Страница 15 из 25

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 19 мар 2020, 11:17
litmenu
Подошла к кассам по продаже билетов, посмотрела на табло - все вроде бы понятно.

Изображение

На всякий случай даже спросила не отменяется ли завтрашний рейс на Мюнхен ( у меня там была пересадка в поездке до Вены) - мне по английски ответили, что все остается в силе. А вот если бы я говорила по=итальянски, то узнала бы такое, от чего на следующее утро пришла сначала в легкое замешательство, потом испытала сильную тревогу, но в конце концов все обошлось. Но об этом в свое время расскажу. 8-)

Я даже понаблюдала как происходит загрузка в автобус - все шли в основном с распечатками билетов и она у меня была.

Изображение

И я со покойной душой отправилась в обратный путь, выбрав на сей раз автобус 490, который идет почти до моего отеля - останавливается около метро Оттавиано.

И маршрут его мне понравился - сначала по виа Тибуртина, затем по виа Катания, виа Бари, виа Корсо Д Италия. И проезжал он как раз напротив Museo Storico dei Bersaglieri.

Изображение

И только сейчас в отзывах на картах гугла я прочла, что это:
Последний архитектурный проект Микеланджело, по заказу папы Пия IV. Сооружение было возведено в 1565 году, уже после смерти великого мастера, на месте более ранних ворот Номентана.

Еще попалась такая вот карта стен и башен Древнего Рима

Изображение

Но я не выхожу из автобуса, а еду и дальше и за окном вижу развалины какого-то грандиозного сооружения. И это

Изображение


Порта Пинчиана — античные ворота в Риме.

Изображение

Ворота были построены во время работ по укреплению стены Аврелиана в 401 году при императоре Гонории: были укреплены уже существовавшие небольшие ворота, башня справа получила полукруглую форму, была достроена вторая башня слева, кирпичные ворота были покрыты травертином. Ворота названы так по одному из римских холмов, носили также название Porta Salaria Vetus — старая порта Салария, так как через них проходила Соляная дорога (Via Salaria). В раннем средневековье возникло название Porta Portitiana или Porta Porciniana. Ворота не являлись главными в городе, их несколько раз замуровывали.

Аврелиановы стены античного Рима. Один из въездов в город со стороны холма Пинчио напротив входа в парк Вилла Боргезе и подземным проходом к площади Испании и одноименной станции метро.

Я как-то не была готова, что этот автобус поедет прямо сквозь парк Вилолы Бргезе, и с удивлением узнавала некоторые приметы этого парка, где я была в 2010 году, когда и галерею Боргезе удалось посетить, купив билет на месте без всякой очереди и почему-то всего за 2 евро. Зато сил по парку как следует погулять уже не хватило, и я по нему ехала на таком вот паровозике. Правда не знаю, возит ли он туристов ныне.

Изображение

Изображение

Изображение

Эти виды из поездки на паровозике в апреле 2010 года, но они почти такими же были и в декабре 2019-го.

Изображение

Изображение

Изображение

А пинии, ах эти пинии...

Изображение

Потом автобус переезжает Тибр и по виале делле Милицие довозит до моей остановки, где уже немного пройти до метро Оттавиано, а там уже рукой подать до "моего" отеля". :?

Хоть и было у меня ограничено время, решила в него зайти, чтобы выложить что-то из сумки и переобуться - в закрытых туфлях стало жарко. А у меня там были очень удобные и легкие закрытые шлепанцы :? Рим, декабрь, 16-18 градусов :lol:

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 21 мар 2020, 13:41
litmenu
Пора все-таки продолжить отчет, так как хотя и веду я его неспешно - так жалко расставаться, пусть и с виртуальным, Римом, но нужно все-таки двигаться дальше.

Итак, я вернулась в отель ненадолго,


Изображение

но раз уж там оказалась, то решила перекусить - у меня ведь была купленная лазанья. Чайник тоже помог совершить задуманное

Изображение

Изображение

заодно оставила и зонт, а то брала его с собой с утра на всякий случай, помня о вчерашнем проливном дожде. Здесь на фото виден и небольшой сейф.


И я уже налегке, в удобной легкой обуви отправилась на piazza del Risorgimento, которая от моего отеля в двух шагах.

Изображение

Изображение

Эта площадь ничего особенного собой не представляет - по крайней мере в интернете о ней мне не попалось каких-то исторических описаний. А вот ее название Risorgimento трактуется так.

«Весна народов», которая в 1848-1849 гг. прокатилась по Европе, способствовала национальному подъёму и возрождению европейских народов. Активные участники общественно-национальных движений стали постепенно выдвигать политические требования, касающиеся возрождения государств. Ярким примером подобных процессов стала Италия, в которой в течение второй половины 19 века развернулась борьба за восстановление единства страны. Эти процессы получили название в научной литературе Рисорджименто.

Изображение

За свои почти три дня я неоднократно по ней проходила

Изображение

Изображение

Изображение

- в этом киоске покупала проездной и что-то еще из мелочи.

