Страница 15 из 24

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 10 дек 2020, 07:45
viktorina
Рада, что мой отчет интересен не только мне. Надеюсь, что впечатления посетителей выставки позволят создать объемный и интересный рассказ о выставке.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 дек 2020, 13:05
Катя Мур
К сожалению никак не получится посмотреть офлайн выставку Линия Рафаэля, поэтому с удовольствием смотрела видео экскурсию от куратора выставки Василия Успенского.
Очень достойная выставка! Такое интересное решение, путешествие из 16 века в 21 через работы Рафаэля! Респект Эрмитажу! Завидую петербуржцам!
Смотреть обязательно!
Выставка показалась очень большой, закладывайте больше времени.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 дек 2020, 13:15
viktorina
Ну вот и первый отзыв появился. В субботу иду на выставку и постараюсь показать ее здесь.
Друзья, кто уже посмотрел выставку, пишите свои впечатления!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 дек 2020, 22:04
litmenu
Прежде, чем идти на саму выставку "Линия Рафаэля" и даже прежде просмотра краткой экскурсии на открытии выставки, советую посмотреть запись из Эрмитажа, сделанную в преддверии, еще в октябре, где кураторы выставки многое объясняют о ее концепции.

https://www.youtube.com/watch?v=UBQsgZAbzXs

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 дек 2020, 23:27
viktorina
Еще одна работа Караваджо "Св. Франциск". Святой Франциск известен не только как основатель ордена францисканцев, но и тем, что он первым создает «живую картину» Рождества Христова. С этого времени устройство таких яслей (вертепов) в Рождество совершается во всех храмах Италии, а впоследствии и в других странах Европы, в том числе и в России.
Художественно-символически он изображается в коричневой монашеской рясе, подпоясанной верёвкой с тремя узлами, символами трёх данных им обетов: бедности, целомудрия и послушания, и имеющим стигматы (раны Христа): на ладонях, ступнях и под ребром

Изображение

Художественный ряд очень лаконичен. Этим как бы подчеркивается аскетиность Св. Франциска. Как это характренодля художника, все смысловые акценты намечены подсветкой. Очень выразительная картина!

Это так называемые «двойные» произведения, то есть картины, существующие более чем в одном варианте. Полотно было найдено в 1968 году в церкви Сан-Пьетро-ин-Карпинето-Романо, а в 2000 году оно подверглось серьезной реставрации, которая была проведена одновременно с другой версией картины, почти идентичной, хранящейся в церкви Санта-Мария-делла-Консесионе. на виа Венето в Риме. Исследования подтвердили наличие автографа на полотне Барберини и его хронологический приоритет, по деталям, характерным не для копии, а для первого вапманта картины.
По мнению некоторых ученых, картина написана примерно в 1606 году, когда Караваджо, бежавший из Рима после убийства Рануччо Томмасони, укрылся в поместье семейства Колонна.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 дек 2020, 23:28
viktorina
litmenu! Спасибо за совет и ссылку.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 12 дек 2020, 22:55
viktorina
Лирическое отступление за "Линию Рафаэля"

Итак, событие которое мы, питерцы, ждали больше года, свершилось. Открылась, замечательная во всех отношениях, выставка "Линия Рафаэля".
Время для посещения выбрала дирекция Эрмитажа, так как вход в Эрмитаж теперь открыт для членов IKOM открыт только на определенные сеансы. Выбрали сеанс на 16-30. Эрмитаж в субботу работает до 20 часов, так что казалось, что времени вполне достаточно. Ошиблись ! Времени немного не хватило. Правда это произошло ситуативно, так как посещение выставки было сопряжено с определенными сложностями технического характера. Дело в том, что сейчас посещение Эрмитажа строго регламентировано не только по времени, но и по логистике движения по залам. Для того, чтобы после посещения выставки, покинуть музей, необходимо пройти приблизительно 32-40 минут по залам русского искусства и интерьерам 18-19 вв., залы французского искусства, пробежать мимо 4 великолепных выставок и покинуть здание через залы античного и египетского искусства. Маршрут №2.!
Ну это заметки на полях для тех, кто соберется на выставку.
Выставка очень интересная и я позволю себе роскошь рассказать о ней более подробно.

