История неаполитанского презепе очень долгая. Ещё во времена Древнего Рима, жители приносили в местный храм глиняные фигурки в качестве даров тогдашним святым. Храм стоял как раз на сегодняшней улице Сан Грегорио Армено. Вокруг храма размещались лавочки мастеров и разворачивалась бойкая торговля статуэтками.
По другой версии, в честь праздника Сигиллария люди покупали глиняные фигурки — «сигиллы», олицетворяющие их умерших родственников (пенатов). Фигурки дарили друзьям и знакомым, в основном детям. Дети ставили сигилл в специальных нишах. В канун праздника вся семья собиралась перед нишами, расставляя там вино и угощения для своих предков. На утро вино и закуска чудесным образом исчезали, но рядом с фигурками, появлялись подарки, как бы преподнесенные в праздничную ночь предками хозяев дома. Праздник проводился в 20-ых числах декабря. В общем-то полная аналогия современным новогодне-рождественским традициям.
С приходом христианства, древняя традиция трансформировалась в культ новых святых, а фигурки так и продолжали изготавливать, устраивать из них сценки и дарить друг другу теперь уже на Рождество Христово.
По общепринятой версии первое «современное» презепе устроил Святой Франциск Ассизский в городке Греччо в 1223 году. Затем эта традиция постоянно развивалась. Презепе разыгрывались вживую, либо изготовлялись в самых разных масштабах из дерева, глины, воска, папье-маше и прочих подручных материалов.
Очередной бурный всплеск этого увлечения возник в Неаполе с приходом нового короля Карла Бурбона в 1735 году. Карл заказывал местным мастерам новое презепе на каждое Рождество. Постепенно увлечение короля передалось наполитанской аристократии и началось натуральное соревнование: чьё презепе окажется лучше, больше и шикарней остальных. Главные герои оказались одеты в роскошные придворные костюмы XVIII века, Мария и Иосиф превратились фактически в королеву и короля.
Со временем число всевозможных персонажей презепе выросло настолько, что строились целые кукольные города со всеми категориями населяющих их людей и животных. Дома итальянской архитектуры с базарами, мельницами, мастерскими, мостами, фонтанами, античными руинами и тысячами мелких деталек изображали как-бы… «маленькую пещеру» в сирийской пустыне. Из всех исторических участников наверное только овцы, козы, да младенец Иисус сохранили свой первоначальный облик. Разве что Иисус превратился в блондина с золотыми локонами.
Люди на Грегорио Армено иногда обманчивы. Те, что кажутся людьми, оказываются фигурками из презепе. А те, что кажутся фигурками, вдруг могут неожиданно ожить и нервно закурить.
Слово «тесно» не может правильно передать атмосферу этой улицы. Там необыкновенно тесно. А при наличии всех типов итальянских прилипал, невольно хватаешься за карманы. Продавцы попугайчиков почему-то особо настырны, лезут в наглую.
Неаполитанское презепе уже давно вышло за рамки библейских сюжетов. Мастерам было скучно лепить одно и то же и они стали добавлять в свой репертуар фигурки известных людей. В Наполи даже родилась поговорка, точно не помню, но что-то вроде «Вечером человек в теленовостях, а утром в презепе на Грегорио Армено».
В основном изображаются местные знаменитости, но некоторых узнавала и я. Берлускони конечно… Иногда целые отряды Берлускони в различных позах. Папы римские, тоже стоят стройными рядами. Ангела Меркель, голый принц Гарри и его бодрая бабуля в шляпке. Нельсон Мандела, Барак Обама, Каддафи… Всевозможные телезвездульки в мини-юбках или без них. Очень много футболистов.