Народ безмолствует, тогда продолжу сама. Тем более, что у меня созрело некоторое отступление от прогулки по Венеции.
Пока я безуспешно искала Тинторетто чуть ли не в единственной венецианской церкви, где его нет
, "он" меня сам нашел.
Вчера посидела в архиве анонсов выставок на сайте Эрмитажа и с удивлением обнаружила, что пропустила нужную для себя выставку. Угадали, это был Тинторетто!
В 2018 году отмечали 500-летие со дня его рождения и я точно помнила, что в тот год не попала на лекцию в Эрмитаже, посвященную этому юбилею. Так вот, тогда была и выставка.
Государственный Эрмитаж представил публике два парных портрета кисти Якопо Тинторетто в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума - Фонд Городских музеев Венеции предоставил Эрмитажу два портрета из собраний Музея Коррер – Галерей Венецианской академии.
Здесь в кадре только 1 портрет, два вместе можно увидеть в репортаже по этой ссылке
https://www.ntv.ru/novosti/2105463/
Или на фото к статье
https://spbvedomosti.ru/news/culture/dv ... intoretto/
На сайте Эрмитажа кратко описывают историю создания пары двойных портретов. На них изображены по 2 сенатора, имена которых неизвестны.
Как официальный живописец Тинторетто нередко писал портреты высокопоставленных чиновников и магистратов Венеции – к их числу относятся и два экспонируемых на выставке. Парные картины происходят из Палаццо Камерленги у моста Риальто – резиденции казначеев Республики. Представленные на портретах служили в Соляной палате (Ufficio del sale): торговля солью с XII века была главным источником доходов Венеции, основой ее несметного богатства. Имена сенаторов неизвестны: художник не сопроводил их изображения даже гербами семейств, к которым они принадлежали, что почти всегда делалось в подобных случаях.
У этой истории были своя предыстория и, если так можно выразиться, постистория.
Первая заключалась в том, что к моменту написания парных портретов Тинторетто не совсем был вправе этим заниматься. Дело в том, что е
ще в 1516 году, после смерти Джованни Беллини, Тициан получил сенсерию – ежегодный доход в 100 дукатов за номинальную должность откупщика соли на Немецком подворье, что означало признание его официальным портретистом Венецианской республики, который должен был писать портрет каждого вновь избранного дожа. Тициан исправно выполнял эти обязанности до 1554 года, когда им был создан «Портрет Франческо Вениера» (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), но затем, из-за обилия заказов испанского двора, стал пренебрегать своим долгом перед Республикой Святого Марка, и в 1559 году, когда дожем стал Джироламо Приули, его портретировал уже Якопо Тинторетто. Исполнив государственный заказ, Тинторетто потребовал передать ему сенсерию, однако Тициан так и оставил ее за собой... Тинторетто же все это время фактически исполнял обязанности главного портретиста Венецианской республики, а когда после смерти Тициана ему наконец-то предложили сенсерию, отказался из гордости, и она была назначена его сыну, Доменико.
Теперь о судьбе картин.
Картины долгое время находились в запасниках Музея Коррер, куда были переданы в 1838 году из Галерей Венецианской академии, и не привлекали к себе внимания исследователей творчества Тинторетто, поскольку их считали работами не самого художника, а его многочисленной и продуктивной мастерской. Но до этого об авторстве Якопо Тинторетто писал еще в 1780–1781 годах Пьетро Эдвардс (1744–1821), директор всех реставрационных проектов общественных учреждений Венеции:
когда была проведена первая реставрация картин, он отметил «сверхпрекрасные головы, энергично и богато прописанные мастером». Очевидно, именно эти портреты упоминает Марко Боскини (1660) как «единственные в своем роде изображения сенаторов» кисти Тинторетто, находящиеся в Соляной палате.
Прошло еще больше века и недавно проведенная полная реставрация (при спонсорской поддержке компании Louis Vuitton) позволила
утвердиться мнению о собственноручном исполнении Якопо Тинторетто голов сенаторов, при том что остальные части композиции – фигуры, одежду, атрибуты – писали помощники. Такая практика была обычной даже при выполнении самых важных заказов, в том числе портретов дожей. Тинторетто писал модели с натуры, как правило, в один сеанс – мастер, как никто, умел не только быстро закрепить на холсте индивидуальные черты, но и добиться впечатления живого присутствия, диалога со зрителем благодаря своей особенной, экспрессивной манере.
Но и это еще не все.
Нужно отметить любопытную деталь: в ходе предшествовавших недавней реставрации исследований оказалось, что голова одного из сенаторов написана поверх другого портрета, очевидно, в процессе создания картин (или вскоре после их завершения) один из магистратов скончался или уступил свою должность другому.
Меня еще удивил факт, что на сайте Эрмитажа рядом с архивной заметкой об этой выставке вообще нет никакого изображения, а там, где я его нашла, только один двойной портрет.
Ну и очень удивил срок этой выставки: 16.11.2018 - 25.11.2018, видимо четко под дни Культурного форума.
В этой же статье о портретах кисти Тинторетто есть информация, так же меня заинтересовавшая и неожиданно связанная с предыдущими сообщениями в этом отзыве. Это произведение Антонио Кановы, которое в те же дни экспонировалось в Эрмитаже и также было привезено в рамках Культурного форума.
Антонио Канова. Бюст Доменико Чимарозы.
Этот бюст прибыл не из Венеции, а из из коллекции Капитолийских музеев в Риме.
И это замечательный композитор, судьбой которого я лет 10 назад пыталась заниматься, по просьбе одного влиятельного итальянца.
Доменико Чимароза служил при российском дворе с 1787 по 1791 год. К тому времени он был одним из самых знаменитых композиторов неаполитанской музыкальной школы. Известно, что он учил музыке внуков императрицы, сочинил несколько опер («Клеопатра» и «Нежданный брак» были поставлены в Эрмитажном театре), написал реквием на смерть герцогини Серра-Каприола, жены посла Неаполя, а его последняя работа в России – музыкальное произведение «Непредвиденная серенада» – была посвящена светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину.
Вот как раз судьбой этого реквиема на смерть герцогини Серра-Каприола, итальянец и попросил заняться присутствовавших на встрече, подарив нам диски с итальянской духовной музыкой, так как был руководителем хора из Ватикана. Да-да, я не преувеличиваю - было это в 2004 году на встрече после концерта в театре Юсуповского дворца.
Как человек обязательный я попыталась найти что могла о присутствии Доменико Чимароза в Петербурге с 1787 по 1791. Удалось лишь увидеть подлинные ноты в архиве Консерватории, и предположительно установить место отпевания герцогини Серра-Каприола - это церковь Святой Екатерины на Невском. Руководитель хора из Ватикана тогда как-то печально намекнул, что Доменико Чимароза лишился своего поста не из-за интриг при дворе, а возможно по воле императрицы, которой не понравилось, что ее придворный композитор так горевал по умершей итальянской герцогине и посвятил ее смерти свой реквием, который, кстати, очень хорош, как и многие другие произведения этого композитора.
Все, что я тогда нашла, я оформила письмом и не знала как переслать его маэстро из Ватикана, но оказалось, что тогдашний депутат ЗакСа Игорь Риммер собирался отправиться туда на прием и согласился передать это послание в канцелярию Ватикана. Передал или нет - мне неведомо, так как никакой обратной связи не было. Но я свое обещание выполнила и с тех пор всегда радуюсь, когда узнаю, что произведения Доменико Чимароза у нас активно исполняются.