Полюбовавшись Часовой башней, повернулись к Собору, и он, конечно, восхищает, ослепляет, вдохновляет.
Даже тянувшаяся к входу небольшая очередь наши намерения оказаться внутри не охладила.
Но пока есть время почитать о его истории, правда подробно ее даже в рамках неспешного отзыва все равно не пересказать. Но прежде чем попытаться это сделать хотя бы кратко, я вдруг задалась таким вопросом: А
сколько на пьяцца на Сан Марко изображений венецианского льва на фасадах? Надо сказать, что сразу ответ на этот вопрос не нашла даже в вездесущем интернете.
Тогда решила считать их хотя бы из числа тех, что попали в кадр на наших фото.
Итак,
один уже есть -
на Часовой башне. Кстати, нашла немного информации об истории этого изображения:
Изначально, там находилась статуя дожа Агостино Барбариго (дож 1486-1501), стоящего на коленях перед львом, но в 1797 году, после того, как город сдался Наполеону, статуя была убрана французами, которые очищали город от остатков старого режима, и остался только белоснежный лев.
Ну а мы рядом с
главным храмом города, включённым в список Национальных памятников Италии и охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как известно, кафедральный собор Венеции носит имя святого Марка – ученика апостолов Петра и Павла, первого епископа Александрии (основателя христианства в Африке) и автора второго из четырёх евангелий Нового Завета.
Согласно легенде, евангелист Марк, возвращаясь морем из Аквилеи, был застигнут бурей и спасся на одном из островков Венецианской лагуны. Во сне ему явился ангел и сообщил, что здесь он когда-нибудь обретёт вечный покой. Утверждают, что ангел был в образе крылатого льва и явившись к святому, потерпевшему кораблекрушение в водах венецианской лагуны, и произнёс: «Мир тебе, Марк, мой евангелист. Здесь твоё тело найдёт покой».
Венецианские купцы Буоно и Рустико в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Якобы, слухи о том, что халиф Аль-Мамун для возведения новой мечети в Александрии приказал разрушить христианскую церковь с останками святого Марка, побудили венецианцев к дерзкой краже. Тайно ночью они проникли в египетский храм и вынесли тело евангелиста, заменив его мощами святой Клавдии. Чтобы доставить ценный груз на корабль его спрятали в корзине вместе со свиными тушами и овощами.
31 января 829 года из Александрии Египетской в Венецию прибыли мощи Святого апостола Марка. Толпа горожан в порту Венеции встретила мощи и выбрала Святого Марка новым покровителем города взамен византийского святого Фёдора. Останки евангелиста не стали переносить в старую церковь, а временно поместили в охраняемый каструм Дворца Дожей (Palazzo Ducale). Венецианцы решили возвести отдельный храм для своего главного святого.
Таким образом история строительства первой церкви, посвящённой евангелисту Марку, началась в 829 году по распоряжению дожа Джустиниано Партисипацио и постройка была завершеноду в 832 г. его братом дожем Джованни Партисипацио .
Как подтвердили раскопки, древняя постройка располагалась на месте нынешней крипты собора и походила, скорее всего, на раннехристианскую Базилику Сан-Витале (Basilica di San Vitale) в Равенне (Ravenna).
Простояв около 150 лет, базилика была повреждена пожаром в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что это была реставрация здания, а не новое строительство.
Судя по информации из интернета о дальнейшем пути развития собора данные разнятся. Сайт пишет:
Пожар 976 года, устроенный повстанцами во Дворце Дожей, уничтожил рядом стоящую церковь Сан-Марко и ещё около 200 домов Венеции. Новый дож Пьетро I Орсеоло, избранный вместо свергнутого народным восстанием дожа Пьетро IV Кандиано, за два года отремонтировал храм за собственные деньги. Внешний вид второй церкви так и не удалось установить, но она не могла значительно отличаться от первой, учитывая короткий срок восстановительных работ. Известно, что именно в это время над гробницей святого Марка, находящейся в апсиде, был построен кирпичный свод, который более надёжно защищал мощи. Это полузакрытое святилище позже будет включено в склеп третьей церкви.
Википедия же пишет несколько иное и даже дает картинку:
Строительство второй базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. Она была задумана как «церковь невиданной красоты и роскоши». Вплоть до XVI века храм называли собором, хотя официально он таковым не являлся. В 1071 году в ещё недостроенной церкви был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.
Но даты примерно сходятся, разногласия только в том, считать базилику, близкую по облику к сегодняшней, по счету второй или третьей.
В 1063 году при доже Доменико I Контарини началось строительство нынешней Базилики Святого Марка. Она была возведена над старой церковью, остатки которой использовались для обустройства склепа. Новая базилика существенно отличалась размерами и формами от предыдущей: появились кирпичные купола, мощные цилиндрические своды, аркады, притвор перед западным фасадом, новый алтарь. Освящение церкви состоялось 8 октября 1094 года. В этот же день мощи святого были помещены в новый склеп. Это событие обросло легендой. По некоторым источникам в то время место хранения останков евангелиста были утеряно, настолько надёжно их спрятали из-за боязни хищения. Они нашлись благодаря чуду. По окончании торжественной мессы вдруг одна из колонн правого предела раскололась и из неё выпал ящик, в котором находились благоухающие мощи святого.
Пишут, что последующие реконструкции не внесли значительных преобразований в структуру третьей Базилики Сан-Марко, но изменили её внешний вид и сделали одной из самых оригинальных и узнаваемых церквей мира.