Страница 12 из 22

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 01 сен 2020, 04:14
La gaviota
Катя Мур писал(а):
Чехов попросил позвать доктора, сказал: “Ich sterbe” – Я умираю”. Доктор осмотрел больного и велел … выпить бокал шампанского.
Врач таким образом проявил профессиональную солидарность. Согласно русскому и немецкому этикету того времени, находясь у смертного одра коллеги и видя приближение конца, врач должен был предложить ему шампанского.
Так всегда грустно, когда вспоминаю... 44 года... Медицина в те времена была беспомощна. Какое лечение ему предлагали - поездка на кумыс, диета, жизнь в другом климате... Сейчас бы его спасли.

Катя Мур, после вашего рассказа опять захотелось в Мелихово, вы с такой любовью о нем рассказываете. Всегда была там весной или в начале лета и ни разу не видела урожая "французского огорода".
Про спектакли давно думаю, но, наверное, не решусь. Муж ни за что не поедет, а мне ехать обратно ночью обратно на электричке, одной, с пледом :(

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 01 сен 2020, 04:31
Катя Мур
La gaviota писал(а): Согласно русскому и немецкому этикету того времени, находясь у смертного одра коллеги и видя приближение конца, врач должен был предложить ему шампанского.
Какие же интересные правила этикета были!
La gaviota писал(а): мне ехать обратно ночью обратно на электричке, одной, с пледом
Это конечно не вариант. Раньше попадались на глаза экскурсии в Мелихово из Москвы с посещение спектакля. Без машины туда непросто, особенно вечером. Автобусы до Чехова ходят редко, примерно один раз в час.

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 01 сен 2020, 05:10
La gaviota
Катя Мур писал(а):
La gaviota писал(а): Согласно русскому и немецкому этикету того времени, находясь у смертного одра коллеги и видя приближение конца, врач должен был предложить ему шампанского.
Какие же интересные правила этикета были!
Ну это чтобы дать понять больному коллеге, что он умирает. Чехов-то и без того был в курсе...

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 03 сен 2020, 19:29
Катя Мур
Кусково.

Добираться нетрудно - на электричке до платформы Текстильщики 1 час 40 минут, далее две станции на метро, затем на автобусе минут 10.

Первые документальные упоминания о Кускове датируются началом XVI века, когда В.А. Шереметев выменял земли у А.А. Пушкина. С тех пор почти 300 лет усадьбой владел род Шереметевых, и если она и продавалась, так только внутри семьи. Так, сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата.

При его сыне, графе Петре Борисовиче, унаследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. Во многом этому способствовал его выгодный брак.

Дело в том, что Шереметевы владели всего лишь небольшим участком, а все остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака в 1743 году графа Петра Борисовича с единственной дочерью князя Варварой, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой в России, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. Кстати, сначала Варвара Алексеевна была сосватана за известного сатирика князя Антиоха Кантемира, который от женитьбы отказался, посчитав, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уйдя в отставку с придворной службы, был рад заняться благоустройством имения. Он лично руководил строительными работами во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750–1770 годах.

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 03 сен 2020, 19:31
Катя Мур
Деревянный дворец, выстроенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли, на высоком каменном цоколе. К парадному входу дворца ведет белокаменная лестница и пологие пандусы – спуски для въезда карет.

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 03 сен 2020, 19:34
Катя Мур
Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1737 году в стиле барокко, а колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений.

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 03 сен 2020, 19:37
Катя Мур
Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметевых разошлась по всей России и даже Европе. Главное назначение Кускова в то время было развлекать и удивлять многочисленных гостей. В 1770–1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за прием, в том числе и венценосных особ: императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кускове и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие.

Даже была была установлена мраморная Колонна со статуей Минервы, богини мудрости, и Обелиск из серого мрамора, воскрешающие формы военных памятников Древнего мира. Богиня олицетворяла императрицу Екатерину II.

Изображение


А спустя 100 лет в мае 1886 в Кусково угощали императора Александра III с членами августейшей семьи под песни «цыганского хора».

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 03 сен 2020, 19:48
Катя Мур
В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморными скульптурами и сложной системой прудов, каналов и мостов были разбросаны многочисленные павильоны, многие из которых дошли до наших дней.

