Надолго зависаю у этого полотна…Мой альбом по искусству и творчеству Ван Гога сообщает, что это последняя работа Мастера. Я не могу оторваться от созерцания.
Но она не последняя…в числе последних.
Винсент уже давно ощущал свое болезненно-нервозное состояние и тогда еще объяснял его себе и брату: «Ночи, проведенные на холодных улицах, под открытым небом, страх остаться без хлеба, напряжение, в котором меня держало в сущности, постоянное отсутствие работы, раздоры с друзьями и семьей – вот что, по меньшей мере на три четверти, повинно в особенностях моего характера, вот чему следует приписать то, что по временам я бываю в отвратительном настроении и нахожусь в состоянии подавленности.»
Широко простирающееся к горизонту поле прорезают три дороги, которые заканчиваются где-то вдали. Грозовое небо вихрится пугающей синевой. Желтая пшеница клонится под ураганным ветром. Желтый цвет всегда был для ван Гога цветом жизни и силы. Ему противопоставлен цвет пустоты и отсутствия жизни: черные, как бездна, птицы стаей надвигаются из синей глубины.
Я смотрела на эту картину, и эти гадские слезы полились по щекам. Нет, ну это же не кино и не театр. В музеях вроде как не принято плакать. Я взяла себя в руки, успокоилась. Наверное, очень трудно подобрать слова, выражающие мое отношение к этой работе. Скорее всего, это и не нужно.
Мы все разные, многие вообще музеи не посещают. Для меня вот эти все картины были бесценным даром и грандиозным подарком жизни.
Перехожу к еще одной интересной картине. Что на ней изображено, не очень понятно. Аудиогид сообщает, что именно эта незаконченная картина была на мольберте Художника в день его смерти. Немного не понятно, что Винсент хотел нам показать? Некоторое время картина висела в музе вверх тормашками. Эти деревья, их корни, листва, его любимый желтый цвет…
Здесь ко мне подошел служитель музея и сказать, что фотографировать нельзя. Да-да, хорошо, но все нужное теперь не только в моей памяти, но и на моем фотоаппарате. Я так рада, что увезла эти пусть и совершенно невыразительные фото.
В середине июля Винсент приобрел в оружейной лавке ближайшего городка пистолет, но никто не обратил на это внимания. 27 июля 1890 года, как обычно, уйдя в поле с мольбертом, он выстрелил себе в грудь. Через два дня, ночью, он умер на руках своего горячо любимого брата Тео. «Печаль будет длиться вечно», - вот последние слова Винсента.
Через полгода в Голландии умер и Тео.
Ван Гог прожил всего 37 лет, как Рафаэль. Лучшие свои произведения, принесшие ему славу, он написал в последние три года – самые мучительные, полные боли и отчаяния. Ни один художник не оставил такого блестящего творческого наследия за столь короткое время. Ван Гог стремился к простому и понятному искусству, которое не только привлекало бы богатых знатоков, но и давало бы радость и успокоение каждому человеку: «Мне хотелось бы сказать картинами нечто утешительное, как музыка.»
Не признанный современниками, ван Гог был по достоинству оценен потомками. Его полотна – едва ли не самые дорогие произведения искусства. Они есть в собраниях самых известных мировых музеев: Лувра в Париже, Музея Метрополитен в Нью-Йорке, Художественного института в Чикаго, галереи Тейт в Лондоне, музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Мне очень бы хотелось увидеть его работу «Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом», но она находится в частной коллекции. Даже по виду репродукции это что-то потрясающе, представляю подлинник.
А еще восхищает картина «Звёздная ночь» Она представляет собой вид из восточного окна спальни Ван Гога в Сен-Реми-де-Прованс на предрассветное небо и вымышленную деревню. Картина написана в июне 1889 года; с 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
И еще любимые ирисы.
Всего в музее я провела три часа, планировала провести больше времени, но просто устала. К тому времени я уже на ногах 4 часа непрерывно. Тяжеловато. Ведь я неторопливо прошла все три этажа, спустилась вниз, опять поднялась и по второму разу пересмотрела еще раз все то, что мне больше всего понравилось, по два раза переслушала аудиогид о любимых картинах. Вот теперь пишу, и кажется, что мне так не хватило самого музея, я не насладилась, хочется еще смотреть и просто любоваться.
Рекомендую этот музей даже тем, кто не любит музеев, кто говорит, что он не понимает живопись. А вы посетите его и сделайте свои выводы, а вдруг вам понравится. Я уверена, что равнодушными вы не останетесь точно. Билет в музей стоит 18 евро. Голландия дорогая страна, да.