Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Отчёты о сухопутных путешествиях, отзывы, рассказы
litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Конструкция самого храма имеет цилиндрическую форму и представляет собой ротонду.

Изображение

Изображение

Высота купола от пола равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу — идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом — Солнцем. Он даже шире, чем мощный купол собора Святого Петра. Потолок купола первоначально был позолочен. Свет проникает через «Око Пантеона» (oculus) — круглое отверстие диаметром 8,5 метра в центре свода.

Изображение

Прямо не верится, что так много - 8,5 метров диаметр отверстия в куполе.

Изображение

Аватара пользователя
эльвира
Сообщения: 2469
Зарегистрирован: 24 май 2016, 17:11
Откуда: Набережные Челны

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение эльвира »

Нам посчастливилось в Пантеоне попасть на концерт. Было выступление певцов в сопровождении оркестра. Стояли стулья рядами и мы смогли найти свободные места. Вход был свободным. Концерт очень впечатлил. Думаю сейчас, это была большая удача, послушать любимую классическую музыку в таком месте.
Costa Magica (2), Norwegian Jade, Carnival Sunshine, Costa Pacifica (2), CDF Horison, Costa neoСlassica, Norwegian Star, MSC Magnifica (2), Costa Mediterranea, MSC Seavew, Preziosa, Armonia, Fantasia, Costa Favolosa, Celebrity Infinity (2)

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Вот здорово, Вам действительно очень повезло. Наверное, очень мощная там акустика. :)

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Продолжаю историю создания Пантеона.

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижена масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5000 тонн (!). Но, с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например, толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра. Пять рядов кессонов (по 28 в каждом) по окружности купола – это, практически, схема небесных сфер.


Изображение

Пишут, что посетив Пантеон и увидев его купол, Николай Коперник смог рассчитать параметры гелиоцентрической системы мира. А Микеланджело делал его замеры при проектировании собора Святого Петра.

Кстати, для сравнения размеры самых известных куполов Италии.

Сравнение внутренних диаметров куполов:

Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) — 41,47 метров
Пантеон в Риме (II в. н.э.) — 43,3 метра
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) — 44 метра

Стены толщиной более 6 (!) метров составляют хорошо продуманную структуру, удерживающую высокий купол без опорных колонн и арочных контрфорсов. Состав бетона, из которого возводили стены, меняется в зависимости от высоты. Нижний ярус состоит из бетона с травертиновой крошкой, затем идут пояса с более лёгкими наполнителями из туфа или пемзы.

Изображение

А как строили такие купола? На этот счет есть свои легенды.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции, при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.


Изображение

Еще интересные факты об отверстии в куполе Пантеона - окулюсе (лат. oculus — глаз).

21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьет точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой.


В День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем) в пантеоне через окулюс идет самый впечатляющий «дождь» — дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”). Для этого, на купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса.

Изображение

В этот день цвета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.


И еще одно, можно сказать, явление.

Каждый год 21 июня (день летнего равноденствия) в полдень солнце проходит через Око Пантеона и озаряет всех входящих в главную дверь храма. Свет, попадая внутрь храма, не рассеивается, и световой столб производит впечатление осязаемого.

Дай, Бог, чтобы эти явления удалось увидеть хоть кому-то из наших форумчан уже в этом году. А может быть их кто-то все же видел в прежние, спокойные годы? :roll:

Аватара пользователя
эльвира
Сообщения: 2469
Зарегистрирован: 24 май 2016, 17:11
Откуда: Набережные Челны

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение эльвира »

Да звучание было отличным, как обычно бывает в церквях. В Домском соборе как то была на концерте, тоже очень впечатлилась. Да и часто в поездках слышали орган в храмах. Там ведь еще и атмосфера сильно влияет на восприятие!
Costa Magica (2), Norwegian Jade, Carnival Sunshine, Costa Pacifica (2), CDF Horison, Costa neoСlassica, Norwegian Star, MSC Magnifica (2), Costa Mediterranea, MSC Seavew, Preziosa, Armonia, Fantasia, Costa Favolosa, Celebrity Infinity (2)

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

эльвира писал(а):Да звучание было отличным, как обычно бывает в церквях. В Домском соборе как то была на концерте
Полностью с Вами согласна. В свое время тоже очень понравился концерт в Домском соборе. Довольно часто бываю на концертах и в наших петербургских храмах - всегда радуюсь звучанию в них инструментов.

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Ну а я возвращаюсь в Пантеон. И он в конце концов тоже стал христианским храмом. Но пока об истории его создания.