Я купила билет «Все включено», который предполагает посещение всех открытых в этот день павильонов и начала изучение усадьбы с посещения Грота.

Изображение

Изображение

Постройка Грота в «итальянской» части регулярного парка не случайна («grotto» в переводе с итальянского — пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения, и в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты стали популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов. Расположение их около воды оставалось обязательным. Во «французском» парке, практически лишенном тени, подобные сооружения были необходимы. В них можно укрыться от палящих солнечных лучей и насладиться прохладой в летний день.

В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротичную» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений в усадьбе Кусково. Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Изображение

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 03 сен 2020, 19:59
Катя Мур
Отделка уникальных интерьеров Грота велась приглашенным мастером из Германии более 10 лет. Зал и кабинеты Грота украшены как сказочное подводное царство множеством ракушек, привезенных из разных мест, мхом, тонированным гипсом, туфом, зеркалами и стеклами. Все это дополнено лепниной, затейливыми фигурками рыб, птиц и животных.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Правая и левая часть Грота решены по-разному: один имитирует северное, холодное море, а другой - южное, теплое.

В конце прогулки я все таки пожалела, что начала знакомство с Усадьбой именно с Грота :? , надо было его оставить на последок и сделать кульминацией дня ;) А так получилось - первый павильон и самое сильное впечатление, дальше все время ждала чего-то большего :?

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 17:09
Катя Мур
Рядом с Гротом находится Итальянский домик, который был выстроен под руководством Юрия Ивановича Кологривова — тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме.

Изображение

Небольшие помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлеемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого. Из исчезнувшей со временем коллекции сохранились лишь отдельные образцы: картина венецианского художника П. Негри «Время побеждает Любовь»
Очень жаль, что богатая коллекция канула в никуда в советские времена :evil: , а ещё больше жаль, что Итальянский домик был закрыт для посещения :evil: , как впрочем и все малые дворцы усадьбы.

Изображение
Изображение
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 17:21
Катя Мур
Менажереи — нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались американские гуси и утки, пеликаны, черные и белые лебеди. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках. Перед менажереями находится итальянский пруд, в котором и плавали все местные пернатые. Здания расположены в виде полукруга, развернутого на пруд, а с другой стороны упираются в Обводной канал, и птицы могли выбирать место для кормежки и плавания.

Изображение

Изображение

Изображение

Ручные птицы охотно брали корм из рук и развлекали публику, оживляя пейзаж. Специальные «лебединщики» были приставлены присматривать за птицами.
Никакой живности в пруду замечено не было, к сожалению... Я уже привыкла во всех последних поездках общаться с водоплавающими :)

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 17:26
Катя Мур
Под открытым небом щедрой на искусства «Италии» устроил граф Шереметев в березовой роще еще одну модную забаву — зеленый Воздушный театр. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами, каскадами были характерными мотивами итальянских парков эпохи Высокого Возрождения.

Кусковский Воздушный театр — редчайший образец и единственный в такой полноте сохранившийся в России синтез архитектурно-паркового и сценического искусства. Театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 метра, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженого барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок — деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей, которым перед началом спектакля предлагались мягкие подушечки.
В настоящее время понять, что на этом месте был Воздушный театр непросто... Поэтому просто любуюсь красивыми видами...

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 17:32
Катя Мур
На пересечении восьми аллей парка находится Трельяжная беседка. Здесь содержались певчие птицы, звук голосов которых оживлял атмосферу парка. Это веяние пришло от французских просветителей с их эстетикой о сближении человека с природой.

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 17:35
Катя Мур
Здание Американской оранжереи является современной реконструкцией, которую осуществили на месте частично сохранившейся постройки. Первоначальное здание было построено в 1750-х годах, и являлось одним из первых зданий в Кусково, и предназначалось исключительно для хозяйственных нужд. Пять секций здания, расположенные на каменном фундаменте, имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая, и Крайняя оранжевая. Оптимального использования солнечного света добивались различным наклоном крыш, а также «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад, что позволяло подобрать наиболее благоприятный режим для выращивания теплолюбивых растений. Для усиления теплового эффекта галереи были застеклены дешевым зеленоватым стеклом. Имя архитектора осталось неизвестным, ведь ценность этого здания была обусловлена лишь выращиваемыми здесь экзотическими и декоративными растениями.

