Страница 19 из 24

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 04 янв 2021, 22:55
viktorina
Представители фламандской школы живописи (южные районы Нидерландов) продолжали традиции старших итальянских коллег-художников Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, уделявших большое внимание религиозной и мифологической тематике

Изображение
Неизвестный художник. Святое семейство с Иоаном Крестителем

Изображение в живописи цветочных и плодовых гирлянд, окружающих какой-либо евангельский сюжет или образ, восходит к обычаю украшения икон в католической церкви венками из живых цветов и плодов. Такие картины, получившие особое распространение в Испанских Нидерландах, всегда были плодом совместного творчества. Цветы или плоды в них писали мастера натюрморта, а сцены из Священного Писания – художники, специализировавшиеся в изображении фигур.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 06 янв 2021, 18:05
viktorina
С Рождеством!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 06 янв 2021, 18:30
litmenu
Отличное поздравление - такое трогательное и нежное! Я тоже всех поздравляю с наступающим Рождеством!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 06 янв 2021, 19:24
TGSable
viktorina писал(а): Это поздравления от моих внучек.
Это ваши девочки делали сами? Волшебно!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 06 янв 2021, 20:50
Margo
viktorina,
Как красиво и очень душевно. Прекрасное поздравление!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 09 янв 2021, 23:28
viktorina
Продолжим экскурсию по выставке "Линия Рафаэля"
Своеборазно преломилось наследие Рафаэля в творчестве Пауля Рубенса.
Как это было принято среди молодых начинающих художников Рубенс в 1600 году отправляется в Италию, знакомиться с шедеврами итальянского Возрождения.
О его пребывании в Италии пишет историк искусства Самюэль ван Хогстратен. Он рассказывает, что компаньоны рубенса укоряли его за то, что он не увлекается копированием шедевров живописи. а тратил свое время на прогулки и созерцание работ великих мастеров.
На что Рубенс говорил, что он более всего занят, когда спокойно сидит на одном месте. Он полагал, что рассматривание картин приносит ему больше пользы, чем слепое копирование. Тогда они заключили пари, кто точнее напишет копию некойработы, которую Рубенс изучал, а его конкурент копировал.
Рубенс вышел победителем из этого спора.
И, конечно, творчество Рафаэля оказало влияние на рубенса.
На выставке представлено полотно "Вознесение и коронование Мадонны"

Изображение

Это полотно написано сразу после возвращения из Италии и здесь чувствуется влияни как Рафаэля, так и Тициана.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 10 янв 2021, 00:12
viktorina
18 век, стараниями академиков, сохранил статус Рафаэля как образца для подражания и неприрекаемого авторитета.
Его творчество по-прежнему изучалось, его работы копировались.
Например, шпалера "Парнас"

Изображение

Или очаровательная картина "Рождение Венеры" Ноэль Никола Куапеля.

Изображение[/url

Явно навеяна знаменитой фреской Рафаэля "Триумф Галатеи"

[url=https://ibb.co/DzdQXQg]Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 10 янв 2021, 00:36
viktorina
Антон Рафаэль Менгс, немецкий художник и теоретик классицизма, достигший высоких почестей и славы, член многих академий, глава римской Академии св. Луки и мадридской Королевской академии изящных искусств "Сан-Фернандо", возведенный в рыцарское звание, очень пристально изучал творчество Рафаэля и, несомненно, тот оказал на него сильное влияние.

Изображение

Антон Рафаэль Менгс избегает в автопортрете какой-либо официальности и стремится подчеркнуть значение творческой личности. Он представил себя в артистически небрежном костюме, с кистью и папкой рисунков. Простертая рука, переданная в сложном ракурсе, словно обращена к невидимому собеседнику, с которым художник готов вступить в диалог. Картина, представленная на выставке, является повторением "Автопортрета", написанного Менгсом в 1774 г. для галереи Уффици во Флоренции.

В своем творчестве Менц не раз обращался к творчеству Рафаэля и античным сюжетам

Изображение
Парнас

В этом произведении Менгс преодолевает барочные традиции и обращается к нормам классицистического искусства. Общее построение композиции навеяно фреской Рафаэля "Парнас" в Станце делла Сеньятура в Ватиканском дворце в Риме.
В центре изображен бог солнца и предводитель муз Аполлон Мусагет с лирой, венцом на голове и лавровым венком в руках. Справа от него сидящие Мнемозина - богиня памяти и мать муз, и Клио, муза Истории, а также муза Комедии Талия, и танцующая Эрато и Терпсихора. Слева - Каллиопа, Полигимния, Эвтерпа, Менльпомена и Урания. Каждая муза изображена художником с соответствующими атрибутами. Музе Клио Менгс придал черты лица своей жены Маргариты, а Мнемозине - черты Витторуччии, дочери графини Чероффини.

