Конечно очень хотелось посетить Дворец Дожей, Палаццо Дукале, но это был вариант на очень жаркую погоду, а она нас радовала. К тому же мы должны были выйти из вапаретто не позднее 14-00, чтобы успеть до момента окончания действия нашего проездного билета. Вообщем, Дворец Дожей оставили на следующий приезд.
Из всей информации, найденной о Дворце, показалась очень интересной процедура выбора Дожей.
В XII веке Большой совет разработал сложную процедуру выбора дожей, которые избирались на пожизненный срок.
Выбор членов Большого совета, которые должны были принять участие в голосовании и избрать дожа, напоминал лотерею.
По легенде, первоначально для выборов изготавливались специальные шарики (balote), которые доставались из урны. Металлические и неотличимые на ощупь шары содержали имена голосовавших и пересчитывались деревянными ручками, чтобы исключить подмену. По названию этого венецианского шарика произошло нынешнее слово «баллотироваться».
Потом шарики заменили листками бумаги. При помощи лотереи Совет определял одиннадцать выборщиков, которые потом голосовали за дожа. Правила отбора лиц для голосования частично изменялись при каждых выборах, чтобы исключить возможный подкуп.
В книге Джона Норвича «История Венецианской республики» описан сложный процесс венецианский выборов.
«В день, назначенный для выборов, самый молодой член синьории должен был молиться в соборе Сан Марко. После, выйдя из базилики, он останавливал первого встреченного им мальчика и брал его с собой во Дворец дожей, на заседание Большого совета, где заседали все его члены, за исключением тех, кому было меньше тридцати лет.
Мальчик, его называли ballotino, вынимал из урны листочки бумаги и тянул жребий. После первого такого жребия совет выбирал тридцать своих членов. Второй жребий должен был сократить это число до девяти, а девятке предстояло голосовать за сорок кандидатов, каждый из сорока должен был получить по крайней мере семь голосов. Группа из сорока человек должна была, опять же по жребию, сократиться до двенадцати.
Эта дюжина выбирала двадцать пять человек, и они в свою очередь снова сокращались до девяти. Девятка голосовала за сорок пять кандидатов, за каждого из которых должно было быть подано не менее семи голосов, и из этих сорока пяти бюллетеней ballotino вынимал листочки с именами одиннадцати претендентов. Одиннадцать голосовали за сорок одного — каждый должен был собрать в свою пользу не менее девяти голосов. Так вот эти-то сорок в конце концов избирали дожа.
Сначала они посещали мессу, и каждый в отдельности произносил клятву, что будет вести себя честно и справедливо, на благо республики. Затем их запирали в тайном помещении дворца, отрезая от всех контактов с миром. Круглые сутки их охранял специальный отряд моряков, пока работа не была завершена.
Это все, что касается приготовлений, затем начинались сами выборы. Каждый выборщик писал имя своего кандидата на листке бумаги и бросал в урну. После листки вынимались, оглашались имена кандидатов без учета поданных за них голосов. В другую урну опускали листки, на каждом из которых стояло единственное имя.
Если кандидат присутствовал в зале, то он выходил вместе с любым другим избирателем, носившим то же имя, а оставшиеся обсуждали его кандидатуру. Затем кандидата приглашали войти и ответить на вопросы либо защититься от выдвинутых в его адрес обвинений. Происходило голосование, и, если кандидат получал требуемые двадцать пять голосов, он становился дожем. В противном случае из урны вынимали другой листок и так далее...
При такой мучительно сложной системе кажется странным, что вообще кого-то выбирали».
Сложные выборы могли занять более двух недель, народ с нетерпением ждал результатов этой лотереи.
После избрания дожа представляли народу со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает», и глава Венеции торжественно приносил присягу перед гражданами. Коронация дожей была особым ритуалом.
Дож получал камауро «camauro» (белую шапку) от самого младшего члена Совета и Зогию «Zogia» (парадную корону) от самого старшего. «Примите корону венецианского герцогства» - говорили дожу. Горожане при коронации давали дожу понять, что здесь он «слуга народа», а не король.
«Люди окружили нового дожа и «срывали одежду с его спины» – похоже, традиция разрешала это им делать. Таким образом, дожу давали понять, что он «лицо подчиненное и милосердное». Дож босиком подходил к алтарю, давал клятву, и ему вручали знамя Святого Марка. Затем на него надевали новое платье, сажали на поццетто и торжественно проносили вокруг площади. Дож разбрасывал монеты, после чего входил во Дворец дожей и обращался к подданным. Тем временем делегация спешила к его дому – сообщить об этой новости его жене... После они вели ее в новый дом» - пишет Джон Норвич о коронации дожа.
День долгожданного избрания дожа становился народным праздником.
Интересно, не правда ли? А прекрасные картины Каналетто послужили иллюстрацией к моему рассказу.