых орангутанга,
О циничном африканском танце
И о вечном летуне — «Голландце».
Он покажет Вам альбом Камчатки,
Где ещё культура не в зачатке,
Намекнёт о нежной дружбе с гейшей,
Умолчав о близости дальнейшей...
За моря мечтой своей зареяв,
Распустив павлиньево свой веер,
Вы к нему прижмётесь в тёплой дрожи,
Полюбив его ещё дороже...

Игорь Северянин

Изображение

«Лунная ночь. Здравнево», 1896. Репин Илья (1844-1930)

Почему бы не встречаться
Нам с тобой по вечерам
У озер, у сонных речек,
По долинам, по борам?

Отчего бы нам не грезить
От заката до зари?
Это что-то вроде счастья,
Что ты там ни говори!

31 августа 1909, Мелле-Кюлле
Игорь Северянин

Изображение

«Встреча солнца. Море», 1849. Айвазовский Иван (1817-1900)

Море любит солнце, солнце любит море...
Волны заласкают ясное светило
И, любя, утопят, как мечту в амфоре;
А проснешься утром — солнце засветило!

Солнце оправдает, солнце не осудит,
Любящее море вновь в него поверит...
Это вечно было, это вечно будет,
Только силы солнца море не измерит.

Август 1910
Игорь Северянин

Изображение

«Пейзаж. Сирень цветет» , 1905. Беркос Михаил (1861-1919)

Ты не шла...

Карменсите

Целый день хохотала сирень
Фиолетово-розовым хохотом.
Солнце жалило высохший день.

Ты не шла (Может быть, этот вздох о том?)
Ты не шла. Хохотала сирень,
Удушая пылающим хохотом...

Вдалеке у слепых деревень
Пробежал паровоз тяжким грохотом.
Зло-презло хохотала сирень,
Убивая мечты острым хохотом.

Да. А ты все не шла — целый день.
А я ждал (Может быть, этот вздох о том?...)
До луны хохотала сирень
Беспощадно осмысленным хохотом...

Ты не шла. В парке влажная тень.
Сердце ждет. Сердце бесится грохотом.
— Отхохочет ли эта сирень?
Иль увянет, сожженная хохотом!

Игорь Северянин

Источник http://www.izbrannoe.com

Re: Искусство и время

Добавлено: 25 апр 2021, 05:49
The Little Mermaid
Вербное воскресенье в живописи.

Поздравляю всех с Вербным воскресеньем!

Изображение


Изображение


Ретрооткрытка


Вход Господень в Иерусалим – один из наиболее почитаемых праздников в христианстве – нашёл широкое отражение в искусстве. Ему посвящали свои творения поэты, музыканты, живописцы. Вербное воскресенье в картинах художников представлено в различных жанрах – портреты, пейзажи, натюрморты.

Но все работы объединены единым чувством: радостью. Это приход весны, и преддверие важнейшего события – Воскресенья Христова, когда вечная жизнь восторжествовала над смертью.

Изображение

Картина Михаила Нестерова «Вход Господень в Иерусалим»

Удивительнаяработа М.Нестерова,он, как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету,у него она навеяна старинной иконописью

Изображение

Серафима Блонская — Девочки. Вербное воскресение. 1900 г.

Блонская на картине «Девочки» изобразила юных гимназисток, пришедших в храм. Белые передники, нежный свет, девушки с вербами – все точно овеяно ожиданием чудa.



Изображение

Картина Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917)
Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику. В этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру.

Изображение


Но Вербное воскресенье на картинах художников очень выразительно передано и в жанре натюрморта.

Изображение


Изображение

Таисия Афонина — Натюрморт с вербой


Изображение


У Екатерины Кизиловой в работе ещё больше света, может быть, потому, что ветки вербы стоят на подоконнике. Да и весна уже вступила в свои права – рядом, в банке – букетик первых цветов.

Изображение

А Сергей Потапов изобразил стол, накрытый к утреннему чаепитию. За ним никого ещё нет, но белоснежная скатерть, белое же полотенце, красная обивка стульев, солнечный цвет, заливающий половицы – создают ощущение праздника.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

А.А. Фет, 1844

Изображение

Е. В. Бирюков "Весенний натюрморт"


Изображение

С. К. Чаплыгин.





Изображение

Наталия Куракса Вербное воскресенье.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

А. Блок





Источник https://amarok-man.livejournal.com/3330422.html

Re: Искусство и время

Добавлено: 26 апр 2021, 05:19
The Little Mermaid
LaSer61 писал(а): • Великий Понедельник (Начало страстной недели)

Наступает страстная неделя и одна из главных тем русской живописи.