Изображение

Иоан Креститель

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 11 янв 2021, 23:11
viktorina
Еще одна интересная работа на выставке это картина Джузеппе Кадеса "Александр Македонский в мастерской Апеллеса". Работа была написана по заказу Екатерины Второй в качестве свадебного подарка внуку Александру Павловичу. Работа выполннена в технике энкаустики. Это техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).

Изображение

Картина интересна по нескольким причинам.
Во-первых, интересен сам сюжет.
Легенда говорит, что у Александра Македонского была любимая наложница по имени Кампаспа. Отправляясь в поход он решил заказать портрет своей возлюбленной и пригасил художника Апеллеса. Девушка была очень красива и Александр сопровождал ее во время сеансов, боясь оставить наедине с художником, которому она явно понравилась.
Результатом работы художника Александр остался более чем доволен. Александр Македонский влюбился в картину. Апеллес написал Кампаспу такой прекрасной, что портрет затуманил голову Александру. Реальная Кампаспа не могла сравниться с нарисованной.
Александр Великий сделал поистине царский жест - он подарил Компаспу Апеллесу.

Но на выставке работа появилась как яркое проявление эпохи Гранд туров.
Гран-тур (фр. Grand Tour — «большое путешествие») — обозначение, принятое со времён Возрождения для обязательных поездок, которые в XVIII—XIX вв. совершали в образовательных целях сыновья европейских аристократов (а позднее — и отпрыски богатых буржуазных семей).

Маршрут этих путешествий, особенно популярных в Англии XVIII века и длившихся иногда по нескольку лет, обычно пролегал через Францию, Центральную Европу, Италию.
Путешественники с охотой покупали копии знаменитых картин, а так же картины по мативам античных сюжетов.
Джузеппе Кадис начинал именно как художник -копиист и работал в технике античных мастеров и мастеров эпохи Возрождения.
По композиции картина напоминает рисунок Рафаэля "Свадьба Александра и Роксаны".

Изображение

Да и Рафаэля часто сравнивали с античным Апеллесом!

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 12 янв 2021, 22:25
viktorina
Очаровательная, на грани романтизма и классицизма, работа Английского художника Б.Уэста «Венера утешает Амура, ужаленного пчелой». Он был известен в Англии как «американский Рафаэль», т.к приехал в Англию из США.

Изображение

Бенджмен Уэст получил место при дворе Георга III в Лондоне. Вместе с Джошуа Рейнолдсом, Уэст участвовал в создании английской Королевской Академии художеств. Классический стиль живописи Бенджамена Уэста служил эталоном для художников его времени и круга.

На эрмитажной картине богиня любви и красоты нежно прижимает к себе сына, ужаленного пчелой. Художник поясняет выбор сюжета цитатой из оды древнегреческого поэта Анакреона: «Осуши, осуши свои слезы, постыдись, дитя моё...»
Венера будто говорит малышу, что боль от пчелиного укуса ничтожна в сравнении с той, которую бог любви причиняет людям и богам. Ведь стрелы Амура ранят прямо в сердце.

Долгое время эта работа украшала петербургский дворец Феликса Юсупова на Мойке. После Революции картина была передана в Государственный музейный фонд, созданный для национализированных сокровищ русской аристократии. Оттуда полотно попало в Эрмитаж.


Уэст, так же как и многие другие до него, изучая живопись, копировал работы Рафаэля.
Его рафаэлевская картина с изображением архангела Михаила, связывающего дьявола, находится в коллекции Тринити-колледжа в Кембридже

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 14 янв 2021, 22:43
viktorina
В продолжении сувенирной темы, в 19 веке работы Рафаэля становятся буквально предметом копирования во всех возможных сферах прикладного искусства.

