Старый-старый отзыв, не с ТФ, но может будет что-то полезное ))
Милан появился в этой поездке как промежуточный пункт перед трансатлантическим круизом, который отправлялся из Савоны. И поскольку отпуск не резиновый, выделить на него больше одного полного дня не получалось.
27 ноября 2012г вечерний (20-20) рейс Алиталии вылетел из Шереметьево вовремя. На удивление самолет был заполнен едва ли на треть. И это регулярка. Некоторые легли на свободные ряды и спали. Особо не хотелось. Питание среднее (ананас явно тухлый), правда, наливают, хотя и в ограниченном количестве.
Прилетели вовремя. В аэропорту ливень. Что не радует, хотя остается надежда, что долго такой дождь идти, наверно, не может. Паспортный контроль прошли быстро и почти сразу привезли вещи. Примерно в 21-20 были уже в терминале. Прямая электричка до Милано сентрале уходила в 21-43 и были хорошие шансы успеть. Чтобы попасть на электричку надо спуститься на лифте на один уровень ниже зала прилетов. Далее по указателям, понятно и просто. В кассу очередь. Возле автоматов никого из персонала, пробую разобраться. Так, язык на английский, выбираю станцию назначения, класс билетов (от фонаря), количество билетов, высвечивается итоговая сумма – 20Е, автомат просит карточку, вставляю. И… непонятная ситуация: в дополнительном окошке там, где карточка, загорается надпись на итальянском, которую понять не могу. Ввожу пин. Ноль реакции. Достаю карточку, проверяю, что вставил так, как на рисунке, вставляю – та же надпись. Время идет, люди в кассе практически кончились, решаю идти в кассу, достаю карточку – загорается новая надпись с понятным словом PIN. Ввожу: подождите, билет печатается, кол-во билетов 1. Как так? Я же точно два оплачивал. Выползает билет, смотрю внимательно – 2 пассажира, итого 20 Е. Фу-у-у. Успеваем.
Выходим на платформу по указателю. Садимся. Людей мало. Практически все размещают вещи на соседние сиденья, поступаем также. Отправились вовремя. Где-то на второй или третьей станции тетка вполне себе итальянской наружности начинает дергаться, спрашивает что-то по-итальянски и пулей вылетает на следующей станции. Нехорошие подозрения. Спрашиваю куда едем у людей, похожих на местных. Вроде, подтверждают , что все правильно.
Вокзал Милано Сентрале – конечная станция. Вокзал огромный, похоже, что больше 25 путей. Из карты приблизительно понимаю, куда надо стремиться, но с вещами по лестницам спускаться не хочется , а эскалаторы почему-то вывозят не туда, куда хотелось , приходится кружить. Наверное, где-то должны быть лифты, но сразу не видно. С блужданиями выходим на нужный угол вокзала, хотя без лестницы так и не обошлось. На улице, естественно, дождь. И довольно сильный. Таксистов не видно, впрочем, идти всего 400м. Из этих соображений отель и покупался.
Долго думал, писать ли про подготовку отдельно, но решил, что для чтения это будет неудобно. Так что буду делать отступления. Итак, в Милане был забронирован отель Мифос 4*.
http://www.primehotels.it/eng/mythoshotel.html. Я обычно стараюсь не брать отели с рейтингом букинга меньше 7. Но здесь требовалось переночевать две ночи рядом с вокзалом, желательно с хорошим завтраком и за меньшую цену. Поскольку , даже трешки в округе стоили дороже чем 65Е, за которые продавался Мифос, я решил, что как-нибудь переживу несоответствие отеля заявленной категории. В итоге так и оказалось.
Сориентировавшись по гугл-распечатке, выбрали нужное направление, и накинув капюшоны, двинулись в дождь, пересекли вокзальную площадь (как впоследствии оказалось всю ее можно было пройти по подземному переходу). Сплошные отели, ресторанчики, струи воды, льющиеся с балконов и водосточных труб и ни одной живой души. Как не странно, нашли отель, ни разу не заблудившись, с первой попытки.
Портье даже не сделал попытки помочь занести чемоданы. И, зарегистрировав паспорта, просто указал в сторону лифта. Впрочем, это единственный минус , обнаруженный в отеле. Зато номер вполне себе порадовал. Небольшой, но нашлось место и для рабочего столика и для кресел. А на полу даже хватало места для разложенных чемоданов.
В шкафу обнаружились сейф, белые тапочки и походный набор: иголки с нитками. Само-собой минибар, фен, и, очень кстати, для промокших вещей работающие батареи парового отопление и полотенцесушитель. Набор туалетных принадлежностей тоже порадовал: шампунь и гель для душа содержали оливковое масло.
Присутствовал и балкон, на который даже можно было выйти. Чтоб уж не возвращаться – вид с балкона, это на утро третьего дня, когда дождя практически нет.
Хотелось спать.
Но все-таки достал планшет. Открытый вай –фай подключился автоматически и на вполне приличной скорости. А прогноз погоды на завтра «порадовал» непрекращающимся дождем.