Понедельник

Изображение


Нестеров Михаил Васильевич. Христос у Марии и Марфы

Изображение
Христос у Марфы и Марии
Семирадский Г.И.
Время создания
1886

Изображение
Марфа приняла Его в дом свой.
В. Д. Поленов. 1890 г. 43,5х30.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображение

Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом.
Николай Николаевич Ге. 1864 г. Холст, масло. 49х68,8.
Эскиз неосуществленной картины.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Изображение

Христос в доме Марфы и Марии.
Гагарин Г.Г. 1856 г. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш, 19,5х14,5.
Эскиз росписи Мариинской церкви в Санкт-Петербурге

Как видим, художники выбрали для картин поэтическую историю из Нового завета. Христос сидит на каменной скамье тенистой веранды, у его ног разместилась юная Мария, которая слушает и вбирает в себя мудрость Учителя.

Однако, как видим, какое разное воплощение одного и того же сюжета.


В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как дети праотца Иакова продали в рабство своего брата Иосифа

Изображение

На хранящейся в Русском музее картине Константина Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» запечатлен момент передачи Иосифа купцам.

Я буду возвращaться к евангельским сюжетам на протяжении недели, надеясь,что это будет интересно именно в страстную неделю.
Спасибо за внимание.

Источник https://foma.ru/themes/holst-pasha

Re: Искусство и время

Добавлено: 26 апр 2021, 12:44
Виолетка
Надо заметить, что Марфа и Мария — персонажи Нового Завета, сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос, не имеют отношения к первому дню страстной недели. Память их в Православной церкви отмечается в 3-е воскресенье после Пасхи. Но картины прекрасны, событие значимое. Большое спасибо.

Re: Искусство и время

Добавлено: 26 апр 2021, 15:04
The Little Mermaid
Виолетка,
Спасибо , буду учитывать хронологию.
Спасибо за неизменное внимание к теме, когда читаете, смотрите то, что тут пишу,
замечание ли, мнение ли для меня ценно, потому как это-неравнодушие и интерес к теме .

Re: Искусство и время

Добавлено: 27 апр 2021, 05:47
The Little Mermaid
Страстной вторник

В Страстной вторник во время богослужения читается евангельская притча о десяти девах, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы показать, как верующим можно попасть в Царствие Небесное. Христос часто говорил со своими современниками притчами, отражавшими знакомые им обычаи Древнего Востока, — так им было легче Его понять.

Изображение

Дионисий

1502 г.
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Россия

Роспись западного рукава собора.
Десять дев — пять разумных и пять неразумных — ночью вышли навстречу жениху. В те времена, если будущие супруги жили далеко друг от друга, то ночью они устраивали торжественную процессию с факелами и светильниками к условленному месту, в сопровождении своих друзей и подруг. Но неразумные девы, в отличие от мудрых, не взяли с собой запаса масла для светильников. Ждать жениха возле дома невесты пришлось долго, девушек сморил сон. Когда же в полночь раздался крик: Вот, жених грядет, выходите навстречу ему (Мф 25:6), мудрые девы долили масла в свои светильники, а у неразумных все масло выгорело, пришлось бежать покупать новое. Но пока они бегали, мудрые девы встретили жениха и зашли с ним в его дом.

Изображение

На картине Джеймса Тиссо «Неразумные девы», хранящейся в Бруклинском музее, они изображены заснувшими в ожидании жениха, который вот-вот появится.


Изображение
На другой картине Тиссо мудрые девы бегут навстречу жениху.

Притча о "мудрых девах"в картинах русских художников

Изображение

Притча о мудрых и неразумных девах
Липгарт Эрнест Карлович 1886
Государственная Третьяковская галерея

Притча о мудрых и неразумных девах

Изображение

Боровиковский Владимир Лукич

1825 г.
Картон, масло.
33.1 × 24.4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 20792

Пост. в 1930 из музея-усадьбы Остафьево; ранее — имение Остафьево Московской губернии, собрание князей Вяземских, графов Шереметевых.

Изображены неразумные девы, не взявшие с собой масло для светильников и не попавшие на брачный пир. Художник возвратился к теме, которой посвящена его ранняя работа — образ из Борисоглебского собора с Торжке, выполненный в 1790–1792

И,наконец, Нестеров


Изображение

М.В. Нестеров. На горах (фрагмент)

Видимо, это вольнаятрактовка, но мне видится, что невеста в ожидании свадьбы. Ее жених – красивый, мудрый, самый лучший из всех – давно дал согласие на брак. Самое главное в жизни событие вот-вот должно состояться. После него начнется новая жизнь – благословенная, удивительная, неизвестная. Но вот, когда уже все готово и невеста у порога брачного дома, жених говорит ей: "не знаю тебя". Как?! Ведь это же я, твоя любимая невеста. Как такое возможно? Ты же обещал?

А вот и современные работы

Изображение

Изображение


Источник https://foma.ru/themes/holst-pasha

Re: Искусство и время

Добавлено: 28 апр 2021, 05:43
The Little Mermaid
Ну что же, продолжим календарь Страстной седмицы в искусстве?

