На следующий день решили взять обзорную автобусную экскурсию по Сингапуру на туристическом автобусе City Sightseeing Singapore. Решили взять потому, что в Сингапуре я была в первый раз, а на автобусе можно было посмотреть за один день практически все главные достопримечательности, и ноги не так устанут. Двухэтажные автобусы, как и во многих других городах, комфортны, с открытым верхом и нижним кондиционированным помещением. Ходят по нескольким маршрутам, с определенным интервалом, Hop-On Hop-Off . Это значит, что можно сойти в любом понравившемся месте, погулять, а потом вернуться на остановку и следующим автобусом продолжить тур по городу. Стоимость 43 сингодоллара. Русский язык есть.
Вместе с билетом выдают карту маршрута со всеми остановками и расписанием движения автобусов, а также буклетик с 5% скидками на посещение некоторых достопримечательностей.
Отправляется автобус от Сантек-сити (Suntec City). У автобуса семь линий. Успели проехать по двум. Желтой и красной.
Первая остановка, на которой мы вышли, была Чайна-таун.
Не выйти было просто невозможно, так как из окна автобуса увидели разукрашенные ворота индуистского храма.
Каждый индуистский храм окружается четырьмя воротами по сторонам света, но только одни особенно выделяются для встречи верующих. Многоуровневая надвратная башня (гопурам) была украшена многочисленными скульптурами богов, богинь и экзотических чудовищ.
Все они смотрят на мир людей сверху вниз. Верующим это нужно для того, чтобы можно было поклониться божествам издалека, не заходя в сам храм, а туристов же, наоборот, башня храма заманивает зайти внутрь. Когда-то, пока вокруг не было новых высоких зданий, она была видна издалека, и верующие могли совершать молитву на расстоянии. Но сегодня, чтобы увидеть башню, нужно подойти поближе
Конечно, и мы не смогли не обратить на неё внимание.
Храм Шри Мариамман (Sri Mariamman Temple или Мариамман Ковил) — старейший индуистский храм в Сингапуре. Центральное место в храме занимает богиня-мать Мариамман. Это культовое место считается одним из важнейших для большинства сингапурцев индийского происхождения. Храм входит в число сингапурских памятников национального значения.
Построен он был в 1827 году. Больше всего усилий к его созданию приложил Нарайна Пиллаи, сподвижник Стэмфорда Раффлза, чиновник Британской Ост-Индской компании тамильского происхождения, лидер индийской общины Сингапура того времени.
Британские власти сначала хотели определить для индуистского храма место рядом с остальными культовыми сооружениями первых иммигрантов. Однако территория в заливе Телок Айер не обладала источником пресной воды, необходимой для индуистских ритуалов. Поэтому после нескольких попыток для Шри Мариамман и было выбрано нынешнее место.
В основании башни - большие деревянные врата, ведущие внутрь храма. Над ними связки тропических фруктов, символизирующих чистоту и гостеприимство.
Есть поверье, что при входе нужно позвонить в колокольчик, чтобы предупредить богов о своем прибытии. Уходя надо позвонить еще раз, чтобы "попрощаться" с божествами. Говорят, от этого сбываются желания.
Храм радушно и бесплатно принимает всех посетителей, уважающих его правила и обычаи. Перед входом в храм надо обязательно снять обувь и оставить её на улице. Полы не очень чистые. Видно, что птицы тоже любят посещать это место.
Внутри достаточно скромное помещение с оригинальными колоннами, многокрасочными скульптурами богов и росписями, посвящёнными их деяниям.
Сразу за дверью помещение, где верующие совершают ритуал очищения.
Если от ворот и башни-гопурама пройти сквозь череду аркад со сводами, расписанными фресками, то попадаешь к массивным дверям. За ними главный алтарь, куда доступ для посетителей закрыт.
Основное пространство южноиндийского храма носит название "мандапа". В его боковых галереях красочные фигуры главных индийских богов в разнообразных воплощениях. Верующие, совершая перед ними молитву, окропляют себя водой. Между колоннами мандапы можно увидеть два открытых двора, окруженных стеной и постройками с разноцветными богато украшенными фигурами сводами.
На стенах храма - многочисленные изваяния священных белых коров, на которых, согласно преданию, ездит Мариамман.
С момента постройки храм Шри Мариамман служил убежищем для новых иммигрантов-тамилов, прибывающих в Сингапур. Храм давал им приют и кров, пока они не находили себе работу и место постоянного проживания. Также этот храм, единственный из всех, был уполномочен проводить церемонию заключения индуистских браков.
Сейчас храм также действующий и является участником всех индуистских праздников. О проведении торжеств можно узнать по флагштоку. За несколько дней до начала церемонии на нем поднимается знамя.
Самый известный из индуистских праздников посвящён хождению по углям.
Это праздник, в честь богини Драупади (Draupadi), который проходит ежегодно в октябре-ноябре.
Драупади - главная героиня древнеиндийского эпоса "Махабхарата". По преданию, она доказала свою верность и невинность, пройдя босиком по раскаленным углям. В память об этом событии тысячи индусов ежегодно приходят в храм, чтобы повторить подвиг богини, очиститься и искупить грехи. Количество зрителей обычно превышает число участников ритуала в несколько раз.
Праздник начинается в 2 часа дня у другого храма - Шри Шриниваса Перумал (Sri Srinivasa Perumal) в районе Маленькая Индия, откуда громадная процессия, возглавляемая священником, следует к храму Шри Мариамман. Там в определенном месте заранее снимают дерн и подготавливают и наполняют поленьями яму примерно трехметровой длины. Дрова поджигают, и, когда они превращаются в угли, священник первым пересекает яму, а за ним следуют одетые в желтые одежды верующие. Затем они проходят через емкость с козьим молоком и натирают ступни порошком из желтого тропического имбиря - куркумы. В результате земля местами окрашивается в желтый цвет. К церемонии допускаются только мужчины. Считается, что огонь не причинит вреда тем, кто соблюдает пост, воздерживается от мирских наслаждений и тверд в вере. Чтобы пройти испытание успешно, участники тщательно готовятся, однако случается, что несколько верующих среди нескольких тысяч получают ожоги.
Во дворе с детьми-подростками проводили какие-то занятия, скорее всего по истории или культуре.