Шестой день круиза – порт Дувр (поездка в Лондон).
Итак, Лондон! Город, добраться до которого я даже не мечтала в своей жизни. Ибо лететь 9 часов в одну сторону, чтобы сделать визу...
Как-то сразу и желание пропадает, как только об этом подумаешь. А тут такая возможность заглянуть хоть одним глазком на это чудо, знакомое еще со страниц школьных учебников! Но, видимо, Лондон - не тот город, в который можно заглянуть одним глазком и сразу влюбиться. Во всяком случае для меня это было так. Нет-нет, конечно, это было "АХ" (я даже поверить сразу не могла, что это наяву) - и здание Парламента, и Биг Бен, и Букингемский дворец, и Тауэрский мост, и... (продолжать можно долго). Но, как-то вот, что называется "не зацепил", как зацепил, например, Амстердам. Вот города, в которых можно просто идти никуда, глазея по сторонам и при этом получать кайф, они мои; Лондон "моим" городом, увы, не стал. Возможно, в нем надо пожить подольше, походить по музеям (очень много бесплатных), покататься на двуэтажном красном автобусе, проникнуться, так сказать; и тогда будет другое впечатление, но у нас нет такой возможности. Поэтому я просто говорю "СПАСИБО" во Вселенную за то, что мне выпал шанс увидеть этот великий город
Ранним утром приплыли мы в порт Дувр. По пути на завтрак увидели меловые скалы Дувра, погнала сына сфотать
Заказанные общефорумские автобусы привезли нас к Вестминстерскому мосту. Только мы вышли, а тут сразу такая панорама - Вестминстерский дворец, он же Парламент и Биг Бен! Конечно, все сразу побежали фотаться, мы - не исключение
«Биг-Бен – башня с колоколом, на которой установлены всемирно известные часы, являющиеся международным стандартом времени. Именно их куранты, первым ударом, ровно в полночь с 31 декабря на 1 января возвещают, что на планете наступил Новый год. Башня величественно возвышается над водами реки Темзы. Ее высота – 98 метров. Венчает ее огромный колокол. Это он носит название Биг-Бен, хотя большинство туристов ошибочно полагают, что так называются часы. Впрочем, половина из них именует Биг-Беном саму башню.»
Пройдя по Вестминстерскому мосту, спустились в подземку для посещения туалета. Женский был закрыт, для посещения мужского нужны были английские фунты наличными, у большинства их не было (так же как и у нас), поэтому мы всем колхозом оккупировали туалет, пропустили мальчиков, потом пошли девочки, турникет нам почти не мешал
К слову, когда я захотела проделать тот же трюк вечером, женский туалет также был закрыт, а в мужском сидела афро-англичанка, которая сразу замахала на меня руками. Пришлось идти к другому входу в поисках отхожего места. Нашли, там уже «смотрителем» был афро-англичанин, который без проблем нас пустил за 2 евро, а потом еще пытался со мной разговоры разговаривать (смешно, но я его даже понимала, с моим-то никаким английским), пока ждала сына. Шутил, что мой бой-френд меня бросил и уже ушел
Да-да, мол он сам видел, как уходил вон в ту сторону. Я его успокоила, сказала, что это мой сын. Тогда он решил меня попытать, откуда мы. Ясное дело, что кроме Москвы на ум ему ничего не пришло. Подоспевший Денис рассказал ему, что нам до Москвы 9 часов лету. Он очень удивился. Теперь хотя бы будет иметь представление о размерах моей Отчизны
Что-то я отвлеклась
Пока форумчане оккупировали туалет, мы вышли на улицу и устроили фотосессию с красными телефонными будками. Нам попались правильные телефонные будки, а не те, из которых уже сделали мусорку или нужник (видела у сокруизников и такие фото).
Потом все вместе по Downing Street направились смотреть на парад конной гвардии. Вот такие красивые гвардейцы.
«Как известно, Лондон — это один из крупнейших мировых мегаполисов, и как пристало мегаполису, он может похвастать множеством удивительных мест. Одним из таких является всемирно известная площадь парадов Конной гвардии. Фундамент площади был заложен еще 3 сотни лет назад — в 1745 году. Изначально это место использовалось для проведения рыцарских турниров, а после смерти короля Генриха VIII, на этом месте стали проводить смотры военных.
