Страница 16 из 24

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 17 дек 2020, 15:52
Катя Мур
viktorina, спасибо за вашу тему, которая расширяет наш кругозор!
После прочтения последних постов я озадачилась вопросом: почему ПУТТО, раньше встречала название малышей в работах Ренессанса, барокко и рококо- ПУТТИ. Погуглила и оказалось, что можно и так, и так называть!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 17 дек 2020, 22:27
viktorina
Да, действительно встречаются оба термина, но я использовала тот термин, которым работа обозначена на выставке.

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 17 дек 2020, 23:51
viktorina
Теперь несколько слов о работе, которая уже почти сто лет интригует как российских, так и зарубежных искусствоведов.
Я веду речь о такт называемой "Нижнетагильской Мадонне" или "Мадонне с вуалью" (или "Мадонне дель Пополо").

Изображение

С этой работой связана почти дедективная история.
В 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо Рафаэлем была написана картина, которая получила название «Мадонной дель Пополо» (Madonna del Popolo).
Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную работу — «Сикстинскую мадонну».

В 1591 году Мадонну дель Пополо и парный к ней портрет папы Юлия II забрал из церкви племянник папы Григория XIV — кардинал Сфондрати.
Через несколько лет работы были проданы семейству Боргезе и находились в собрании Боргезе более 40 лет Именно из этого собрания работа была украдена и начинась темная строна истории картины.
Считается, что через год она была возвращена хозяевам, но есть версия, что картины были заменены копиями.
Как бы то не было, в 1759 году на галерею вновь была совершено нападение и работа исчезда из поля зрения на долгие годы.

Вновь о работе заговорили уже 1924 году, когда при ремонте, на чердаке одного из бывших демидовских домов была найдена неизвестная картина подписанная… Рафаэлем. Но это была только часть картины, написанной на доске.

Изображение
По верхней кромке платья «Тагильской мадонны» идёт надпись «Raphael. Urbinas. Pingebat. MDIX» — «Рафаэль Урбинский (художник родился в Урбино — „ОГ“) написал в 1509»

Вторая часть картины нашлась вскоре. Она была прикалочена на лестнице как ступенька.
В 1927 году в Нижний Тагил приехал Игорь Эммануилович Грабарь – известный искусствовед, художник и реставратор. По его запросу картина была отправлена в Москву на реставрацию. Затем работа была передана в Государственный музей имени А. С. Пушкина.

А по результатам исследования найденной в Нижнем Тагиле картины И. Э. Грабарь издал книгу — «Madonna del Popolo» Рафаэля и Мадонна из Нижнего Тагила», в которой проанализировал всю известную на тот момент информацию о списках «Мадонны с вуалью», которых он насчитал 65 штук.

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 18 дек 2020, 00:27
viktorina
В 1979 г. Институт Франции и Лувр организовали выставку в музее Конде (замок Шантильи), на которой публике была представлена расчищенная от позднейших записей и отреставрированная версия "Мадонны с вуалью". В каталоге замка она традиционно числилась как произведение малоизвестного Джанфранческо Пенни. Французским учёным удалось доказать, что оригинал Рафаэля вовсе не был утрачен, как принято было считать, а хранился в собрании принцев Конде в Шантильи. В пользу этого говорил и инвентарный номер собрания Боргезе, который был обнаружен на работе.