Изображение

Посмотрите как тут близко до всех объектов Ватикана.

Изображение

Изображение

Изображение

А вот на улице via Mascherino я неожиданно для самой себя зашла в аппетитную пиццерию и купила на вечер кусок великолепной пиццы. :lol: А что - запас карман не тянет 8-), а потом по пути может и не попасться то, что нужно. И это в Риме ;) Но ведь и вправду потом почему-то не попалось, или я особо не смотрела уже. :?

Так и пошла с хорошо упакованной вкусняшкой по задуманному маршруту - Собор Святого Петра - замок Святого Ангела - мост от него через Тибр с ангелами Бернини - фонтан- пьяцца Навона - и даже Паньеон :!:

И как я все это успела - сейчас понять не могу :roll:

Но прошла на параллельную небольшую улочку via del Pellegrino и оказалось у двойной арки,

Изображение

Изображение

которая вывела меня прямо в середину правой колоннады Собора.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 21 мар 2020, 17:45
viktorina
Когда теперь увидим Рим! Уже скучаю!

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 22 мар 2020, 08:23
litmenu
А как я скучаю! И понимаю, как много я еще там не увидела. :roll:

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 22 мар 2020, 10:54
litmenu
Вхожу на самую известную площадь Рима - если не всего мира, и задыхаюсь от красоты. Как же здесь все-таки здорово! :)

Изображение

Знаменитая Площадь Святого Петра, включая колоннады, была воздвигнута Бернини под патронатом папы Александра II в 1667 году. Она представляет собой поперечный эллипс, соединенный с трапецией, замкнутой фасадом базилики. В общей сложности здесь насчитывается 88 пилястр и 284 дорические колонны, а эллипс имеет длину 240 метров в поперечнике.

Изображение

Изображение

Изображение

Эллипс охвачен двумя открытыми колоннадами, каждая из которых состоит из четырех рядов, образующих три дорожки. Средняя дорожка шире боковых и в былые времена использовалась для процессий Праздника Тела и Крови Христовых. Дорические колонны поддерживают ионический антаблемент, вдоль карниза которого проходит балюстрада.

Когда я пришла на площадь, уже начинал вечереть, и хотя времени было 16.16, естественно по европейскому времени, солнце уже начинало садиться.

Изображение
Обелиск представляет собой единый кусок красного гранита из Асуана (Египет) весом 360 тонн и высотой 25,8 метра. Он был заказан Корнелием Галлом во время его службы первым префектом Египта при императоре Августе. Скорее всего, первоначально обелиск был установлен на Форуме, который Галл приказал построить в Александрии. Неизвестно, создавался ли он «с нуля», или был взят со склада строительных материалов для незавершенного храма.

Обелиск был вывезен из Египта императором Калигулой для украшения его нового цирка (позже названного в честь Нерона) на Ager Vaticanus (Ватиканское поле). Он простоял полтора тысячелетия, оставшись единственным в Риме обелиском, не упавшим в средние века. Место, где он стоял, отмечено бронзовой мемориальной доской на Пьяцца деи Протомартири Романи и находится за ризницей базилики. Это охраняемая территория и, не имея разрешения на вход, увидеть его вблизи нельзя.


Изображение

Обелиск был перенесен на свое нынешнее место перед постройкой нефа базилики и укладкой современной площади. Перенос, состоявшийся 10 сентября 1586 года, с помощью 900 человек и 140 лошадей (конечно, не все работали одновременно) осуществил Доменико Фонтана. Для исключения малейших помех папа Сикст V (1585-1590) потребовал полной тишины на время подъема обелиска на новое место. Однако матрос, поставленный для наблюдения, заметил, что канаты стали разогреваться от огромного напряжения, и закричал: «Воду на веревки!» Нарушив приказ папы, он спас обелиск и был награжден выбором какой-либо привилегии для себя. Он попросил, чтобы пальмовые листья, используемые в базилике на папских церемониях в Пальмовое (Вербное) Воскресенье, доставлялись с его фермы до тех пор, пока она будет в собственности его семьи.

Мне нравится это фото колоннады со скульптурами при таком мягком вечернем освещении.

Изображение
Дорические колонны поддерживают ионический антаблемент, вдоль карниза которого проходит балюстрада. Сторона, выходящая во «внешний мир» ничем не украшена, но на стороне, обращенной к площади, расположены 96 статуй святых по 3,1 метра в высоту каждая. Все статуи выполнены учениками Бернини. В общей сложности получаются 140 статуй святых.

Изображение
Фасад базилики был построен в 1606 — 1614 годах Карло Мадерно. В целом он непропорционален, но два его фланга на самом деле совсем не являются его частью. Это основания предполагавшихся кампанилл (колоколен), что подтверждается надписью на фризе антаблемента. Общая ширина фасада — 117,7 метра, а высота — 45,5 метра.