Ныне площадь парадов Конной гвардии является публичным местом, где проводятся различные мероприятия. Среди традиционных можно отметить ежегодную церемонию выноса знамени в честь празднования дня рождения королевы и непосредственно сами парады.»
Следующим пунктом прогулки был Сент-Джеймсский парк, очень красивый, особенно, если учесть тот факт, что в XIII веке это были непроходимые болота. Очень романтичное место, нам бы такой парк в городе.
«Сент-Джеймсский парк часто ассоциируется с политическими и литературными событиями, в связи со своим расположением. Он находится в самом сердце Лондона, а его площадь составляет 23 гектара. В парке есть красивое озеро, в котором плавают утки, гуси и пеликаны. В Сент-Джеймсском парке часто проходят церемонии, парады и торжества национальной важности.
Три королевских дворца окружают этот парк. Самый старый из них является Вестминстерский дворец, ныне известный как штаб-квартира британского парламента. Дворец Сент-Джеймс, со своим неповторимым стилем, и самый известный Букингемский дворец, где с 1837 года живут монархи Англии.
Сент-Джеймсский парк является самым старым парком Лондона.»
А вон вдалеке и Лондонский Глаз виднеется
Из Сент-Джеймсского парка вышли к Букингемскому дворцу – символу британской монархии. Народу здесь было, ну просто огромное количество
Мне не понравилось, пыталась протиснуться к ограде, чтобы на гвардейцев королевы в медвежьих шапках посмотреть, но получилось только вот что
«Букингемский дворец относится к наиболее известным зданиям в мире, ежегодно его посещают более 50 тысяч людей. Сад Букингемского дворца считается самым большим частным садом Лондона. В 1828 году был создан искусственный пруд, который питает река, протекающая через Гайд-парк.
Букингемский дворец находится под охраной Придворного дивизиона, в состав которого входит Королевский конный полк и полк Гвардейской пехоты. С апреля по август здесь ежедневно проходит одна из наиболее знаменитых церемоний Лондона – смена королевского караула.
Обязательным атрибутом форменной одежды охраны королевы является медвежья шапка, высотой в 46 см. Впервые британские пехотинцы одели их в 1815 году в битве при Ватерлоо. Они последовали примеру французских гвардейцев Наполеона, которые носили такие шапки, чтобы казаться выше и мощнее. Сейчас их носят только для церемониальных целей и в Домашних войсках королевы, как память о победе при Ватерлоо. Шапки делают из натурального меха канадских бурых медведей. Это вызывает возмущение у защитников животных. Уже долгое время министры обороны Великобритании обещают найти замену натуральному меху, но до сих пор это не сделано.»
Вот если бы повалялась так на травке-земельке (а где же хваленые английские газоны? Что-то не видать…
), может и прониклась бы Лондоном
Но времени мало, поэтому двигаемся дальше. Следующий по курсу – Сент-Джеймсский дворец
«Самый старый дворец Лондона, Сент-Джеймсский дворец, расположен к северу от парка Сент-Джеймс. Это, пожалуй, наиболее доступная и самая необычная резиденция британских монархов в Лондоне. Архитектура дворца полностью подтверждает давно сложившееся мнение о том, что англичане отличаются сдержанным нравом.
Невозможно поверить в то, что это скромное здание и есть знаменитый дворец Сент-Джеймс, который на протяжении столетий посещали с визитами послы всех государств мира. Небольшой по своим размерам и очень уютный Сент-Джеймсский дворец не имеет ограды, а в его окна может легко заглянуть любой желающий. Тем не менее, Сент-Джеймс считается важной частью города, ведь именно здесь монархи были максимально близки к народу. Именно здесь, в Сент-Джеймсе, внутренняя жизнь всего королевского двора открыта для всех жителей столицы.»
Дальше часть прогулки ничем примечательным мне не запомнилась (кроме магазина чая и кофе, где мы прикупили два вида чая и теперь я пишу этот отчет с чашкой английского чая с русским клубничным вареньем), поэтому просто несколько фото лондонских улиц и форумчан на них
После магазина наши пути с форумчанами разошлись, так как обязательными пунктами нашей «программы» было посещение лондонского паба и дегустация эля, а затем поездка к Тауэрскому мосту.
Мы дошли до заменитой площади Пикадилли, но ничем таким особенным она мне не показалась.
