Мадонны Рафаэля! На самом деле можно больше ничего не писать. Наше воображение услужливо напомнит нам эти прекрасные образы.
Но искушение слишком велико и я не удержусь от еще одной загадки Рафаэля.
О Мадоннах римского периода мы уже говорили.
Теперь посмотрим на флорентийских Мадонн.
Первая из них и одна из первых, написанная во Флоренции это "Мадонна Грандука".
Впервые о картине упоминается в ноябре 1799 года: тогдашний директор галереи Уффици Томмазо Пуччини пишет о ней великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому.
Из-за наполеоновских волнений Фердинанд в то время находился в Вене и там получил письмо, в котором Пуччини рассказывает, что видел «у одного флорентийского негоцианта хорошо сохранившуюся» работу «второй манеры Рафаэля из Урбино», и просит разрешения на ее покупку. Поскольку в результате грабежей французов дворец Питти лишился ценнейших картин, Фердинанд III без колебаний пошел на затраты.
Великий герцог Фердинанд III, увидев картину, был настолько очарован, что пожелал взять ее с собой в изгнание в Вюрцбург. Вернувшись во Флоренцию, он велел повесить ее в своей спальне, а не в публичной галерее дворца Питти. Одно время она даже считалась чудотворною.
В память о герцоге Фердинанде эта картина и получила свое название, которое переводится как "Великогерцогская Мадонна".
Авторство этой работы никогда не ставилось под сомнение, но эта картина несколько отличается от прочих его изображений Девы Марии с младенцем.
Почти все Мадонны написаны Рафаэлем на светлом фоне интерьера или на лоне природы. А "Мадонна Грандука" написана на черном фоне!
Но в наше время, после проведения ренгенографического исследования выяснилось, что первоначально Рафаэлем был задуман другой фон.
Рентгеновский снимок картины Рафаэля “Мадонна Грандуки” (скопировано с сайта Corriere Della sera).
1. Под чёрной краской – другой слой краски, окружающий фигуры.
2. Балюстрада
3. Пейзаж
4. Нависающая структура (занавес или дерево).
5. Ещё одна структура (стена дома или занавес).
Вот она , загадка Рафаэля! Почу мастер изменил концепцию картины?
Есть версия. что он это сделала в рамках тогдашней флорентийской моды, а, возможно, он это сделал в подражание манере Леонадло да Винчи, который таким образом делал свои работы более выразительными.
А , возможно, это вообще сделал не Рафаэль!
Сохранился эскиз картины и там тоже предполагалось другое решение.
Есть версия, что это могло быть сделано одним из первых хозяев работы.
Первые владельцы картины не известны.
Но известно, что Фердинанд купил ее в потомков художника 17 века Карло Дольчи.
Темный фон был характерен для полных религиозного драматизма работ этого художника.
Возможно, это он решил "подреставрировать" картину Рафаэля!
Увы! Это еще одна загадка, которая не имеет ответа.
Но сама работа полна очарования!
Нежное и кроткое лицо Марии, очарование младенца, безмятежность и покой, исходящий от картины.
Красное и голубое, цвет пролитой на кресте крови и непорочность девы Марии!
Техника сфумато, великое изобретение Леонардо, придает изображению пластичность и прозрачность. Глаз не оторвать! И сразу хочется во Флоренцию!