Фасад Пантеона образован массивным портиком с фронтоном. Портик вымощен плитами цветного мрамора, которые расположены в виде орнамента из кругов и квадратов, и включает 16 гранитных колонн с капителями из белого мрамора. Колонны высотой 14 метров поддерживают треугольный фронтон, на котором размещена надпись со старого Пантеона Агриппы.

Изображение

Стены храма были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами. На фронтоне здания буквами из бронзы была выложена надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Фасад украшали статуи и кариатиды.


Изображение

Кариатид, как видим, не наблюдается, как и такого символа власти.

В пространстве под треугольным фронтоном видны отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно, здесь крепился бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве дубовый венок, символ власти.

В какое время это произошло не сообщается. Но видимо уже позже того, когда зданию изменили его судьбу.

Изображение

В 608 году византийский император Фока подарил его Папе Бонифацию IV. 1 ноября 609 года он был освящен папой и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых. Название было дано в честь мощей христианских мучеников, перевезенных в Пантеон из катакомб Рима.

Сразу же после превращения храма в церковь все предметы, связанные с языческим культом, были уничтожены, а вместо них появились статуи христианских святых и картины на библейские сюжеты. В Пантеоне появились алтарь и апсида, выполненные по заказу папы Климента XI и по проекту Алессандро Спекки. В апсиде находится копия византийской иконы Мадонны (оригинальная икона сейчас хранится в Ватикане).

Но утраты древнего сооружения продолжались.

В 655 году Констант II, император Константинополя, во время визита в Рим вывез из храма некоторые бронзовые детали отделки и позолоченную черепицу. Только в начале 8 века, во время правления Папы Григория III, здание покрыли свинцовой крышей. До 14 века Пантеон неоднократно пребывал в запустении (например, во время нахождения римских пап в Авиньоне).

Были и периоды переориентации назначения этого древнеримского сооружения.

В 1378-1417 годы храм стал крепостью в борьбе между римскими семьями Колонна и Орсини. Времена были неспокойными, а стены здания – практически неприступными (их толщина – более 6 метров, а глубина фундамента – 7,3 метра). Позже он снова стал церковью.

Но вернемся к портику, который судя по облику, почти не менялся за эти столетия.

Изображение

Пронаос (проходная часть или передний зал Пантеона) связывает портик с круглым залом. Наружные стены пронаоса частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Пронаос имеет прямоугольную форму и три ряда коринфских колонн, восемь из серого гранита в переднем ряду и восемь из красного. Здесь находились статуи императора Августа и Агриппы.

Изображение

Изображение

Изображение

Хороши колонны 14-метровой высоты и диаметром в 1,5 метра. Порадовал рисунок ДеПюрак 1550 года, где облик Пантеона почти такой же, каким он дошел до нас.

Изображение

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Но пора все-таки и войти внутрь. Я попала в Пантеон в декабре в 19.05 и тешила себя надеждой, что раз уж он открыт в это время, значит работает для посетителей до 20 часов. Но я ошибалась. Но этом чуть позже.

А пока фото, как надо входить туда, если есть достаточно времени, чтобы посмотреть все без спешки. Надо было посмотреть схему при входе, а затем слева взять аудиогид всего за 6 евро и пойти по окружности Пантеона неспешно, с чувством с толком, с расстановкой усваивая текст ( есть на русском).

Изображение

Изображение

Я же об аудиогиде и не вспомнила, сразу же усевшись, чтобы отдышаться, на стулья перед алтарем. А надо было бы сначала увидеть вот такое фото.

Изображение

Большие бронзовые двери, предположительно сохранившиеся с античных времён и отреставрированные в 16 веке, ведут в круглый зал Пантеона. Его стены покрыты плитами из цветного мрамора. На нижнем уровне находятся семь больших ниш, поочерёдно трапециевидных и закругленных. Ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам — Солнцу и Луне. Ранее в Пантеоне находились статуи семи богов, которые впоследствии были заменены на статуи святых.

А сейчас входя в круглый зал мы видим такую захватывающую картину

Изображение

Изображение

А когда-то пространство Пантеона, уже в качестве христианского храма, выглядело так.

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Margo
Сообщения: 20231
Зарегистрирован: 30 ноя 2016, 16:05
Откуда: юг России

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение Margo »

Извините, вклинюсь. Может быть кому-то будет интересно.
Сегодня Страсная Пятница, в такой же день 500 лет назад умер Рафаэль.
Знакомый гид из Рима в 18 часов по мск расскажет в инстаграмм.
Изображение

Изображение

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

margo, спасибо. Думаю, что очень многим будет интересно то, о чем Вы сообщаете: "Знакомый гид из Рима в 18 часов по мск расскажет в инстаграмм о Рафаэле".