В Страстную среду Церковь вспоминает предательство Иуды. О самом предательстве и его мотивах известно мало. Однако, основываясь на Евангелии от Иоанна, церковное предание говорит о том, что Иуда был вор-
Предательство Иуды в картинах художников
Изображение
Голова Иуды. Федор Андреевич Бронников. 1874
На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Изображение

James Tissot (French, 1836-1902)
Judas Iscariot (Judas Iscariote), 1886-1894

Brooklyn Museum
В этот день, это была среда, — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.
Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»


Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

Изображение

Иуда.
Федор Андреевич Бронников. 1874 г.
С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

Изображение

James Tissot (French, 1836-1902)
Judas Goes to Find the Jews between 1886 and 1894

Brooklyn Museum

После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

Изображение

Giotto di Bondone. Judas Agrees to Betray Christ. Cappella Scrovegni a Padova. Padova ITALY. 1305

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Изображение

Фра Беато Анджелико (XV век−1455 ) 1437
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции



Изображение

Caravaggio (1571–1610) Michelangelo Merisi da Caravaggio circa 1598 oil on canvas 134 х 170 cm National Gallery of Ireland

Изображение

Поцелуй Иуды. Джеймс Тиссо

Изображение

Лобзание Иуды. Брюллов К. П. 1843-1847

Изображение

Иерусалим, базилика Агонии, мозаика левой апсиды


Изображение

И. Глазунов. Поцелуй Иуды

Изображение

Мухин Николай Александрович Поцелуй Иуды. 2009.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка


Изображение

Николай Ге. «Совесть. Иуда»

Изображение

Николай Ге. «Совесть. Иуда». 1891 г. Холст, масло. 149х210 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился .


Изображение

Совесть. Иуда» (1891)
Николай Ге так писал о своей картине:

«Иуда мне представляется предателем, первообразом предательства при прогрессе, часто при совершенствовании, а оно есть у всякого желающего быть человеком. Старые низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека, и вот он по слабости уступает – вот и предательство. Я сделал так.


Источник https://www.pravmir.ru/predatelstvo-iud ... -kartinax/

Re: Искусство и время

Добавлено: 29 апр 2021, 05:44
The Little Mermaid
В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю, молитву Христа в Гефсиманском саду и Его арест.

Многие художники обращались к этому библейскому сюжету. Посмотрим?

Изображение

Николай Ге. Тайная вечеря

Николай Ге не собирался становиться художником, он учился в университете на математическом факультете и вдруг.. Видимо, впечатлениеотувиденного случайно, может изменить жизнь. Так и случилось с Николаем Ге. Он увидел "Последний день Помпеи" Брюллова, решает стать художником, пишет ряд картин, которые не приносят ему ни признания, ни успеха , решает, что художником ему не стать, уезжает в Италию. После нескольких лет сомнений и неудач, он пишет "Тайную вечерю", которая не просто ошеломила современников, но вызвала ряд вопросов. Каких?

Почему на картине не удается разглядеть лицо Иуды? Почему живописец изображает Иисуса лежащим, а не сидячим? Кого из апостолов художник писал с себя, а кто изображен с образа жены?


Голову апостола Иоанна Ге писал со своей жены, Петра — с самого себя. Христос у Ге приобретает сходство с Герценом, который был кумиром художника.За эту картину художник Николай Ге получил звание профессора, минуя звание академика. Он работал над ней два года и в 1863 году представил её на выставке, проходившей в Императорской Академии художеств. «Тайная вечеря» вызвала множество откликов и дискуссий. «Впечатление от „Тайной вечери“ в Петербурге было, можно сказать, громовое», — писал критик Владимир Стасов. Император Александр II распорядился купить эту картину для музея академии.

Что мне видится самым сильным и в тоже время страшным в картине? Фигура Иуды без лица.

Изображение

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду

Мнение о картине в художественной среде было неоднозначное, одно только решение Перова не изображать лицо Христа сочли неслыханной дерзостью — до него даже светские художники придерживались канона иконографии. Но автор показывает Спасителя именно как человека: здесь нет традиционного для этого сюжета изображения чаши или ангела. Живописец подчеркивает, насколько одиноким чувствует себя Христос — кроме Него на полотне никого нет

Изображение

Репин Илья Ефимович. Христос в Гефсиманском саду.

Изображение

Поленов Василий Дмитриевич. Прискорбна душа Моя. 1889–1909

Изображение

Куинджи Архип Иванович. Христос в Гефсиманском саду.


Какой удивительный лунный свет на картине Куинджи и одинокая фигура...
И вновь Н.Ге

Изображение

Ге Николай Николаевич. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1888

Изображение

Ге Николай Николаевич. В Гефсиманском саду. 1869–1880


Я очень люблю Врубеля

Изображение

Врубель Михаил Александрович. Христос в Гефсиманском саду. 1887-1888


Библейские сюжеты неисчерпаемы, но на этом, пока закончу.
Спасибо за внимание.
Источник

https://foma.ru/velikiy-chetverg-na-kar ... deyka.html