Изображение


Сейчас в американской оранжерее находится основная экспозиция музея керамики, представляющая русский и европейский фарфор XVIII-XX вв. Разве я могла пройти мимо :D , тем более посещение включено в мой билет.

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 17:44
Катя Мур
Музей керамики был создан на основе национализированного в конце 1918 г. лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В.Морозова, насчитывавшего более 2600 произведений.
В 1920-1930-е гг. коллекции музея пополнялись путем поступления из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, созданных на основе частных коллекций.

Самым известным фарфоровым ансамблем XIX в. в собрании музея является Египетский сервиз – уникальный памятник наполеоновской эпохи.

Изображение

В своё время этот сервиз произвёл фурор на выставке «Придворных столов»в Версале, где был показан впервые. Как бы мне хотелось на подобную выставку! Представляете, какие там выставлялись экземпляры!

Но в данный момент я на другой выставке :D , поэтому мои фавориты:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 17:56
Катя Мур
«Большая каменная» оранжерея — построена в 1761-1762 годах. Архитектор Фёдор Семенович Аргунов. Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений. Выращивались здесь и экзотические фрукты — Пётр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы. В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал».

Изображение

Сейчас в Большой оранжерее - галлерея царствовавших особ.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 05 сен 2020, 18:04
Катя Мур
Растения, высаживаемые в регулярном парке, тщательно подбирали по видам, декоративности, размеру, цвету листьев и сроку цветения. Деревья и кустарники подстригали по форме, заданной архитектором, с соблюдением идентичности их размеров, так что деревца получались одинаковыми, словно бильярдные шары.

Последний хозяин усадьбы Сергей Дмитриевич занимался обновлением лесов, окружающих усадьбу. Еловые и сосновые культуры, окружающие место каскада, хвойные аллеи и посадки лиственницы были сделаны по его распоряжению.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Следуя европейской, и в том числе французской традиции, на партер перед Дворцом выставлялась мраморная скульптура, белые силуэты которой отчетливо читались на фоне изумрудной зелени газонов и цветового многообразия арабесок.

Нельзя не обратить внимание на чудом уцелевшую вековую европейскую лиственницу. Её кроны хранят истории прошлых веков.

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 06 сен 2020, 08:13
Hedgefoxy
Интересно. Я все детство провела,можно сказать, в той усадьбе.
Абсолютно точно могу сказать,что самое уникальное там - это грот, их очень мало таких сохранилось.
Насчет малых павильонов : внутри итальянского домика и голландского ничего особенного, разве что интересные фигуры-обманки в последнем.
В швейцарский домик попасть никогда нельзя было, тк там восседает администрация.

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 06 сен 2020, 17:05
Катя Мур
Павильон Эрмитаж в годы расцвета Кусково предназначался только для друзей хозяина, которые хотели уединиться во время бала. На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги, а напитки и закуски подавались наверх с помощью подъемного механизма. Любая из стоящих на столе шестнадцати тарелок могла опускаться и подниматься отдельно. Гости писали название желаемого блюда на досках, находящихся под каждой тарелкой, и звонили в колокольчик — тарелка опускалась на первый этаж, слуги передавали заказ поварам, а затем отправляли его обратно.

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Странное лето 2020, робкие посткарантинные поездки по родному краю

Добавлено: 06 сен 2020, 17:15
Катя Мур
В павильоне Эрмитаж посетила выставку « Эпохи миг в зеркальном отражении». Понравилось!

Археологи считают, что первые зеркала представляли собой отполированные кусочки обсидиана - магматической горной породы. Подобные кусочки, возрастом более семи тысяч лет были найдены в Турции. Позволить себе такую металлическую отполированную поверхность могли только состоятельные люди, поскольку зеркала требовали длительного ежедневного ухода.

Изображение

В 1279 году монах Джон Пекан впервые описал новый способ изготовления зеркала, когда на стекло наносили тонкий слой свинца. Немногим позже этот метод усовершенствовали - между двумя листами бумаги помещали фольгу из олова, покрытую ртутью, сверху накладывали стекло, после чего аккуратно извлекали бумагу.

Изображение