Изображение
Ваза с росписью по мотивам работы Рафаэля "Святой Георгий". автор росписи Н.А.Кирсанов

Изображение
Тондо по картине Рафаэля "Мадонна Альба". Автор росписи П.О.Васильев

Изображение
Императорский фарфоровый завод. Рафаэлевский сервиз

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Камеи, Витражи, пасхальные яйца и другие приятные мелочи украшали жизнь любителей изящных вещей 19 века

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 17 янв 2021, 00:01
viktorina
Отдельная тема, влияние творчества Рафаэля на художественную культуру России.
Выставленные в центре зала рисунки, гравюры, копирующие «Преображение» — последнюю картину Рафаэля, показывают, как рождается миф отдельного шедевра.
До середины XVIII века, времени, когда в Германию привезли «Сикстинскую мадонну», «Преображение» считалось эталонной и самой главной картиной художника. Причиной было уподобление Рафаэля Иисусу. Он дал Новый Завет живописи. Был праведником. После смерти воскрес в произведениях потомков. Тема Преображения Господня в мифологическом сознании сочеталась с темой Воскресения.

Изображение
Ф. И. Иордан по картине Рафаэля. Преображение 1834–1850. Бумага; гравюра резцом и офортом

С рафаэлевским "Преображением", схожа и композиция «Явления Христа народу» А.А.Иванова.

Изображение
А. А. Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии; Эскиз, наиболее близкий картине). 1836–1837 (?).

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 17 янв 2021, 21:15
viktorina
Конечно, самой цитируемой работой Рафаэля в 19 веке стала знаменитая "Сикстинская Мадонна". Кураторы проекта "Линия Рафаэля" объясняют это, в том числе тем, что это первая работа, которую путешественники из России видели, отправляясь путешествовать по Европе. Среди них были и пенсионеры Академии художеств, на которых эта картина производила неизгладимое впечатление.
С.И. Гальберг оставил восторженные впечатления от «Сикстинской Мадонны»: «Тут я впервые увидел Рафаэля как величайшего из живописцев. Его Пресвятая Дева, называемая Мадонна di San Sisto, есть истинно Святая Дева: величие небесное сияет в ней; на лице Спасителя, кажется, читаешь высокое Его назначение. Ангелы, находящиеся внизу, невинны, как дети Вечного Света: они достойны быть небожителями».

Такое восприятие «Сикстины» характерно для романтиков начала XIX века, которые открыли для себя и для мира Ренессанс.
Вот, например, портрет сестер Гагариных К.Брюлова.

Изображение

Согласитесь, сразу вспоминаются ангелочки с картины Рафаэля!

Или "Мадонна с младенцем и ангелами, с препадающими Святым Иоаном Крестителем и патриархом Московским Гермогеном"

Изображение

Икона, где чин чином — левкас, позолоченный фон и так далее — выписана все та же «Сикстина»

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 20 янв 2021, 20:43
viktorina
В начале XIX века произведения Дрезденской картинной галереи были весьма доступны для копирования. С.И. Гальберг писал, что «всякий художник может, с позволения инспектора, туда идти, снять со стены картину и тут же копировать".
Немецкие источники фиксировали, что «Сикстина» чаще находилась на мольберте для многочисленных копиистов, чем оставалась висеть на стене.
Копии картин украшали интерьеры. Известно, что копия "Сикстинской мадонны" висела многие годы в кабинете Ф.Достоевского (*"Красота спасет мир").
Большая копия "Сиксты" украшала гостинную императрицы Елизаветы Алексеевны.

Изображение
Варвара Николаевна ГОЛОВИНА. Кабинет-библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце. 1810–1826

Как уже говорилось выше, копирование мировых шедевров было обязательным этапом академического обучения. На выставке в Академии художеств представлено несколько десятков великолепных копий работ Рафаэля, в том числе и "Сикстиская мадонна".

Изображение

а на выставке в Эрмитаже есть великолепные гравюры и рисунки.

Изображение
Иоганн Фридрих Вильгельм Мюллер по картине Рафаэля "Сикстинская мадонна"

Изображение
Иванов. Копия головы Сикстинской мадонны Рафаэля»

Изображение
Васнецов. Копия "Сискстинской мадонны"

Изображение
Врубель. Копия "Сискстинской мадонны"

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 21 янв 2021, 06:07
The Little Mermaid
Копия "Сикстинской Мадонны" Васнецова  ?

Скорее это  русский ответ «Сикстинской Мадонне» Рафаэля.  Написана   в 1885 году, когда известный искусствовед Прахов пригласил Васнецова для работы над убранством только что построенного Владимирского собора в Киеве. Оформление, создавшегося к 900-летию Крещения Руси собора, образ Божией Матери приобрел необыкновенную популярность еще при жизни художника. Копии с него украсили многие русские храмы, и в народе его даже прозвали  "Васнецовская Божия Матерь ".