Изображение
Центральный обелиск площади обрамляют два одинаковых фонтана. Вода из озера Браччано поступает в них по акведуку Аква Паола, построенному папой Павлом V (1605-1621). Справа — оригинал, спроектированный Мадерно и установленный в 1613 году. Бернини переместил его на главную ось эллипса своей площади и предложил поставить второй фонтан для симметрии. Фактически, его устанавливал Фонтана в 1677 году. Более старый несет на себе геральдику папы Павла V, а его более поздняя копия — папы Климента X (1670-1676). В тротуар между фонтанами и обелиском вставлены порфировые диски, отмечающие фокусы эллипса. Если встать на один из них, можно оценить совершенство работы Бернини, — три дальних ряда колонн скроются за ближайшим. В дальнейшем диски стали частью декоративной схемы покрытия площади, разработанной Филиппо Джилли и открытой в 1817 году.

Изображение
Перед фасадом расположено трапециевидное крыльцо, к которому с трех сторон ведут лестничные пролеты. Это работа Бернини, хотя мощение — уже часть общей схемы 1817 года. На ближайших углах ступеней находятся статуи святых Петра и Павла, расположенные на высоких пьедесталах по указанию папы Пия IX в 1847 году. Святой Петр работы Джузеппе Де Фабриса — слева, а Святой Павел работы Адамо Тадолини — справа.

Как видно по снимкам, очередь в Собор немаленькая, но спустя полчаса я вхожу под его своды. На входе рамки безопасности и именно это, в основном, тормозит поток людей.

Не пугайтесь, я не собираюсь слишком подробно описывать интерьеры этого громадного сооружения. 8-) Тем более, что и время моего пребывания там составило не больше часа - в зимнее время Собор Святого Петра закрывается в 18 часов.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 22 мар 2020, 20:44
эльвира
Надо же какое совпадение- сегодня досмотрели последнюю серию сериала Новый папа, где очень часто показывается площадь перед собором Святого Петра, захожу в отчёт и вижу ее же, да ещё и с прекрасным описанием. Каждый раз, когда я была в Риме, я посещала эту площадь. Особенно она мне понравилась вечером, схлынули толпы туристов и можно было спокойно разглядеть все вокруг.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 23 мар 2020, 17:31
Olga&
Как же я хочу в Рим!!!! Это просто сумасшествие какое-то.
Запретный плод очень сладок, когда понимаешь что Рим сейчас просто недоступен, и совершенно непонятно когда он будет доступен, то смотришь на город совсем другим взглядом, я бы сказала жадным взглядом.
У меня билеты куплены на самолёт в Рим на сентябрь, только совершенно нет уверенности в том, что попаду туда в сентябре.
эльвира, Обязательно пойду на площадь вечером. Никогда вечером там не была.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 23 мар 2020, 19:35
эльвира
Olga&, очень надеюсь, что в сентябре мир станет другим, прежним и можно будет спокойно путешествовать! То что происходит сейчас, совсем недавно мы даже представить не могли.
Я тоже хочу в кучу мест!! Как же сложно ждать определенности. У меня нет ни одной поездки в планах :cry: .Хоть мы и не так часто ездим, но когда я готовлюсь к путешествиям, я нахожусь в предвкушении и от этого у меня отличное настроение. Практически одной ногой ты уже в пути)).
Как же здорово было у нас в теме подготовки в Андалуссию на Новый год!

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 23 мар 2020, 20:40
litmenu
эльвира писал(а): когда я готовлюсь к путешествиям, я нахожусь в предвкушении и от этого у меня отличное настроение. Практически одной ногой ты уже в пути)).
Очень правильно сказано. Я тоже очень люблю время подготовки к поездкам, когда сам себе составляешь маршрут, мечтаешь как все увидишь, куда именно сходишь. Это предвкушение исполнения задуманного - одно из самых великолепных состояний. :)

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 24 мар 2020, 16:02
litmenu
Ну вот я и в Соборе. Нашла его схему.

Изображение

Всегда казалось, что он такой огромный, что трудно сравнивать с другими. Но прочла о нем такое утверждение:
Многими отмечен странный эффект незаметности того, насколько огромна базилика при первом ее посещении. Причина этого в том, что ее пропорции, несмотря на размеры, точно такие же, как и у гораздо меньших церквей.

Изображение

Мне же сама базилика кажется прямо непомерно большой - в ней как-то теряешься и кажешься себе чуть ли не карликом среди огромных скульптур и ценностей.

Изображение

Изображение

И только великая Пьета Микеланджело своим непревзойденным великолепием заставляет забыть обо всем и погрузиться в ее созерцание.

Изображение

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 25 мар 2020, 12:37
litmenu
Итак, наилюбимейшая скульптура Микеланджело - Пьета в соборе Святого Петра! На схеме она в часовне по номером 80.

Изображение

Разумом не могу понять, как такое божественное творение можно создать в 24 года. :roll: Даже если его ваял гений.

Изображение

Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà «жалость») — иконография сцены оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери и мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях. Отличие от сцены «Оплакивание» состоит в отсутствии многочисленных дополнительных второстепенных фигур.

Изображение

Специалисты утверждают, что по степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Изображение

Решила поставить в это сообщение фото из интернета, изображающие конкретные детали этой скульптуры.

