Но вернемся в Собор .
Вокруг гробницы установлено двенадцать статуй крылатых женщин, побед: они символизируют двенадцать военных кампаний, победоносно проведенных Наполеоном.
Стены украшены барельефами, символизирующими заслуги Наполеона перед Отечеством: создание Государственного Совета, Гражданского кодекса, Императорского университета, Почетного легиона... Эти рельефы из белого мрамора, вырезаны в мастерской Пьера-Шарля Симарта между 1846 и 1853 годами в стиле ампир.
Стиль ампир зародился во Франции во времена правления Наполеона Бонапарта и явился вершиной классицизма. В переводе с французского «ампир» означает «империя», и это название как нельзя лучше характеризует данное направление.
Барельеф «Общественные работы", выполненные в наполеоновские времена.
Как и на всех барельефах, центральная фигура, одетая в тогу и увенчанная лавром, доминирует над композицией : это "гений" Наполеона, символическая фигура, вдохновленная античным гением (божеством, сопровождающим любого человека) и имеющая идеализированные черты императора. Красуясь здесь лавровый венок и сияющий венок, он показывает два списка, обобщающих великие наполеоновские работы.
Слева- транспортная инфраструктура и военные здания (дороги, порты, каналы, мосты, форты), поддерживаемая женщиной-наукой, держащей в руках компас.
Справа - список великих памятников и гражданских зданий (триумфальные арки, церкви, больницы - большинство парижских), которую несла другая женщина, искусство, держащая линейку и угольник. У его ног палитра и кисть живописца, а также зубило скульптора.
На ступенях трона две крылатые Победы носят ласты, атрибут победы. Внизу фрагмент Мемориала Святой Елены в Лас-кассе иллюстрирует стремление Наполеона к потомству через эту программу строительства.
еще два барельефа рассказывают о возвращении Церкви ее прав
создание Гражданского кодекса
На сегодняшний день в соборе вокруг гробницы Наполеона расположены могилы его братьев Жозефа Бонапарта (король Неаполя в 1806—1808 годах, король Испании в 1808—1813 годах под именем Хосе I Наполеон)
и Жерома Бонапарта (короля Вестфалии)
генерала Бертрана
и генерала Дюрока.
Жерар Кристоф Мишель Дюрок был одним из близких друзей Наполеона, его адъютант, дипломат.
После провозглашения империи, 14 июля 1804 года назначен великим офицером, а 2 февраля 1805 года — гранд-маршалом (обер-гофмаршалом) Императорского двора.
Сопровождал Наполеона в походе на Россию в 1812 году. В 1813 принимал активнейшее участие в формировании пополнений для армии, руководил воссозданием Императорской гвардии. С 5 апреля того же года стал сенатором.
Был убит прямым попаданием ядра через день после сражения при Бауцене у города Маркерсдорф, когда в составе свиты Наполеона наблюдал за арьергардным боем отступающей русско-прусской армии. На поставленном на месте гибели памятнике Наполеон приказал написать:
"Здесь генерал Дюрок умер на руках своего императора и своего друг"а.
Здесь же находится могила его сына, короля Римского.
Историки дали ему прозвище «Орленок».
Долгожданный наследник империи родился во втором браке Наполеона 20 марта 1811. Как известно, первая жена императрица Жозефина (Богарне) не смогла по дарить Наполеону ребенка. Матерью наследника стала австрийская принцесса Мария-Луиза.
При рождении мальчик получил имя Наполеон Франсуа Жозеф Шарль и сразу был провозглашён королём Римским и наследником империи.
Увы, судьба «Орленка» сложилась трагически. После отречения Наполеона от престола, мать увезла мальчика на свою родину, в Австрию, где его воспитатели и наставники постарались стереть из памяти ребенка все воспоминания об отце. Но мальчик знал о своем происхождении и готовился к военной карьере.
После отречения Наполеона от трона с 22 июня по 7 июля 1815 года парижские законодательные органы фактически признавали его императором. Хотя, конечно он никогда не царствовал . Договор, заключенный в 1817 году между союзниками по антинаполеоновской коалиции , лишил его наследственных прав на Парму, принадлежавшую по Парижскому договору 1814 года его матери Марии-Луизе, жене Наполеона; за это австрийский император вознаградил его богемским герцогством Рейхштадт, с титулом «Светлости».
Про «Орленка» написано множество книг, его образ вдохновлял многих, даже Л.Толстой в своем романе «Война и мир» пишет о мальчике. Я очень люблю романтическую драму Э.Ростана «Орленок» в переводе Щепкиной-Куперник:
Мне двадцать лет, и ждёт меня корона…
О Боже мой, так это всё не сон?
Мне двадцать лет, я сын Наполеона,
Отец мне завещал свой трон…
Неправда, я не болен… Смерти холод
Уж не коснётся моего чела…
Я император, я здоров, я молод!..
Как хорошо!.. Как эта ночь тепла!..
Ростан заканчивает пьесу приказом Меттерниха : «Австрийский на него надеть мундир!..»
22 июля 1832 года, в возрасте 21 года, Наполеон II Бонапарт скончался в Шёнбрунне от туберкулёза. Его ранняя смерть избавила дипломатию и австрийский двор от многих затруднений. Ходили слухи о том, что он был отравлен.
Герцога Рейхштадтский был похоронен в императорском склепе в Вене.
В Собор его прах был перенесен в 1940 году по решению А. Гитлера, который таким образом пытался завоевать популярность у французов и приказал перезахоронить сына рядом с отцом, в одной из часовен Собора Инвалидов в Париже (хотя его забальзамированное сердце так и осталось в Австрии).