Итак, о самой постановке.
Спектакль разделен на три действия, т.е. антракта всего два. При этом погружение в атмосферу спектакля продолжается даже в антракте.
Тут будет немного спойлеров по "сюрпризам" режиссера, но так как наверное большая часть читающих 'эту тему вряд ли воспринимает опусы о спектаклях как руководство к действию по покупке билетов, расскажу о них в том числе
Ну а сначала немного фактов.
Во-первых, в спектакли потрясающие, нет ПОТРЯСАЮЩИЕ костюмы, полностью соответствующие эпохе. Как говорит официальный сайт, всего их для этой постановки было разработано аж 423 штуки. Их разработала художник Ирэна Белоусова (лауреат двух премий «Золотая Маска»).
Во-вторых, декораций на сцене нет от слова "совсем", но есть игра со светом, его акцентами и переходами, в чем имхо Грымов большой мастер.
В третьих, в постановке задействована вся труппа театра, масштабному произведению - масштабная реализация.
(!Спойлер 1)
Начинается спектакль с настоящей церковной службы по всем канонам с песнопениями в исполнении приглашенного
хора им.Свешникова
На службе присутствуют основные персонажи: Болконские, Ростовы...
Отличный ход, как бы соединяющий начало и конец повествования; все в итоге возвращается к вере, семье и вековым традициям...
О актерах и персонажах
В центре сценического повествования - Пьер Безухов, чей образ был блестяще воплощен Александром Колесниковым.
Главный акцент сделан на процессе превращения из «западника» и масона в русского патриота, из Пьера в Петра Кирилловича. В истории Пьера, столь созвучной с иторией Российской Империи начала XIX века, есть все: преклонение перед западными идеями и ведение войны с Францией, симпатия к масонам и принятие и восхваление своего народа,ортодоксального как в вере, так и в поведении, о восхищении темнотой, несущей свет.
Пьер получился у Александра очень точным, очень каноничным - нескладный, неуклюжий,метающийся, но такой добрый, честный и дружелюбный, со вспышками гнева, с повышенной чувствительностью к несправедливости. Браво, Александр!
Еще зацепила Наташа Ростова в исполнении Ирины Касамара. Очень живо, проникновенно. И из ее образа и игры видно, что вся эта "непосредственность", "живость характера и глаз", порывистость и прочее, о чем писало несколько поколений несчастных детей в школьных сочинениях, объясняется не "невероятной духовностью", "крепким институтом семьи" и прочим, а одним-единственным фактом: она просто ребенок, со свойственной детям горячностью, неумением расставлять приоритеты и осознавать вес собственных поступков. И да, в третьем действе, познав боль утраты, горечь войны, она предстает перед нами совершенно иная, притихшая и повзрослевшая.
Я понимаю, такова эпоха, но в целом все эти любовные интересы взрослых дяденек типа князя Андрея и вот таких вот 14ти летних Наташ мне видится глубоко нездоровым
Еще совершенно неожиданной (и классной!) оказалась роль старого князя Болконского (Алексей Багдасаров). Из строгого и надменного деспотичного старика вышел довольно ироничный, характерный персонаж, реплики которого полны сарказма.Грымов никогда не перевирает текст, даже интересно стало перечитать этот момент в романе.
Военная тема в спектакле отмечается,с одной стороны, только образами, массовыми сценами и подробно никак не раскрывается, но все читается очень хорошо. На сцене нет батальных сцен, только намеки, нет патриотического угара с криками «Ура!» и торжества победы.Зато есть вереницы беженцев, есть звуки выстрелов, есть падающие люди – и военные, и мирные, с обоих сторон. Солдаты сидят в кружок перед боем, свет гаснет, раздаются выстрелы – и уже все кончено , и только мародеры бродят среди убитых.
(!Спойлер 2!)
2 акт заканчивается тем, что войско Наполеона перешло Неман. Император Александр призывает народ встать на защиту Отечества. Начинается бой. Зрители, выйдя из зала, попадают в сожженную Москву. Ковры опалены огнем, мебель покрыта копотью, портреты и бумаги обгорели, где-то продолжают догорать здания, кругом запах копоти... Это сильно, это очень сильно! До мурашек по коже
Вобщем, наверное,я так много не писала тут ни про один спектакль, из чего видно, как меня пробрало. Вобщем, браво, Юрий, действительно одна из сильнейших вещей, что я видела в последнее время. Ради такого и стоит ходить в театр (хотя и не только из-за этого)