Лицо Богоматери

Изображение

Лицо Христа

Изображение

Может быть 2 нижеследующих фото лишние, так как фон там совсем другой. Не исключено, что это копии скульптуры, коих оказывается множество в разных храмах и на выставках. Если это так, то могу их убрать.
Изображение

Изображение

Детали скульптуры (тут с фоном как раз все нормально).

Изображение

Изображение

Изображение

Интересны и пересказы историй, связанных с ваятелем и его гениальным произведением.

Для мастера его работы были живыми. Он с ними разговаривал, ругался на них, навещал их. Однажды, придя к Пьете, Микеланджело увидел рядом с ней большое количество незнакомцев из Ломбардии. Будучи в восхищении от монумента, один из них спросил: "Кто это сделал? Ему ответили: "Наш Гоббо из Милана". Микеланджело промолчал, но в одну из следующих ночей он вновь пришёл к статуе уже с инструментом и высек на ней свое имя.

Позже он сожалел о проявленном корыстном стремлении к славе и принял решение больше никогда не подписывать свои работы. Он осознал, что через него действует Высший Творец. А сам Микеланджело - только его инструмент.


Изображение


В скульптуре Микеланджело соединил стиль Ренессанса с его стремлением к идеальной красоте и натурализм, проявленный в позе фигур. Композиция напоминает пирамиду с вершиной, обозначенной головой Мадонны, и основанием, образованным её одеянием.

Работы Микеланджело всегда привлекали современников смешением стилей.


Немного о моих встречах с этим шедевром. Впервые воочию я увидела увеличенные фото этой скульптуры на больших картонах, которые были выставлены на какой-то достаточно давней выставке в Эрмитаже. Со мной была женщина, которая очень поэтично рассказывала о своей встрече с этой скульптурой в Соборе Святого Петра. Тогда-то я и решила, что обязательно ее увижу. :!:

Увидела в 2010 году, но на таком отдалении, да ее через спины и головы многочисленных туристов из Азии, что была даже несколько обижена на это обстоятельство.

В декабрьской поездке 2014 года толп туристов не было, но было стекло, полутемный Собор и мой старенький смартфон. И все-таки поставлю сюда фото.

Изображение

Изображение

Как ни жаль, но надо было прощаться с гениальным произведением

Изображение

и пройти дальше по Собору, так как времени до его закрытия оставалось все меньше.

Решила сейчас, что видимо стоит поставить в свой отзыв что-то выборочно из убранства Собора, и раз уж сквозная тема его - произведения Бернини, то остановлюсь далее в основном на них.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 25 мар 2020, 17:01
litmenu
Только я решила попрощаться с самой лучшей в мире скульптурой, как мне попалась такая информация, что я просто не могу не поделиться ею с форумчанами. :roll:

Говорят, что Микеланджело подвергся критике за то, что он изображал Деву Марию слишком молодой, поскольку ей действительно было около 45-50 лет, когда Иисус умер. Он ответил, что сделал это преднамеренно, потому что влияние времени не могло испортить девственные черты самой благословенной из женщин. Он также сказал, что думает о лице своей матери - ему было всего пять лет, когда она умерла: лицо матери является символом вечной молодости.

Понравилось и такое поэтичное описание:
Она держит безжизненное тело Иисуса на коленях, лицо Девы излучает безмятежность и величественное принятие этого огромного горя в сочетании с ее верой в Искупителя. Кажется, будто Иисус собирается пробудиться от спокойного сна и после стольких страданий и терний роза воскресения скоро расцветет. Размышляя о Пьете, которая передает мир и спокойствие, мы можем чувствовать, что великие страдания жизни и ее боль могут быть смягчены.

Мне кажется эти слова применимы к нынешнему образу Италии...

Но даже не ради этих цитат я вернулась к Пьете Микеланджело, а чтобы рассказать историю страданий самой скульптуры.

Микеланджело был официально уполномочен 27 августа 1498 года кардиналом Жаном Бильерсом де Лаграулом, посланником французского короля при Папе, сделать скульптуру Девы Марии в натуральную величину, держащую сына на руках. Ее установили в часовне Санта-Петронилла в старом соборе Святого Петра.

Сначала ее просто несколько раз перемещали: в 1517 году часовня была разрушена, чтобы освободить место для строительства новой базилики, а Пьета была перенесена в Санта Мария делла Феббе,затем в древний секретар, слева от фасада, в одно из мест, где Папа надевал облачения во время празднований в соборе Святого Петра.

Прошу прощения за вольный пересказ автоматического перевода информации с сайта
http://stpetersbasilica.info/Altars/Pieta/Pieta.htm

Далее Павел V одобрил строительство в 1609 году, и Пьета снова была перемещена. Ее временно разместили в комнате, подготовленной для исполнения канонов - в левом трансепте, над алтарем святых Симона и Иуды (в настоящее время алтарь святого Иосифа).

Следующее перемещение: в ночь на 3 декабря 1749 года папа Бенедикт XIV приказал окончательно переместить ее в Часовню Пьеты вместе с эллиптической базой из коттанелло, изготовленной Франческо Борромини в 1626 году, затем модифицированной в 1968 году.