А сейчас несколько красивых фотографий с сайта photos.rg.ru, которые дают общее представление о выставке

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 14 дек 2020, 22:20
viktorina
Итак, что мы увидели на выставке? Ну, конечно, несколько работ самого Рафаэля, спорных и бесспорных.
К числу последних относятся несколько рисунков Рафаэля из собрания Британского музея (Лондон, Великобритания) и Альбертины (Вена, Австрия).
Например, эскиз фигуры ангела для картины "Коронация Богородицы", из собрания Ватикана. В верхней части изображена сцена коронования Богоматери после Ее вознесения на небо. Христос возлагает на голову Марии корону, а вокруг музицируют ангелы и летают херувимы. Снизу апостолы смотрят на происходящее, стоя вокруг опустевшей гробницы, где покоилось тело Мадонны до ее воскресения, а теперь выросли белоснежные лилии, символизирующие ее непорочность, и розы - цветы Царицы Небесной.

Изображение

Голова и рука на лицевой стороне - этюды для ангела в правом верхнем углу картины «Коронация Богородицы».

Изображение

«Коронация» была заказана Алессандрой ди Симоне дельи Одди для часовни Одди в Сан-Франческо-аль-Прато, Перуджа.

Изображение

Интересна и техника исполнения рисунка. Рисунок выполнен металлической иглой по серой бумаге. Изогнутые штрихи волос и диагональные линии штриховки на голове экономичны, но выразительны. Отдельная проработка руки передает изящество нарисованного ангела. Предполагается, что этот рисунок был частью альбома для набросков для алтаря Одди.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 14 дек 2020, 22:34
viktorina
Рисунок был приобретен Британским музеем в 1824 году Уильямом Янга Оттли, хранителем эстампов и рисунков Британского музея из коллекции Жана Батиста Викара, художника, коллекционера.

Изображение

С 1794 года Викар был членом комиссии, изымавшей художественные произведения, предназначенные для французских музеев. Эта комиссия по поручению генерала Наполеона Бонапарта забирала произведения искусства в Австрийских Нидерландах (теперь Бельгия), для пополнения коллекции Лувра.
Лично Викар составил себе, благодаря работе в этой комиссии, драгоценную коллекцию из около 1300 рисунков, в том числе, картонов Рафаэля и Микеланджело Буонаротти, которую, умирая, он завещал своему родному городу. Эта коллекция находится сейчас во Дворце изящных искусств в Лилле и носит название «Музея Викара».

С 1800 года Викар до конца жизни постоянно жил и творил в Италии. Вскоре стал художником-портретистом европейской славы. Создал целую портретную галерею членов семьи Наполеона.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 14 дек 2020, 23:19
viktorina
Еще одна работа из Британского музея это "Портрет неизвестной святой" Рафаэля

Изображение

Работа была приобретена для музея в 1895 году.
Среди прежних владельцев были Вильгельм II, король Нидерландов , сэр Томас Лоуренс, президентом Академии художеств Великобритани.
Рисунок был привезен в великобританию в составе коллекции итальянской живописи William Young Ottley.Он продао часть чвоей коллекции Томасу Лоуренсу, у которого он и был приобретен Британским музеем

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 15 дек 2020, 06:38
litmenu
viktorina, огромная благодарность Вам, что начали подробно писать об этой грандиозной выставке. Там, кроме самого Рафаэля, так много всего - эпох, стилей, направлений, но все это скреплено, как уверяют кураторы, единой линией - линией Рафаэля.

Воспринять и осознать все это в ходе даже часовой экскурсии с куратором Зоей Купцовой мне оказалось не под силу, еще час до окончания работы музея прошел в попытках самостоятельно осмотреть то, что не попало в ее показ, но все равно, я даже не ко всем экспонатам смогла подойти - банально не хватило времени.

Особенно меня заинтересовали как раз рисунки Рафаэля. Я просто оторваться не могла от описанного Вами "Портрета неизвестной святой". Какой тихой нежностью дышит ее лицо, как трогательно передал художник черты ее лица и детали платья. Думаю, что распечатаю этот рисунок и повешу в рамочке у себя дома.

Большое спасибо Вам, что подробно пишите о выставке, за такой беспримерный труд, когда приходится отрывать время для написания отчета от работы, семьи, досуга. Ведь для того, чтобы найти такую богатую и редкую информацию, надо перелопать не один источник о Рафаэле.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 15 дек 2020, 08:53
viktorina
litmenu! Спасибо Вам за внимание и такие добрые слова! Выставка замечательная и рассказываю про нее, потому что очень хочется поделиться тем, что увидела и узнала. Это удовольствие, а не труд. А если это еще кому-нибудь будет интересно, я буду рада.
Надеюсь, что и Вы поделитесь своими впечатлениями о выставке.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 15 дек 2020, 22:04
viktorina
Еще одна гостья из Лондона это "Сивилла Фригийская".

