Петра.Сокровищница.
Мы провели возле Сокровищницы (Эль- Хазны )- героини фильма о похождениях Индианы Джонса ( где я впервые и увидела это розовое чудо), не знаю сколько времени.
Я рассматривала детали и издали в бинокль и,подходя на близкое расстояние.
А в голове не укладывалось, неужели это творение рук человеческих во времена, когда не было таких технических и технологических достижений, какие имеем мы в современном мире.
Бесспорно, Сокровищница является примером величайшего мастерства древних зодчих, ими была продумана каждая деталь и процесс постройки.
Строили Эль-Хазну (уже даже провели испытания и доказали) сверху вниз – как все вырубаемые в скале здания. У строителей не было права на ошибку, поскольку восстановить неверно отколотый кусок было невозможно.
С какой именно целью в I в. н.э. в скале был вырублен храм, высота которого составила 40 м, а ширина – 25 м, до конца непонятно, хотя гипотезы, конечно, существуют.
Почему Казна? Арабы называют этот храм Эль-Хазне, что буквально означает "хранилище". Отсюда потом произошло и русское слово "казна". А вот точное назначение сооружения до конца не выяснено. Есть предположение, что первоначально это был храм богини Исиды.
А одна из наиболее вероятных версий говорит о том, что Эль -Хазна является гробницей набатейского царя Арефа IV Филопатриса, одного из великих царей набатейцев.( мне эта версия нравится).
В оформлении храма видно влияние архитектуры Греции и Рима. Здесь и греческая богиня Ника и воинственные амазонки, два кентавра, и даже скульптура египетского бога-орла Гора, уносящего души умерших.
Мы видим и рельефные изображения братьев-близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка, один из которых был смертным, а другой бессмертным, так изображалось чередование жизни и смерти.
А, главное, все гармонично и потрясающе красиво
И хочется бесконечно фотографировать и Храм и друг друга на его фоне…
А ещё хочется отдать должное великому швейцарскому авантюристу путешественнику Иоганну Людвигу Буркхарду,который, чтобы лучше изучить местные обычаи, сам стал "бедуином" - изучил язык, отпустил бороду даже взял псевдоним Ибрагим ибн Абдалла и только тогда он смог попасть в эти края и в 1812 году открыть для нас это чудо после многих лет забвения.
На цветной гравюре по рисунку шотландского художника- путешественника Девида Робертса (1849) видно состояние гробницы на тот момент. Очень хорошо можно разглядеть все барельефы, до нашего времени они дошли не в такой сохранности. А вот колонны, наоборот, выглядят гораздо хуже, чем сейчас. ( одна так вообще отсутствует).
Но почему- то нигде я не смогла найти информацию о реставрации: кто, где и когда? Очень бы хотелось узнать.
Загадки и тайны… тайны и загадки..
А это всегда привлекает.Меня привлекает точно!
.
Войти вовнутрь сейчас нельзя: перекрыто, да и видны следы раскопок, закрытые решеткой.
Еще совсем недавно весь мир был уверен, что знаменитый фасад Хазны состоит из двух уровней. И лишь летом 2006 года ученые начали копать вглубь. И выкопали под фасадом еще один этаж. Вместо того чтобы дать ученым ключик к разгадке, откопанный подземный фасад Эль-Хазны ясно дал понять лишь одно: Петра все еще таит в себе множество тайн….(попозже в рассказе о музее поведаю о ещё одной находке)
Интересно, а что привлекает этого красавца, который разрешил себя запечатлеть ?!
Обычно туристические группы успевают дойти лишь до Эль-Хазн, и вынуждены, из-за недостатка времени, уходить или уезжать, тратя кучу времени на ожидание в очереди на дорогущие машинки.( цена и очередь в 100 человек меня просто шокировали).
Но Эль-Хазна- лишь начало. Отправимся дальше насколько хватит сил и времени посмотреть на город набатеев.