Только жаль, что я, видимо не услышу его рассказ, так как у меня нет своего выхода в инстаграмм. Правда, когда Кусков выставлял свои фото из круизов, мне удалось их увидеть по его ссылкам.

Удивительно, но при поиске в интернете я почему-то по-началу не обнаружила детального описания капелл Пантеона, хотя в этом смысле правильнее сказать - церкви Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres).

Не нашла и толковой схемы расположения захоронений - только на фото приложения к аудиогиду. :roll: ( есть фото в предыдущем сообщении).

:!: Только 23 апреля нашла совсем неожиданно и схему, и описание всех капелл Пантеона,так что прочесть о них можно в сообщении от 23 апреля. :!:

В данном сообщении пока только общие сведения, а подробности в следующем, в том числе о могиле Рафаэля.

Правда, только что попался такой план с деталями - здесь даже ранее описанный орел на нижнем рисунке хорошо виден.
Изображение

Внутри главного зала устроено восемь ниш, одна из которых является входом, а в остальных расположены семь статуй святых — Святого Анастасио, Святой Агнес, Мадонны дель Какко, Святой Эрасио, Святого Николая, скульптура «Коронация Девы» и групповая скульптура Святой Анны и Пресвятой Богородицы.

Изображение

Стены в нишах и часовнях расписаны фресками. Наиболее известны: «Благовещение» Мелоцци да Форли, «Святой Лаврентий и Святая Агнес» Клемента Майоли, «Поклонение пастухов» Франческо Козза, а также «Поклонение волхвов» и «Сошествие Святого Духа» Пьетро Лабрузи.


Изображение

Пространство Пантеона состоит из трех восходящих ярусов. Вдоль стены первого «земного» яруса – 28 колонн и 7 портиков, внутри которых статуи богов. В стенах – ниши, расписанные фресками, в которых возвышаются скульптуры Марка Агриппа, Октовиана Августа, Юлия Цезаря.

Изображение

Изображение

Второй ярус храма – череда ложных окон. Слепые оконные проемы напоминают, что подлинный свет и истинное знание недоступны обычным порядком. Здесь же древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой.

В оставшиеся до закрытия 15 минут я успела только обойти храм по кругу, а фото всего 3.

Изображение

Изображение

Изображение

О двух захоронениях в храме я расскажу чуть позже, об остальных придется только упомянуть.
Последний раз редактировалось litmenu 23 апр 2020, 08:49, всего редактировалось 1 раз.

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Удалось ли кому-нибудь посмотреть вчерашнюю лекцию о Рафаэле в инстаграмм?

Аватара пользователя
Margo
Сообщения: 20231
Зарегистрирован: 30 ноя 2016, 16:05
Откуда: юг России

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение Margo »

litmenu,
Я, к сожалению, не смогла подключится. У нас был очень сильный ветер, отключали свет и интернет работал с перебоями. Жалею.
Мы были на экскурсии с этим гидом в Ватикан, очень интересно рассказывает. Кстати, он из Питера, искусствовед, уже около 30 лет живет в Риме.

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

margo, спасибо за наводку на гида. Может быть когда-нибудь удастся попасть на его экскурсию. :roll:

Но жаль, что Вы, как и я, не смогли послушать его лекцию о Рафаэле. Viktorina тоже не смогла к ней подключиться. :cry:

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Что ж, пора возвращаться в Пантеон.

Начиная с эпохи Возрождения в Пантеоне, как и во всех церквях, стали устраивать захоронения выдающихся людей своего времени. Здесь покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Таддео Цуккари, Джованни да Удине, Рафаэль Санти и его невеста Мария Биббиена, архитектор Бальдассаре Перуцци, скульптор Фламинио Вакка, музыкант Арканджело Корелли.

В своем завещании Рафаэль выразил желание быть похороненным в Пантеоне, одном из его любимых классических зданий, и оставил 1500 дукатов для реставрации интерьера. Он просил, чтобы его могила была помещена под статуей Девы Марии.

На сайте

http://www.abc-people.com/data/rafael-s ... eng.htm#up

в плохом автоматическом переводе утверждается:
Во время шествия от мастерской художника к Пантеону один из очевидцев сообщил, что гроб художника сопровождался сотней живописцев с факелами.

Изображение

Изображение

Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.


Изображение

Всем известна надпись на надгробии Рафаэля, которая гласит: «Здесь покоится тот Рафаэль, который соперничал с великой Матерью-природой. Она опасалась, что в своем творчестве он превзойдет даже ее и что она зачахнет, когда его не станет».

Изображение

Прекрасный Бронзовый бюст Рафаэля на его могиле, выполненный Джузеппе де Фабри, 1833.

