Стамбул- город великий!
У него очень богатая и интересная история,да и сам город очень колоритный.
Это бывшая столица Римской, Византийской, Латинской и Османской империй.
Челноками, облезлыми, название города сильно под замусолено,но на самом деле...
Я бывал там много раз, но уже давно.
И вот решил вновь навестить его, пусть и не на долго.
Вспомним что-же это за город такой.
История.
История названия города.
В VII веке до нашей эры колонистами (в основном, выходцами из греческого города Мегары) был основан город Византий.
В 330 году римский император Константин I Великий перенёс столицу Римской империи в Византий, которому было дано название Новый Рим, однако это наименование не прижилось, и вскоре столицу стали называть Константинополем — городом Константина.
В XIII веке арабы использовали название Истинполин, которое восходит к греческой фразе («ис тин пόли(н)») — в город или к городу. Отсюда могло произойти современное название.
Согласно другой версии, название происходит от Исламбул (город ислама), что, однако, вызывает сомнения в связи с существованием вышеупомянутого названия Истинполин, созвучного современному, ещё до падения Константинополя в 1453 г. Фирман 1760/1 г. (который на практике так и не был реализован) в качестве официального устанавливал встречавшееся уже в документах XV в. название Исламбол (наполненный исламом).
С конца XVIII в. в европейских странах, в том числе в России, в употребление входит искажённая форма: Стамбул. Формально город после его захвата турками и переноса туда столицы империи не переименовывался: для турок он как был, так и оставался Истанбулом (Стамбулом), а для греков — Константинополем.
До 1930 года официальное, международно принятое название города: Константинополь, каковое признавалось Великим национальным собранием Турции: подписи его полномочных представителей стоят под Лозаннским договором, текст которого использует исключительно топоним Константинополь. В официальных русских текстах Константинопольского договора 1724 года, Парижского мирного договора 1856 года, Сан-Стефанского мирного договора 1878 года и Берлинского трактата 1878 года используется принятый тогда в России топоним Константинополь. Другое историческое название, до сих пор используемое в титуле Константинопольского патриарха: Новый Рим или Второй Рим, до 330 года Византий.
В средневековых русских летописях и иной литературе часто именовался Царьградом или Константиновым градом, в болгарском и сербском языках топоним Цариград в настоящее время употребляется как неофициальное обозначение города.
При провозглашении Турецкой Республики 29 октября 1923 года столицей государства была провозглашена Анкара (Ангора), к тому времени уже несколько лет бывшая центром кемалистской администрации (халифат продолжал существовать до марта 1924 года).
28 марта 1930 года турецкими властями было предписано использовать только турецкий вариант названия - İstanbul
В русском языке турецкое название Istanbul используется в русифицированном варианте Стамбул.
История Стамбула
Следы первых поселений были обнаружены на азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первые поселения в окрестностях нынешнего дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку. Самые ранние поселения датируются 6 700 годом до нашей эры.
Византий (Byzantium). Первой известной датой в истории города считается 659 год до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегары (мегарейцы), их колонией стал Халкедон, ныне городской район Кадыкёй.
Непосредственно сам город Византий основал Визант (Визас) из Мегары в 667 году до нашей эры.
Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское.
Однако по этой причине он много раз подвергался нападениям.
В 74 году до н. э. Византий попадает под власть Рима, после чего наступил спокойный период. После значительного разрушения в ходе гражданских войн при Септимии Севере он быстро пришёл в упадок. В III веке город неоднократно подвергался набегам со стороны варваров. Из построек этого времени частично сохранился ипподром.
Римская империя и Византийская империя
В 324 году император Константин Великий развернул масштабное строительство на территории Византия, увеличив площадь города в несколько раз. 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом или Константинополем.
После распада империи он становится столицей Византийской империи (Восточно-Римская с 395 г., осталась единственной империей с 476 г.). Самоназванием империи было Ромейская, а народа — ромеи, т.е. римляне. Этим именем («румлар» по-турецки) турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города.
На протяжении тысячелетия он был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших в мире. В 1204 году был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками. Султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи.
После взятия Константинополя османы, сделавшие его столицей своей империи, стали перестраивать город; наиболее значительные православные храмы были обращены в мечети, включая Собор Святой Софии. При Мехмеде II строятся дворец Топкапы, мечеть Завоевателя, Гранд базар.
После захвата османами Египта в 1517 году некоторые значимые исламские реликвии были перевезены из Каира в Константинополь. Константинополь становится центром исламского мира — халифата.
Во времена Сулеймана Великолепного в 1520—1566 годах для города наступает золотой век. Османская империя существенно расширилась, в Константинополе строятся новые мечети, медресе и иные здания. Особое место занимает строительство Мечети Сулеймание.
Голубая мечеть строится в 1609—1616 годах при султане Ахмеде I. Нередкие землетрясения и пожары, однако, приводили к потерям архитектурных ценностей города.
В XVIII-XIX веках Османская империя, находясь в постоянных войнах с европейскими государствами и Россией, теряет большую часть балканских владений, Болгарию, Крым. Статус черноморских проливов Босфора и Дарданелл и статус самого государства (восточный вопрос) становится объектом политики европейских держав в XIX веке. В это время происходит некоторая европеизация оттоманской элиты, которая начинает проявлять интерес к европейским архитектурным стилям: барокко и рококо. В царствование Абдул-Меджида (1839-1861), эпоху Танзимата, в высшем обществе империи в моду входят французский язык, европейское платье, в некоторой степени либерализируется политическая жизнь и религиозная политика. Зримым символом перемен стал переезд резиденции султана из дворца Топкапы в новую резиденцию дворец Долмабахче.
В 1845 году был построен первый постоянный Галатский мост, в 1850 году по Босфору пошли пароходы.
В 1871 году в Константинополе начинает действовать трамвайная линия, а в 1875 году карликовая линия метро Тюнель.
В 1889 году открыто пассажирское железнодорожное сообщение Париж — Константинополь («Восточный экспресс»).
В конце XIX века в городе создаётся современная по тем временам система электро- и водоснабжения.
В конце XIX — начале XX веков в городе был построен ряд крупных христианских культовых сооружений, в том числе католическая церковь Святого Антония Падуанского и православный храм Святой Троицы в Пере. Христиане разных конфессий составляли половину населения города в 1910 году.
В годы Первой мировой войны Турция была союзницей Германии; после их поражения в войне и заключения Мудросского перемирия, 13 ноября 1918 года Константинополь оккупирован войсками Англии, Франции и Италии.
Национальное турецкое движение во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком, при значительной финансовой и военной помощи, оказанной большевистским правительством РСФСР начиная с осени 1920 года, в 1922 году освободило Константинополь от Антанты.
В октябре 1923 года, после победы турецкого национального движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой Республики, столичные функции Константинополя перешли к Анкаре, однако, город сохранил роль торгово-промышленного, культурного центра страны.
После принудительного выселения в 1923 году православного населения из Турции, он оставался единственным городом страны, где сохранялось значительное греческое население, однако, ряд дискриминационных мер экономического характера, предпринятых кемалистским режимом в 1930-е — 1940-е гг., привёл к экономическому упадку и относительному запустению Перы, ранее процветавшего района греческого бизнеса и культуры. Последовавшие во второй половине XX века погромы и дискриминация коренного греческого населения города привели к исчезновению сколько-нибудь численно значимой греческой общины; тем не менее, Стамбул остаётся центром Константинопольского Патриархата с резиденцией Вселенского Патриарха в квартале Фанар (Фенер).