Через два с лишним века 469-летняя скульптура совершила неслыханное "путешествие": ее отправили на Всемирную ярмарку в Нью-Йорк (1964/1965).
Здесь выставлены наиболее важные произведения искусства на ярмарке. 469-летний шедевр Микеланджело из резного каррарского мрамора, Pietà, считается одним из лучших образцов христианского искусства. Установленная в старой базилике Святого Петра в 1499 году, она никогда не была вывезена из Ватикана, пока покойный папа Иоанн XXIII не дал разрешение на ее доставку на Ярмарку.

А 21 мая 1972 года, в 11:30 утра случилось страшное несчастье: Ласло Тота, австралиец, по происхождению он из Венгрии, с криками: «Я - Иисус Христос» перепрыгнул через ограждение и нанес пятнадцать ударов молотком по бесценной скульптуре...

Список повреждений невозможно читать без ужаса: Удары молотка откололи нос от изящного, печального лица Мадонны. Они повредили ее левое веко, шею, голову и вуаль. Они сломали ей левую руку в локте, и пальцы переломились, когда рука коснулась пола.

Как могла подняться рука на такое святотатство! На сайте сказано, что нападение, совершенное
умственно отсталым молодым человеком потрясло мир как акт беспредела против одного из высших шедевров в истории западного искусства.

Пьета была повреждена в Пятидесятницу в воскресенье, сотрудники Ватикана собрали более 50 осколков мрамора. Несколько фрагментов были извлечены из капель воска свечей, которые окружают Пьету. Три осколка были возвращены в Ватикан туристами, которые взяли их в качестве сувениров.

Восстанавливал статую известный итальянский скульптор Джакоме Манзу. Стоит уточнить: Рентгеновские снимки, сделанные до того, как Pietà была отправлена на Всемирную ярмарку в Нью-Йорке в 1964 году, показали, что левая рука Мадонны была сломана и заменена в восемнадцатом веке неким анонимным скульптором.

Так что и прежние перемещения не проходили бесследно.

Одно из самых известных мировых произведений искусства, подверглось нападению со стороны психически неуравновешенного человека и теперь находится за пуленепробиваемым стеклянным экраном. Многие жалуются, что им приходится смотреть на Пьету с расстояния, но на самом деле это дает лучшее представление о ее пропорциях. Один скол от удара молотком позади головы Богоматери был оставлен в качестве напоминания, но остальной нанесенный скульптуре ущерб был полностью скрыт реставрационными работами и виден только в ультрафиолете.

Немного стоит сказать о самой часовне, где находится Пьета.

Первой справа расположена Часовня Пьеты (80). На своде купола перед входом в нее находится мозаика Чиро Ферри и Пьетро да Кортоны с изображением Страстей, а под ней, на полу, — каменная эллиптическая мозаичная панель, посвященная Благословенному Папе Павлу VI (1963-1978), гробница которого находится в крипте. Изначально часовня называлась Cappella del Crocifisso (Часовня Распятия), но была переименована из-за установленной здесь в 1749 году Пьеты Микеланджело.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 25 мар 2020, 20:44
эльвира
litmenu, очень интересная информация. Спасибо за фото отдельных частей скульптуры. Не могла насмотреться на руки Христа. Восхищена мастерством Микеланджело!

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 26 мар 2020, 18:11
litmenu
Такое впечатление, что к вечеру началось какое-то недоразумение на сайте, или отдельно в моем отзыве. Написала большое сообщение с продолжением отчета о пребывании в Соборе Святого Петра, нажала предпросмотр и оно бесследно исчезло. :x Подумала, что пока его набирала, отключался интернет и причина в этом. Но только что набрала короткое сообщение и все пошло по тому же сценарию - все исчезло. :cry:

Но вот с третье попытки и минуя предпросмотр, удалось вставить сообщение. :?

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 26 мар 2020, 18:17
Margo
litmenu,
Вот это странно, и вчера и сегодня у меня такое было.
Но про Ваш отзыа/отчет - это все просто великолепно! Интернсно, познавательно..
Чего уж, ну раз 5 была в Риме, но многое из описанного Вами - не увидела, не обратила вниманмя, не заметила....
Так предметно, подробно, увлекательно, но спасибо...

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 26 мар 2020, 18:46
litmenu
margo писал(а):Вот это странно, и вчера и сегодня у меня такое было.
Значит это глюк на сайте? Жалко тратить время впустую, если это так. :?

Можно, конечно, набрать в ворде и потом переносить, но ни разу не делала этого с фото. Там тоже ссылки с работают?

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 26 мар 2020, 19:53
litmenu
По второму разу столько не напишу, сколько под настроение наваяла в первый заход. Но пора выполнить свое обещание о произведениях Бернини в Соборе Святого Петра.

Итак, первое и главное - балдахин над главным алтарем.