Изображение

Авторство статуи Мадонны тоже известно - это Лоренцетто.

Изображение

А чей бюст должен быть установлен рядом?

Изображение

В подписи к фото записано:
Могила Рафаэля и Марии Биббиены в Пантеоне

Но почему нет ее бюста в пустой нише? Информацию об этом я тоже нигде не нашла. Хотя кое-какие исторические иллюстрации к трансформации захоронения нашлись.

Изображение
Но здесь бюсты совсем другие. :roll:

Подпись к картине гласит: Франческо Диофеби. Родился в 1781 году. Умер в 1851 году
. Открытие могилы Рафаэля в Пантеоне. 1833
Холст, масло. 54,9 х 70,0 см,
Музей Торвальдсена , 1836 , Копенгаген


Художник эпохи Возрождения Рафаэль был культовой фигурой в 19 веке, и некоторая неопределенность относительно того, где действительно был похоронен знаменитый художник, привела к открытию его предполагаемой гробницы в Пантеоне 14 сентября 1833 года. Было приглашено 75 выдающихся деятелей. В качестве судей выступали представители искусства, Церкви, города Рима и, самое главное, медицины. Торвальдсен, естественно, был среди художников, фигура с белыми волосами за сидящим папским представителем, кардиналом Викарио Зурла. Как следует из картины, гробница, как оказалось, содержала скелет,

Изображение

Джамбаттиста Борани
После рисунка Винченцо Камуччини
«Скелет Рафаэля на открытии его гробницы»
в. 1833, литография. 380 х 505 мм


Гробница Рафаэля в церкви Санта-Мария-делла-Ротонда (Пантеон) в Риме была открыта в сентябре 1833 года для того, чтобы увидеть, не поврежден ли его скелет в гробу. Была старая история о том, что черепа художника эпохи Возрождения не было в могиле. Скелет был цел, и художнику Винченцо Камуччини было предоставлено исключительное право изобразить весь процесс открытия и закрытия гробницы. Он сделал это на нескольких рисунках, которые позже были превращены в литографии Джамбаттисты Борани...


Чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, приведу фото красивого памятника на родине художника в Урбино.
Изображение

А по Пантеону удалось найти описание только еще одного захоронения.
Изображение

Здесь находятся усыпальницы венценосных особ из Савойской династии. Одним из первых в Пантеоне был похоронен первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II Савойский — великий борец за единство своей страны, о чём говорит надпись на его надгробии: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества). Здесь же находится гробница его сына и преемника, короля Умберто I с супругой Маргаритой.

Его я тоже успела посмотреть, но голос в мегафон уже вещал о том, что храм закрывается и посетители должны его покинуть. Сейчас нашла информацию о двух близких по времени сроках закрытия: 19.15 и 19.30. Вышла я оттуда в 19.25.

Мне явно не хватило времени, чтобы спокойно побыть там, но все-таки это лучше, чем было в апреле 2010 года, когда даже походив вокруг около часа, внутрь я так и не попала. Фото той прогулки вокруг Пантеона покажу позже.

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

В декабре я покинула Пантеон в темноте и площадь Ротонды была освещена неярко. Фото получилось совсем блеклое.

Изображение

Зато очень яркие сохранились воспоминания о посещении пьяцца делла Ротонда, пусть и десятилетней давности. Апрель 2010 года - Пантеон вынырнул неожиданно из-за слоника Бернини.

Изображение

Видимо, тогда я обошла Пантеон вокруг, даже хорошо рассмотрела кусочек облицовки. Видимо о ней такие строки:
Стены храма были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами.

Изображение

Изображение

Со временем уровень земли вокруг Пантеона повысился, и сейчас храм находится в неглубокой впадине. Насколько повысился видно на этом моем фото.

Изображение

А внутреннее пространство удалось увидеть только в приоткрытые массивные двери


Изображение

Каждая колонна, высеченная из красного и серого гранита, весит 60 тонн и увенчана мраморными капителями. Высота колонны 11,9 м, диаметр – 1,5 метра. 2000 лет назад их вывезли из Египта. От карьера, где их вырубали, тащили волоком на деревянных санях 100 км до Нила. Когда нильская вода поднималась, груз помещали на баржи и отправляли вниз по течению. Через Средиземное море колонны прибывали в римский порт Остия, откуда на баржах по Тебру доставлялись в Рим. Первоначально со всех сторон храм обступала протяженная колоннада, и люди, глядя на внушительные габариты сооружения, трепетали.

Изображение

Зато площадь предстала не только во всей красе, но и с антуражем

Изображение

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан (La Fontana di piazza della Rotonda). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта

Изображение

Изображение

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду — один из символов все того же Климента XI.