Немного интересных фактов о ней
«Особенность Пикадилли – это неоновые вывески, которые появились здесь еще в начале ХХ века. Внутри самых первых вывесок находились обычные электрические лампочки, которые позже были заменены на неоновые. Затем в 1998 году в вывесках использовались цифровые прожекторы, которые впоследствии сменили на LED дисплеи. В связи с тем, что цены на аренду резко возросли, количество щитов заметно уменьшилось. В настоящее время щиты сохранились только на одном здании, расположенном между Гласхауз-Стрит и Шафтесбари Авеню. Это здание в народе называют «Монико» в честь одноименного кафе, которое там когда-то находилось. Щиты выключают в особые дни, например в день гибели принцессы Дианы и в день смерти У.Черчилля.»
А вот следующая от нее улица (если не ошибаюсь, это Piccadilly Circus) – произвела впечатление
Но тут пошел кратковременный дождик, мы свернули куда-то в поисках паба и быстро нашли как раз то, что хотелось – очень аутентичное заведение. Как оказалось, с весьма высокой оценкой
На первом этаже был маленький паб, где можно было только выпить, а на втором – маленький ресторанчик. Поэтому первый этаж мы только сфотали и пошли на второй, так как собирались не только пробовать эль, но и узнать, что ж за зверь такой этот Fish and Chips, о котором даже в Википедии написано:
«Рыба и картофель фри (англ. Fish and Chips, Fish and Fries в Северной Америке; в русском языке также используется транслитерация фиш-энд-чипс) — блюдо, состоящее из рыбы, обжаренной во фритюре, и нарезанного крупными ломтиками картофеля фри. Это блюдо считается неофициальным национальным английским блюдом и является неотъемлемой составляющей английской кухни.»
Скажу честно – было вкусно! И эль, и фиш-энд-чипс – выше всяких похвал, особенно запомнилось пюре из зеленого горошка с мятой, очень необычный вкус. Ну, а теперь – фоточки
А в санузле была замечена раковина с раздельными кранами для горячей и холодной воды, хотела такую найти и нашла. Дело в том, что перед круизом я читала отличную книгу Всеволода Овчинникова "Корни дуба" и мне хорошо запомнилось вот это место:
«Видите ли, - продолжал хозяин после нерешительной паузы, - мы с женой едем в СССР впервые. И все, кто там бывал, советуют нам непременно захватить с собой пробку для умывальника. Говорят, что в гостиницах у вас тепло, даже есть горячая вода. Но вот раковину затыкать нечем - так что ни умыться, ни побриться. Какого же диаметра везти пробку? Одинаковы ли они в разных городах? И не подумайте, что нас пугают какие-то мелкие неудобства. Дело не в них, каждый друг Советского Союза понимает, что всего сразу не напасешься: революция, война.. . Но почему пробок для ванн давно хватает, а с пробками для раковин дело так затянулось?
Умывальник без пробки. Сколько раз вопросами о нем меня ядовито донимали наши недруги, сколько раз недоуменно спрашивали о нем наши друзья! Сколько раз при публичных выступлениях и в частных беседах мне доводилось объяснять, что привычка умываться под струей воды - это не суровое наследие революции и войн, а национальный обычай, сложившийся с незапамятных времен, что еще задолго до появления водопровода у нас было принято поливать на руки из ковша или набирать воду в ладони из рукомойника. Именно поэтому, добавлял я, советский турист так же сетует в Англии на ванну без душа, как английский турист в СССР - на умывальник без пробки. Останавливаясь в английской гостинице, всякий раз негодуешь и недоумеваешь: во-первых, как раздеваться при таком холоде; во-вторых, как ополоснуть ванну, если нет ни таза, ни гибкого шланга; и, в-третьих, как ополоснуться самому, если нет ни душа, ни смесителя - только краны с холодной и горячей водой.»
Когда вышли на улицу, дождик уже кончился, и мы продолжили свою прогулку до Трафальгарской площади.
«Площадь короля Вильгельма IV – так называлась она ранее, но в 1805 году честь боевых действий у мыса Трафальгар, когда английский флот во главе с адмиралом Нельсонам одержал победу над противником. Так, площадь переименовали в Трафальгарскую.