Отдельно стоящий главный алтарь базилики был освящен папой Климентом VIII в 1594 году. Он сформирован из монолитного блока белого с серыми прожилками мрамора из Греции, выкопанного, как утверждается, на форуме Нервы. Алтарь расположен прямо под куполом и содержит под собой, в конфессио, мощи Святого Петра.

Изображение

Накрывающий его балдахин, созданный Бернини, является самым большим в мире монументом из бронзы. Его высота — 28 метров, а вес — около 37 тонн. Сам алтарь является папским, что означает, что служить там мессы (за редкими исключениями) имеет право только Римский Папа.

Должна сказать, что именно от этого произведения Бернини я не в восторге. Прекрасно понимаю, что есть каноны такого рода сооружений, что этот шедевр, перефразируя слова Раневской о Моне Лизе, так долго всем нравился, что теперь может себе позволить кому-то не понравиться, и все же…

Изображение

Но не показать его здесь не могу. Во-первых, Бернини – сквозная тема отзыва, а во вторых, это главная доминанта Собора.

Архитектору было всего 25 лет, когда в 1624 году папа Урбан VII Барберини поручил ему эту работу. Официальное освящение алтаря произошло в 1626 году, за семь лет до завершения возведения балдахина в 1633-м.

Изображение

Дизайн основывается на двенадцати спиральных соломоновых колоннах вокруг святилища апостола в старой базилике. Восемь оригиналов можно увидеть в верхних нишах пирсов (опор) купола, куда их поместил Бернини. Однако мастер не стал полностью имитировать прототипы, попеременно рифленые и декорированные, а сохранил рифление только у основания, украсив остальную часть позолоченной оливковой листвой (оригиналы украшены виноградной листвой). В листве находятся маленькие херувимы и пчелы, эмблема семьи Барберини.

Мои нечеткие фото показывают, что вблизи детали балдахина не рассмотреть – все огорожено, а в 2010-м, мне кажется, можно было подойти поближе.

Колонны расположены на полихромных мраморных плинтусах с гербами папы Урбана. Гербов восемь, по два на каждом плинтусе, и над семью из них — женские лица. Есть легенда, что это племянница папы в разные месяцы ее беременности, поскольку над восьмым гербом находится лицо ребенка. Хотя были предложены и другие кандидатуры на личность этой женщины.

Колонны поддерживают импосты,
Изображение

Между импостами свисают флаги с пчелами. Над импостами — четыре ангела с херувимами между ними. Балдахин увенчан четырьмя огромными завитками, поддерживающими на своем соединении крест и шар. В своде балдахина — Голубь Святого Духа в лучах Славы.

Главное, конечно, не балдахин, сам алтарь.

Изображение
Фокусной точкой старой базилики была гробница Святого Петра. Алтарь над ней установили, видимо, только в конце 6 века. Это было сделано по заказу папы Святого Григория Великого (590-604). В начале 12 века алтарь окружили сооружением по указанию папы Калликста II (1119-1124). Нынешний алтарь папы Климента VIII (1592-1605), установленный и освященный в 1594 году, находится на некотором возвышении над предыдущим. Джакомо Делла Порто выкопал перед ним яму, чтобы открыть доступ к оригинальному алтарю. Это — так называемое конфессио, открытый склеп перед главным алтарем. Его привели в порядок, роскошно украсили полихромным мрамором и открыли в 1615 году (работы над декором продолжались еще 3 года).

Есть и объяснение тому, почему нельзя подойти ближе.

Полихромная мраморная балюстрада — важное место для молитвы и почитания Святого Петра (обычные посетители не допускаются вниз после акта вандализма, совершенного в 1969 году). 89 масляных ламп из позолоченной бронзы день и ночь горят вокруг святыни. Две лестницы изгибаются вниз в форме подковы.

Если вам когда-нибудь посчастливится спуститься вниз, вы окажетесь перед эдикулой. В центре находится шкаф с парой замысловато украшенных позолоченными металлическими деталями дверей, разработанных Николасом Кордье и выполненных Онорио Фанелли. Над дверями расположен позолоченный металлический барельеф с бюстами Христа и двух апостолов. В самом шкафу находится небольшая полукруглая ниша, фактически врезанная в древний алтарь, называемая Нишей Паллии. Она содержит мозаику 9 века с изображением Христа, серьезно восстановленную сначала при Бернини, а затем еще и в 1833 году.

Ну вот я дошла и до скульптур, в том числе Бернини.

Алтарь окружен четырьмя огромными пятиугольными пирсами, поддерживающими купол. Их стороны, обращенные к алтарю, украшены по одной схеме Бернини, представляющей четыре реликвии первостепенной важности, хранящиеся в базилике и называющиеся Reliquie Maggiore (одна из них теперь хранится в другом месте). Это череп Святого Андрея Апостола, брата Святого Петра (он отдан в греческую православную церковь в Патрасе), Плат Святой Вероники, часть Животворящего Креста и Копье Лонгинуса.