Изображение

Изображение

Очень мне понравились детали этого фонтана, особенно вот эти обезьяны (?) которые мне напомнили похожие ( или нет?) около храма Аннунциата во Флоренции. Их отдельного описания мне не попалось, но на фото запечатлела.

Изображение

Не удержалась и сама отметиться в этом знаковом месте.

Изображение

10 лет назад я была значительно бодрее, так как оттуда еще отправилась к храму Трастевере, где также есть замечательный фонтан. Но сейчас речь не о нем, а о площади делла Ротонда.

Изображение

Изображение

Попрощалась с фонтаном на ней и наполовину закрытым лесами фасадом Пантеона

Изображение

Изображение

Так что десять лет назад я хорошо посмотрела площадь, а в в декабре прошлого года побывала с кратким визитом в самом Пантеоне.

Все как в анекдоте времен перестройки: Дорогие гости! Если руки будет мыть с мылом, то чай пить - без сахара".

Кто помнит - тогда были талоны и на мыло, и на сахар, и то, и другое приходилось вынужденно экономить.

Правда карантина все-таки не было. ;)

Аватара пользователя
jlena@
Сообщения: 5807
Зарегистрирован: 21 май 2016, 18:42
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение jlena@ »

Можно я добавлю пару фотографий фонтана, уж очень мне нравится выразительность мордашек :)

Изображение
Изображение

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Мне все не давала покоя фигура, как я его для себя назвала - монстрика на фонтане.

Изображение

Не поленилась и все-таки нашла фото, как мне показалась его собрата - или кузена, :P даже двух сразу ( жаль, что не могу отсоединить правое фото) с площади Анунциата во Флоренции.

Изображение

Сходство отдаленным оказалось, а описание и вовсе различным.

Про фонтан на пьяцца делла Ротонда нашлись более подробные описания истории его появления.

Изображение

До 1575 года скромный фонтанчик установленный перед колоннадой Пантеона и собранный из античный развалин - двух порфировых львов и двух ванн, найденных и перемещённых из храма Изиды и Серапида. Эти артефакты незадолго до осуществления нового проекта были удалены, а скульптуры львов, кстати, пошли на декор для другого монументального и помпезного фонтана - фонтан Моисея.

Изображение
В 1575 году по заказу папы Грегория XIII-го архитектором Джакомо делла Порта был спроектирован элегантный фонтан. Новый проект осуществил скульптор Леонардо Сормани. На то время вид фонтана был несколько скромнее и представлял собой фигурный бассейн из африканского тускло-серого мрамора приподнятого на ступени, центр бассейна украшала фигурная мраморная чаша из которой вверх била струя воды.

Изображение

Чуть позже для придания фонтану более внушительного и изысканного вида, по краю его бассейна были установлены четыре скульптурные композиции представляющие гротескные маски в окружении довольно свирепого вида дельфинов.Обратная сторона этих композиций обозначилась изображениями драконов - геральдическим символом папы Григория XIII-го Бонкомпаньи.

Изображение

Итак, по описанию с сайта
https://www.liveinternet.ru/users/sprato/post359375488/
это драконы, но почему на моем фото виден какой-то раздвоенный хвост напоминающий с обращенной к нам стороны русалочий. :roll: ( первое фото в этом сообщении).

Далее переделки скорее касались центральной части фонтана


Изображение

В 1711 году папа Клемент XI-й решил улучшить вид фонтана, пригласив для этого архитектора Филиппо Бариджони и поручив ему вписать в новый фонтан древний египетский обелиск. Вдохновленный фонтаном "Четырех рек" Бернини, архитектор удаляет мраморную чашу, а вместо неё возводит травертиновый постамент с имитацией скал вокруг него и украшенного дельфинами.


Изображение

На площади Ротонда, как и на большинстве других площадях Рима того времени располагались рынки. Здесь торговали овощами, фруктами, а также рыбой, и торговцы активно использовали бассейн фонтаны для своих нужд, в том числе и для хранения рыбы. Это не самым благоприятным образом сказывалось на внешнем виде величественного фонтана. Во время реконструкции площади, предпринятой при папе Пие VII-м была предпринята попытка перевести торговцев, чьи палатки доходили до самых колонн Пантеона, в соседние с площадью районы. Однако, привыкших к насиженному месту торговцев не пугали даже назначенные крупные штрафы, и они снова возвращались на площадь Ротонда. Только в 1847 году площадь избавилась от лотков, а фонтан от загрязнений. Тем не менее, фонтан всё же был огорожен железной оградой, которую удалили лишь в 1928 году.