Темно-серая колонна из гранита со статуей Нельсона, украшенная фресками, литыми фигурами львов и фонтанов с 1843 года располагается в самом центре площади, высота колонны составляет 44 метра. Кроме того, в районе площади находится церковь Святого Мартина, Лондонская Национальная галерея и другие известные строения. Постаменты для четырех скульптур появились в углах площади в 1841 году, три из них были заняты статуями британских государственных деятелей (сэр Чарльз Нэпир, лорд Хавелок, Георг IV), а четвертый постамент пустовал до 2005 года. Сначала его заняли фигурой беременной Элисон Лэппер (художница-инвалид), затем ее сменила скульптура немецкого ваятеля Томаса Шютте под названием «Модель отеля», представляющая собой разноцветную стеклянную инсталляцию. Далее на постаменте красовался макет флагмана Нельсона «Виктори», помещенный в огромный бутыль из плексигласа (масштаб 1:30)…»
В наше посещение на четвертом постаменте было это
Уже по приезду нашла, что это.
«В Лондоне на Трафальгарской площади установили статую скелета лошади. Изваяние было создано Гансом Хааке, 78-летним скульптором, проживающим в Нью-Йорке. Работа получила название «Даренная лошадь» и была установлена на четвертый пустующий постамент на Трафальгарской площади. Создана статуя была по рисунку британского художника 18 века Джорджа Стаббса «Анатомия лошади». Примечательно то, что другие работы этого автора выставлены в Лондонской Национальной галерее, что располагается на этой же площади.
Статуя лошади смотрит на здание Лондонской фондовой биржи. На изваянии есть несколько камер, направленных на биржу, более того – скульптура оборудована дисплеем, отображающим биржевые курсы валют.»
Красивая площадь! Шестиметровые львы просто великолепны!
На площади мы нырнули в старейшее в мире метро и поехали до Тауэра.
Напишу, как оплачивали проезд, чтобы будущие круизеры не совершали наших ошибок. Так как разовый билет в метро стоит 4,9 фунтов (больше 400 руб.), то мною было решено купить карты oyster по 5 фунтов (которые можно потом вернуть) и положить на них 5 фунтов для оплаты проезда, тогда одна поездка обходится в два раза дешевле – 2,4 фунта. Мы купили две карты (оплатили банковской карточкой) и положили на каждую по 5 фунтов. Проехали на метро два раза, потом попытали вернуть oyster. На станции возле Вестминстерского моста нам отказали, дескать это можно сделать только на соседней. Время у нас еще было (хотели идти к Вестминстерскому аббатству), поэтому мы решили прогуляться по набережной Темзы до следующей станции, это было совсем близко. Но и там нам отказали. Ввели новые правила – вернуть карту можно только через 2 дня. В общем, сэкономить не удалось, в итоге мы потратили столько же, как если бы просто купили разовые билеты. Зато одна карта приехала с нами домой и теперь напоминает мне эту забавную историю о несостоявшейся экономии
(опять же ее можно использовать при следующем визите в Лондон – ну а вдруг?), а другую я поменяла в сувенирном магазинчике аж! на 4 открытки с видами Лондона
Тауэрский мост для меня был таким же значимым символом Лондона, как и Биг Бен, поэтому мы просто обязаны были его увидеть. И увидели! Мост великолепен! Хотелось бы, конечно, посмотреть и на разведение моста, и сходить в Тауэр – такой же символ Лондона, как и мост, но увы…
Интересные факты
«Первоначально жители Лондона выказывали такое же презрение к новому архитектурному элементу, как и парижане к Эйфелевой башне, считая башни старомодными и нелепыми.
В начале ХХ века, а именно в 1912 году, британский пилот Френк МакКлин сумел провести свой биплан между башнями моста в пространстве между верхним и нижним ярусом. Похожий случай произошел и в 1968 году, когда Алан Поллок, служащий Королевских ВВС, пролетел в этом же месте на истребителе, протестуя против политических действий правительства. После инцидента он был незамедлительно арестован и уволен со службы.
Во время Второй Мировой Войны немецкие авиационные силы прилагали все усилия для уничтожения наиболее важных сооружений столицы Великобритании. В числе главных целей был и Тауэрский мост, однако, к счастью, конструкция осталась цела.
Очень известный случай в истории моста произошел в 1952 году, когда работник из обслуживающего персонала Тауэрского моста забыл предупредить водителя городского автобуса о разведении крыльев конструкции. Водитель понял это когда уже въехал на мост и увидел поднимающийся пролет. Он принял чрезвычайно смелое решение – набрать максимально возможную скорость и прыгнуть на другую сторону. Этот отчаянный маневр увенчался успехом, благодаря чему все пассажиры остались живы. За смелость городской совет даже вручил водителю небольшую денежную премию.