Изображение

Но на "Тагильской Мадонне" тоже есть клеймо, но уже дома герцегов Орлеанских

Изображение

А затем, неожиданно для всех, музей им.Пушкина отзывает свою атрибуцию и возвращает картину в Свердловск, а затем в Нижний Тагил.
Картина стала считаться копией.
Есть версия, что это была уступка политического характера в пользу строительства газопровода «Уренгой–Помары–Ужгород».
История запутанная. Сегодня у меня дома состоялась целая искусствоведческая дискуссия относительно авторства двух картин. Мнение дочери склоняется к подлинности Мадонны Конде, а мне хочется верить, что тагильская картина действительно написана Рафаэлем, но, как написал Грабарь (его авторитет не поддается сомнению!), возможно это "«Святое семейство» было написано Рафаэлем как протооригинал картины, хранящейся в Конде.
Ведь известно, что Николай Никитич Демидов коллекционировал искусство эпохи возрождения и привез несколько работ.
К тому же сами Демидовы неоднократно озвучивали этот факт.
Единственное сохранившееся описание картины Рафаэля встречается в «Жизнеописании» Джорджио Вазари: «Изображено рождение Христа, где есть мадонна, накрывающая сына кисеей; последний до того прекрасен, что как по выражению головы, так и по всему облику сразу видно его божественное происхождение. Не менее младенца прекрасна голова и взгляд самой мадонны, в которой наряду с высочайшей красотой просвечивает приветливость и благочестие. Тут есть и Иосиф, который, опираясь обеими руками на посох и задумчиво углубившись в созерцание царя и царицы небес, стоит с удивлением святого старца».

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 18 дек 2020, 00:29
viktorina
Если это интересно, приведу несколько оценок современных искусствоведов.
Марина Свидерская, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ, рассуждает: «Картина в Нижнем Тагиле висит высоко, оборот посмотреть нельзя. Внешнего взгляда мало для тонкостей атрибуции. У меня большие сомнения вызывает подпись по верхнему краю одежды. Аналогичной подписи у Рафаэля не припоминаю».

Искусствовед из Милана Витторио Моретти подробнее занимался подписями великого художника, но и у него появились сомнения насчёт картины из Нижнего Тагила: «Рафаэль часто подписывал свои работы, но обычно зашифрованно. Например, на его фреске „Афинская школа“ у ворота одеяния художника Содомы написало — RSVM. На картине Фонарина руку женщины украшает браслет с подписью художника „RAPHAEL URBINAS“. В работе „Мистическое обручение Святой Екатерины“ недавно нашли буквы „RAPHAEL SANT“, вплетённые в узор гобелена. Стоит отметить и „Бельведерскую мадонну“ (или „Мадонну в зелени“). Художник оставил своё имя и дату на вороте одеяния мадонны, но буквы так хитро расположены в сложном орнаменте, что их непросто сразу разглядеть. Несмотря на то, что начертания букв в подписи „Тагильской мадонны“ соответствуют стилю Рафаэля, она кажется мне слишком явной».

Его слова подтверждает Ольга Пичугина, преподаватель кафедры музееведения и прикладной культурологии УрФУ, специалист по западноевропейской живописи XIV–XVII веков: «Подпись отнюдь не является гарантией оригинальности произведения. У практикующих экспертов наличие чётко читаемой подписи всегда вызывает определённые опасения. Практика нанесения подписей выдающихся мастеров на копийные произведения или работы малоизвестных художников была широко распространена уже во второй половине XVII-XVIII веков и не считалась деянием криминальным».

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 18 дек 2020, 07:01
litmenu
viktorina писал(а): Если это интересно
Еще как интересно! Значит 65 списков картины где-то размещены в мире! А про то, что оригинал Рафаэля 80 лет находился в церкви Санта Мария дель Попполо тоже, наверное, где-то есть подробная информация?

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 18 дек 2020, 11:25
viktorina
litmenu писал(а): 65 списков картины
Да, а по некоторой информации их около 100 вариантов! И некоторые претендуют на то, что это подлинный вариант.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 14:23
viktorina
Raphael forever!

17 декабря в музее Академии художеств Санкт-Петербурга открылась выставка "Рафаэль. Версия".

Изображение

Выставка приурочена к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти и включает в себя более ста произведений русского и зарубежного искусства из коллекции Музея Академии художеств, отражающих основные этапы творчества одного из крупнейших мастеров эпохи Высокого Возрождения.

Изображение

По традиции лучшие ученики Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств отправлялись за границу для «совершенствования в искусствах». Совет Академии в качестве задания указывал пенсионерам произведения выдающихся художников, с которых следовало выполнить копии. Именно эти работы, выполненные известными русскими живописцами стали основой выставки.
Надо сказать, что копии очень высокого качества.
Например, Иосиф Иванович Габерцеттель получил за копию работы Рафаэля "Преображение" и оригиналную работу "Тайная вечеря", получил в 1834 году звание академика. А сама работа была куплена императором Николаем I и подарена Академии Художеств.
Работа явяляется украшением выставки.
Так же, как и живописное полотно А. Т. Маркова «Сикстинская мадонна». Копия выдающегося шедевра Рафаэля была выполнена Марковым в Дрездене во время пенсионерской поездки.