А теперь сравните два последних фото. На одном над Пантеоном видны так называемые "ослиные уши", а на втором их нет. Все наверное знают эту малоприятную историю, отношение и самое прямое к которой имеет мой любимец Бернини? Но об этом в следующем сообщении, а пока закончим со скульптурами.


Во время реставрации фонтана в 1880-х годах оригинальные мраморные скульптуры были демонтированы, их заменили копии, изготовленные Луиджи Амичи, а оригиналы отправлены в Музей Рима находящийся в палаццо Браски. Несколько реставраций были осуществлены и в последующем веке, и на сегодняшний день фонтан выглядит вполне ухоженным.

И вот описание, раз уж я их упомянула, о скульптурах с фонтана во Флоренции.

В самом начале XVI-го века в тосканском порту Ливорно был установлен памятник в честь Фердинанда I-го Медичи. Обогатить пространство вокруг монумента решено было фонтанами, разработать проект которых поручили скульптору Пьетро Такка. В 1627 году он вместе со своими учениками Бартоломео Сальвини и Франческо Мария Бандини приступил к работе. Из-за загруженности мастера на других многочисленных проектах понадобилось чуть более десяти лет прежде чем фонтаны были готовы, однако, скульптору так и не удалось увидеть их в действии. Пьетро Такка скончался в 1640 году, а фонтаны, после этого так и не дошедшие до Ливорно, на следующий год были установлены на площади Сантиссима Аннунциата.

Изображение

Фонтан полностью посвящён морской тематике, так как планировался для установки в приморском городе. Помимо скульптур затейливых морских чудовищ он украшен гирляндами с изображением раковин и крабов.

Итак, в Риме драконы, а во Флоренции морские чудовища. И все-таки мне они показались похожими. ;)

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Подробностей с историей строительства колоколен на Пантеоне под руководством Бернини я что-то пока не нашла. Есть только такое упоминание:

неудачные колокольни Пантеона, которые в народе прозвали ослиными ушами. Он соорудил их в 1627 году в качестве компенсации за снятую с Пантеона бронзу. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика.


Изображение

Их снесли уже в 19 веке, спустя почти 200 лет.

А была ведь еще одна неудачная попытка с колокольней.

К концу правления Урбана VIII Бернини впадает в немилость. Поводом снова стала неудачная попытка построить колокольни (кампанилы), в этот раз - над фасадом собора св. Петра. Была построена только левая, которая тут же дала трещины.

Попалось и более подробное описание истории этих колоколен.

Еще в 1612 году папа Павел V решил, что фасад собора с обеих сторон должны увенчать две колокольни, которые созывали бы верующих на службу. Предшественник Бернини Карло Мадерна спроектировал две скромные колокольни высотой в один ярус. Но когда в конце 1630-х годов к проекту приступил Бернини, его воображению стали рисоваться более величественные сооружения. С обычной оглядкой на Микеланджело он объявил, что его трехъярусные колокольни будут возвышаться на шестьдесят метров над их основанием и станут существенным элементом облика собора. По весу они в шесть раз превышали колокольни Мадерны, а между тем почва под собором была болотистой и ненадежной, и к тому же Бернини торопился с постройкой, так как должен был завершить работу к 29 июня 1641 года, празднику святых Петра и Павла.

Изображение
Неизвестный автор. Собор Святого Петра с колокольней Бернини. Ок. 1635. Фреска.

Возведение одной из башен собора было отменено, работа над другой, доведенной уже до верхнего яруса, приостановлена – частично из-за нехватки средств. К концу 1645 года на фасаде собора имелось уже три трещины. Они вроде бы не создавали угрозы обрушения колокольни или тем более всего здания, но репутация Бернини была погублена. Оправдаться перед комиссией ему не дали. 26 февраля 1646 года было провозглашено решение папы: построенную башню разобрать, камень сохранить для строительства другой колокольни, спроектированной более грамотно.

Разборка башни заняла одиннадцать месяцев. Бернини, несмотря на свою неудачу, остался архитектором собора и, проходя мимо здания, наверняка слышал шум работ, видел вороты и лебедки, наваленные на крыше колонны и капители.


Получается, что эти колокольни были разобраны быстро, они простояли гораздо меньше времени, чем те, которые были установлены на Пантеоне.

Так что с колокольнями Бернини явно не везло. :roll: :!: :|

Но как хороша его идея колоннады Собора Святого Петра, так что архитектором он был все же прекрасным.

Коротко о его последних днях.

Сердце Бернини перестало биться 28 ноября 1680 года. Восемьдесят два года жизни, восемь пап, которых ему удалось пережить, сотни учеников и миллионы поклонников - это немалое все, что успел заработать великий Джан Лоренцо.