Изображение

Это эскиз к знаменитой фреске в Капелле Киджи в церкви Санта Мария делла Паче в Риме.
В античной культуре сивиллами называли пророчиц и прорицательниц, предрекающими будущее, зачастую бедствия. По одной из теорий, первоначально, «Сивилла» («Божья воля») - личное имя одной из пророчиц – троянки, дочери Дардано и Несо - которое затем было перенесено на прочих предсказательниц. По другим источникам первой Сивиллой стала Герофила, получившая вещий дар от Аполлона.

Изображение

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 15 дек 2020, 22:20
viktorina
А вот еще одна прекрасная дама к открытию выставки опоздала. «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinière) «Мадонна», подписанная именем Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин Лувра и относится к флорентийскому периоду в жизни Рафаэля, пока, из-за карантина и закрытия Лувра, не прибыла в Санкт-Петербург.

Изображение

Французы не очень любят давать в аренду свои шедевры, но для этой выставки сделалли исключение. Дело в том, что , как я писала в предыдущем отчете, Эрмитаж предоставил на выставку Леонардо да Винчи в Лувре "Мадонну Бенуа" Леонардо да Винчи из собрания Эрмитажа.
По договоренности между музеями Лувр дал согласие на экспонирование, в рамках выставки "Линия Рафаэля", этого шедевра.
Картину ждут в январе, так что год Рафаэля продолжается!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 16 дек 2020, 06:27
Катя Мур
viktorina, у меня фото из последнего поста не видно.
А рисунки даже на видео экскурсии выглядят замечательно! И без цвета такая энергия от них отходит!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 16 дек 2020, 07:36
viktorina
Катя Мур, Вы имеете в виду "Садовницу"? Сейчас попробую заменить фотографию. У меня все открываетя нормально. а рсунки , действительно, замечательные. В свое время в музее им. Пушкина была выставка рисунков мастеров эпохи Возрождения из музеев Будапешта и Берлина. Прошло уже почти 50 лет, а я помню некоторые до сих пор. Рисунок это даже больше чем картина, потому что показывает "чистую" мысль автора.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 16 дек 2020, 14:18
litmenu
У меня все фото прекрасно видно. "Садовница" безусловно хороша и очень надеюсь, что мы ее дождемся, так что выставку в любом случае стоит посмотреть неоднократно, тем более, с первого раза не охватить все ее 300 экспонатов.

Очень обидно за иногородних любителей живописи, кто планировал приехать в Санкт-Петербург на зимних каникулах. В Эрмитаже четко соблюдаются сеансы, толчеи в залах нет, даже на этой сверхпопулярной выставке, и тут такой "подарок" для работающих туристов. С 30 декабря по 10 января музеи в нашем городе работать Не будут, очень жаль.

А созерцание рисунков гениальных художников мне в полной красе открылось на выставке в венской Альбертине, когда я не поверила своим глазам, увидев там на выставке рисунки Микеланджело. И здесь выставлены рисунки, которым более 500 лет! Действительно, не только гениальные рукописи, но и рисунки не горят!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 16 дек 2020, 21:24
viktorina
Совершенно с Вами согласна! Рисунок это в некотором роде визитная карточка Мастера. Здесь все на виду.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 16 дек 2020, 22:47
viktorina
Несколько рисунков прибыло к нам и Вены, музей Альбертина.

Это эскиз "Мадонна мс младенцем"

Изображение

"Стоящий путто"

Изображение

"Стоящий мальчик"

Изображение

Эти рисунки не имеют прямой привязки ск каким либо живописным работам Рафаэля, а скорее показывают поиск жестов, фигур, композиций.
Конечно, очень хорош часто встречающийся в работах Рафаэля маленький путто!
Борис Алмазов, советский бард и писатель, писал:

«Ваятелей прошлого привлекала задача изображения маленьких детей своей сложностью, поскольку у детей совсем другие пропорции, чем у взрослых, да еще и все ткани мягкие, скелет — опора построения фигуры скрыт тугим детским тельцем — всевозможными «складочками и перевязочками».

Рисунок относится к римскому периоду творчества мастера.
Вуаль, обвивающая тело ребенка, частый атрибут Мадонн Рафаэля. А на рисунке очень хорошо видно, как с помощью штриховки создается объем и воздушность ткани.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 17 дек 2020, 07:06
litmenu
Больше спасибо за описание рисунков на выставке - теперь я с ними, наконец, разобралась.