Изображение

Статуи, заказанные в 1643 году папой Урбаном VIII, — это Святая Елена (с обнаруженным ей Животворящим Крестом) работы Андреа Больи, Святая Вероника (с платом, которым она обтерла лицо Христа перед его распятием) работы Франческо Моки 1631-40 гг, Святой Лонгинус Центурион (с копьем, которым он проткнул бок Христа) работы Бернини 1631-38 гг и Святой Андрей Апостол ( с Х-образным крестом, на котором он был замучен) работы Франческо Дукесны 1629-40 гг
.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 26 мар 2020, 20:26
litmenu
Вроде бы все заработало как раньше, с предпросмотром, поэтому продолжу.

Надо сказать еще про купол над главным алтарем.

Изображение

Огромный купол был спроектирован Микеланджело и завершен Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана в 1589 — 1593 годах. Барабан соответствует проекту Микеланджело, а эллиптичность самого купола принадлежит Делла Порта.

Изображение

Мозаики самого купола в 1613 году разработал Кавальер д‘Арпино. Четыре тондо в антрвольтах с ангелами в углах показывают евангелистов.

Изображение

Сам купол разделен на 16 секторов широкими ребрами. Каждый сектор содержит по 6 панелей с фигурами. Общее число панелей — 96, а их темой являются Небеса. Нижние люнеты показывают патриархов и епископов, над ними — Христос, Богоматерь, Иоанн Креститель и Апостолы, включая Святого Павла. Затем идут четыре разряда ангелов — Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы.

И наконец, реликвия, находящаяся в этой части Собора - древняя статуя Святого Петра.

Изображение

Одна из ног статуи сделана из серебра, и хорошо видно, что она стерта от прикосновений и поцелуев паломников за долгие века. Это действие предполагает отпущение грехов. Дата изготовления статуи неизвестна. Раньше считалось, что она была либо языческой, но адаптированной, либо оригинальной, созданной еще до классического стиля в конце 5 века. Однако исследования, проведенные в ходе реставрации в 1990 году, говорят в пользу того, что статую создал Арнольдо ди Камбио в 13 веке.

В дальнейших поисках информации о скульптурах Собора мне повезло. Я нашла такой сайт

http://stpetersbasilica.info/Interior/N ... MedMap.htm
где дана схема расположения 56 папских скульптурных портретов.

Изображение

Причем, при нажатии открываются изображения.

А другие скульптуры размещены на этом сайте

http://stpetersbasilica.info/Statues/Fo ... Saints.htm
И каждую из них можно рассмотреть в деталях.

Ну а мне осталось только выбрать те их них, которые выполнены лично Бернини. :P Но сил на это пока нет, попробую в другой раз.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 28 мар 2020, 17:26
litmenu
Как ни странно, но по схемам, указанным в прошлом сообщении, произведений Бернини, или выполненных по его проектам, я не нашла. Пришлось искать традиционным способом - сначала найти список Бернини - есть такой сайт
bernini.su
И там одна из скульптур по его проекту

Гробница папы Александра VII

Изображение

Алекса́ндр VII (лат. Alexander PP. VII, в миру Фа́био Ки́джи, итал. Fabio Chigi; 13 февраля 1599 — 22 мая 1667) — Папа Римский с 7 апреля 1655 года по 22 мая 1667 года.

Изображение

После получения священнического сана Киджи поступил на папскую службу. В 1627 году он по рекомендации двух кардиналов был назначен инквизитором Мальты, а затем тринадцать лет выполнял функции папского нунция в Кёльне (1639—1651). Он представлял интересы папы при заключении в 1648 году Вестфальского мира, выражая протесты папы против уступок лютеранам.

Папа Иннокентий X (1644—1655) отозвал Киджи в Рим, а затем сделал его госсекретарем Святого Престола и в 1651 году — кардиналом церкви Санта-Мария-дель-Пополо.


Именно он был главным покровителем Бернини. И как тут не рассказать об их плодотворном сотрудничестве. Википедия пишет:

Благодаря папскому меценатству в Риме возникали шедевры баро́чной архитектуры. Именно в это время на площади Собора св. Петра была сооружена прекрасная колоннада — произведение итальянского архитектора Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680).

Александр проявлял личный интерес к архитектурным проектам и записывал их в своих дневниках[6]. Это церковь и площадь перед Санта-Мария-делла-Паче, улица Корсо, Площадь Колонны, перепланировка Порта-дель-Пополо, Пьяцца-дель-Пополо и Санта-Мария-дель-Пополо, Площадь Святого Петра, интерьер Ватиканского дворца, Сант-Андреа-аль-Квиринале, часть Квиринальского дворца, обелиск и слон на площади Пьяцца-делла-Минерва.

И была одна дама, которая часто фигурирует в биографии обоих - Кристина (королева Швеции).

Изображение

Нет, не Бернини изготовил ее надгробный памятник, также установленный в Соборе Святого Петра. Эта особа была одной из трех женщин, удостоенных чести быть захороненной в Соборе. В крипте находится ее гробница. Ее кенотаф был спроектирован Карло Фонтана и выполнен в 1697 — 1702 годах. Барельеф, изображающей церемонию 1655 года в церкви Хофкирш (Инсбрук), на которой она обратилась в Католическую Церковь, вырезан Жаном Батистом Теодоном.