Барокко, казалось, умерло вместе с его создателем. Но Рим ощутил второе дыхание. Столица барокко жива. Есть экскурсия "Бернини в Риме".

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

Только я подумала,что пора заканчивать с Пантеоном, как оказалось, что он "не хочет" меня отпускать. :roll:

Сначала попалось печальное напоминание о сегодняшней ситуации в Риме.
На сайте https://39rim.ru/koronavirus-v-rime.html, который не дает копировать свои сообщения, сказано, что в 18 часов в Риме отключают уличное освещение,и Пантеон выглядит - термин решила изменить - грустно, а одинокие прохожие якобы выныривают из-за угла с фонариками...

Нам такое даже трудно себе вообразить, но карантин там с 9 марта...

Но есть и приятное сообщение от Snusnumrik
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=10 ... start=5240
почувствовали, что-то изменилось вокруг. Знаете, вот это избитое выражение "витает в воздухе". В нем витала Жизнь. Может быть, дело было в том, что мы прошли как раз мимо цветочного рынка, который вновь открылся? Вокруг стоял запах роз, а у входа, держа дистанцию, ждали люди.

Черт, если мы начинаем покупать цветы, то все точно скоро наладится!!!

Набрали воды, и неподалеку от источника нас накрыло дождем. Спрятались под деревом, переждали, двинули дальше - и снова! К частью, во второй раз дождь нас поймал прямо около пиццерии - и она была открыта! Вот эти, крошечные, которые продают на вынос... Продавец объяснил, что им пока запретили готовить обычный ассортимент, есть только белая и маринара - самая простая, с помидopным соусом и оригано сверху.

Какое нечеловеческое, забытое за полтора месяца счастье - пообедать с другом не дома!

Мы стояли под крышей подъезда и ели самую скромную и самую вкусную в мире пиццу, а сверху на мир лились потоки дождя. И он нам подарил лишние полчаса на свободе - ну и впрямь, нельзя же возвращаться домой без зонта, а вышли мы как раз без него..

Переждали и потопали домой обратно по узеньким цветущим улочкам.

Свобода... Уже совсем скоро. Мы надеемся и верим, что у нас опять будет наша нормальная жизнь.


Ну а мне пришел "привет" от Пантеона - неожиданно открылся сайт, на котором есть полное описание его капелл. Так что решила дополнить свой рассказ о нем новой информацией и фото. :)

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сочетание несочетаемого: Вена и Рим в одной поездке с 9 по 16 декабря 2019

Сообщение litmenu »

А еще, 21 мая у Рима был День Рождения! Я в тот день не писала сообщения в свой отчет, так что поздравляю всем нами любимый город с опозданием.Скорейшего ему возвращения в то состояние, которое мы все хорошо помним.

Итак, схема Пантеона и описание его капелл.

Изображение

От входа идем налево против часовой стрелки.

Изображение

В первой нише слева [2] от входа находится полотно "Успение девы Марии", написанное в 1638 г. Андреа Камасси.
Изображение

Часовня Святого Иосифа в Палестине [3] является часовней братства Ценителей искусства в Пантеоне, сформированного в 1542 году из лучших художников, архитекторов и музыкантов Рима (виртуози). Эта организация существует до сих пор под названием "Папская академия литературы и изящных искусств" и располагается во дворце Канчеллерия. В этой часовне стоит алтарь, покрытый искусственным мрамором, на котором установлена статуя Святого Иосифа с младенцем Иисусом скульптора Винченцо де Росси. По обеим сторонам от неё висят картины, написанные одним из виртуози Франческо Коцца в 1661 году: "Поклон пастухов" слева и "Поклон волхвов" справа. Лепной рельеф слева - "Сон Святого Иосифа" Паоло Беналья, рельеф на противоположной стене - "Отдых во время бегства из Египта" Карло Мональди. Во втором ряду висят картины XVII века (слева направо): "Кумская сивилла" (Людовико Джиминьяни), "Моисей" (Франческо Роза), "Отец Вечный" (Джованни Перуццини), "Давид" (Луиджи Гарци) и "Эритрейская сивилла" (Джованни Андреа Карлоне).
Изображение


Во второй нише установлена статуя св. Агнессы [4] работы скульптора Винченцо Феличи (XVIII век). Бюст слева - портрет архитектора и живописца Бальдассаре Перуцци, созданный на основе гипсового портрета работы Джованни Дюпре.[/i
Изображение

