Теперь подробнее о самой церкви Сан Джорджо Маджоре, к которой так удобно приплыть на вапоретто.
Сан-Джо́рджо-Маджо́ре (итал. Сhiesa di San Giorgio Maggiore — церковь Святого Георгия; венец. San Zorzi Mazór) — базилика бенедиктинского монастыря Святого Георгия в Венеции, на острове Сан-Джорджо-Маджоре (остров получил название «Маджоре» — Главный, чтобы отличать его от острова Сан-Джорджо-ин-Альга). Церковь не имеет статуса собора, а является «малой базиликой» (basilica minore), или монастырской церковью (итал. chiesa monasterio). Монастырский комплекс, включающий церковь, «кипарисовый двор» (Chiostro dei Cipressi) и трапезную (refettorio del convento di San Giorgio Maggiore) построены по проекту выдающегося архитектора Андреа Палладио в 1566—1591 годах.
Немного о самом архитекторе.
Андреа родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро по прозванию «делла Гондола» (итал. Pietro della Gondola — «Пьетро-лодочка»). При рождении был наречён именем Андреа ди Пьетро делла Гондола.
Сначала он был камнерезом, но потом
сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио, от эпитета древнегреческой богини Афины Афины — Паллада
Изучая памятники архитектуры он впервые побывал в Венеции в 1538—1539 годах, но
только 1558 года архитектор стал работать в Венеции, где возвёл ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 году Андреа Палладио получил от венецианского Сената титул «виднейшего гражданина Венеции» (Proto della Serenissima; Серениссима — «Светлейшая», эпитет города Венеция). Скончался 19 августа 1580 года в Виченце.
В Венеции по проектам Палладио построены две церкви: Сан-Джорджо-Маджоре и похожая на неё церковь Иль Реденторе, а также фасад церкви Сан-Франческо-делла-Винья. «Эти церкви, гармонично связанные с окружающей средой, одновременно чужды остальной Венеции, красочной, яркой и сумбурной. Беломраморные портики с величавыми колоннами коринфского ордера, треугольными фронтонами и статуями в нишах приставлены к кирпично-красным базиликам, прикрывая их устаревший вид, что красноречиво подчеркивает историческую дистанцию между старой и новой архитектурой».
На пока интересует только церковь Сан Джорджо Маджоре, над созданием которой
он трудился видимо с 1566 года. Так как Википедия пишет:
Андреа Палладио пригласили сначала для строительства трапезной монастыря, а затем и для возведения новой церкви. В 1566 году был заложен первый камень, а к 1575 году возведены периметральные стены и барабан купола. Последний был завершён в 1576 году, а хор — в 1591 году. Фасад был построен между 1607 и 1610 годами Винченцо Скамоцци, через тридцать лет после смерти Палладио.
Получается, что при жизни архитектора был завершен только барабан купола, а великолепный фасад он уже не увидел.
Далее Википедия пишет: Базилика Сан-Джорджо-Маджоре считается одной из самых известных работ Андреа Палладио...Беломраморный фасад, напоминающий композицию древнеримской триумфальной арки с высоко, по римскому обычаю, поднятыми на цоколях колоннами пышного коринфского ордера, прикрывает собой кирпично-красную базилику, сохранившую средневековую планировку. Этот принцип Палладио использовал при сооружении и других венецианских храмов".
Далее сообщается, что
между 1641 и 1680 годами здания монастыря перестраивал известный венецианский архитектор Бальдассаре Лонгена.
Гораздо позже возводилась ныне существующая колокольня:
Кампанила (колокольня) высотой 63 м была спроектирована сомасским (мужской орден клириков по месту происхождения) архитектором Бенедетто Буратти и датируется 1791 годом (ранее существовавшая колокольня рухнула в 1774 году). Квадратная в плане кампанила построена из истрийского камня, имеет облицованный мрамором павильон, откуда открывается уникальная панорама на Венецианскую лагуну, и типично венецианский конический шатёр.