Изображение

Был учеником прославленных живописцев того времени: А. Е. Егорова, В. К. Шебуева и А. И. Иванова. За работы написанные во время учебы он был награждён золотыми медалями и получил право на заграничное пенсионерство, четыре года провел в Германии и Италии. В 1836 году получил звание академика живописи,стал профессором и одним из самых известных преподавателей Академии художеств. Его учеником, в том числе, был ставший знаменитым И. Н. Крамской. Марков принимал участие в работах по росписи Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 14:35
viktorina
Выставка, действительно, замечательная. Она не только дает возможность тем, кто любит творчество художника, еще раз увидеть, пусть и в копиях, работы Мастера. Это еще и возможность увидеть и почувствовать мастерство художников русской классической школы живописи.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На выстаке представлены не только копии живописных полотен, но и гравюры по картинам Рафаэля, копии фресок Рафаэля, в том числе комнат, расписанных в Ватикане комнат Рафаэля.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 14:49
viktorina
К сожалению, фотографии не очень удачные, но выставка очень красивая. Дело в том, что пенсионеры не "старили " картины и, возможно, мы видим их не только на 200 лет соложе, но и в той цветовой гамме, которая близка к оригиналу.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Копия "Дамы с вуалью" тоже есть на выставке. Это работа неизвестного художника с картины из Шантильи ( музей Конде).

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 17:16
viktorina
Замечательные гравюры Джованни Вольпато. Вольпато — выдающийся итальянский гравер, пользовался большой известностью и авторитетом в художественных кругах конца XVIII века, являлся членом Академий художеств Венеции, Вероны, Пармы. Великолепное издание гравюр со всех произведений Рафаэля, находящихся в Ватикане, было главным трудом всей его жизни.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


В церкви Санти-Апостоли в Риме Вольпато воздвигнут памятник работы Кановы.

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 19:24
viktorina
Вот так работы Рафаэля и влияют на творчество художников уже 500 лет!

Но вернемся на выставку В Эрмитаж.
Сенсацией выставки стали фрески виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме.

Изображение

Заказчиком росписей был Кристофоро Паоло Стати (1498-1550). Предположительно, фрески были заказаны в связи со свадьбой Стати и Фаустиной Ченчи, а выбор росписи был обусловлен желанием увековечить их союз.
Работа была заказана Джулио Романо и ,видимо, именно он как любимый ученик и наследник Рафаэля и руководил созданием фресок виллы Ему принадлежит авторство одной из фресок — «Венера и Адонис».

Изображение

Фреска находится в процессе реставрации.

Изображение

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 19:51
viktorina
История этих фресок довольно любопытна.

Эти фрески являлись копиями знаменитых, но мало кому известных фресок, созданных Рафаэлем для кардинала Биббиены (Stufetta del cardinal Bibbiena) в Апостольском дворце.

Рафаэль в 1516 году расписал ее достаточно эротическими фресками. В свою очередь Рафаэль, возможно, руководствовался недавно найденным дворцом Нерона - Золотым домом и его росписями.

Изображение
Фотографию нашла в интернете: Photo Scala, Флоренция

За свою историю вилла неоднократно меняла хозяев, пока в 1856 году участок был продан монахиням ордена Посещения пресвятой Девы Марии, которые превратили сад в огород, а виллу - в монастырь с церковью.
именно они продали фрески маркизу Джованни Пьетро Кампана. Он купил фрески и поручил их демонтаж реставратору Пеллегрино Зуччи. В 1856 году тонкий красочный слой проклеили, отделили от стены и перевели на холст.
При посещении Рима будущий император Александр Второй познакомился с этими работами и 1861 году, при распродаже коллекции Кампана они были приобретены Россией и попал в Императорский Эрмитаж.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 21:49
viktorina
По рисунку Джулио Романо Агостино Веенециано была сделана гравюра, которая так же представлена на выставке.