Вторая часовня слева изначально была посвящена св. Михаилу Архангелу, затем перепосвящена св. Апостолу Фоме [5]. Сейчас в ней похоронен король Италии Умберто I и его жена Маргарита Савойская. По легенде, в 1889 году королева поучаствовала в разработке рецептуры пиццы "Маргарита" в цветах итальянского флага (белый - моцарелла, красный - помидоры и зелёный - базилик). Начал строительство этой гробницы архитектор Джузеппе Саккони, а завершил после его смерти его ученик Гвидо Чирилли. Она представляет собой выгнутый по форме ниши большой позолоченный бронзовый лист, в который встроена алебастровая плита. На фризе справа и слева стоят женские фигуры аллегорий: "Благородство" (Эудженио Макканьяни), и "Щедрость" (Арнольдо Дзокки). Между колоннами установлен алтарь с символами королевской власти, также созданный Гвидо Чирилли.
Изображение

Не могу не назвать сайт https://wokrug-sveta.livejournal.com/975046.html, с которого беру фото и сведения. Даже по захоронению Рафаэля там есть дополнительная информация.


Изображение
Общий проект портика (6) был разработан Антонио Муньосом в 1811 г. Невеста Рафаэля Мария Биббьена похоронена справа от его саркофага. В нише над захоронением установлена статуя женщины с ребёнком, известная как Мадонна-дель-Сассо (Богородица Скалы), поскольку одной ногой она опирается на валун. Рафаэль заказал её венецианцу Лоренцо Лотто в 1524 году. Справа и слева от статуи сделаны две небольшие ниши, в одной из которых стоит бюст Рафаэля, созданный Джузеппе Фабрисом в 1833 г. Здесь же установлены две мемориальных таблички в память о Марии Биббьене и о художнике Аннибале Карраччи, которого похоронили здесь в 1609 году.

Часовня Распятия [7] не отделана мрамором, как остальные, поэтому в ней видна римская кирпичная стена. На алтаре в центре стоит большой деревянный крест с распятием, сделанные в XV веке. На левой стене висит картина "Схождение Святого Духа" (Пьетро Лабруци, 1790), а на правой стене установлен небольшой бюст кардинала Агостино Риварола. Ранее на правой стене можно было увидеть барельеф "Кардинал Консалви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращенных Святому Престолу", созданный датским скульптором Бертелем Торвальдсеном в 1824 г.
Изображение

Правее часовни Распятия в нише [8] стоит статуя св. Евазия (Франческо Модерати, 1727).
Изображение

Главный алтарь [9] и апсида были заказаны папой Климентом XI и спроектированы Алессандро Спекки.
Изображение

В нише справа от главного алтаря [10] стоит статуя св. Анастасия, созданная в 1725 г. Бернардино Каметти.
Изображение

В третьей справа часовне [11] вывешена картина XV века умбрийской школы "Милосердная Мадонна между св. Франциском и св. Иоанном Крестителем". Она также известна как "Огороженная Мадонна", потому что первоначально была установлена в нише с левой стороны портика, где была защищена решеткой. Затем картину перенесли в Часовню Благовещения, и только в 1837 году она заняла свое нынешнее положение. На правой стене находится холст неизвестного художника 1750 года "Император Фока, передающий Пантеон Папе Бонифацию IV". Бронзовая эпиграмма благодарит папу Климента XI за восстановление святилища.
Изображение

В третьей справа нише [12] установлена скульптура Лоренцо Оттони "Святая Анна и Пресвятая Богородица".
Изображение

Об этой капелле я ранее писала, но здесь есть дополнительные сведения о ней.

В второй справа часовне [13] находится гробница первого короля единой Италии Виктора Эммануила II. Первоначально капелла была посвящена Святому Духу. После принятия решения о захоронении короля конкурс на выполнение работ выиграл Манфредо Манфреди и начал работать в 1885 году. Гробница состоит из большой бронзовой мемориальной доски, увенчанной римским орлом и гербом Савойской династии. Золотая лампа над могилой горит в честь Виктора Эммануила III, который умер в изгнании в 1947 году.
Изображение

В нише фреска XV века тосканской школы, изображающую Коронование Девы [14].
Изображение

Часовня Благовещения [15], в которой центральное место занимает фреска "Благовещение", приписываемая Мелоццо да Форли. Слева - полотно Клемента Майоли (1645-1650), изображающее св. Лаврентия и св. Агнесу. Справа - "Неверие апостола Фомы" кисти Пьетро Паоло Бонзи, написавшего картину в 1633 г.

Изображение

Изображение

И ангелы, выполненные учениками Бернини.
Изображение

Изображение

В нише находится двойная фреска "Пояс Богоматери" и "Cв. Николай Бари", написанная неизвестным художником в 1686 г. [16].
Изображение

Итак, виртуально я "обошла" все капеллы по кругу. Когда-нибудь обязательно сделаю это вживую. Очень понравилось "Благовещение" - жаль не было времени его рассмотреть в декабре.

Ответить