Изображение

Ее обращение в католицизм считается победой католической веры. Но этому в биографии Кристины предшествовал нелегкий путь.

Кристина (швед. Kristina, 8 декабря 1626 — 19 апреля 1689) — правящая королева Швеции, дочь Густава II Адольфа и Марии Элеоноры Бранденбургской. Отец Кристины был убит в 1632, мать отстранилась от воспитания дочери, а девочка была одарена блестящими способностями и с малолетства уже титуловалась королевой. С 1636 года канцлер Аксель Оксеншерна, к которому перешла главная забота о королеве, ежедневно беседовал с ней по государственным вопросам, с которым они впоследствии сильно конфликтовали.

Изображение

В 18 лет Кристина была объявлена совершеннолетней. Регенты представили ей отчёт о своём управлении, который она одобрила. Под влиянием испанского дипломата Пиментеля и его духовника Кристина стала склоняться к переходу в католичество. Она сама выбрала наследника престола и в 1649 году ее двоюродный брат Карл Густав Пфальцский был избран наследником Кристины. Тогда же у Кристины стала созревать мысль об отречении. На риксдаге в Уппсале в 1654 году отречение Кристины от престола в пользу Карла Густава было официально принято.


И она уехала из страны, а переход Кристины в католичество вызвал сенсацию во всем протестантском мире. Папа Александр VII дал ей имя Мария Александра. Он надеялся через Кристину распространить католицизм в Швеции, хотел отправить туда нескольких миссионеров, но по просьбе Кристины отказался от этого намерения. Зато какой въезд в Рим был ей устроен - в одном из сообщений я уже писала, что для ее въезда были перестроены триумфальные ворота на пьяцца дель Попполо. Так что не зря местом ее упокоения является Собор.

Изображение

Где-то мне попадалось, что Бернини неоднократно о ней вспоминал и даже что-то ей завещал в конце своей жизни ( она пережила его на 9 лет). Потом дополню, если найду эту информацию.

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Добавлено: 29 мар 2020, 08:57
litmenu
Еще она из скульптур по этому списку Бернини

Гробница графини Матильды Тосканской,1633–1637, Скульптура, Мрамор,Базилика святого Петра, Ватикан

Изображение

Придется еще раз привести общую схему Собора, где она указана под номером 73

Изображение

Монумент (73) фактически спроектирован Бернини и выполнен мастерами его школы в 1633 — 1637 годах. Он посвящен графине Матильде Тосканской, умершей в 1115 году (ее останки были привезены сюда из Мантуи).

Матильда Тосканская (итал. Matilde, лат. Mathildis; 1046 — 24 июля 1115, Бондено-ди-Ронкоре), также Матильда Каносская (итал. Matilde di Canossa), иногда Великая графиня (итал. la Gran Contessa) — маркграфиня тосканская. Была сторонницей римского папы Григория VII во время борьбы за инвеституру. Одна из немногих средневековых женщин, проводивших военные действия.

Изображение

Отец Матильды — Бонифаций III Тосканский — был правителем большинства земель Северной Италии, После смерти отца её мать Беатриса Лотарингская была при ней регентшей. Графиня Матильда была пламенной союзницей папы Григория VII и его неразлучным другом. Он укрывался в её замке Каносса от Генриха IV, который в 1077 году приходил к нему туда на покаяние. Когда в 1081 году Генрих напал на Григория, Матильда воспрепятствовала полному поражению последнего и после смерти Григория продолжала враждовать с Генрихом.

Изображение

Последние годы она провела в Бенедиктинском монастыре в Полироне, где и умерла в 1115 году. Наследницей своих земель и поместий Матильда назначила римскую церковь.

Причиной, по которой она была удостоена этой чести, является ее поддержка папства раннего Средневековья в борьбе за Инвеституру. Барельеф изображает папу Святого Григория VII, принимающего покорность от Генриха IV в Каноссе. Считается, что статуя графини выполнена Бернини. Херувим слева — работа Луиджи Бернини, сына мастера, а справа — Андреа Больи. Герб выполнен Маттео Буоначелли.


Изображение

Удивило в последнем абзаце упоминание о том, что вместе с отцом Джан Лоренцо над памятником работал его сын Луиджи. Самому Бернини во время начала работ над скульптурой - 1633 год, было 35 лет. Сколько же было лет его сыну, если он уже назван одним и соавторов. :roll: Правда в другой публикации, но с плохим автоматическим переводом сказано:
http://stpetersbasilica.info/Monuments/ ... anossa.htm

Памятник графини Матильды ди Каноссы был задуман Бернини, который начал его воплощать в 1633 году. Статуя Матильды - Андреа Болги (1605-1656). Центральный барельеф, на котором изображен Генрих IV на коленях перед Григорием VII, является работой Стефано Сперанца. Два херувима, поддерживающие надпись - Андреа Болги (справа) и Луиджи Бернини, брата Джана Лоренцо (слева).