 И ещё  один"ответ" Рафаэлю -  икона Михаила Врубеля  "Богоматерь с младенцем"  , созданная в 1884—1885 годах Михаилом Врубелем для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве.

 Конечно, не исключено, что и Васнецов и Врубель мысленно обращались к Рафаэлю, но это никак не копии.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 21 янв 2021, 07:17
viktorina
The Little Mermaid, согласна. я неудачно выразилась. Но это, безусловно, парафраз знаменитой работы Рафаэля.

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 21 янв 2021, 07:27
viktorina
К работам, из серии "по мотивам", относят и знаменитый памятник Е. Вучетича «Воин-освободи́тель» в военном мемориале павшим в боях за Берлин в берлинском Трептов-парке. Хотя, надо сказать, в эту работу вложен несколько иной смысл. Здесь акцент сделан на миссии спасения.

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 21 янв 2021, 07:36
viktorina
Не обошел эту тему и Саальвадор Дали

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 21 янв 2021, 07:52
viktorina
Специально к выставке была написана картина Егора Острова

Изображение

Изображение

Изображение

Егор Остров – художник в третьем поколении, участник Новой Академии Изящных Искусств, основанной Тимуром Новиковым в начале 1990-х годах в Санкт-Петербурге.
Он создал свой уникальный стиль, ставший «фирменной» растровой техникой.

Воплощая в жизнь не только образный ряд, но и основополагающие принципы неоакадемизма, отдавая дань уважения величайшим образцам классического искусства, Егор Остров в своих работах предлагает оригинальные визуальные прочтения знакомых композиций, «переизобретая» их для современного зрителя, используя при этом актуальные достижения и технические возможности современной науки.

Произведения Егора Острова с трудом поддаются классификации. Его творческий метод своеобразен и уникален. Он требует не просто знакомства с известными памятниками мировой живописи и скульптуры, но и глубокого проникновения в структуру и внутренний ритм каждого произведения.


Сегодня работы Е.Острова можно увидеть в Музее искусства СПб 20-21 веков на выставке "Зеркала и зазеркалье"

Изображение

Re: В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Добавлено: 23 янв 2021, 21:18
viktorina
И, наконец, програмная работа Иоганна Фридриха Овербека "Триумф религии в искусствах".

Изображение

Эту работу модно назвать иллюстрацией "Манифеста" (1816) назарейцев, в создании которого принимал участие Овербек. В 1809 он окончил Венскую Академию художеств и в том же году вместе со своим другом П. Пфорром основал объединение художников-"назарейцев" (были так прозваны за прическу с длинными волосами "алла назарена") "Братство св. Луки". Это группировка немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса.

Картина написана в стиле знаменитых фресок Рафаэля, таких как "Аафинская школа", "Диспут", "Парнас".
Арочное оформление, двухярусная композиция, расположение основных групп фигур на картине, все это отсылает зрителей к классике эпохи Возрождения.
Художник иллюстрирует роль религии в искусстве, значение религиозного искусства в мировой художественной культуре.

В центре композиции - Дева Мария.

Изображение

У подножия трона Святые и Апостолы, покровители искусства.

Справа царь Давид с арфой, Моисей со скульптурой, Святой Лука, рисующий Мадонну.

Изображение

Слева Святой Иоан, Святой Петр, Святая Сесилия

Изображение

Это небесное Царство.

В нижней, земной части картины изображены художники и их земные покровители и заказчики.

Здесь мы можем увидеть Леонардо да Винчи, Данте, и, конечно же, Рафаэля

Изображение

Изображение

А иак же художников Северного Возрождения, например, Дюрера

Изображение

Церковные покровители рассматривают чертежи нового храма, стоящий рядом Филиппо Брунеллески внимательно слушает патриарха.

Изображение

Овербек до конца своей жизни оставался верным консервативным идеалам своей юности несмотря на то, что религиозная живопись поздних назарейцев уже давно потерялась на фоне позднего романтизма и реализма. О его значимости в церковных кругах говорит личный визит папы Пия IX в дом Овербека в Риме. Зять Овербека, римский скульптор Карл Хоффман создал эпитафию Овербеку в римской церкви Сан-Бернардо.