То, что Миланский собор - Дуомо находится в Милане, знает даже ребенок. Наиболее продвинутый ребенок знает еще, что в Милане находится еще и знаменитая фреска Леонардо Да Винчи. Знал это и я. Также мне было известно , что попасть туда можно или чудом, или сильно заранее забронировав билет. Чудом нам уже удавалось попасть в галерею Боргезе, поэтому я решил просто купить билеты по интернету, благо, что до отъезда было еще два месяца. На всякий случай сайт бронирования
http://www.vivaticket.it/index.php?nvpg ... nto=440312
Билеты были куплены на 8-20 утра, причем подойти к кассам рекомендовалась за полчаса. Из чего получалось, что посещение «Тайной Вечери» становилось первым номером в программе дня, еще оставался упомянутый собор, а дальше ? Запрос в интернете «достопримечательности Милана» привел к широкому диапозону мнений от «смотреть в Милане нечего» до «не обойти и за неделю».
(
сейчас я бы сказал, что для более=менее полного и не бегом осмотра Милана надо три дня. Но каждый раз по приезду ноги все равно выносят к Дуомо)
Завтрак в отеле начинался в 7. Качество его весьма порадовало.
По крайней мере, не круассан с кофе, о еде можно было долго не думать. Дождь, само-собой, лил не переставая. Удивительно то, что Надежда, которая обычно не убирает зонт из сумки даже в тридцатиградусную жару (и я это знал) в этот раз его не взяла. Обнаружилось это, конечно же, в Милане. Причем мотивировка была: -У нас и так много вещей. Гм-м-м. Вещей- то, конечно много…
То ли из-за дождя, то ли не проснувшись, я пошел к вокзальной площади другой дорогой, которая оказалась несколько длиннее, но зато большая часть пролегала под крышей (нечто, вроде галереи) и вывела прямо к подземному переходу в метро. В отличии от м.Комсомольская билетики в м.Милано сентрале продавали не 25 касс, а некоторое количество автоматов, которые справлялись с этим без очередей. Причем, как купить дневной проездной я не понял. После пары минут поисков удалось найти хорошо замаскированную и, видимо, единственную кассу с живой теткой, которая продала мне проездные (4,5Е) , не забыв улыбнуться и сказать «граци». Вышли на м.Кадорна (Cadorna). И куда идти? Есть карта, есть Гугл-распечатка, но мы то где? Не названий, не указателей. Куда-то пошли. Хорошо , что попался мужик , который был с зонтиком и поэтому бежал не так быстро как все. Его- то я и отловил. Поняв, с третьей попытки, что нам нужно он детально всё объяснил, из чего я понял только основное направление. Почему я не удивляюсь , что изначально мы пошли в прямо противоположном? Стоило взять верный курс, как тут же и нашлось название улицы, что подтвердило верность дороги и стали попадаться коричневые указатели «Cenacolo Vinciano» .
Указатели привели к входу в кассы, где распечатку поменяли на билеты и проспекты. Пришли мы даже несколько рано, поскольку еще не запускали предыдущую группу. В коридоре для ожидания остатки фресок и различные ценные сведения
почитав которые я вспомнил, что в кассах есть аудиогид (3,5Е), в т.ч. на русском и спросил, нужен ли он нам. В ответ Надежда выдала афоризм: «Если не возьмешь, будешь жалеть, что пропустил что-то важное, а если возьмешь, будешь жалеть о потраченных деньгах. Выбирай. Но мне не надо». Я взял, оставив в залог часы. Громкость недостаточна для прослушивания вдвоем, а вот времени, чтобы прослушать вдвоем по очереди вполне хватает. Текст разделен на две части: первая «коридорная» краткая выдержка из биографии и истории заказа фрески. От себя добавлю, что монахи совершили весьма удачную инвестицию. Также дается объяснение почему на осмотр отводится всего 15 мин. Оказывается, что посетители приносят с собой влагу (да-да-да, очень много влаги) и пыль, которые разрушают фреску. Поэтому (и только поэтому) администрация вынуждена ограничивать время посещения. (И тем самым увеличивать поток посетителей и, соответственно, вредоносной грязи). Разумеется, деньги тут совершенно не причем.
Наконец, настала очередь нашей группы. Из коридора нас вывели во внутренний дворик аббатства, откуда открывается, пожалуй, лучший вид на купол Браманте.
Далее через двери, намекающие на герметичность, провели в трапезную. Полумрак. Фото –видео даже без вспышки строго запрещено. При этом со стороны картины работает камера. Решил не рисковать. Аудиогид рассказывает, кто и где изображен, и какие чувства пытался передать художник. Хотя, имена апостолов написаны и под фреской. Стоят стулья. Можно присесть для умиротворенного созерцания. На противоположной стороне трапезной фреска такого же размера на тему распятия Христа. Разница уровня художников бросается в глаза.
Для тех, кто забыл, как это выглядит (размер 8,8х4,8м)
Сказать, что я был особо потрясен, не могу. Копию в натуральную величину видели раньше в Вене.
Оценка, наверное, не больше 8 (из 10). Разумеется не уровня фрески, а только моего впечатления. Ожидал большего. На самом деле 15 мин вполне достаточно. Ну, если вы не искусствовед, конечно. Далее все в магазинчик за сувенирами. В стене коридора окошко куда надо было сдать аудиогид (не пожалел, что брали), которое я, естественно, не заметил и пришлось возвращаться через основной вход.
Зашли в саму церковь Санта-Мария-делле-Грацие
Что сказать? Таких в Италии много, ставлю 6/10. Внешне выглядит интересней чем внутри.