Книжка аргентинского писателя Фигерас Марсело - "Камчатка".
Marcelo Figueras’s "Kamchatka".
Аргентинский писатель Марсело Фигерас в своей книжке "Камчатка" рассказал о жизни в Аргентине в 70х годах прошлого века и запечатлел
'барабанный бой истории' в необычных подробностях жизни маленького мальчика.
"Когда в 1976 году произошел государственный переворот, за несколько дней до начала школьного семестра, - пишет в книге Марсело Фигерас, - То я сразу понял, что времена наступают какие-то странные и неприятные. У нового президента была фуражка и огромные усы; по его лицу можно было сказать, что он плохой человек».
Пророческая мысль десятилетнего мальчика, и действительно, в его семье дела идут всё хуже и хуже. Начинают пропадать и исчезать разные дяди; его родители, слегка придерживающиеся левых взглядов и выступающие против режима, вскоре потеряют работу и будут вынуждены скрываться со своими двумя сыновьями в убежище за пределами Буэнос-Айреса. Но если это звучит как мрачный рассказ о латиноамериканских репрессиях и изгнании, то это не так - или, по крайней мере, не совсем так.
Фигерас предпочитает запечатлеть барабанный бой истории Аргентины в подробностях жизни мальчика. Само название «Камчатка» - этот замороженный далёкий регион России, представляет собой одну из самых ценных территорий в настольной игре «Риск» - и всё в той далёкой стране "Камчатка" наполнено экзотической тайной и приключениями, далекими от зловещей атмосферы Аргентины 1970-х годов.
И это только начало намеков на игры и телешоу, супергероев и сказки, полеты фантазии и воображения, которые появляются как зрелые метафоры для чувства изоляции и различия персонажей.
Возьмем, к примеру, предполагаемую идентичность, которую семья должна принять для себя: рассказчик, боготворивший Гарри Гудини, переименовывает себя в «Гарри», поскольку он сам стремится стать фокусником который исчезает.
Что касается «Камчатки» - что еще может означать это название?
Взятая из эпических битв игры "Риск" - игры в которую играют отец и сын в течение долгих месяцев, проведенных вне времени, «Камчатка» будет тяжелым последним словом отца сыну перед разлукой - секретным пактом, символическим убежищем, туманной версией самого Гарри.
Авалоном короля Артура.
«Долгое время я жил в месте, которое я называю Камчаткой, - вспоминает он, будучи взрослым, - местом, которое немного похоже на настоящую Камчатку из-за своей удалённости и неизвестности, но это такое место, которое на самом деле не существует, потому что некоторые места нельзя найти ни на одной карте».
Таким образом - читая книгу читатель получает лёгкое ощущение меланхолии которая стелется над поверхностью - а более глубокие нотки - переживаний, дислокации и страха, разлуки и утраты, - которые пронизывает эту книгу, даже если всё это завуалированно только скользит от эпизода к эпизоду в приключениях двух братьев, вырванных из их знакомых мест, распорядка и окружения. Уловки с веревкой Гудини и лихорадочные схемы по спасению жаб от утопления в бассейне, фантазии, вдохновленные телешоу, такими как «Захватчики» и подвигами Супермена и Бэтмена, - все это окрашено обреченной невинностью, которая пронизывает книжку Фигераса и его неудержимое повествование.
Мама и папа мальчика испытывали скорее растерянность, чем уныние или гнев перед лицом окружающей действительности, - как вспоминает мальчик в книге.
"Камчатка" - это трогательное и красочное, незабываемое видение глазами маленького мальчика и всей нации вокруг него - осмыслить погружение во тьму и хаос тех дней.
Но это также волнующая попытка, как в конечном итоге осознает Гарри, вернуть память об «исчезнувших» - это уловка судьбы, которая позволяет любимым людям снова появиться, написав о них.
Сегодня мы живём в такое же "странное" время, когда вся наша планета как будто бы "падает во тьму страха и печали и погружается в хаос безумия". Нужно отвлекаться от навязанной нам медиа реальности и на время "выпадать из депрессивного супер-хайвея информации".
Для этого нужна сила воли.
Или же осознанное разделение и собственный выбор - важного и ненужного.