Стало интересно, почему рухнула прежняя колокольня и кто был автором ее проекта. Пока не нашла информации об этом. Зато нашлось ее изображение в живописи. Так, есть картина Каналетто 1726 года
На двух картинах с другого ракурса колокольню не видно. В 1765 году, когда датирована картина Франческо Гварди , она должна быть, но она не просматривается
А вот на полотне 1775 - 1780 гг. Guardi, ее уже не было - она к тому времени уже рухнула.
На одном из архитектурных сайтах пишут:
Сан Джорджо Маджоре Палладио - одна из самых красивых церквей Венеции. Базиликальный разрез со скатными кровлями, Палладио оформляет каменными фронтонами. В этом решении все – функциональная убедительность, художественная выразительность, ассоциативность. Палладио блестяще решает фасад базилики разорванным фронтоном, эту схему он применяет во всех своих венецианских церквях.
Палладио оказал значительное влияние и на культовую архитектуру, найдя самостоятельное и принципиально новое решение одной из ее наиболее трудных проблем — церковного фасада. Трактуя сложную структуру церкви с «базиликальным» разрезом как два совмещенных объема, Палладио выразил их на фасаде своеобразным сочетанием композиционных схем двух античных храмов: узкий и высокий портик четырехколонного храма (соответствующий центральному нефу), как бы «наложен» на более низкий и широкий портик, включающий габариты боковых нефов. Последовательную разработку мастером этой композиции можно проследить на мраморных фасадах трех церквей в Венеции.
Венеция. 1 — церковь Сан Франческо делла Винья, с 1533 г., Сансовино, Палладио; 2 — церковь Иль Реденторе, 1576-1592 гг., Палладио;
3 — церковь Сан Джорджо Маджоре, 1580 г., Палладио; 4 — церковь Сан Сальваторе, 1506-1534 гг., Дж. Спавенто, Т. Ломбардо, Я. Сансовино.
композиция была развита Палладио в церкви Сан Джорджо Маджоре на острове того же названия (проект 1565 г. Здесь пространственная и тектоническая структура церкви, четко выраженная в интерьере с помощью большого ордера на пьедесталах в нефе и малого ордера — в капеллах, органически связана с композицией фасада. Членения малого ордера пронизывают весь фасад, а его средняя часть значительно выше боковых и выделена полуколоннами на пьедесталах, благодаря чему вся церковь кажется больше и стройнее. Композиция фасада не только отвечает интерьеру, но и явно рассчитана на основные, весьма удаленные точки зрения от Пьяццетты через всю лагуну.
Проектируя церковь и некоторые здания примыкающего к ней монастыря, Палладио верно оценил исключительное градостроительное значение места постройки (план Венеции). Расположив церковь прямо против Пьяццетты, он повернул ее фасад на стрелку между Большим Каналом и каналом Джудекка. Благодаря этой ориентации весь комплекс Сан Джорджо, включающий большую церковь с классически уравновешенным, хорошо читающимся издали фасадом и поднятым на барабане куполом, живописную группу монастырских построек (подчеркивающих размеры церкви) и кампанилу, превосходно замыкает венецианскую лагуну, превращая ее в один из самых прославленных городских пейзажей мира.
В 1643 году руководством Бальдассаре Лонгены к главному фасаду была пристроена парадная лестница, а «пьяццале» (площадка) перед храмом вымощена разноцветным, бело-розовым мрамором.
Последние материалы взяты с сайта
http://famous.totalarch.com/andrea_palladio, где еще много интересного о постройках Андреа Палладио.
Там же приведен отрывок из труда Джорджо ВАзари.
Для черных бенедиктинских монахов в их монастыре Сан Джорджо Маджоре в Венеции тот же Палладио построил огромнейшую и прекраснейшую трапезную с папертью впереди, а также начал закладку новой церкви, которая, судя по ее модели, настолько прекрасна по своей композиции, что, если только она будет закончена, она окажется произведением поразительным и поистине великолепным.
В нишах установлены мраморные статуи св. Георгия и св. Стефана, созданные скульптором Джулио дель Моро и придающие церкви особое величие.
На этом видимо стоит остановиться в рассказе о внешнем виде церкви. О ее интерьерах чуть позже.