Интересная история произошла и в 1997 году, когда кортеж тогдашнего президента США Билла Клинтона следовал за кортежем премьера Великобритании Тони Блэра. Последний благополучно преодолел Тауэрский мост, а вот машины Клинтона вынуждены были задержаться из-за начавшегося разведения. Срочно свести мост, чтобы избежать дипломатических неувязок не удалось, поскольку речной транспорт на законодательном уровне имеет приоритет над наземным. Поэтому главе США пришлось подождать, пока корабль полностью пройдет под мостом.»
Лондонский Тауэр оказался очень миниатюрным.
На последнем фото, кстати, хорошо виден кусочек настоящего зелененького английского газона, а вот на переднем плане совсем некрасивый газон у Тауэра.
«Лондонский Тауэр самый сохранившийся замок в Европе, а возраст у замка «почтенный», ему более 900 лет! Тауэр никогда не удавалось взять штурмом, толщина стен замка более 4,6 метра. Лондонский Тауэр одновременно являлся и жилищем королей и тюрьмой для особ знатного происхождения, в том числе и королевских особ.
Тот факт, что со дня своего основания Тауэр являлся государственной тюрьмой, принесло ему зловещую славу, первый узник был заключен в крепости в 1190 году. Стены Тауэра на протяжении веков были свидетелями человеческого горя и трагедий.
В крепости были заточены знаменитые узники: король Яков I Шотландский, Иоанн II, король Франции и французский принц Карл Орлеанский, Генрих VI, не пощадили и детей, именно здесь произошло убийство двух маленьких принцев Эдуарда V и Ричарда. На территории Тауэра были казнены три английских королевы, две из них Анна Болейн и Кэтрин Говард были женами Генриха VIII, а так же «королева на 9 дней» Джейн Грей.»
Интересные факты
«Церемония ключей (Ceremony of the Keys) в Тауэре
Семьсот лет незыблема эта традиция. Каждый день, ровно в 21.53 хранитель ключей выходит из башни Byward, ему на встречу идет Охрана ключей. Хранитель одет в костюм эпохи династии Тюдоров. Охрана запирает Главные ворота и подходит к Кровавой Башне, звучат традиционный диалог, который начинается словами: «Стой, кто идет?» и заканчивается: «Боже, храни королеву Елизавету». Ночью ключи хранятся в резиденции управляющего.
Интересен тот факт, что эта традиция незыблема при любых обстоятельствах, ее задержали на полчаса в 1941 году, во время прямой атаки Тауэра нацистскими бомбардировщиками.
Вход на церемонию ключей осуществляется по пригласительным билетам, которые может получить каждый (!) написав предварительно (за два месяца) письмо.
Почтовый адрес:The Ceremony of the Keys,HM Tower of London,London EC3N 4AB.
Билеты, причем абсолютно бесплатно Вам вышлют по почте.»
Закончилась наша прогулка по Лондону перемещением по набережной в попытках сдать oyster. Получились прекрасные виды на колесо обозрения "Лондонский глаз" (London Eye). Обратила внимание и на красивые скамейки.
По пути обратно понравились пригороды Лондона, жаль на ходу через окно хорошо не сфотаешь, но я попыталась
Дальше мы пассивно поучаствовали в общефорумном квесте «Опоздаем из Лондона на корабль или успеем». Денис так вообще спал, я же полностью расслабилась, как только села в автобус. Вот опоздать на автобус и остаться в Лондоне – это было страшно. А когда я уже оказалась в автобусе, мне было хорошо. Для неосведомленных скажу, что время «все на борт» (а это час Х, когда все уже должны быть на борту, убирается трап и судно готовится к отплытию) было 19.30. Наш автобус был первым из 4-х общефорумных и подъехали мы к терминалу где-то в 19-45, то есть по-правилам трап уже должен быть убран. Но для того существуют правила, чтобы были из них исключения. Я ехала с одной мыслью, что «нас много и мы в тельняшках», даже если корабль и уйдет (что, думаю, маловероятно при отсутствии на борту почти 200 человек, которые еще и без английской визы), то мы сообща уже как-то эту проблему решим. Зато какое бы это было невероятное приключение!