Изображение

Надо сказать, что именно благодаря гравюрам, которые расходились по Европе, работы Рафаэля стали так популярны.
Практически все фрески получили свое продолжение в гравюрах.

Изображение

Изображение
Анджело Кампанелло. Пан и Сиринга.

По мифу, Пан увидел в лесу прекрасную нимфу Серингу и влюбился в нее. Но нимфа испугалась Пана и бросилась бежать. Но дорогу ей преградила речка. Нимфа взмолилась своей покровительнице Артемиде, которая превратила ее в тростник.
Из этого тростника опечаленный Пан изготовил многоствольную флейту, названную сирингой по имени девы, которую он любил.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 19 дек 2020, 22:10
viktorina
К сожалению, не все фрески уже прошли реставрацию, к которой музей приступил в 2015 году. Освободив фрески от поздних слоев, реставраторы сделали целый ряд открытий.
Например, расчистив фреску "Венера, завязывающая сандалию",

Изображение

реставраторы обнаружили, чтона самом деле богиня вытаскивает из ноги занозу!

Изображение


Здесь же можно увидеть гравюру Марко Денте — итальянского гравёра эпохи Возрождения.

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 20 дек 2020, 09:19
litmenu
Сколько всего замечательно интересного о Рафаэле в Санкт-Петербурге. А Эрмитаж открывает еще одну выставку.

22 декабря 2020 года в 16.00 состоится торжественная церемония открытия выставки «Искусство фоторепродукции второй половины XIX века. Фотографии работ Рафаэля в собрании Государственного Эрмитажа».

Новая выставка Отдела истории русской культуры Эрмитажа рассказывает об искусстве фоторепродукции и продолжает серию выставок, посвященных истории ранней фотографии. Посетителям предлагается проследить развитие репродукционного жанра на примере отпечатков, выполненных с произведений Рафаэля во второй половине XIX века европейскими фотографами.

На церемонии открытия выставки выступит Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа. После завершения официальной части экскурсию по выставке проведёт её куратор – Ирина Олеговна Терентьева, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Торжественная церемония открытия выставки

22 декабря 2020 года

Начало в 16. 00 (МСК)

Трансляция будет доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=oZ0g0Xu ... e=youtu.be

Но как же успеть везде побывать? Остается надеяться на онлайн показ с открытия этой выставки.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 20 дек 2020, 14:38
viktorina
Спасибо за интересную информацию! Действительно, после долгой паузы , столько интересных событий! Все торопятся перед радикальным культурым локдауном.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 20 дек 2020, 17:30
viktorina
Замечательная фреска "Венера и Амур на дельфинах"

Изображение

Там же гравюра Марко Денте

Изображение

Мне эта фреска очень напоминает, по настроению, "Триумф Галатеи". Это к вопросу о "Линии Рафаэля"!

К сожалению гравюра не передает этого настроения.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 20 дек 2020, 17:52
viktorina
Еще одна фреска, "Пейзаж с Ураном и Сатурном в облаках", тоже преподнесла сюрприз.

Изображение

После реставрации XIX века с неё исчезла Венера и до сих пор не вернулась
Исследования показали, что под пейзажем действительно скрывается Венера.
Будет ли снят более поздний слой или нет, покажет время, но ведь именно такие сюжеты делают эту выставку такой необычной и интересной.

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 20 дек 2020, 20:13
viktorina
И, наконец, фреска "Венера, раненная Амуром".

Изображение

В коллекции Эрмитажа сохранился картон к этой фреске

Изображение

Картина хорошо сохранилась и проделанная реставраторами работа позволила открыть и обновить красочный слой, сделать картину более ярким.
Изображение

Возможно это не очень заметно на фотографии, но это так.
И вообще, фрески смотрятся совсем по-иному, вот так, в зале. Можно реально увидеть сам процесс реставрации, который обычно скрыт от зрителя. Признаюсь, честно, я раньше, пока они висели в зале, я вообще не обращала на них внимание. Всегда внимание было сконцентрировано на скульптуре Микеланджело, выставленной в том же зале.
Теперь ждем, когда они вернутся в основную экспозицию.